Научная статья на тему 'Правотворческая инициатива как форма участия общественных объединений в осуществлении местного самоуправления'

Правотворческая инициатива как форма участия общественных объединений в осуществлении местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1457
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горнев Р.В.

В статье автор рассматривает правотворческую инициативу как форму участия общественных объединений в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации. В частности, подробно проанализированы нормы действующего отечественного законодательства и муниципальных правовых актов, которые регламентируют процесс реализации правотворческой инициативы. Отдельно рассматриваются понятия правотворческой инициативы и субъекты, уполномоченные на ее реализацию, в соответствии с порядками, закрепленными в различных муниципалитетах. В процессе исследования автор приходит к выводу о недостаточности регулирования данных вопросов. Так, в соответствии с положениями федерального закона и проанализированных муниципальных правовых актов, общественные объединения не наделены полномочием по реализации правотворческой инициативы в муниципальных образованиях, что это препятствует возможности общественных объединений, как одному из базовых институтов гражданского общества на муниципальном уровне, участвовать в осуществлении правотворческой деятельности в муниципалитетах. В результате изучения данной проблемы автор делает определенные теоретические выводы, а также практическое предложение о наделении общественных объединений полномочием по осуществлению правотворческой инициативы в муниципалитетах. Сформулирована редакция правовой нормы, которой предлагается дополнить Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Внесение данных изменений восполнит выявленный пробел в праве, в результате чего на законодательном уровне будет закреплена форма взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления. В конечном счете это позитивно отразится на уровне демократии и развитии гражданского общества в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правотворческая инициатива как форма участия общественных объединений в осуществлении местного самоуправления»

УДК 342.553

правотворческая инициатива как форма участия общественных

объединений в осуществлении местного самоуправления

Р. В. Горнев

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

law-making initiative as a form of participation of public associations in local government implementation

R. V. Gornev

Mari State University, Yoshkar-Ola

В статье автор рассматривает правотворческую инициативу как форму участия общественных объединений в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации. В частности, подробно проанализированы нормы действующего отечественного законодательства и муниципальных правовых актов, которые регламентируют процесс реализации правотворческой инициативы. Отдельно рассматриваются понятия правотворческой инициативы и субъекты, уполномоченные на ее реализацию, в соответствии с порядками, закрепленными в различных муниципалитетах. В процессе исследования автор приходит к выводу о недостаточности регулирования данных вопросов. Так, в соответствии с положениями федерального закона и проанализированных муниципальных правовых актов, общественные объединения не наделены полномочием по реализации правотворческой инициативы в муниципальных образованиях, что это препятствует возможности общественных объединений, как одному из базовых институтов гражданского общества на муниципальном уровне, участвовать в осуществлении правотворческой деятельности в муниципалитетах. В результате изучения данной проблемы автор делает определенные теоретические выводы, а также практическое предложение о наделении общественных объединений полномочием по осуществлению правотворческой инициативы в муниципалитетах. Сформулирована редакция правовой нормы, которой предлагается дополнить Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Внесение данных изменений восполнит выявленный пробел в праве, в результате чего на законодательном уровне будет закреплена форма взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления. В конечном счете это позитивно отразится на уровне демократии и развитии гражданского общества в современной России.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, общественные объединения, гражданское общество, правотворческая инициатива, публичная власть

The author considers the law-making initiative as a form of participation of public associations in local government implementation in the Russian Federation. In particular, the author analyzed in detail the norms of the national legislation and municipal regulations that govern the implementation process of law-making initiatives. The concepts of law-making initiatives and entities authorized for its implementation, in accordance with the procedure laid down in different municipalities, are considered separately. During the study, the author concludes that there was insufficient regulation of these issues. Thus, in accordance with the provisions of the federal law and regulations analyzed municipal associations are not authorized to implement the law-making initiatives in the municipalities. According to the author, this prevents the possibility of public associations, as one of the basic institutions of civil society at the municipal level, to participate in the implementation of legislative activity in the municipalities. As a result of studying this problem, the author makes some theoretical conclusions and practical proposals on granting of public associations the authority to implement the law-making initiatives in municipalities. The author formulated the revision of the legal norm, which is proposed to supplement the Federal Law "On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation". Making these changes revealed by the author fill the gap in the law, with the result that at the legislative level will be assigned a form of connection between public associations and local government. Ultimately, this will positively affect the level of civil society development and democracy in modern Russia.

