Научная статья на тему 'Проблема регулирования трансграничных загрязнений в контексте современного состояния экономического развития мировых держав'

Проблема регулирования трансграничных загрязнений в контексте современного состояния экономического развития мировых держав Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
505
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ / УРОВЕНЬ ЭКОЛОГИЗАЦИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА / CROSS-BORDER POLLUTION / GREENING / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанесян М. К.

В статье показана повышающаяся актуальность регулирования проблемы трансграничных загрязнений в современном мире, предлагается авторский подход к ее регулированию на основе показателя уровня экологизации производственной сферы сопряженных территорий, включающий метод расчета данного показателя и схему субъектно-объектного взаимодействия различных заинтересованных сторон при решении трансграничных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem on long-range in the context of modern economic development world powers

This article shows the increasing relevance of management problems of transboundary pollution in the modern world, are invited to an author's approach to its management on the basis of the level of integration production territories, including the method for calculating this indicator and a subject-object interaction between different stakeholders in addressing transboundary issues.

Текст научной работы на тему «Проблема регулирования трансграничных загрязнений в контексте современного состояния экономического развития мировых держав»

ПРОБЛЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ

АФАНЕСЯН М.К.,

ассистент, Пятигорский государственный технологический университет, 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. 40 лет Октября, д. 56

В статье показана повышающаяся актуальность регулирования проблемы трансграничных загрязнений в современном мире, предлагается авторский подход к ее регулированию на основе показателя уровня экологизации производственной сферы сопряженных территорий, включающий метод расчета данного показателя и схему субъектнообъектного взаимодействия различных заинтересованных сторон при решении трансграничных проблем.

Ключевые слова: трансграничные загрязнения; уровень экологизации; производственная сфера.

This article shows the increasing relevance of management problems of transboundary pollution in the modern world, are invited to an author's approach to its management on the basis of the level of integration production territories, including the method for calculating this indicator and a subject-object interaction between different stakeholders in addressing transboundary issues.

Keywords: cross-border pollution; greening; production.

Коды классификатора JEL: Q52, Q56, Q58.

В тот момент, когда пишется настоящая статья, весь мир завороженно следит за развитием событий на атомной электростанции «Фукусима-1» в одной из ведущих мировых держав, экономика которой по объему занимает третье место в мире, — Японии. В результате серии взрывов, произошедших на энергоблоках электростанции, были физически разрушены стенки контейнера ядерного реактора, что привело к выбросу в атмосферу радиоактивных изотопов. Вслед за сообщениями об утечке радиации власти призвали людей, живущих в пределах 20-30 километров от «Фукусимы-1», эвакуироваться либо запереться в помещениях. Появились сообщения о значительном превышении допустимых норм радиации в атмосфере в районе города Сайтама близ Токио — в 250 километрах от района аварии.

Хотя, по мнению экспертов МАГАТЭ, сценарий повторения аварии, подобной Чернобыльской, на атомной электростанции «Фукусима-1» невозможен, аварии уже присвоен уровень опасности — 6 из 7-ми возможных. Это, в частности, означает, что авария уже не носит локальный характер, специалисты атомной электростанции «Фукусима-1» не контролируют ситуацию, а в атмосферу выбрасываются и разносятся воздушными потоками элементы радиоактивного распада. Тем самым, авария носит ярко выраженный трансграничный характер.

Объемы же эколого-экономического ущерба, обусловленные последствиями техногенных аварий и катастроф, могут быть поистине гигантскими.

Так, в результате аварии на Чернобыльской АЭС, загрязнению подверглось более 200 000 км2, примерно 70% — на территории Белоруссии, России и Украины. Радиоактивные вещества распространялись в виде аэрозолей, которые постепенно осаждались на поверхность земли. Благородные газы рассеялись в атмосфере и не вносили вклада в загрязнение прилегающих к станции регионов. Загрязнение было очень неравномерным, оно зависело от направления ветра в первые дни после аварии. Наиболее сильно пострадали области, в которых в это время прошел дождь. Большая часть стронция и плутония выпала в пределах 100 км от станции, так как они содержались в основном в более крупных частицах. Йод и цезий распространились на более широкую территорию.

