Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К СТАРШЕМУ ПОКОЛЕНИЮ'

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К СТАРШЕМУ ПОКОЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Элина Николаевна, Дружинина Наталья Николаевна, Воителева Галина Викторовна, Красилова Ирина Евгеньевна

Статья посвящена такой актуальной сегодня проблеме, как развитие цифровой компетентности учителей начального общего образования предпенсионного и пенсионного возраста. Педагоги старшего поколения составляют большую часть педагогического корпуса российских школ. Существенный вклад в реализацию национального проекта «Образование», федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и национального проекта «Демография» вносят программы повышения квалификации, разработанные с учетом специфики этой возрастной группы учителей начальных классов, а также стандарта WorldSkills Russia по компетенции «Преподавание в младших классах». В статье представлен опыт ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (Московская область, г. Орехово-Зуево) по разработке и реализации таких программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Элина Николаевна, Дружинина Наталья Николаевна, Воителева Галина Викторовна, Красилова Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS OF OLDER GENERATION

The article deals with the issue of digital competence development of primary school teachers of the pre-retirement and retirement age. Teachers of older age make the majority of the teaching staff of Russian schools. A significant contribution to the implementation of the national project «Education,» the federal project «Digital Educational Environment,» as well as the national project «Demography» is made by professional development programs designed with consideration to specific features of the above-mentioned age group of primary school teachers, as well as to the WorldSkills Russia standards for the competence «Primary school teaching.» The article presents the experience of the State University of Humanities and Technology (the city of Orekhovo-Zuevo, Moscow Oblast) in the development and implementation of such programs.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К СТАРШЕМУ ПОКОЛЕНИЮ»

УДК 377.8

Э. Н. Яковлева, Н. Н. Дружинина, Г. В. Воителева, И. Е. Красилова

Проблема развития цифровой компетентности педагогов начального общего образования, принадлежащих к старшему поколению

Аннотация

Статья посвящена такой актуальной сегодня проблеме, как развитие цифровой компетентности учителей начального общего образования предпенсионного и пенсионного возраста. Педагоги старшего поколения составляют большую часть педагогического корпуса российских школ. Существенный вклад в реализацию национального проекта «Образование», федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и национального проекта «Демография» вносят программы повышения квалификации, разработанные с учетом специфики этой возрастной группы учителей начальных классов, а также стандарта WorldSkills Russia по компетенции «Преподавание в младших классах». В статье представлен опыт ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (Московская область, г. Орехово-Зуево) по разработке и реализации таких программ.

I Ключевые слова: повышение квалификации; цифровая грамотность; цифровые технологии; ИКТ-компетентность; старшее поколение учителей.

E. N. Yakovleva, N. N. Druzhinina, G. V. Voiteleva, I. Y. Krasilova

The development of digital competence of primary school teachers

of older generation

Abstract

The article deals with the issue of digital competence development of primary school teachers of the pre-retirement and retirement age. Teachers of older age make the majority of the teaching staff of Russian schools. A significant contribution to the implementation of the national project «Education,» the federal project «Digital Educational Environment,» as well as the national project «Demography» is made by professional development programs designed with consideration to specific features of the above-mentioned age group of primary school teachers, as well as to the WorldSkills Russia standards for the competence «Primary school teaching.» The article presents the experience of the State University of Humanities and Technology (the city of Orekhovo-Zuevo, Moscow Oblast) in the development and implementation of such programs.

Keywords: professional development; digital literacy; digital technologies; ICT competence; teachers of older generation.

В настоящее время большую часть учителей

Российской Федерации составляют люди в активном возрасте от 45 лет и старше. Согласно статистическим данным Министерства просвещения РФ, состав педагогического корпуса сегодня — это люди достойного возраста — 23% учителей, которые перешли пенсионную черту, и 19% учителей, которые к ней приближаются1.

К сожалению, количество учителей этих возрастных категорий имеет тенденцию к увеличению, что отмечается не только в нашей стране, но и за рубежом. Это следствие демографических и социально-экономических процессов, которые приобрели глобальный характер. Многие пенсионеры возвращаются в школу, поскольку в этом есть потребность. Так, по данным Национальной ассоциации работников образования США (the National Education Association), нехватка педагогических кадров в школах США приобрела масштабный характер [13]. По данным Института экономической политики (Economic Policy Institute), эта нехватка «реальная, большая, все более растущая, и ситуация хуже даже, чем ожидалось». К 2025 году нехватка учителей в целом по стране может составить 200000 человек [Там же].