Keywords: local governments, public associations, civil society, law-making initiative, public authority

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-33-01138

Одной из основных задач развития современ- шение открытости власти, которое невозможно ного отечественного государства является повы- без законодательного закрепления эффективных

> Горнев Р. В., 2016

механизмов взаимодействия органов публичной власти и общественных институтов. Решение данной проблемы является особенно актуальным для уровня местного самоуправления. Отечественная муниципальная практика свидетельствует о повышении тенденции к активности граждан в решении вопросов местного значения [19, с. 31]. Поскольку одним из базовых институтов гражданского общества на местном уровне являются общественные объединения, особый исследовательский интерес вызывает выработка правовых алгоритмов взаимодействия органов муниципальной власти и объединений граждан. Актуальность изучения данных вопросов подчеркивается и уче-ными-муниципалистами, которые отмечают практически полное отсутствие правового регулирования деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне, дисбаланс в законодательно закрепленных формах влияния органов местного самоуправления и гражданского общества друг на друга [2, с. 6].

Важной формой взаимодействия общественных объединений с органами местного самоуправления должна стать правотворческая инициатива как форма участия объединений граждан в осуществлении местного самоуправления. В определенном виде правотворческая инициатива как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления закреплена в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [17].

Статья 26 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предписывает, что с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, которые обладают избирательным правом. Определение минимальной численности указанной группы местных жителей, а также закрепление конкретного порядка осуществления в муниципальном образовании правотворческой инициативы делегировано представительному органу муниципалитета. Однако федеральный законодатель определил, что размер указанной инициативной группы не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В случае отсутствия муниципального правового акта, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации мест ного самоуправления в Российской Федерации».

Автором проанализирован ряд муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы осуществления правотворческой инициативы жителей муниципальных образований. В большинстве правовых актов, в отличие от Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержится определение правотворческой инициативы. Например, в Положении о правотворческой инициативе жителей муниципального образования «Медведевский муниципальный район» от 27 сентября 2006 года [11] указано, что под правотворческой инициативой понимается право граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на территории муниципального образования «Медведевский муниципальный район», вносить на рассмотрение органов и должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Субъектом правотворческой инициативы зачастую выступает инициативная группа граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования и обладающих избирательным правом. В некоторых муниципалитетах закрепляются конкретные количественные параметры инициативной группы. Так, в муниципальном образовании «Медведевский муниципальный район» инициативная группа местных жителей должна включать не менее чем 11 членов. Формирование инициативной группы по внесению в органы местного самоуправления муниципального образования «Медведевский муниципальный район» проектов муниципальных правовых актов осуществляется на основе волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства и работы, на сходах граждан, а также общественными объединениями граждан. Для поддержки правотворческой инициативы инициативной группе необходимо собрать подписи не менее 100 жителей муниципалитета, обладающих избирательным правом.

При детальном анализе порядка осуществления правотворческой инициативы в муниципальном образовании «Медведевский муниципальный район» нельзя не обратить внимание на право общественных объединений делегировать своих членов для участия в инициативной группе граждан, имеющей возможность реализации правотворческой инициативы по вопросам местного значения. Однако непонятным является отсутствие самих общественных объединений в числе субъектов осуществления правотворческой инициативы.

В свою очередь в муниципальном образовании «Параньгинский муниципальный район» Республики Марий Эл минимальная численность инициативной группы граждан составляет 3 % от числа жителей муниципалитета [10], в муниципальном образовании «Куженерский муниципальный район» Республики Марий Эл не менее 10 человек [13], в муниципальном образовании «Можайский муниципальный район» Московской области не менее 30 человек [14], в городском округе «Город Самара» не менее 0,1 % от числа жителей муниципального образования [12]. Нельзя не отметить отсутствие в числе инициаторов правотворческой инициативы организационных структур гражданского общества, функционирующих на муниципальном уровне, и, главным образом, местных общественных объединений.

