5. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А .Г. Злобина и Ю . А. Хнаева» // СЗ РФ. - 2002. - № 14. - Ст. 1374.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики
Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ - 2000 -№ 25,- Ст. 2728.
7 . Златопольский Д .Л . Верховный Совет СССР - выразитель воли советского народа: К 60-летию образования Союза ССР / Д. Л. Златопольский. - М.: Юрид. лит., 1982. -280 с
8 . Коток В .Ф. В .И. Ленин и наказы избирателей / В .Ф. Коток . // Советское государство и право . - 1963. - № 4. - С . 17-28.
9. Милль Дж. Ст. Представительное правление. Публицистические очерки / Пер. с англ. Р.И. Сементковского. - СПб. : Изд Ф Павленкова, 1897 - 192 с
УДК 342.572
К.А. Иванова*, М.С. Мизернюк**
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ФОРМ
Иванова К.А., Мизернюк М.С. Реализация правотворческой инициативы в Российской Федерации посредством электронных форм. - Статья .
В статье исследуется одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления - правотворческая инициатива граждан. Рассматривается возможность её реализации посредством интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», анализируются проблемы функционирования данного интернет-ресурса, приводится отечественная и зарубежная практика, выдвигаются предложения по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: институты непосредственной демократии; общественные инициативы граждан; правотворческая инициатива; электронные ресурсы .
Ivanova K.A., Mizernyuk M.S. The implementation of legislative initiatives in the Russian Federation through electronic forms. - Article .
The article is devoted to one of the forms of citizens' direct participation in municipal governance -citizens' legislative initiative . Authors contemplate the possibility of its implementation through an Internet resource "Russian public initiative", analyze the problems of that Internet resource functioning, provides domestic and foreign practice, make suggestions to laws’ improvement.
* Иванова Ксения Алексеевна - ассистент кафедры конституционного и муниципального права Тюменского государственного университета, Институт государства и права, г. Тюмень, Россия .
** Мизернюк Михаил Сергеевич - Тюменский государственный университет, Институт государства и права, г Тюмень, Россия
Keywords: institutions of direct democracy; citizens' public initiatives, legislative initiative; electronic resources
Іванова К.А., Мизернюк М.С. Реалізація правотворчої ініціативи в Російській федерації допомогою електронних форм. - Стаття .
У статті досліджується одна з форм безпосереднього здійснення населенням місцевого самоврядування - правотворча ініціатива громадян . Розглядається можливість її реалізації за допомогою інтернет-ресурсу «Російська громадська ініціатива», аналізуються проблеми функціонування даного інтернет-ресурсу, наводиться вітчизняна та зарубіжна практика .
Ключові слова: інститути безпосередньої демократії; правотворча ініціатива; електронні ресурси .
Правотворческая инициатива граждан - форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления, посредством которой реализуется право населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, осуществляемая путем внесения обязательных для рассмотрения проектов правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления [1, с. 294-295].
Степень освещенности проблемы по поводу реализации правотворческой инициативы граждан в науке муниципального права сравнительно мала [2, с. 24-25]. В частности, без внимания остался электронный аспект, не получивший должного теоретического и практического исследования со стороны ученых. Функционирование данного института в новой для него среде является новацией, которая, безусловно, требует кардинального изменения подходов к его изучению . На современном этапе развития реализация правотворческой инициативы граждан в Российской Федерации является неотъемлемой задачей системы местного самоуправления, и в то же время данная форма является наиболее проблематичной в условиях её теоретической разработанности и практической реализации [3, с. 45].
Говоря о практической реализации правотворческой инициативы, нельзя не сказать о быстрорастущих темпах развития научно-технического прогресса, которые, на наш взгляд, оправданно диктуют «новые правила игры», в частности, предоставляя реальную возможность, а порой и
необходимость эффективного функционирования института правотворческой инициативы в глобальной информационной сети Интернет. В частности, об этом высказывался В . В . Путин в рамках своей статьи «Демократия и качество государства» [4], где он подчеркивал, что мы должны своевременно реагировать на запросы граждан Российской Федерации, которые всё более усложняются, а в условиях «информационного века» приобретают качественно новые черты Дополнительно он отмечал, что «уже сейчас мы используем практику размещения проектов законов в Интернете Каждый может направить своё предложение или поправку», «...такой механизм коллективного отбора оптимальных решений, или, как его называют эксперты, краудсорсинг [5, с. 23] - должен стать нормой на всех уровнях», - подчеркивал автор .