В западноевропейских странах процесс и причины возвращения пенсионеров к активной профессиональной деятельности изучается достаточно давно. Причины могут быть разные. Многие учителя старшего возраста сталкиваются с проблемами психологического характера. Став пенсионерами, они постепенно утрачивают связь с коллективом, частью которого считали себя долгие годы. Одиночество, ощущение своей ненужности они переносят крайне болезненно. Как считают психологи, основные потребности человека включают потребность в принадлежности к какой-то социальной группе [16].

Однако очень часто люди, достигшие пенсионного возраста, не могут позволить себе тихо наслаждаться заслуженным отдыхом по экономическим причинам. Пенсия может быть настолько мала, что прожить на нее без жестких ограничений практически невозможно [14]. К сожалению, нашим педагогам-пенсионерам такая ситуация тоже известна.

Каковы бы ни были причины, по данным зарубежных исследователей, более половины лиц, достигших пенсионного возраста, возобновляют в полном или частичном объеме свою трудовую деятельность [17]. Как показывают исследования, возвращение к работе после ухода на пенсию или

URL: https://tass.ru/obschestvo/7092590

же продолжение работы после достижения пенсионного возраста часто заранее планируются [12].

При этом результаты исследований, проведенных в европейских странах, показывают, что работодатели не расположены инвестировать в «возрастных» работников [19]. Работники старшего возраста (от 50 лет и старше), хотя и обладают знаниями, большим опытом, тем не менее сталкиваются с проблемами, количество и глубина которых с возрастом только возрастают. С экономической точки зрения, важно, чтобы сохранялся баланс между расходами на содержание рабочей силы и ее производительностью. С возрастом работоспособность снижается. Меры, принимаемые в западноевропейских странах, которые направлены на сохранение доли работников старшего возраста, могут быть следующими: сокращение нагрузки, программы обучения или повышения квалификации, повышение эргономичности рабочего места, понижение в должности с соответствующим сокращением объема обязанностей [Там же].

Современные технологии могут играть важную роль в сохранении высокой результативности работы. Проблемы с обеспечением доступа «возрастных» работников к возможности освоения этих современных технологий могут иметь не только финансовый, но, что бывает чаще, организационный и отчасти психологический характер. Хорошая организация обучения или переобучения людей предпенсионного и пенсионного возраста в сочетании с психологической поддержкой, основанной на знании специфики этой возрастной группы, — в этом залог успеха.

Большую часть учителей младших классов как в нашей стране, так и за рубежом, составляют женщины. Следует отметить, что у женщин, имеющих хорошее профессиональное образование (высшее, среднее специальное), достаточно высокие шансы или сохранить рабочее место и продолжить работу после достижения пенсионного возраста, или вернуться к активной профессиональной деятельности после ухода на пенсию. Об этом свидетельствуют данные исследований, проведенных в разных странах Европы и Америки [18]. Высокая степень ответственности, свойственная женщинам в силу их социальных ролей, способствует тому, что женщины-работники часто проявляют большую гибкость, чем мужчины в том, что касается адаптации к новым условиям, к новым требованиям.

Сильной стороной учителей активного возраста является высокий уровень развития профессиональных педагогических компетенций. Специалисты на основе анализа педагогической

деятельности отмечают шесть компетенций: компетентность в области личностных качеств; в постановке целей и задач педагогической деятельности; в мотивировании обучающихся; в обеспечении информационной основы педагогической деятельности; в разработке программы, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений, в организации педагогической деятельности [11].

Имеющие большой опыт в профессиональной деятельности педагоги, 50 лет и старше, тем не менее не всегда готовы динамично реагировать на объективные условия меняющегося мира. Свою профессиональную деятельность им предстоит продолжать уже в условиях цифрового образования, реализуя федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [4]. Цель данного проекта — создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности саморазвития и самообразования у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

Но для того чтобы эта цель была достигнута, необходимы компетентные педагоги, готовые к профессионально-личностному саморазвитию в условиях цифровой образовательной среды. В профессиональном стандарте педагога сформированная ИКТ-компетентность является одним из необходимых требований к специалисту для успешного выполнения им профессиональных функций [2].

Развитие ИКТ-компетентности, цифровой компетентности у педагогов становится сегодня предметом серьезных исследований. Так, в Рекомендациях ЮНЕСКО предложена структура ИКТ-компетентности учителей, включающая следующие компетенции: «Понимание роли ИКТ в образовании», «Учебная программа и оценивание», «Педагогические практики», «Технические и программные средства ИКТ», «Организация и управление образовательным процессом», «Профессиональное развитие». Содержание каждой из этих компетенций раскрывается в ключе трех подходов к информатизации в школе, которые, в свою очередь, связаны с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде: «Применение ИКТ», «Освоение знаний», «Производство знаний». Это позволяет

выстраивать модель развития ИКТ-компетентно-стиу педагогов [9].