Таким образом, субъектом правотворческой инициативы в настоящее время является инициативная группа граждан в количестве, определенном муниципальным правовым актом, но не более 3 процентов от числа жителей муниципального образования, которые обладают избирательным правом. Полагаем, что упущением как федерального законодательства о местном самоуправлении, так и проанализированных муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы осуществления правотворческой инициативы, является отсутствие указаний на отнесение к числу субъектов правотворческой инициативы иных помимо местного населения субъектов гражданского общества. К ним могли бы быть отнесены местные общественные объединения, профессиональные союзы, средства массовой информации, благотворительные, религиозные организации и другие субъекты муниципального гражданского общества. С учетом специфики и целей настоящего исследования мы не будем анализировать важность наделения всех субъектов гражданского общества правом правотворческой инициативы, а ограничимся рассмотрением данных вопросов применительно к общественным объединениям как одному из базовых институтов гражданского общества.

О важности привлечения к процессу правотворчества не только отдельных граждан и их групп, но и общественных объединений указывают в своих исследованиях многие авторы. В частности, В. В. Гриб отмечает, что на современном этапе в процессе подготовки и принятия государственных решений возрастает роль не только групп граждан, представляющих интерес населения и сформированных по принципу территориального проживания, но и объединений граждан, наделенных особым статусом - статусом общест-

венных объединений [4]. На необходимость привлечения общественных объединений к процессу осуществления местного самоуправления указывают и другие авторы [18, с. 280].

В своем диссертационном исследовании С. С. Важнов указывает на то, что анализ немногочисленной практики выдвижения правотворческих инициатив гражданами Российской Федерации свидетельствует о том, что в роли участников инициативных групп по выдвижению правотворческих инициатив в большинстве случаев выступают представители общественных объединений [3, с. 18]. Автор также замечает, что взаимодействие общественных объединений и населения в процессе осуществления правотворческой инициативы граждан многократно увеличивает эффект воздействия на власть, создает в обществе атмосферу повышенного внимания к определенной проблеме, тем самым увеличивая вероятность ее решения [3, с. 18].

На наш взгляд, наделение общественных объединений правом правотворческой инициативы на местном уровне позволит повысить эффективность муниципальных правовых актов, поскольку общественные объединения, осуществляя свою деятельность в конкретной и, как правило, социально значимой сфере, хорошо знают проблемы данной области и могут предложить правовые пути их решения.

Право общественных объединений на правотворческую инициативу не является изобретением сегодняшнего дня. Конституция СССР 1977 года [9] в статье 113 предусматривала, что правом законодательной инициативы в Верховном Совете СССР обладают также общественные организации в лице их общесоюзных органов. В статье 108 Конституции РСФСР 1978 года [6] было указано, что правом законодательной инициативы в Верховном Совете РСФСР обладают также общественные организации в лице их общесоюзных и республиканских органов.

В настоящее время общественные объединения не имеют права законодательной (правотворческой) инициативы на федеральном уровне. Хотя соответствующие предложения вносились исследователями, в частности, К. А. Струсь предлагал принять специальный Федеральный закон «О законодательной инициативе общественных объединений» [15, с. 146]. С. А. Авакьян отмечал целесообразность наделения общероссийских общественных объединений в порядке своеобразной правотворческой инициативы правом готовить законопроекты и представлять их в профильные комитеты Государственной Думы [1].

На региональном уровне в некоторых субъектах Российской Федерации за общественными объединениями закреплено право законодательной инициативы (Республика Алтай [8], Белгородская область [5], Самарская область [16], Кабардино-Балкарская Республика [7]).

Таким образом, целесообразным является наделение правотворческой инициативой общественных объединений, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, что обуславливает необходимость внесения соответствующих корректив в действующее законодательство. Полагаем, что в результате данных изменений пункт 1 статьи 26 Федерального закона «Об общих принципах организации местного

Литература

самоуправления в Российской Федерации» мог бы выглядеть следующим образом: «С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, а также общественное объединение, расположенное на территории муниципального образования». Указанные нововведения будут способствовать повышению общественной составляющей в процессе местного правотворчества, что в конечном счете окажет положительное влияние на решение вопросов местного значения и повышение уровня жизни населения.

1. Авакьян С. А. Общественный фактор в законотворчестве: некоторые проблемы и предложения // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3. С. 8-12.

2. Вавилов Н. С., Михеева Т. Н. Правовое регулирования деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне. М.: Юрист, 2016. 224 с.

