Yakovleva E. O.
2nd year student of the master's program «Organization of state and municipal service in the Russian Federation» Institute of Law and National Security TSU them. G. R. Derzhavina Tambov
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF PARTICIPATION OF CITIZENS IN MUNICIPAL LAW-MAKING
Abstract. This article touches upon the essence of the institute of citizens lawmaking initiative as an indicator of a democratic state, analyzes the theoretical and practical aspects of citizen participation as one of the forms of exercising democracy at the local level, analyzes the municipal legal acts regulating the procedure for implementing the citizens' law-making initiative, suggests measures to improve the regulatory framework municipal law-making initiative of citizens.
Keywords: legislative initiative, democracy, municipal lawmaking, democracy.
Важнейшим показателем развитости демократического государства является наличие активного участия граждан в осуществлении делами государства.
Термин «демократия» переводе с древнегреческого языка означает «народовластие», или «власть народа». Это означает, что народ признается источником и носителем власти в государстве.
Как отмечает философ и публицист Артур Мюллер ван ден Брук: «демократия есть соучастие народа в своей собственной судьбе» [2, с. 2-5].
Непосредственное участие населения в осуществлении делами государства происходит именно на уровне местного самоуправления.
Государство признает народную власть в качестве самостоятельного уровня власти, осуществляемую посредством местного самоуправления и наделяет правом население на решение вопросов местного значения.
В целях обеспечения наиболее эффективного осуществления муниципальной власти, решения вопросов местного значения муниципальные образования наделены правом самостоятельно издавать нормативные правовые акты.
Как справедливо отмечает С. Г. Соловьев: «правотворческая инициатива граждан - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, которая заключается во внесении инициативной группой граждан, обладающих активным избирательным правом,
проекта муниципального правового акта по вопросам местного значения в орган местного самоуправления или должностному лицу органа местного самоуправления, рассмотрение которого для них является обязательным и по результатам рассмотрения которого должно быть принято официальное мотивированное решение в письменной форме и доведено до сведения всех членов инициативной группы граждан» [3, с. 62].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что правотворческая инициатива граждан позволяет им влиять на решение вопросов местного значения, посредством принятия нормативного правового акта.
Следует отметить, что в настоящее время данная форма народовластия «на местах» реализуется далеко не активно, в силу многочисленных причин: правовой нигилизм граждан, отсутствие знаний юридической техники, не налаженный механизм реализации правотворческой инициативы.
Остановим внимание более подробно на отсутствии налаженного механизма реализации права граждан на осуществление правотворческой инициативы.
Следует также обратить внимание и на проблему правовой регламентации правотворческой инициативы граждан, что также препятствует ее реализации гражданами.
Так, в статье 26 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) указано, что с «правотворческой инициативой может выступить группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, а в случае отсутствия данного акта, осуществляется в соответствии с федеральным законом» [1].
Данная норма права, на наш взгляд, формально закрепляет правотворческую инициативу граждан, ограничивая их право на ее реализацию, поскольку федеральное законодательство не учитывает местные, национальные и территориальные особенности муниципального образования.
В данном случае, представляется возможным сделать обязательным для представительных органов муниципального образования принятие нормативных правовых актов, регламентирующих подробно формы и порядок реализации правотворческой инициативы граждан на местном уровне.
Как указывает Ю. А. Тихомиров: «не стоит обольщаться наличием норм и институтов правотворческого и особенно законотворческого процессов, поскольку в обществе до сих пор существует стереотип
«законы принимают другие лица», и слабая мотивация участия находит выражение в бездействии, ожидании, пассивности при обсуждении законопроектов» [4, с.10].
Разрешение целого ряда проблем, связанных с привлечением населения к участию в осуществлении местного самоуправления, зависит от органов местного самоуправления, которые призваны разработать формы наиболее эффективного сотрудничества с населением муниципального образования.
Таким образом, на наш взгляд, должно быть реализовано создание реальных условий, в которых каждый гражданин сможет влиять на процесс принятия решений органами и должностными лицами местного самоуправления, организация собраний, на которых будет обсуждаться принятия нормативного правового акта, организация мероприятий, направленных на рост правовой культуры населения и правового просвещения.
Список литературы
1. Об обшдх принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г № 131-Ф3 // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
2. Комарова В. В. Демократия - конституционный императив /
B. В. Комарова // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 22. -
C. 2-5.
3. Соловьев С. Г. Концепция совершенствования модели правотворческой инициативы граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления /С. Г. Соловьев, Е. И. Бычкова // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 3. - С. 62.
4. Тихомиров Ю. А. поведение в обществе и право / Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. - 2011. - № 2. - С. 10.