Отмечая различия ИКТ-компетентности и цифровой компетентности, С. В. Гайсина называет новые компетенции, необходимые для работы в цифровых средах: способность использовать цифровые инструменты для идентификации, доступа, управления, анализа, оценки и синтеза цифровых ресурсов, продуктивно, критично и безопасно выбирать, применять информационно-коммуникативные технологии в разных сферах жизнедеятельности, работа с контентом, коммуникация, потребление, техносфера. Кроме этого, готовность к применению и совершенствованию технологий виртуальной и дополненной реальностей, умение использовать, создавать и совершенствовать информационные сети, а также готовность к освоению и применению сквозных цифровых технологий (например, искусственного интеллекта, систем распределенного реестра) [5].

Теоретическую основу исследования, проведенного в ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» в 2019-2020 годах, составила концепция цифровой компетентности, предложенная Г. У. Солдатовой. Автор выделяет четыре вида цифровой компетентности: 1) информационная и медиакомпе-тентность — знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео); 2) коммуникативная компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.) с различными целями; 3) техническая компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т. п.; 4) потребительская компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и Интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей [10].

Серьезными ресурсами для формирования и развития цифровой компетентности у педагогов старшей возрастной категории обладает система

повышения квалификации. Согласно распоряжению Правительства РФ [2] Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» была запущена специальная федеральная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста2.

Данная программа реализуется с марта 2019 года при поддержке Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» [1]. Цель Программы до 2024 года — содействие занятости граждан в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста путем организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для приобретения или развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда. К данной программе подключились 120 компетенций WorldSkills Russia, в том числе и компетенция «Преподавание в младших классах».

Цель нашего исследования — разработка и апробация содержания и технологий совершенствования цифровой компетентности педагогов начального общего образования в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста посредством реализации актуальных практико-ориентированных программ повышения квалификации и методического комплекта их сопровождения.

В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы исследования, обеспечивающие достоверность и валидность результатов эксперимента. Теоретические методы: анализ и систематизация научно-методических подходов к повышению цифровой компетентности педагогов; обобщение психолого-педагогических условий повышения квалификации педагогов в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста; комплексный анализ результатов эмпирического исследования. Практические методы: экспертный опрос, эксперимент.

Экспериментальная база исследования: Национальный центр компетенции «Преподавание в младших классах» (ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», Московская область, г. Орехово-Зуево). Этапы

2 URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/akademiya-worldskills/obuchenie-grazhdan-starshego-vozrasta.html

эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе исследования методами устного и письменного опроса, наблюдения за слушателями в процессе выполнения ими «пробных заданий» определялся исходный уровень цифровой компетентности педагогов. Объектом исследовательского внимания стали информационная и медиакомпетентность, коммуникативная компетентность, техническая и потребительская компетентность слушателей.

Анализ результатов позволил сделать следующие выводы: большинство слушателей (68%) демонстрировали средний уровень сформирован-ности информационной и медиакомпетентности (они готовы осуществлять поиск информации, структурировать и критически осмысливать её, имеют представление о способах хранения информации, однако представление о способах хранения информации у них ограниченно, создание материалов с использованием цифровых ресурсов вызывает значительные затруднения); высокий уровень сформированности информационной и медиаком-петентности продемонстрировали 11% слушателей; низкий уровень — 21%.

Коммуникативная компетентность как вид цифровой компетентности сформирована на высоком уровне только у 3% слушателей, 82% слушателей, по результатам опроса и выполнения «пробных» заданий, имеют средний уровень коммуникативной компетентности (они готовы выстраивать онлайн-коммуникации в таких формах, как электронная почта, социальные сети, однако ограниченно используют или не используют вообще возможности чатов, блогов, форумов и т. д.). Низкий уровень (владение только электронной почтой) фиксируется у 15% слушателей.

Уровень развития технической компетентности как вида цифровой компетентности определялся как степень готовности педагогов эффективно и безопасно использовать компьютер и программное обеспечение для решения профессиональных задач. Высокий уровень технической компетентности можно констатировать у 3% слушателей, средний — у 52% (стандартное программное обеспечение Microsoft), низкий — у 45% слушателей (работа только с инструментами Word и ограниченно с PowerPoint).

