Научная статья на тему 'Пути снижения трансграничных загрязнений в результате выбросов вредных веществ производственными предприятиями'

Пути снижения трансграничных загрязнений в результате выбросов вредных веществ производственными предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / TRANSBOUNDARY POLLUTION / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанесян М. К.

Проблема трансграничного загрязнения носит межрегиональный, и часто, международный характер. Основная сложность ее решения состоит в определении четкой, экономически обоснованной базы принятия решений, обеспечивающей достижения согласованности интересов различных сторон, участвующих в регулировании трансграничного загрязнения. Приоритетным направлением снижения трансграничного загрязнения является выработка стратегий снижения негативного воздействия на окружающую среду для каждой из стран-участниц конкретной зоны трансграничного загрязнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афанесян М. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to reduce cross-border pollution from emissions manufacturing plants

Transboundary pollution is intraregional, and often international in nature. The main difficulty of solving it is to define a clear, economically sound decision-making framework that ensures achieving consistency of interests of the various parties involved in the regulation of transboundary pollution. Priority of reducing transboundary pollution is to develop strategies to reduce the negative impact on the environment for each of the countries participating in a specific area of transboundary pollution.

Текст научной работы на тему «Пути снижения трансграничных загрязнений в результате выбросов вредных веществ производственными предприятиями»

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ПУТИ СНИЖЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

АФАНЕСЯН М.К.,

преподаватель,

Пятигорский государственный технологический университет,

e-mail: kuchurashca@rambler.ru

Проблема трансграничного загрязнения носит межрегиональный, и часто, международный характер. Основная сложность ее решения состоит в определении четкой, экономически обоснованной базы принятия решений, обеспечивающей достижения согласованности интересов различных сторон, участвующих в регулировании трансграничного загрязнения.

Приоритетным направлением снижения трансграничного загрязнения является выработка стратегий снижения негативного воздействия на окружающую среду для каждой из стран-участниц конкретной зоны трансграничного загрязнения.

Ключевые слова: трансграничное загрязнение; экология; инструменты экологического регулирования.

WAYS TO REDUCE CROSS-BORDER POLLUTION FROM EMISSIONS MANUFACTURING PLANTS

AFANESJAN M.K.,

lecturer,

Pyatigorsk State Technological University, e-mail: kuchurashca@rambler.ru

Transboundary pollution is intraregional, and often international in nature. The main difficulty of solving it is to define a clear, economically sound decision-making framework that ensures achieving consistency of interests of the various parties involved in the regulation of transboundary pollution.

Priority of reducing transboundary pollution is to develop strategies to reduce the negative impact on the environment for each of the countries participating in a specific area of transboundary pollution.

Keywords: transboundary pollution; ecology; environmental management tools.

JEL classification: Q56, Q57.

Проблема трансграничного загрязнения носит межрегиональный, и часто, международный характер. В связи с этим, основная сложность ее решения состоит в определении четкой, экономически обоснованной базы принятия решений, обеспечивающей достижения согласованности интересов различных сторон, участвующих в регулировании трансграничного загрязнения.

Для определения основных направлений формирования такой базы необходимо проанализировать, какие именно субъекты и институты участвуют в регулировании отношений, возникающих по поводу трансграничных загрязнений, с целью выявления «узких мест» их взаимодействия и разработки целостного механизма снижения трансграничного загрязнения.

Приоритетным направлением снижения трансграничного загрязнения является выработка стратегий снижения негативного воздействия на окружающую среду для каждой из стран-участниц конкретной зоны трансграничного загрязнения (Рюмина, 2004).

Основным источником трансграничного загрязнения в данном случае признается производственная сфера в целом, которая из всех возможных источников негативного воздействия на окружающую среду (личный и общественный транспорт, хозяйственно-бытовая деятельность) является наибольшим загрязнителем (в случае трансграничных загрязне-

© М.К. Афанесян, 2013

ний), поскольку характеризуется крупными объемами сбрасываемых в окружающую среду загрязняющих веществ, оказывающих сильное трансграничное воздействие, а также значительными по масштабам локализации и объемам экологоэкономического ущерба последствиями техногенных аварий и катастроф в случае их возникновения.

Объемы же эколого-экономического ущерба, обусловленные последствиями техногенных аварий и катастроф, могут быть поистине гигантскими.

Так, в результате аварии на Чернобыльской АЭС, загрязнению подверглось более 200 000 км2, примерно 70% — на территории Белоруссии, России и Украины. Радиоактивные вещества распространялись в виде аэрозолей, которые постепенно осаждались на поверхность земли. Благородные газы рассеялись в атмосфере и не вносили вклада в загрязнение прилегающих к станции регионов. Загрязнение было очень неравномерным, оно зависело от направления ветра в первые дни после аварии. Наиболее сильно пострадали области, в которых в это время прошел дождь. Большая часть стронция и плутония выпала в пределах 100 км от станции, так как они содержались в основном в более крупных частицах. Йод и цезий распространились на более широкую территорию (Экологический портал «Зеленая жизнь»).