3. Важнов С. С. Институт правотворческой инициативы граждан в системе народовластия в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. 22 с.

4. Гриб В. В. Законотворческая (правотворческая) инициатива как форма влияния институтов гражданского общества на органы государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 12. С. 9-15.

5. Закон Белгородской области от 31.12.2003 № 108 (ред. 06.06.2014) «Устав Белгородской области» (принят Белгородской областной Думой 24.12.2003) // Белгородские известия. 2004. № 4-5.

6. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12.04.1978 // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.

7. Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 01.09.1997 № 28-РЗ (принята Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 01.09.1997) (ред. 23.04.2014) // Кабардино-Балкарская правда. 1997. № 177.

8. Конституция Республики Алтай (Основной Закон) (принята Законом Республики Алтай от 07.06.1997 № 21-4) (ред. 25.06.2012) // Ведомости Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. 1997. № 21.

9. Конституция Союза Советских Социалистических Республик от 7.10.1977 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

10. Положение о порядке реализации правотворческой инициативы граждан по вопросам местного значения в МО «Парань-гинский муниципальный район» (утв. решением Собрания депутатов МО «Параньгинский муниципальный район» от 9 августа 2006 г. № 191) // Наша жизнь. 2006. № 34 (8050).

11. Положение о правотворческой инициативе жителей муниципального образования «Медведевский муниципальный район» (утв. решением Собрания депутатов муниципального образования «Медведевский муниципальный район» от 27 сентября 2006 г. № 373-IV) // Вести. 2006. № 87-88 (8945).

12. Решение Думы городского округа Самара «Об утверждении Положения «О правотворческой инициативе граждан городского округа Самара» и о внесении изменения в статью 8 Положения «О порядке внесения в Думу городского округа Самара проектов нормативных правовых актов» от 29 мая 2014 года № 430 (утв. Решением Думы городского округа Самара от 15 ноября 2007 года № 494) // Самарская газета. 2014. 7 июня.

13. Решение Собрания депутатов муниципального образования «Куженерский муниципальный район» Республики Марий Эл от 17 августа 2011 г. № 143 «О Положении о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании «Куженерский муниципальный район» // Заря. 2011. № 33 (8135).

14. Решение Совета депутатов Можайского муниципального района МО от 26.03.2015 г. № 177/2015-Р «Об утверждении Положения о правотворческой инициативе граждан в Можайском муниципальном районе Московской области» (принято решением Совета депутатов Можайского муниципального района МО от 25.03.2015 г. № 310/23) // Новая жизнь. 2015. 11 апреля.

15. Струсь К. А. Государство и гражданское общество (Проблемы правового взаимодействия в России): дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003.

16. Устав Самарской области от 18.12.2006 № 179-ГД (ред. 10.10.2012) (принят Самарской Губернской Думой 05.12.2006) // Волжская коммуна. 2006. № 237 (25790).

17. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

18. Mikheeva T. N., Kudryavtsev V. V., Yaichnikova J. S. About the strengthening of publicity in the formation of local représentative bodies: rather-legal analysis // Review of European Studies. 2015. Vol. 7. no 8. P. 280-286. DOI: 10.5539/res.v7n8p280

19. Mikheeva T. N., Likhoshva A. O. Modem Approaches to Publicity and Independence of Local Government: Experience of American Municipalities // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 7. N 1. S. 1. P. 31-35. DOI: 10/5901/mjss.2016.v7n1s1p31

References

1. Avak'yan S. A. Obshchestvennyi faktor v zakonotvorchestve: nekotorye problemy i predlozheniya [Public factor in legislation: some problems and suggestions], Konstitutsionnoe i munitsipal'noepravo = Constitutional and municipal law. 2006, no. 3, pp. 8-12.

2. Vavilov N. S., Mikheeva T. N. Pravovoe regulirovaniya deyatel'nosti institutov grazhdanskogo obshchestva na munitsipal'nom urovne [Legal regulation of activity of civil society institutions at the municipal level]. M.: Yurist, 2016, 224 p.

3. Vazhnov S. S. Institut pravotvorcheskoi initsiativy grazhdan v sisteme narodovlastiya v Rossiiskoi Federatsii [Institute of lawmaking initiative of citizens in democracy system in the Russian Federation]: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2007, 22 p.