По результатам опроса, все слушатели используют информационные ресурсы для решения повседневных задач, предполагающих удовлетворение различных потребностей, что позволяет говорить о достаточном уровне сформированно-сти потребительской компетентности как вида

цифровой компетентности. Однако необходимо отметить, что среди ответов были зафиксированы и такие варианты: «Нет, я не буду искать информацию в Сети, спрошу у коллеги (у специалиста, у кого-нибудь)», «Я зарегистрирована на сайте Госуслуги, заполняю электронный журнал, но об изменениях в системе образования узнаю от коллег (родственников, друзей)» и т. д.

Анализ содержания ответов слушателей, результатов наблюдения за их поведением во время опроса и выполнения «пробных» заданий позволяет сделать вывод также о степени развития когнитивного, мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов цифровой компетентности педагогов.

В отношении когнитивного компонента компетентности важно отметить, что все слушатели признают недостаточную осведомленность о способах работы с информацией, необходимость расширения представлений о возможностях практического применения цифровизации в образовании. У большинства слушателей сформировано мотивационно-ценностное отношение к повышению собственной цифровой компетентности. Они признают цифровизацию как реальность, идентифицируют потребность во владении актуальными умениями и навыками для совершенствования профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют варианты ответов: «Конечно, хочется идти в ногу со временем. Цифровая компетентность — это уже профессиональная необходимость. Там столько возможностей...», «Сегодня дети в моем классе знают о компьютере больше меня. Они так быстро все делают. Не хочу отстать», «Не хочется быть для учеников динозавром» и т. п.

Анализируя содержание эмоционально-волевого компонента, важно признать наличие высокого уровня тревожности у слушателей. В ответах часто звучат выражения «я боюсь.», «я переживаю», «не уверена, что смогу», «в моём возрасте это трудно.». В ходе первичного наблюдения за поведением слушателей во время ответов и выполнения «пробных» заданий фиксировались эмоциональная напряженность, напряженность мышц, проявление чувства беспомощности, неспокойное поведение. Анализ поведенческого компонента цифровой компетентности позволил говорить о необходимости развития у слушателей навыков по эффективному нахождению информации, ее оценке и использованию, навыков использования информационных устройств, применения информационно-коммуникационных технологий и создания материалов с использованием цифровых ресурсов.

С учетом результатов констатирующего исследования были рекомендованы слушателям следующие программы повышения квалификации (все с учетом стандарта Ворлдскиллс по компетенции «Преподавание в младших классах»): «Интерактивные технологии и робототехника во внеурочной деятельности младших школьников», «Педагогические технологии организации образовательного процесса в начальной школе»; «Использование Smart-технологии в начальном образовании». Все перечисленные программы разработаны в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», а также стандартами Ворлдскиллс. Выбор программы осуществлялся слушателем по желанию и на основании рекомендаций экспертов Ворлдскиллс — преподавателей программ.

Содержание программ ориентировано как на развитие цифровой компетентности педагогов, так и, в целом, на совершенствование их методической культуры, повышение квалификации в области управления образовательным процессом. Так, реализация программы «Интерактивные технологии и робототехника во внеурочной деятельности младших школьников» предполагает формирование практических навыков в области проектирования и реализации в образовательном процессе начальной школы программ внеурочной деятельности, а также развитие навыков использования современных педагогических технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области, использования современных средств ИКТ в образовательной деятельности.

В результате освоения программы слушатели расширяют представление о способах формирования современной образовательной среды посредством использования интерактивных технологий и робототехники во время внеурочной деятельности младших школьников. Они готовы на практике применять эффективные интерактивные технологии во внеурочной деятельности младших школьников; включать элементы робототехники в процесс проектирования и реализации образовательных программ внеурочной деятельности в начальной школе.

На практических занятиях педагоги знакомились с содержанием программ внеурочной деятельности с применением робототехники, проектировали собственную программу, создавали подвижные конструкции при помощи LEGO

EducationWeDo 9580 и 9585; 2.00, комбинировали их, самостоятельно программировали модели. Педагоги также разрабатывали хронологические карты и проводили фрагмент внеурочного занятия в рамках самостоятельно разработанного проекта программы курса с использованием интерактивного оборудования и робототехники.