20 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе в результате взрыва и последующего пожара затонула платформа Deepwater Horizon компании ВР. В катастрофе погибли 11 человек. Экологический ущерб стал рекордным в истории США. Из поврежденной скважины в море вылилось приблизительно 780 млн литров нефти. Ликвидация аварии потребовала беспрецедентных технических усилий. Специалисты компании неоднократно пытались ликвидировать утечку нефти и лишь в августе удалось зацементировать аварийную скважину. Работы по ликвидации последствий аварии и связанные с ней потери обошлись компании примерно в 4 млрд долл. Страховые компании США оценивают убытки от взрыва буровой вышки Deepwater Horizon и утечки нефти в Мексиканском заливе примерно в 10 млрд долл. (Портал деловых и финансовых новостей MarketWatch).

Рассмотрение производственной сферы в целом в качестве источника трансграничного загрязнения позволяет агре-гированно подойти к проблеме его снижения. Такой «агрегированный подход» приводит к определению в качестве основного направления снижения трансграничного загрязнения и разрешения возникающих эколого-экономических противоречий (как между заинтересованными сторонами трансграничного загрязнения, так и внутри социально-экономических и эколого-экономических систем стран-участниц) - экологизацию производственной сферы.

При этом, экологизация производственной сферы, по нашему мнению, должна рассматриваться как непрерывный процесс увеличения соотношения экологически чистых технологий и продукции в их общем количестве, что будет способствовать и общему снижению негативного воздействия на окружающую среду и трансграничного загрязнения.

Для учета уровня экологизации производственной сферы целесообразно ввести специальный индекс, который позволит количественно оценить уровень экологизации производственной сферы конкретной территории (страны, региона, территории), что сформирует основу для оценки эффективности мер в сфере экологизации, а также базу для сравнения отдельных территорий между собой. Условно назовем его уровнем экологизации производственной сферы (далее, сокращенно, также УЭПС).

Для начала целесообразно выяснить основные корреляции уровня экологизации производственной сферы с различными эколого-экономическими и социально-экономическими показателями.

Очевидно, что уровень экологизации производственной сферы напрямую зависит от уровня инвестиций в основной капитал, направленный на охрану окружающей среды.

Снижению экологического ущерба окружающей среды, несомненно, способствует вторичное использование и обезвреживание отходов производства и потребления, что также может дать представление об уровне экологизации производственной сферы. Таким образом, уровень экологизации производственной сферы зависит от уровня вторичного использования и обезвреживания отходов производства и потребления.

Напрямую уровень экологизации производственной сферы зависит также и от уровня экологически чистой продукции, произведенной на данной территории.

Уровень экологизации производственной сферы, таким образом, напрямую зависит от уровня инвестиций в основной капитал, направленный на охрану окружающей среды, уровня вторичного использования и обезвреживания отходов производства и потребления и уровня экологически чистой продукции, произведенной на данной территории.

Немаловажным фактором в выборе показателей, характеризующих уровень экологизации производственной сферы, является их общедоступность (данные об этих показателях ежегодно публикуются в Статистическом бюллетене основных показателей охраны окружающей среды (Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации)).

Таким образом, уровень экологизации производственной сферы стран-участниц (регионов-участников) можно оценить на основании следующей формулы:

о *U о *U + о УЭПС = 1 12 2 3 3 - (1)

где:

U - уровень экологизации инвестиций (определяемый как доля инвестиций в основной капитал, направленный на охрану окружающей среды, в общем объеме инвестиций в основной капитал);

и2 - уровень экологичности производственных процессов (рассчитываемый как доля вторично используемых и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме отходов и потребления);

U3 - уровень экологичности производимой продукции (доля экологически чистой продукции в общем валовом объеме продукции, произведенной на данной территории (ВВП, ВРП));

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

66

М.К. АФАНЕСЯН

ap a2, a3 - соответствующие удельные (весовые) коэффициенты, отражающие вес каждой составляющей в общем показателе уровня экологизации производственной сферы.

Расчет показателей Ut, U2, U3 должен осуществляться с учетом их нормирования по методу линейного масштабирования относительно стабильных референтных точек (максимального и минимального значений показателя для всех рассматриваемых территорий). Это обеспечит сопоставимость различных территорий (стран, регионов) и даст представление о реальном уровне экологизации их производственной сферы и динамике его (уровня) реального роста (снижения) для каждой конкретной территории.

Уровень экологизации инвестиций может быть рассчитан соответственно по формуле 2:

U _ Uii - Uimin ; (2)

1 Ui - Ui .

imax imin

где:

U1 - доля инвестиций в основной капитал, направленный на охрану окружающей среды, в общем объеме инвестиций в основной капитал г-той территориальной единицы;

U1min - фиксированная минимальная величина доли инвестиций в основной капитал, направленный на охрану окружающей среды, в общем объеме инвестиций в основной капитал для данного территориального сектора (например, региона, страны, мира);

U - фиксированная максимальная величина доли инвестиций в основной капитал, направленный на охрану окружающей среды, в общем объеме инвестиций в основной капитал для данного территориального сектора (например, региона, страны, мира).