4. Grib V. V. Zakonotvorcheskaya (pravotvorcheskaya) initsiativa kak forma vliyaniya institutov grazhdanskogo obshchestva na organy gosudarstvennoi vlasti [The legislative (lawmaking) initiative as a form of influence of civil society on public authorities], Konstitutsionnoe i munitsipal'noeparvo = Constitutional and municipal law. 2010, no. 12, pp. 9-15.

5. Zakon Belgorodskoi oblasti ot 31.12.2003 № 108 (red. 06.06.2014) «Ustav Belgorodskoi oblasti» (prinyat Belgorodskoi oblastnoi Dumoi 24.12.2003) [Belgorod Oblast Law of 31.12.2003 number 108 (rev. 06/06/2014) "The Charter of the Belgorod region" (the Belgorod Regional Duma adopted 24.12.2003)]. Belgorodskie izvestiya. 2004, no. 4-5.

6. Konstitutsiya (Osnovnoi Zakon) Rossiiskoi Sovetskoi Federativnoi Sotsialisticheskoi Respubliki ot 12.04.1978 [The Constitution (Fundamental Law) of the Russian Soviet Federative Socialist Republic dated 04.12.1978], Vedomosti VS RSFSR = Vedomosti of the Supreme Council of the RSFSR, 1978, no. 15, st. 407.

7. Konstitutsiya Kabardino-Balkarskoi Respubliki ot 01.09.1997 № 28-RZ (prinyata Parlamentom Kabardino-Balkarskoi Respubliki 01.09.1997) (red. 23.04.2014) [The Constitution of the Kabardino-Balkarian Republic from 01.09.1997 number 28 RH (adopted by the Parliament of the Kabardino-Balkarian Republic 01.09.1997) (red. 23.04.2014)]. Kabardino-Balkarskaya Pravda, 1997, no. 177.

8. Konstitutsiya Respubliki Altai (Osnovnoi Zakon) (prinyata Zakonom Respubliki Altai ot 07.06.1997 №2 21-4) (red. 25.06.2012) [Altai Republic Constitution (Fundamental Law) (adopted by the Law of the Republic of Altai 07.06.1997 no. 21-4) (red. 25.06.2012)]. Vedomosti Gosudarstvennogo Sobraniya - El Kurultai Respubliki Altai = Vedomosti of the State Assembly - El Kurultai of the Altai Republic , 1997, no. 21.

9. Konstitutsiya Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik ot 7. 10. 1977 [The Constitution of the Union of Soviet Socialist Republics on 07/10/1977]. Vedomosti Verkhovnogo Soveta SSSR = Vedomosti of the Supreme Council of the USSR, 1977, no. 41, st. 617.

10. Polozhenie o poryadke realizatsii pravotvorcheskoi initsiativy grazhdan po voprosam mestnogo znacheniya v MO «Paran'ginskii munitsipal'nyi raion» (utv. resheniem Sobraniya deputatov MO «Paran'ginskii munitsipal'nyi raion» ot 9 avgusta 2006 g. № 191) [Regulations on the implementation of the citizens' law-making initiative on issues of local importance in the municipality "Paranginsky municipal district" (app. The decision the Assembly of Deputiesof the municipality «Paranginsky Municipal District» dated August 9, 2006 no. 191)]. Nasha zhizn', 2006, no. 34 (8050).

11. Polozhenie o pravotvorcheskoi initsiative zhitelei munitsipal'nogo obrazovaniya «Medvedevskii munitsipal'nyi raion» (utv. Reshe-niem Sobraniya deputatov munitsipal'nogo obrazovaniya «Medvedevskii munitsipal'nyi raion» ot 27 sentyabrya 2006 g. № 373-IV) [Regulation on the law-making initiative of the inhabitants of the municipality "Medvedevsky municipal district" (app. The decision of the Assembly deputies of the municipality "Medvedevsky municipal district" dated September 27, 2006 no. 373-IV)]. Vesti, 2006, no. 87-88 (8945).