Программа «Педагогические технологии организации образовательного процесса в начальной школе» направлена на совершенствование методической подготовки педагогов в области применения вербальных и невербальных коммуникационных стратегий для вовлечения обучающихся в образовательный процесс; использование эффективных педагогических технологий деятель-ностного типа, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде (проблемно-диалогическая технология, технологии продуктивного обучения, технологии постановки учебной задачи, организации учебной ситуации, организации коммуникации, рефлексии, самооценки, технологии оценивания, технологии проектной деятельности и др.). В целях развития цифровой компетентности педагоги учились на практических занятиях применять различные методы обработки информации; работать с компьютером как средством управления информацией, разрабатывать интерактивные задания с использованием интернет-сервиса LearшngApps).

Целенаправленно проблема формирования цифровой компетентности педагогов осуществлялась также в ходе реализации программы «<Использование Smart-технологии в начальном образовании». Педагоги на практике изучали составляющие мультимедийной информационной среды учебного процесса и нормативно-правовое обеспечение использования цифровых мультимедийных материалов, возможности и критерии выбора программных средств для решения профессиональных и образовательных задач.

В ходе обучения слушатели самостоятельно осуществляли поиск, критический анализ и синтез информации, применяли системный подход для решения поставленных задач; учились управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни, разрабатывали отдельные компоненты образовательных программ (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий). Слушатели учились работать с программными приложениями, позволяющими создавать мультимедийные объекты и продукты; эффективно использовать современные информационные компьютерные

средства и технологии для включения в учебный курс ресурсов разного вида, в том числе медиа-ресурсов; работать с программно-техническими средствами для создания и применения мультимедиа.

На практических занятиях были созданы условия для практического изучения следующих тем: «Обмен сообщениями. Свободная переписка», «Глобальный класс. Электронное обучение», «Информационный обмен», «Электронные публикации», «Создание базы данных», «Телекоммуникационные экскурсии». Слушатели активно взаимодействовали при совместном решении задач, осуществляли поиск информации, учились работать в режиме одновременного выполнения заданий (включая конкурсы и телевизионные олимпиады), научных интернет-конференций различных уровней. Педагоги осваивали ресурсы «Lesson Activity Toolkit 2.0», инструменты «Shapes» в Smart Notebook, выполняли упражнения с интерактивным элементом «Конструктор занятий», практически знакомились с технологией проведения интерактивных занятий коллекции LAT2.0RU.

Итоговая аттестация по всем программам проходила в виде демонстрационного экзамена, предполагающего моделирование реальных производственных условий для решения слушателями определенных практических задач профессиональной деятельности в режиме жесткого тайминга [20; 21].

Так, итоговая аттестация слушателей программ «Педагогические технологии организации образовательного процесса в начальной школе» и «<Использование Smart-технологии в начальном образовании» проводилась в соответствии с комплектом оценочной документации (КОД) № 1.1 по компетенции «Преподавание в младших классах». Указанный КОД предполагает выполнение в режиме реального времени следующего задания: подготовка и проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов с использованием интерактивного оборудования, включая разработку технологической карты фрагмента урока, непосредственно проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов с использованием интерактивного оборудования, а также разработку и демонстрацию самостоятельно разработанного дидактического средства по заданной теме урока.

Для итоговой аттестации слушателей программы «Интерактивные технологии и робототехника во внеурочной деятельности младших

школьников» использовался комплект оценочной документации (КОД) № 1.2 по компетенции «Преподавание в младших классах». Демонстрационный экзамен предполагал выполнение таких заданий, как разработка и проведение внеурочного занятия по общеинтеллектуальному направлению с использованием интерактивного оборудования и робототехники; разработка паспорта проекта для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Результаты демонстрационного экзамена методом экспертного опроса показали повышение уровня цифровой компетентности педагогов по следующим показателям: владение системой знаний в области цифровой обработки информации, программного обеспечения; мотивация и готовность применять информационно-коммуникационные технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно в профессиональной деятельности.

По результатам экспертной оценки, количество слушателей, демонстрирующих низкий уровень сформированности информационной компетентности и медиакомпетентности, сократилось более чем в четыре раза и составило 5 % (по сравнению с данными констатирующего исследования — 21%). При этом число слушателей с высоким уровнем повысилось на 9% и составило 20% (по сравнению с 11%). Высокий уровень развития коммуникативной компетентности как вида цифровой компетентности демонстрируют 16% слушателей (по сравнению с данными констатирующего исследования — 3%). При этом значительно уменьшился процент слушателей с низким уровнем коммуникативной компетентности — с 15% до 3%. Число слушателей, демонстрирующих высокий уровень технической компетентности, возросло до 17% по сравнению с 3%, зафиксированными на констатирующем этапе. Проявления низкого уровня технической компетентности зафиксированы только у 6% слушателей (по сравнению с 45%). Ответы слушателей свидетельствуют о расширении их представлений о возможностях использования ин-

формационно-коммуникационных технологий в сфере решения повседневных профессиональных и других задач, что можно рассматривать как рост потребительской компетентности слушателей.