© М.К. Афанесян, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

20 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе в результате взрыва и последующего пожара затонула платформа Deepwater Horizon компании ВР. В катастрофе погибли 11 человек. Экологический ущерб стал рекордным в истории США. Из поврежденной скважины в море вылилось приблизительно 780 млн л. нефти. Ликвидация аварии потребовала беспрецедентных технических усилий. Специалисты компании неоднократно пытались ликвидировать утечку нефти и лишь в августе удалось зацементировать аварийную скважину. Работы по ликвидации последствий аварии и связанные с ней потери обошлись компании примерно в 4 млрд дол. Страховые компании США оценивают убытки от взрыва буровой вышки Deepwater Horizon и утечки нефти в Мексиканском заливе примерно в 10 млрд дол. [5].

Рассмотрение производственной сферы в целом в качестве источника трансграничного загрязнения, позволяет агрегировано подойти к проблеме его снижения. Такой «агрегированный подход» приводит к определению в качестве основного направления снижения трансграничного загрязнения, и разрешения возникающих эколого-экономических противоречий (как между заинтересованными сторонами трансграничного загрязнения, так и внутри социально-экономических и эколого-экономических систем стран-участниц), — экологизацию производственной сферы.

При этом, экологизация производственной сферы, по нашему мнению, должна рассматриваться как непрерывный процесс увеличения соотношения экологически чистых технологий и продукции в их общем количестве, что будет способствовать и общему снижению негативного воздействия на окружающую среду и трансграничного загрязнения.

Для учета уровня экологизации производственной сферы считаем целесообразным ввести специальный индекс, который позволит количественно оценить уровень экологизации производственной сферы конкретной территории (страны, региона, территории). Условно назовем его уровнем экологизации производственной сферы (далее, сокращенно, также — УЭПС).

Для начала целесообразно выяснить основные корреляции уровня экологизации производственной сферы с различными эколого-экономическими и социально-экономическими показателями. Очевидно, что уровень экологизации производственной сферы напрямую зависит от доли инвестиций в основной капитал, направленный на охрану окружающей среды, в общем объеме инвестиций в основной капитал. Снижению экологического ущерба окружающей среды, несомненно, способствует вторичное использование и обезвреживание отходов производства и потребления, что также должно влиять на уровень экологизации производственной сферы. Таким образом, уровень экологизации производственной сферы зависит от доли вторичного использования и обезвреживания отходов производства и потребления в общем объеме образования отходов производства и потребления.

Напрямую уровень экологизации производственной сферы зависит и от доли экологически чистой продукции в общем объеме произведенной на территории продукции (или, как альтернатива, — доля экологически чистых производственных фондов в общем объеме производственных фондов на данной территории). Уровень экологизации производственной сферы, таким образом, напрямую зависит от доли инвестиций в основной капитал, направленный на охрану окружающей среды, в общем объеме инвестиций в основной капитал, доли вторичного использования и обезвреживания отходов производства и потребления в общем объеме образования отходов производства и потребления, и доли экологически чистых производственных фондов в общем объеме производственных фондов на данной территории.

Немаловажным фактором в выборе показателей, характеризующих уровень экологизации производственной сферы, является их общедоступность (в Российской Федерации данные об этих показателях ежегодно публикуются в Статистическом бюллетене основных показателей охраны окружающей среды [7]).

Таким образом, оценить уровень экологизации производственной сферы можно, проведя расчеты на основании формулы:

УЭПС =(а *I + в *I л + с *I фоЛ)/3, (1)

' инвестиции отходы фонды ’ ' у

где: I инвестиции — доля инвестиций в основной капитал, направленный на охрану окружающей среды, в общем объеме инвестиций в основной капитал; I — доля вторичного использования и обезвреживания

I —I ' отходы П г с

отходов производства и потребления в общем объеме образования отходов производства и потребления;

I фшщы — доля экологически чистых производственных фондов в общем объеме производственных фондов на данной территории; a, b, с — соответствующие весовые коэффициенты (в общем случае влияние индексов на общую величину результирующего интегрального индекса может рассматриваться как одинаковое, в этом случает введение весовых коэффициентов не потребуется).