12. Reshenie Dumy gorodskogo okruga Samara «Ob utverzhdenii Polozheniya «O pravotvorcheskoi initsiative grazhdan gorodskogo okruga Samara» i o vnesenii izmeneniya v stat'yu 8 Polozheniya «O poryadke vneseniya v Dumu gorodskogo okruga Samara proektov nor-mativnykh pravovykh aktov» ot 29 maya 2014 goda № 430 (utv. Resheniem Dumy gorodskogo okruga Samara ot 15 noyabrya 2007 goda № 494) [The decision of the Samara Municipal Duma "On Approval of the Regulation" on the law-making initiative of the urban citizens of the Samara district and the amendments to Article 8 of the Regulation "On the procedure for entering the Duma of Samara City District of normative legal acts" on May 29, 2014 no. 430 (app. decision of the municipal Duma Samara dated November 15, 2007 no. 494)], Samarskaya gazeta, 2014, 7 iyunya.

13. Reshenie Sobraniya deputatov munitsipal'nogo obrazovaniya «Kuzhenerskii munitsipal'nyi raion» Respubliki Marii El ot 17 avgusta 2011 g. № 143 «O Polozhenii o poryadke realizatsii pravotvorcheskoi initsiativy grazhdan v munitsipal'nom obrazovanii «Kuzhenerskii munitsipal'nyi raion» [The decision of the Assembly of Deputies of the municipality "Kuzhenersky municipal district" of the Republic of Mari El of August 17, 2011 no. 143 "On the Regulation on the implementation of the law-making initiatives of citizens in the municipality "Kuzhenersky municipal district"]. Zarya, 2011, no. 33 (8135).

14. Reshenie Soveta deputatov Mozhaiskogo munitsipal'nogo raiona MO ot 26.03.2015 g. № 177/2015-R «Ob utverzhdenii Polozheniya o pravotvorcheskoi initsiative grazhdan v Mozhaiskom munitsipal'nom raione Moskovskoi oblasti» (prinyato resheniem Soveta deputatov Mozhaiskogo munitsipal'nogo raiona MO ot 25.03.2015 g. № 310/23) [Deputies Council Decision of the Mozhaisky municipal district of Defense from 03.26.2015, no. 177/2015-P "On Approval of the lawmaking initiative of citizens in the Mozhaisky municipal district of Moscow region" (decision-making council of deputies of the Mozhaisky municipal district from 03.25.2015, number 310/23)]. Novaya zhizn', 2015, 11 aprelya.

15. Strus' K. A. Gosudarstvo i grazhdanskoe obshchestvo (Problemy pravovogo vzaimodeistviya v Rossii) [State and civil society (legal interaction Problems in Russian)]: dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2003.

16. Ustav Samarskoi oblasti ot 18.12.2006 № 179-GD (red. 10.10.2012) (prinyat Samarskoi Gubernskoi Dumoi 05.12.2006) [Charter of the Samara region from 18.12.2006 number 179-DG (ed. 10.10.2012) (Samara Regional Duma adopted 05.12.2006)]. Volzhskaya kommuna, 2006, no. 237 (25790).

17. Federal'nyi zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. ot 03.07.2016) «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law of 06.10.2003 number 131-FZ (ed. From 03.07.2016) "On general principles of local self-government in the Russian Federation"]. Sobranie zakonodatel'stvaRF, 2003, no. 40, st. 3822.

18. Mikheeva T. N., Kudryavtsev V. V., Yaichnikova J. S. About the strengthening of publicity in the formation of local representative bodies: rather-legal analysis, Review of European Studies, 2015, vol. 7, no. 8, pp. 280-286, DOI: 10.5539/res.v7n8p280

19. Mikheeva T. N., Likhoshva A. O. Modern Approaches to Publicity and Independence of Local Government: Experience of American Municipalities. Mediterranean Journal ofSocial Sciences, 2016, vol. 7, no. 1, s. 1, pp. 31-35, DOI: 10/5901/mjss.2016.v7n1s1p31

Статья поступила в редакцию 12.08.2016 г.

Submitted 12.08.2016.

Для цитирования: Горнев Р. В. Правотворческая инициатива как форма участия общественных объединений в осуществлении местного самоуправления // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 4 (8). С. 67-72.

Citation for an article: Gornev R. V. Law-making initiative as a form of participation of public associations in local government implementation. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 4 (8), pp. 67-72.

Горнев Роман Вадимович, аспирант, Gornev Roman Vadimovich, postgraduate Марийский государственный университет, student, Mari State University, Yoshkar-Ola, г. Йошкар-Ола, gornev. roman@mail. ru gornev. roman@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.