Научная статья на тему 'Проблема реализации правотворческой инициативы'

Проблема реализации правотворческой инициативы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1356
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / НАРОДОВЛАСТИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Логвин Р.Б.

Проблема реализации правотворческой инициативы граждан продолжает оставаться одним из наиболее актуальных вопросов в теории и практике современного права. На сегодняшний день реализация правотворческой инициативы приобретает особую значимость, поскольку степень эффективности указанного института является одним из основных показателей уровня демократического развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема реализации правотворческой инициативы»

9. Yakushev A.V, State and Municipal Governance. - M.: Prior-Izdat, 2005.

10.Legal and Axiological Aspects of Public Service. - Idealit, Lublin, Poland, 2010.

11. n. Dunn W. Public Policy Analysis: An Introduction. - Third Edition, Pearson Education, Inc. - Upper Saddle River, 2004.

12. Ignatyev VG State and Municipal Governance in the Russian Federation: Theory and Organization. - Rostov-on-Don: MarT; Phoenix, 2010.

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

© Логвин Р.Б.*

Башкирский государственный университет, г. Уфа

Ключевые слова: правотворческая инициатива, местное самоуправление, народовластие.

Проблема реализации правотворческой инициативы граждан продолжает оставаться одним из наиболее актуальных вопросов в теории и практике современного права. На сегодняшний день реализация правотворческой инициативы приобретает особую значимость, поскольку степень эффективности указанного института является одним из основных показателей уровня демократического развития государства. Это связано с тем, что сегодня концептуальное развитие демократического режима сводится к расширению реальных возможностей граждан по осуществлению народовластия, которое декларировано многонациональному народу Российской Федерации в ст. 3 основного закона государства. Так, Н.И. Глазунова, пишет «что если нет прямого народовластия, волеизъявления граждан в муниципальном образовании, то нет и местного самоуправления» [1]. Иными словами, вопросы местного значения, входящие в компетенцию органов местного самоуправления, должны осуществляться на основе реализации правотворческой инициативы граждан, которая, в свою очередь, объективно отражает необходимые в современной социальной реальности преобразования.

Однако, вполне очевидно, что формальная закрепленность права граждан на выдвижение правотворческой инициативы не означает отсутствие как правовых, так и социально-экономических препятствий для ее реализации.

Таким образом, актуальность заявленной темы обусловлена не только необходимостью теоретического исследования института правотворческой инициативы на предмет нахождения законодательных несовершенств дан-

* Студент 2 курсаа факультета «Юриспруденция».

ного института, но и выявления возможных социальных барьеров, которые реально могут воспрепятствовать реализации указанного права.

Так, целью данной статьи является рассмотрение основных достоинств и недостатков существующего сегодня института правотворческой инициативы, изучение различных позиций современных ученых относительно данной проблемы, а также попытка предоставления возможных вариантов совершенствования указанного института [2].

Рассматривая данную проблему, изначально стоит разобраться в определении понятия правотворческой инициативы. На сегодняшний день понятие правотворческой инициативы не имеет нормативного определения, в связи с чем толкуется различными учеными по-разному.

Так, по мнению С.С. Алексеева, под правотворческой инициативой понимается «деятельность компетентного органа, состоящего в юридически значимом предложении об издании нормативного юридического акта, т.е. в решении о необходимости подготовки его проекта и внесении проекта на рассмотрение правотворческого органа» [3]. Приведенное определение представляется не совсем верным в связи с тем, что в данной статье рассматривается исключительно право граждан на правотворческую инициативу. Исходя из приведенного в словаре Ожегова С.И. определения понятия «инициатива», которое раскрывается как «почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость» [4], можно сделать вывод о том, что правотворческую инициативу следует определять, «как форму непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления путем создания и внесения ими проекта нормативного акта, направленного на урегулирование вопросов местного значения.

Очень часто понятие «правотворческой инициативы» подменяется понятием «петиция», определяемым «как коллективное обращение граждан в органы государственной власти и местного самоуправления», однако это представляется в корне неверным в связи с тем, что согласно Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Таким образом, содержание понятия «обращение гражданина» не предполагает под собой реальной попытки участия гражданина в осуществлении местного самоуправления, а лишь предусматривает возможность граждан для сообщения сведений, имеющих определенную значимость для решения вопросов местного значения.