Таким образом, реализация правотворческой инициативы граждан является неотъемлемой задачей местного самоуправления, а в связи с активным развитием глобальной информационной сети Интернет, которая постепенно внедряется во все институты непосредственной демократии, становится очевидной необходимость в должном нормативно-правовом закреплении функционирования данного института с точки зрения электронного аспекта
В глобальной информационной сети Интернет имеются и зарубежные платформы для реализации права граждан на инициативы - в первую очередь, американский ресурс «We the People» [6] и британский «E-petitions» [7]. Данные ресурсы, на наш
взгляд, являются ключевыми инструментами демократии в современном мире, которые позволяют гражданам страны обратиться к своему правительству напрямую Например, на ресурсе «We the People» каждый американец, достигший 13-летнего возраста, может поддержать близкую ему инициативу или стать автором новой петиции, собрав необходимое количество подписей На данный момент на сайте представлено свыше 160 петиций. Самая популярная требует признания «Westboro Baptist Church» [8] экстремистской организацией. Но больший интерес вызывает предложение к Конгрессу об издании закона «Дмитрия Долматова» [9] с избранием меры наказания всем голландцам, виновным в смерти русского оппозиционера. К слову говоря, под это петицией уже подписалось более 100 тысяч человек
В настоящее время Указом Президента Российской Федерации утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» [10]. При этом рассмотрению в соответствии с указанными Правилами подлежат направленные гражданами Российской Федерации общественные инициативы, реализуемые на региональном и муниципальном уровнях, - с 1 ноября 2013 г.
Общественными инициативами считаются предложения граждан Российской Федерации по вопросам социальноэкономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее -интернет-ресурс) и отвечающие установленным требованиям
Направлять общественные инициативы с использованием интернет-ресурса и голосовать за них могут граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, зарегистри-
рованные в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА).
В настоящее время ЕСИА критикуется пользователями за чрезмерную сложность процесса регистрации. Однако с 1 января 2015 года в России начнут выдавать пластиковые карты, которые заменят внутренние паспорта Согласно тексту законопроекта [11], электронная карта представляет собой материальный носитель информации с персональными данными владельца, включая биометрические персональные данные, зафиксированные на ней в визуальной и электронной форме, и позволяющая идентифицировать личность ее владельца. Электронную карту будут обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ Логично, что в скором времени право граждан Российской Федерации на правотворческую инициативу будет реализовано с помощью данных электронных карт
Размещению общественной инициативы на интернет-ресурсе предшествует обязательная предварительная экспертиза, проводимая Фондом развития информационной демократии и гражданского общества «Фонд информационной демократии». Срок проведения предварительной экспертизы не должен превышать два месяца
Размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на Интернет-ресурсе получила не менее 5 процентов голосов граждан,
постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, - в поддержку инициативы муниципального уровня
Нельзя не сказать о том, что интернет-ресурс не предоставляет достаточную информацию о ходе голосования за ту или иную общественную инициативу На сайте отображается количество голосов, поданных за каждую из инициатив, и никаких дополнительных данных не предоставляется Данная форма, на наш взгляд, порождает ряд существенных проблем, связанных с невозможностью контролировать корректность подсчета голосов
28 мая 2013 года депутат Екатеринбургской городской думы Леонид Волков опубликовал в своём блоге исследование, показывающее значительные неоднородности в голосовании за инициативу о возврате минимально допустимого уровня алкоголя в крови водителя [12], где он говорит о том, что при анализе мониторинга голосования за данную инициативу наблюдаются необоснованные «вбросы» голосов, природа которых не установлена. «Интересно, кто эти «мертвые души», которые «голосуют» на портале РОИ? Зарегистрированы ли они на сайте Государственных услуг? Как? Где еще они голосуют?» - дополняет автор блога Пока никаких действий со стороны «Российской общественной инициативы» так и не предпринято В этой связи видится необходимость в обеспечении открытости и прозрачности проведения голосования, которое, на наш взгляд, должно выражаться в размещении под каждой инициативой упорядоченного обезличенного списка поданных голосов (протокола)
Мы считаем, что размещение таких протоколов в каждой интернет-петиции повысит эффективность функционирования института правотворческой инициативы граждан в интернет-среде С введением данной формы процедура проведения голосования станет максимально про-
зрачной и открытой, возрастет уровень доверия граждан Российской Федерации, который, в свете сегодняшних реалий, находится на достаточно низком уровне .
Далее общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется в электронном виде уполномоченной некоммерческой организацией в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы Информация о направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу соответствующего уровня и принятых ею решениях размещается на интернет-ресурсе
Состав экспертной рабочей группы муниципального уровня определяется органами местного самоуправления и включает представителей этих органов, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей муниципальных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений .
