Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РЕФЕРЕНТНОГО ВЫБОРА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ'

ПРОБЛЕМА РЕФЕРЕНТНОГО ВЫБОРА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / РЕФЕРЕНТНЫЙ ВЫБОР / ПОВЕДЕНИЕ / РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / VALUE ORIENTATIONS / ADOLESCENCE / REFERENCE CHOICE / BEHAVIOR / BEHAVIOR REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муратова Д.Э.

В статье представлен теоретический анализ проблемы референтного выбора в системе ценностных ориентаций подростков. Ценностные ориентации личности рассматриваются как функция рационализации и регуляции поведения человека. Референтный выбор представляет собой осознанное, осмысленное, действенное представление преимуществ в альтернативных условиях (хорошего-плохого) общечеловеческим ценностям с линией поведения, когда личность свободно и ответственно принимает произвольное решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Муратова Д.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF REFERENCE CHOICE IN THE SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS

The article presents a theoretical analysis of the problem of reference choice in the system of value orientations of adolescents. Value orientations of the personality are considered as a function of rationalization and regulation of human behavior. The reference choice is a conscious, meaningful, effective representation of advantages in alternative conditions (good-bad) to universal values with a line of behavior when the person freely and responsibly makes an arbitrary decision.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РЕФЕРЕНТНОГО ВЫБОРА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9

Хаирова С.И. научный руководитель доцент каф. психологии ГБОУВОКИПУ ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический университет» Муратова Д.Э.

ПРОБЛЕМА РЕФЕРЕНТНОГО ВЫБОРА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ Аннотация. В статье представлен теоретический анализ проблемы референтного выбора в системе ценностных ориентаций подростков. Ценностные ориентации личности рассматриваются как функция рационализации и регуляции поведения человека. Референтный выбор представляет собой осознанное, осмысленное, действенное представление преимуществ в альтернативных условиях (хорошего-плохого) общечеловеческим ценностям с линией поведения, когда личность свободно и ответственно принимает произвольное решение.

Ключевые слова: ценностные ориентации, подростковый возраст, референтный выбор, поведение, регуляция поведения.

Muratova D.E.

THE PROBLEM OF REFERENCE CHOICE IN THE SYSTEM OF VALUE

ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS Annotation. The article presents a theoretical analysis of the problem of reference choice in the system of value orientations of adolescents. Value orientations of the personality are considered as a function of rationalization and regulation of human behavior. The reference choice is a conscious, meaningful, effective representation of advantages in alternative conditions (good-bad) to universal values with a line of behavior when the person freely and responsibly makes an arbitrary decision.

Key words: value orientations, adolescence, reference choice, behavior, behavior regulation.

Постановка проблемы. Современный этап становления новых экономических и политических отношений в нашей стране характеризуется значительной нестабильностью. Резкие социальные изменения, происходящие сегодня во всех сферах общества, неоднозначно влияют на развитие подрастающей личности. Наиболее сложнее процесс социальной адаптации происходит в подростковом возрасте. В период возрастных кардинальных преобразований в психическом развитии подростков возникают определенные сложности в их взаимодействиях, вызванных фактором несформированности у них общепринятых моральных норм и ценностей. На сегодня существует определенная часть подростков, не способна быстро и адекватно сориентироваться в сложной ситуации определенного выбора, оценить собственные возможности в достижении личностно значимых целей в динамическом жизненном пространстве.

Цель статьи: осуществить теоретический анализ проблемы референтного выбора в системе ценностных ориентаций подростков.

Изложение основного материала. Анализ зарубежной и отечественной литературы дает возможность сделать выводы, что ценности, структура ценностей рассматриваются как личностное образование, как динамическая составляющая в структуре личности. Самый высокий уровень в системе ценностей занимают ценностные ориентации - направленность личности на усвоение определенных ценностей и удовлетворения своих потребностей[1; 3; 5].

Иерархическая система ценностей выполняет регуляторную функцию активности человека и находится на пересечении мотивационно-потребностной сферы и мировоззренческих структур сознания, является важным фактором развития личности.

Ценностные ориентации является важным социально психологическим образованием, которое принимает участие во всех сферах человеческой жизнедеятельности. В них выражается сознательное отношение человека к социальной реальности, определяет мотивацию его поведения. Ценностные ориентации как высший уровень в системе ценностей выполняют функцию рационализации и регуляции поведения человека.

В период возрастных кардинальных преобразований в психическом развитии подростков возникают осложнения в их взаимодействиях, вызванных фактором несформированности у них общепринятых норм и ценностей. На сегодня существует определенная часть подростков, которая не способна быстро и адекватно сориентироваться в сложной ситуации выбора, оценить собственные возможности в достижении личностно значимых целей в динамическом жизненном пространстве.

В подростковом возрасте проблема выбора встает наиболее остро, поскольку личность этого возраста является наиболее сенситивной к изменениям в окружающей среде. Процесс осуществления подростками выбора приобретает новые существенные характеристики в связи с открытием собственного «Я», которое обусловливает становление их самосознания. С новой личностной позиции воспринимаются подростками собственные отрицательные и положительные черты, осуществляется поиск идеала, активизируется стремление к «проигрыванию» будущих социальных ролей в сообществе сверстников и референтных взрослых. Расширение границ самосознания подростков сказывается на результатах тех решений ими ситуаций выбора, которые наполняются для них новым, личностным смыслом. Умение осмысливать и решать жизненные дилеммы, устранять заложенные в них противоречия служит определяющим фактором дальнейшего личностного роста подростка [2].