В настоящее время, в большей степени разработаны основы международного регулирования трансграничного загрязнения водных объектов, несколько в меньшей степени — трансграничных загрязнений атмосферы. В существенно меньшей степени (т.е. практически отсутствуют) — основы регулирования трансграничных загрязнений земельных и лесных ресурсов.

ПРОБЛЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ.

215

Основными причинами, препятствующими развитию взаимодействия в данных сферах регулирования трансграничных загрязнений (происходящих посредством атмосферы и почвенного слоя), является отсутствие прозрачной и не слишком дорогостоящей методической базы:

♦ Во-первых, для однозначного определения конкретного источника загрязнения (включая даже не столько конкретное предприятие, но и просто регион или государство, с территории которого осуществляется загрязнение). Различные попытки создания математических моделей [1, 8, 9], описывающих распространение загрязняющих веществ в атмосфере, а тем более в почвенном слое, на основе которых можно было бы сделать предположения о нахождении источника загрязнения, оперируют слишком большим количеством параметров и недостаточно точны, громоздки и требуют сбора огромного числа эмпирико-фактологических данных, что затрудняет их использование на практике.

♦ Во-вторых, для определения реального эколого-экономического ущерба, нанесенного данным видом загрязнения, а следовательно для обоснования возможной суммы компенсации со стороны страны (региона) — виновных в загрязнении. Несмотря на то, что само понятие экологоэкономического ущерба [6] имеет несомненную теоретическую и практическую значимость, поскольку позволяет оценить степень негативного воздействия экологических факторов на уровень экономического развития. В тоже время его использование для регулирования трансграничного загрязнения имеет ограниченный характер. Это связано не только с отсутствием единой целостной методики определения размера эколого-экономического ущерба (их достаточно много [2, 3, 4], однако отличаются они друг от друга лишь некоторыми нюансами, и в целом позволяют получить определенную, достаточно обоснованную величину). Самое главное препятствие — это чрезмерно большая величина такого ущерба, часто слишком большая, чтобы сделать реальной практическую возможность его компенсации.

Таким образом, мы приходим к тому, что регулирование проблемы трансграничных загрязнений оказывается в некотором тупике. В связи с чем, необходим новый подход, который, по нашему мнению, должен основываться не на определении конкретных источников загрязнения и связанных с ними размеров эколого-экономических ущербов, на основе которых определяются обязанности стороны-загрязнителя по его возмещению, а на априорном утверждении необходимости согласования заинтересованных сторон-участников в предупреждении и максимально возможном (как технико-технологически, так и финансово) снижении негативного воздействия конкретного субъекта производственной сферы на окружающую среду в каждой из стран-участниц, основанного на согласовании их природоохранных стратегий в части решения проблемы трансграничных загрязнений.

Для реализации такого согласованного механизма снижения трансграничного загрязнения необходимо обеспечить координацию основных институтов и структур, регламентирующих деятельность в сфере снижения трансграничного загрязнения и экологизации производственной сферы стран участниц (рис. 1).

На схеме, представленной на рис.1, приведена структура субъектно-объектного взаимодействия различных заинтересованных сторон в процессе регулирования трансграничного загрязнения производственной сферой на примере двух стран. В частности видно, что Международные общественные некоммерческие экологические организации, Международные финансовые институты, финансирующие мероприятия в сфере экологизации, энергоэффективности, модернизации производства, ООН (осуществляющая программы в сфере охраны окружающей среды), ЕС (осуществляющая программы в части гармонизации экологических стандартов и совершенствования природоохранного законодательства) взаимодействуют с органами власти стран-участниц регулирования трансграничного загрязнения производственной сферой окружающей среды, регламентирующих в своих странах деятельность в сфере снижения трансграничных загрязнений. Органы власти совершенствуют систему снижения негативного воздействия на окружающую среду от производственной сферы.

В свою очередь, мероприятия по совершенствованию системы снижения негативного воздействия на окружающую среду можно условно разделить на три основных этапа:

Разработка стратегии экологизации производственной сферы.

Разработка комплекса последовательных программ снижения негативного воздействия на окружающую среду в конкретной зоне проявления трансграничного загрязнения.