Таким образом, мы видим, что Указ Президента Российской Федерации № 183 отвечает требованиям современной действительности. Однако отдельные положения данного Указа № 183 не соответствуют некоторым статьям Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» [13].
Во-первых, в статье 26 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» закреплено, что: «С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан Минимальная численность инициативной группы граждан не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом» Очевидно, что если численность инициативной груп-
пы составляет менее 3 процентов от числа жителей муниципального образования, то подобная инициатива считается неподдер-жанной и передаче на обязательное рассмотрение в орган местного самоуправления не подлежит. При этом в Указе Президента Российской Федерации № 183 планка процента голосов граждан в поддержку инициативы повышена до 5 процентов, а инициатива может быть выдвинута и одним человеком . На наш взгляд, данное повышение планки процентов голосов вытекает из того, что глобальной сетью Интернет пользуется большее количество человек и, соответственно, собрать нужное количество подписей будет гораздо проще. При этом сама возможность выдвижения инициативы одним жителем является достаточно демократичной, т к позволяет каждому гражданину участвовать в жизни муниципалитета, не создавая при этом инициативных групп
Во-вторых, согласно Указу Президента РФ № 183, высказываться в поддержку инициативы могут граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования В статье 26 Федерального закона № 131 закреплено, что поддержать инициативу могут жители муниципального образования В российском законодательстве [14] под местом жительства понимается место, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина
Следовательно, Указ Президента РФ № 183 сужает круг граждан, которые могут поддержать инициативу на местном уровне, предоставляя указанное право только тем, кто постоянно проживает в муниципальном образовании
В этой связи видится необходимость в приведении именно статьи 26 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» в соответствии с положениями Указа Президента, поскольку Указ Президента отвечает современным реалиям, регулирует порядок реализации общественных инициатив (в том числе правотворческой инициативы) посредством сети Интернет, что является новацией законодательства
Таким образом, необходимо совершенствовать законодательство о правотворческой инициативе, поскольку реализация правотворческой инициативы дает реальную возможность любым социальным группам населения и отдельным гражданам принимать непосредственное участие в решении местных вопросов гражданам, а также позволяет соответствующим органам общественного самоуправления принимать решения с учетом мнения и интересов большинства населения . Отлаженный механизм правотворческой инициативы дает гражданам возможность непосредственно осуществлять власть, создавая правовые акты, в соответствии с которыми они живут, что способствует развитию гражданского общества и совершенствованию правовой системы страны
Список литературы
1. Авакьян С.А. Муниципальное право России. / С.А. Авакьян. - М. : Проспект, 2011. -С. 294-295.
2. Важнов С.С . Институт правотворческой инициативы граждан в системе народовластия в Российской Федерации: Автореф . дис. ... канд . юрид . наук / С. С . Важнов . - Саратов, 2007 - С 24-25
З Бычкова Е И Реализация правотворческой инициативы граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: Автореф дис ... канд. юрид. наук / Е . И. Бычкова. - Челябинск, 2011 - 19 с
4. Путин В .В . Демократия и качество государства / В .В . Путин . // Вестник Российской нации . - 2012. - № 2-З.
5. Курячая М. М. Технологии краусор-синга в юридической практике / М М Курячая // Конституционное и муниципальное право - 2012 - № 6 - С З1-З7
6 Интернет-ресурс «We the People» / [Электронный ресурс] - Режим доступа : www. petitions . whitehouse . gov/
7 . Интернет-ресурс «Е-Petitions» / [Электронный ресурс] - Режим доступа : www epetitions direct gov uk/
8. Интернет-ресурс «Westboro Baptist Church» / [Электронный ресурс] - Режим доступа : www godhatesfags com/
9 Интернет-ресурс «Российская газета» / [Электронный ресурс] - Режим доступа : www. rg.ru/2013/02/03/dolmatov-site html
10 . Указ Президента РФ от 04 . 0З. 201З № 18З «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» / [Электронный ресурс] -Режим доступа : www. pravo . gov. ru
11 Проект Федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» / [Электронный ресурс] - Режим доступа : www. consultant, ru
12.Блог журналиста Сергея Тимофеева / [Электронный ресурс] - Режим доступа : www. echo .msk ru/blog/kordiv/1067850-echo!
1З Федеральный закон от 06 10 200З г № 1З1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации . - 200З. -№ 40 . - Ст. З822.
14. Закон РФ от 25.06.199З г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета -199З. - № 152.
и и и