Расчет уровня экологичности производственных процессов нами предлагается провести путем нормирования величины доли вторично используемых и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме отходов и потребления по методу линейного масштабирования. Это, так же, как и при расчете уровня экологизации инвестиций, позволит проследить динамику реального роста (снижения) доли вторично используемых и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме отходов и потребления каждой конкретной территории относительно стабильных референтных точек (максимального и минимального значений показателя для всех рассматриваемых территорий).

Уровень экологичности производственных процессов может быть рассчитан соответственно по формуле 3:

U _ U2i - U2min ; (3)

2 U2 - U2 .

2max 2 min

где:

U 2i - доли вторично используемых и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме отходов и потребления г-той территориальной единицы;

U 2mil - фиксированная минимальная величина доли вторично используемых и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме отходов и потребления для данного территориального сектора (например, региона, страны, мира);

U 2ma - фиксированная максимальная величина доли вторично используемых и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме отходов и потребления для данного территориального сектора (например, региона, страны, мира).

Расчет уровня экологичности производимой продукции нами предлагается провести путем нормирования доли экологически чистой продукции в общем валовом объеме продукции, произведенной на данной территории по методу линейного масштабирования.

Уровень экологически производимой продукции на данной территории может быть рассчитан соответственно по формуле 4:

U U3i U3min ; (4)

3 _ U3 - U3 ■

3 ax 3 in

где:

U - доля экологически чистой продукции в общем валовом объеме продукции на данной территории для г-той

3/

территориальной единицы;

U 3 . - фиксированная минимальная величина доли экологически чистой продукции в общем валовом объеме продукции, произведенной на данной территории для данного территориального сектора (например, региона, страны, мира);

U - фиксированная максимальная величина доли экологически чистой продукции в общем валовом объеме

3max

продукции, произведенной на данной территории для данного территориального сектора (например, региона, страны, мира).

Следует отметить, что при расчете вышеуказанных уровней, входящих в состав показателя уровня экологизации производственной сферы, нами не учитывались в прямом виде численность населения территории и ее площадь, поскольку, на наш взгляд, возможно предположить, что развитое производство находится в определенной зависимости от населенности территории (т. е. если на территории развито производство, то она однозначно достаточно заселена, причем между этими процессами существует прямая взаимосвязь).

Поскольку экологизация производственной сферы - это непрерывный процесс увеличения соотношения экологически чистых технологий и продукции в их общем количестве, это способствует общему снижению негативного воздействия на окружающую среду и трансграничного загрязнения. В частности, предлагаемый нами показатель для оценки

уровня экологизации производственной сферы является удобным инструментом для сопоставления различных стран и регионов по уровню экологизации, а также для оценки динамики экологизации производственной сферы и эффективности связанных с ней принимаемых решений.

Процесс экологизации хозяйственной деятельности в стране или отдельном регионе осуществляется под влиянием определенных условий и факторов. Исходя из сущности процесса экологизации, их систематизация позволяет выделить в качестве основных следующие группы: правовые, экономические, экологические, организационно-технологические, социальные и международные, что предопределяет в дальнейшем детальную выработку стратегии экологизации производственной сферы.

Решение проблем экологизации хозяйственной деятельности безусловно связано с совершенствованием экологической политики и ее преобразованием в политику экологизации. Она должна быть направлена на достижение главной цели социально-экономического развития: обеспечение экологической безопасности населения как составляющей качества жизни и повышение конкурентоспособности экономики. Эта цель, обеспечивая требуемый уровень экологической чистоты производства и продукта, должна стать стратегической для хозяйствующих субъектов и в национальной политике.

ЛИТЕРАТУРА

РюминаЕ.В. (2004). Оценка экономического ущерба от экологических нарушений. Статья из сб. «Проведение оценки воздействия на окружающую среду в государствах-участниках СНГ и странах Восточной Европы». М.: Государственный центр экологических программ.

Экологический портал «Зеленая жизнь». Доступно на: http://www.zelife.ru/ekoplanet/ecodisasters/10291-

ekposlchernobyl.html.

Портал деловых и финансовых новостей MarketWatch. Доступно на: http://www.marketwatch.com/.

Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Доступно на: http://www.gks.ru.

REFERENCES

Rumina E.V. (2004). Estimate the economic impact of environmental violations. Collection of articles: "The assessment of the environmental impact in the member states of the CIS and Eastern Europe." Moscow: National Center for environmental programs.

Environmental Portal "Green Life". Available at: http://www.zelife.ru/ekoplanet/ecodisasters/10291-ekposlchernobyl. html. (In Russian).

Portal business and financial news MarketWatch. Available at: http://www.marketwatch.com/. (In Russian).

Site of the Federal Service of State Statistics of the Russian Federation. Available at: http://www.gks.ru. (In Russian).

TERRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.