Согласование с региональными целевыми программами развития, реализуемыми соответствующими субъектами РФ, либо государственными целевыми программами, и определение режима софинансирова-ния проектов на нужды экологизации производства с федеральными и международными институтами.

Разумеется, регламентация деятельности предприятия со стороны органов власти в сфере снижения трансграничных загрязнений должна проводиться только по согласованию с программами развития конкретного предприятия. Органы власти стран-участниц регулирования трансграничного загрязнения в производственной сфере заключают с сопредельными государствами соглашения о сотрудничестве в области регулирования трансграничных загрязнений, что в конечном итоге, способствует снижению эмиссии трансграничного загрязнения.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

Междунар одные общественные некоммерческие экологические организации Международные финансовые институты, финансирующие мероприятия в сфере экологизации, энерг о эффективности модернизации производства ООН (программы в сфере охраны окружающей среды) ЕС (программы в части гармонизации экологических стандартов и с овершенствованих природоохранного законодательства)

зге

Совершенствование системы с гас* ? гаи негативного воздействих ка окр\-жаюш\то сред%-

-1І

Разработка стратегии экологизации

ПрОИ2ЕОЛСГЬЄННОЙ сферы -1-І-

Согласование с региональными целевыми программами рашпих. реализуемыми соответств'.тошими регионами субъектов, либо г ос V дарственными целевыми программами

Определение режима софннансироваких проектов на нужды экологизации производства с федеральными и международными институтами

Согліговїххє : лрзгріїсгя риюі лредлрхгли

хе:

Прі

сфера

Страны-учвсткнпы р ег V ліф о ваниа трансграничного загрязнена

Органы власти, регламентирующие деятельность в сфере снижения трансграничных игрххении

Разработка комплекса последовательных программ снижения негативного воздействия на окружаюшую среду в конкретной зоне проявления трансграничного загрязнения

Соглашены о сотрудэопестве 1 овластж ръгыфзша тркстршшз

Скзскеххе ш:зх трилриопксго :алшкеюи

Г,.....-ЧЛ

Органы власти, регламентирующие деятельность в сфере снижения трансграничных загрязнений

Совершенствование системы снижения негативного воздействия ка окр\-жаюпгло срезу

Разработка стратегии экологизации производственной сферы

Разработка комплекса последовательных программ снижения негативного воздействия на окружающую среду в конкретной зоне проявления трансграничного загрязнения

ззе;

Согласование с региональными целевыми программами развития, реализуемыми соответствующими регионами субъектов, либо г о с'•'дарственными целевыми программами

Определение режима с о финансирования проектов ***** нужды экологизации производства с федеральными и ме.». л'-народными институтами

Согакоинх*

■:про:?азвак

рзіапхЕ

прехтрхтсх

Рис. 1. Схема субъектно-объектного взаимодействия различных заинтересованных сторон регулирования снижения трансграничного загрязнения производственной сферой2

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов И.В., Беспалов М.С., Клочкова Л.В., Павлова Н.К, Сузан Д.В., Тишкин В.Ф. Сравнительный анализ некоторых математических моделей для процессов распространения загрязнений в атмосфере. Математическое моделирование. 1999. Т. 11. № 7.

2. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М.: Экономика, 1986.

3. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. М.: МПР РФ, 2007.

4. Методика определения предотвращенного экологического ущерба. М.: Госкомэкологии РФ, 1999.

5. Портал деловых и финансовых новостей MarketWatch // http://www.marketwatch.com/.

6. РюминаЕ.В. Оценка экономического ущерба от экологических нарушений // Проведение оценки воздействия на окружающую среду в государствах-участниках СНГ и странах Восточной Европы. М.: Государственный центр экологических программ, 2004. С. 33-40.

7. Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации // http://www.gks.ru.

8. СофиевМ.А., Софиева В.Ф. Оценка выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по данным моделирования и измерений. Математическое моделирование. 2000. Т. 12. № 4.

9. Щербаков А.Ю. Метеорологический режим и загрязнение атмосферы городов. Калинин: Изд-во КГУ, 1987.

2 Составлено автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.