Анализ ответов слушателей в формате обратной связи позволил зафиксировать значительную положительную динамику в изменении содержания когнитивного компонента их цифровой компетентности. Педагоги демонстрируют готовность выстраивать траекторию своего профессионально-личностного развития в условиях цифровой образовательной среды.

Анализ результатов наблюдения за поведением слушателей во время демонстрационного экзамена свидетельствует о положительных изменениях в проявлении эмоционально-волевого и поведенческого компонентов цифровой компетентности педагогов. Значительно уменьшилось число проявлений повышенной тревожности, фиксируется демонстрация навыков в области применения информационно-коммуникационных технологий, разработки методических материалов с использованием цифровых ресурсов.

Таким образом, в ходе проведенного исследования разработаны и применены программы повышения квалификации: «Интерактивные технологии и робототехника во внеурочной деятельности младших школьников (с учетом стандарта Ворлдскиллс по компетенции «Преподавание в младших классах»)», «Педагогические технологии организации образовательного процесса в начальной школе (с учетом стандарта Ворлдскиллс по компетенции «Преподавание в младших классах»)»; «Использование Smart-техноло-гии в начальном образовании (с учетом стандарта Ворлдскиллс по компетенции «Преподавание в младших классах»)». В ходе экспериментальной апробации названные программы и методические материалы к ним доказали свою эффективность в решении проблемы формирования цифровой компетентности педагогов в возрасте 50 лет и старше.

Литература

1. Национальный проект «Демография». Паспорт национального проекта: утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. № 16. — URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/ demography/ (дата обращения: 31.01.2021).

2. Об утверждении Специальной программы и плана мероприятий по организации профессионального

обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 г.: распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 3025-р. — URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/72041820/ (дата обращения: 31.01.2021).

3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном об-

щем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. — URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/1/ (дата обращения: 31.01.2021).

4. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Паспорт федерального проекта: утвержден 7 декабря 2018 г. на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» — URL: https://academia-moscow.ru/education/fp-tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda/ (дата обращения: 31.01.2021).

5. Гайсина, С. В. Цифровая грамотность и цифровая образовательная среда школы. Методические рекомендации /С. В. Гайсина. — URL: https://spbappo. ru/wp-content/uploads/2019/02/%D0%A4%D0%A 1%D0%9F_%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D1% 80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD% D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%9C%D0 %A0_%D0%93%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%B8 %D0%BD%D0%B0-%D0%A1.pdf (дата обращения: 31.01.2021).

6. Карпов, А. В. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / А. В. Карпов, И. В. Кузнецова, М. Д. Кузнецова; науч. ред. В. Д. Шадриков. — Москва: Логос, 2011. — 168 с. — URL: https://docplayer.ru/26609470-Professionalizm-sovremennogo-pedagoga.html (дата обращения: 31.01.2021).

7. Солдатова, Г. У. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Национальный психологический журнал. — 2014. — № 2 (14). — С. 27-35. — URL: http://npsyj.ru/ articles/detail.php?article=5102 (дата обращения: 31.01.2021).

8. Солдатова, Г. У. Цифровая компетентность российских педагогов / Г. У. Солдатова, В. Н. Шляпников // Психологическая наука и образование. — 2015. — Том 20, № 4. — С. 5-18. — URL: https:// psyjournals.ru/psyedu/2015/n4/soldatova.shtml (дата обращения: 31.01.2021).

9. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО / The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. UNESCO Digital Library. — URL: https://unesdoc.unesco. org/ark:/48223/pf0000213475/ (дата обращения: 31.01.2021).

10. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. — Москва: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с. — URL: https://ifap.ru/library/ book536.pdf (дата обращения: 31.01.2021).

11. Шадриков, В. Д. Профессиональные компетенции педагогической деятельности / В. Д. Шадри-ков, И. В. Кузнецова // Справочник заместителя директора школы. — 2012. — № 8. — С. 58-69. — URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/ share/folder/2yuzgtr57q/direct/133941571/ (дата обращения: 31.01.2021).

12. Diamond P. A., Hausman J. A. The Retreat and Unemployment Behavior of Older Men. In: Aaron Henry J., Burtless Gary., editors. Retirement and Economic Behavior. Washington, D.C.: Brookings Institution, 1984, pp. 97-129.