На сегодняшний день не существует общепринятого и четко определенного понятия «референтный выбор». Среди зарубежных исследователей известное положение Р. Джонсон, характеризующий выбор в пределах диспозиционального подхода и определяет его через понятие напряженность, «заставляет» личность актуализировать в сознании моральные ценности и оценить собственное поведение в ситуации

альтернативы с нравственных позиций. Представители когнитивного подхода Л. Кольберг и Ж. Пиаже связывают специфику нравственного поведения с ведущей ролью рационального компонента, с помощью которого регулируется поведение в соответствии с требованиями общественной морали [4]. Сторонники психоаналитического подхода Фрейд, М. Кляйн, К. Юнг рассматривали стремление личности придерживаться моральных норм в ситуации выбора как феномен зависимости от других (родителей, представителей предыдущих поколений) [4].

Отечественные психологи обращают внимание на такие аспекты выбора как деятельность, над ситуативную и жизни творческую активность, инициатива, саморегуляция в принятии решений, эмоциональная регуляция процессов выбора.

Среди зарубежных направлений известны: психоаналитический подход Фрейда, в котором фактором выбора выступает желание человека отвечать требованиям значимых других; аналитический подход К. Юнга, на основе которого обосновывается наличие архетипов духовной жизни, обладая которыми, индивид приобретает готовности к осуществлению нравственных выборов; в когнитивном подходе Ж. Пиаже и Л.Колберга выдвигается положение об осуществлении нравственного выбора в контексте развития сферы моральных суждений подрастающей личности[5].

Российские психологи исследовали выбор как выход из круга своих интересов и как направленность социальной активности на окружающих людей. Так, К.О.Абульханова-Славская связывает выбор с ответственностью и активностью личности, В.А. Петровский с феноменом субъектности, Д.А. Леонтьев с понятием смысла. Разноплановость психологических подходов к проблеме выбора требует их обобщения путем изучения генезиса этого процесса на разных возрастных этапах онтогенеза личности [4].

Авторы первых экспериментальных исследований особенностей выбора ребенка приходят к выводу, что ребёнок успешно преодолевает конфликт эгоистической и альтруистической системы мотивов в случае наличия у него привычки действовать нормативным (моральным) путем [1; 2].

На качественно новом уровне подростками осуществляется рефлексия моральных понятий и качеств личности, появляется способность к децентрации, происходит формирование устойчивых нравственных чувств, усложняется система морально-этических ценностей и чувств ответственности, эмпатии, актуализируется эмоционально-ценностное отношение к другому и самому о себе; активизируется стремление к осмыслению собственных действий, поступков, выборов [1].

Мы считаем, что референтный выбор представляет собой осознанное, осмысленное, действенное представление преимуществ в альтернативных условиях (хорошего-плохого) общечеловеческим ценностям с линией поведения, когда личность свободно и ответственно принимает произвольное решение. Подростковый период выступает важным этапом становления самосознания личности, что определяется сложными преобразованиями в его когнитивном, эмоционально-ценностном и поведенческом компонентах.

Особенности становления готовности подростка к совершению выбора определяются следующим: когнитивный компонент готовности включает в себя понимание подростком нравственных понятий, рефлексию и саморефлексию. Развитие эмоционально-ценностной сферы личности является одним из движущих компонентов готовности к выбору личности. Основными психологическими показателями эмоционально-ценностной готовности подростков к осуществлению выбора выступают: согласованность ценностей-целей и ценностей-средств, осмысление собственных ценностных приоритетов, ответственности, независимости от социальных ожиданий окружающих, эмоционально-ценностное отношение к другим. Поведенческий компонент готовности к выбору включает в себя способность личности к прогнозированию подростками действий, поступков, поведения в ситуации выбора, наполненность действий личностным смыслом, сформированность принципов поведения.

Вывод. Ценностные ориентации является важным социально психологическим образованием, которое принимает участие во всех сферах человеческой жизнедеятельности. В них выражается сознательное отношение человека к социальной реальности, определяет мотивацию его поведения. Ценностные ориентации как высший уровень в системе ценностей выполняют функцию рационализации и регуляции поведения человека.

Референтный выбор представляет собой осознанное, осмысленное, действенное представление преимуществ в альтернативных условиях (хорошего-плохого) общечеловеческим ценностям с линией поведения, когда личность свободно и ответственно принимает произвольное решение. Подростковый период выступает важным этапом становления самосознания личности, что определяется сложными преобразованиями в его когнитивном, эмоционально-ценностном и поведенческом компонентах. Готовность подростка к совершению выбора определяется следующими компонентами: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий.

Использованные источники:

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психол. журн. 1994. Т.5. № 5. С. 63 -70.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита// Психол / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал, Т. 15, № 1, 1994,С. 3 -17.

3. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд // Психол. журн. 1984. № 3. С. 152-162.

4. Бодалев А. А., Шорохова Е. В. Психологические проблемы формирования нового человека / А.А. Бодалев, Е.В. Шорохова // Психол. журнал. - 1983. № 6. - С. 20-29.,

5. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Ф.Е. Василюк // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 3. С. 90-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.