Действующий сегодня Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующий деятельность органов местного самоуправления, в ст. 25 очерчивает

круг субъектов правотворческой инициативы, официально закрепляя право граждан на внесение проекта нормативного акта [6].

Стоит отметить, что правотворческая инициатива предполагает именно внесение гражданами на рассмотрение представительного органа муниципального образования готового проекта нормативного акта, а не выдвижение предложения о придании законной силе уже имеющимся в разработке проекту.

Подобная модель правотворческой инициативы предусматривает наличие объективных достоинств и недостатков. Так, с одной стороны обязательность внесения гражданами готового проекта нормативного акта является объективным барьером для осуществления правотворческой инициативы в связи с тем, что подготовка проекта нормативного акта требует наличие специального опыта и знаний, зачастую не имеющихся у граждан. С другой стороны, необходимость создания и внесения готового проекта нормативного акта снижает нагрузку на органы местного самоуправления по рассмотрению вносимых инициатив, охраняя от поступления огромного количества необоснованных идей. Однако стоит отметить, что необходимость внесения именно готового проекта нормативного акта для реализации правотворческой инициативы заметно уменьшает социальную активность граждан, тем самым абстрагируя органы местного самоуправления от реальных насущных интересов населения.

Вторым существенным барьером на пути реализации правотворческой инициативы становится «количественный ценз», выражающийся в установление представительным органом местного самоуправления необходимой численности членов инициативной группы, непосредственно являющейся субъектом правотворчества граждан. Количественный ценз определяет минимальную численность инициативной группы, необходимую для выдвижения правотворческой инициативы. Стоит отметить, что настоящий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующий деятельность органов местного самоуправления, в ст. 26 определяет исключительно максимальное количество членов инициативной группы, указывая на то, что «Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом» [6]. Подобная неопределенность минимальной численности инициативной группы на уровне федерального законодательства зачастую приводит к сложностям при выдвижении правотворческой инициативы, поскольку представительным органом местного самоуправления намеренно устанавливается количественный ценз, не соответствующий социальным условиям конкретного муниципального образования.

Однако, в отдельных муниципальных образованиях представительный орган местного самоуправления действительно адекватно относится к установлению минимальной численности инициативной группы, с одной стороны предохраняя себя от излишних «гражданских инициатив», а с другой стороны реально гарантируя гражданам возможность для создания и выдвижения собственного проекта нормативного акта. Так, например минимальная численность инициативной группы для выдвижения правотворческой инициативы в городе Челябинск составляет всего 10 человек, что безусловно позволяет гражданам непосредственно реализовывать собственные попытки по выдвижению правотворческой инициативы [7].

В положениях же других муниципальных образований порой содержатся искусственно завышенные требования к минимальной численности инициативной группы [5]. Так, например, «Положение о порядке реализации правотворческой инициативы граждан на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан» устанавливает минимальную численность инициативной группы в количество 100 человек, что значительно осложняет возможность для образования и функционирования инициативной группы [8].

Таким образом, исходя из изложенного следует, что нормативно оформленный на сегодня порядок выдвижения правотворческой инициативы обладает рядом существенных изъянов, которые значительно затрудняют реализацию узаконенного права граждан на непосредственное их участие в осуществлении местного самоуправления и, как следствие, снижает степень эффективности деятельности органов местного самоуправления при рассмотрении и разрешении вопросов местного значения.

Список литературы:

1. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: Учеб. - М., 2006. - С. 518.

2. Атзитарова Р.Н., Аминов И.Р. Абсентеизм: проблемы и пути его преодоления // Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж: Инновационный центр развития образования и науки, 2014. - С. 23-26.

3. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций в 2-х т. - Свердловск: изд. «Уральский рабочий», 1973. - Т. 2. - С. 17.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 57 000 слов. / под ред. чл. корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. - М.: Русс, яз., 1986. -С. 215.

5. Рахматуллина Р.Ф., Аминов И.Р. К вопросу о правовой природе устава муниципального образования // Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж: Инновационный центр развития образования и науки, 2014. - С. 26-28.

6. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Официальное издание. - М.: Юрид. лит., 1995. - С. 25.

7. Положение о правотворческой инициативе граждан городского округа город Челябинск от 12 февраля 2007 г. // «КонсультантПлюс». - 2009.

8. Положения о порядке реализации правотворческой инициативы граждан на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20 февраля 2013 года // «КонсультантПлюс». - 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.