13. Flannery M. E. Teacher Shortage Sends Retired Teachers Back to the Classroom. neaToday. News and Features from the National Education Association. 2019. December 9. URL: http://neatoday.org/2019/12/09/ retired-teachers-returning-to-work/.

14. Hurtado M. D., Topa G. Quality of Life and Health: Influence of Preparation for Retirement Behaviors through the Serial Mediation of Losses and Gains. Int J Environ Res Public Health. 2019. May; 16(9): 1539. Published online 2019, Apr 30. URL: https://www.ncbi. nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6539697/ (дата обращения: 31.01.2021).

15. Josten E., Schalk R. The effects of demotion on older and younger employees. Pers. Rev. 2010: pp. 195209.

16. Kenrick D. T.; Griskevicius V.; Neuberg S. L.; Schaller M. Renovating the pyramid of needs: Contemporary extensions built upon ancient foundations. Perspectives on Psychological Science. 2010. №5 (3): pp. 292-314. URL: https://journals.sagepub.com/ doi/10.1177/1745691610369469/ (дата обращения: 31.01.2021).

17. Maestas N. Back to Work: Expectations and Realizations of Work after Retirement. J Hum Resour. Author manuscript; available in PMC 2014 Apr 29. Published in final edited form as: J Hum Resour. 2010. Summer; 45(3): pp. 718-748. URL: https://www.ncbi.nlm.nih. gov/pmc/articles/PMC4004604/ (дата обращения: 31.01.2021).

18. McAllister A., Bentley L., Brannum-Hansen H., Koitzsch Jensen N., Nylen L., Andersen I., Liao Q., Bodin Th. Inequalities in employment rates among older men and women in Canada, Denmark, Sweden and the UK. BMC Public Health. 2019. 19: 319. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC6423867/?report=classic/ (дата обращения: 31.01.2021).

19. Principi A., Jürgen Bauknecht J., Di Rosa M., Socc M. Employees' Longer Working Lives in Europe: Drivers and Barriers in Companies. Int J Environ Res Public Health. 2020. Mar; 17(5): 1658. URL: https://www. ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7084248/ (дата обращения: 31.01.2021).

20. Yakovleva E. N., Voiteleva G. V., Krasilova I. Y. New Formats of Independent Assessment of Competences in the Teacher Training System. Astra Salvensis, Supplement 2: Proceedings of the «IV International Forum on Teacher Education», 2018. 22-24 May. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F610085577/astra_ salvensis_year_vi_2018_supplemnt_no_2.pdf/ (дата обращения: 31.01.2021).

21. Yakovleva E. N., Voiteleva G. V., Krasilova I. Y. Demonstration examination in the system of secondary vocational education as a new format of competence assessment of future elementary school teachers. ARPHA Proceedings, 2019. № 1, pp. 785-793. URL: https://ap.pensoft.net/article/22115/ (дата обращения: 31.01.2021).

54

HHHOBapoHHbie npoeKiu h nporpaMMM B oQpa3üBaHHH № 1, 2021

1. National Demography Project (2018). The passport of the national project as approved by the decision of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects on December 24, 2018. Available at: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/ demography/ (accessed 31 January, 2021).

2. Order of the Government of the Russian Federation No. 3025-r of 30 December 2018. On Approval of the Special Program and Plan of Measures for the Organization of Vocational Training and Supplementary Vocational Education of Citizens of Pre-Retirement Age for the Period until 2024. Available at: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72041820/ (accessed 31 January, 2021).

3. Professional Standard "Teacher (preschool, primary general, main general, secondary general education) (tutor, teacher)". Approved by the order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013, No. 544n. URL: http://fgosvo. ru/docs/101/69/2/1/ (accessed 31 January, 2021).

4. Federal Project «Digital Education Environment». Passport of the national project «Education» (adopted by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, Protocol of 24.12.2018 N 16). URL: https://academia-moscow.ru/education/fp-tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda/ (accessed 31 January, 2021).

5. Gaisina S. V. (2018) Tsifrovaia gramotnost i tsifrovaia obrazovatelnaia sreda shkoly. Metodicheskie rekomen-datsii [Digital literacy and digital educational environment of school. Methodological recommendations]. Available at: https://spbappo.ru/wp-content/uploads /2019/02/%D0%A4%D0%A1%D0%9F_%D1%86%D0 %B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0% D1%8F-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B E%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1 %8C_%D0%9C%D0%A0_%D0%93%D0%B0%D0%B 9%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%A1.pdf (accessed 31 January, 2021).

6. Karpov A. V., Kuznetsova I. V., Kuznetsova M. D., Shadrikov V. D. (2011). Professionalizm sovremennogo pedagoga: metodika otsenki urovnia kvalifikatsii peda-gogicheskikh rabotnikov: monografiya [Professionalism of a modern teacher: technique of assessment of skill level of educators: monograph]. Moskva: Lagos. 168 p. Available at: https://rucont.ru/efd/178121/ (accessed 31 January, 2021).

7. Soldatova G. U., Rasskazova E. I. (2014) Psychological models of digital competence of Russian teenagers and parents. National Psychological Journal, n. 2 (14). (In Russian). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskie-modeli-tsifrovoy-kompetentnosti-rossiyskih-podrostkov-i-roditeley/ (accessed 31 January, 2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Soldatova G. U., Shlyapnikov V. N. (2015) Digital Competence of Russian Teachers. Psychological Science and Education. Vol. 20, n. 4, pp. 5-18. (In Russian). Available at: https://psyjournals.ru/psyedu/2015/n4/soldatova. shtml (accessed 31 January, 2021).

9. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers. The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. UNESDOC Digital Library. 2011.

References

Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf0000213475/ (accessed 31 January, 2021).

10. Soldatova G. U., Nestik T. A., Rasskazova E. I., Zoto-va E. Y. (2013) Tsifrovaia kompetentnost podrostkov i roditelei. Rezultaty vserossiiskogo issledovaniia [Digital competence of adolescents and parents. Results of the All-Russian study]. Moscow: Fond Razvitiia Internet. 144 p. Available at: https://ifap.ru/library/book536. pdf (accessed 31 January, 2021).

11. Shadrikov V. D., Kuznetsova I. V. (2012) Professional-nye kompetentsii pedagogicheskoi deiatelnosti [Professional competences of pedagogical activities]. Spra-vochnik zamestitelya direktora shkoly, n. 8, pp. 58-69. Available at: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/ share/folder/2yuzgtr57q/direct/133941571/ (accessed 31 January, 2021).

12. Diamond P. A., Hausman J. A. (1984) The retreat and unemployment behavior of older men. In: Aaron Henry J., Burtless Gary., editors. Retirement and economic behavior. Washington, D.C.: Brookings Institution. Pp. 97-129.

13. Flannery M. E. (2019) Teacher shortage sends retired teachers back to the classroom. neaToday. News and Features from the National Education Association. December 9. Available at: http://neatoday. org/2019/12/09/retired-teachers-returning-to-work/ (accessed 31 January, 2021).

14. Hurtado M. D., Topa G. (2019) Quality of life and health: Influence of preparation for retirement behaviors through the serial mediation of losses and gains. Int J Environ Res Public Health. May; 16(9): 1539. Published online 2019, Apr 30. Available at: https://www. ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6539697/ (accessed 31 January, 2021).

15. Josten E., Schalk R. (2010) The effects of demotion on older and younger employees. Pers. Rev. Pp. 195-209.

16. Kenrick D. T., Griskevicius V., Neuberg S. L., Schaller M. (2010) Renovating the pyramid of needs: Contemporary extensions built upon ancient foundations. Perspectives on Psychological Science, n. 5 (3), pp. 292-314. Available at: https://journals.sagepub. com/doi/10.1177/1745691610369469 (accessed 31 January, 2021).

17. Maestas N. (2010) Back to Work: expectations and realizations of work after retirement. J Hum Resour. Author manuscript; available in PMC 2014 Apr 29. Published in final edited form as: J Hum Resour. 2010. Summer; n. 45(3), pp. 718-748. Available at: https://www.ncbi. nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4004604/ (accessed 31 January, 2021).

18. McAllister A., Bentley L., Brannum-Hansen H., Koitzsch Jensen N., Nylen L., Andersen I., Liao Q., Bo-din Th. (2019) Inequalities in employment rates among older men and women in Canada, Denmark, Sweden and the UK. BMC Public Health, n. 19, pp. 319. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC6423867/?report=classic/ (accessed 31 January, 2021).

19. Principi A., Jürgen Bauknecht J., Di Rosa M., Socc M. (2020) Employees' longer working lives in Europe: drivers and barriers in companies. Int J Environ Res Public Health. Mar; n. 17(5), pp. 1658. Available at: https:// www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7084248/ (accessed 31 January, 2021).

20. Yakovleva E. N., Voiteleva G. V., Krasilova I. Y. (2018) New formats of independent assessment of competences in the teacher training system. Astra Salvensis, Supplement 2: Proceedings of the «IV International Forum on Teacher Education», 22-24 May. Available at: https://kpfu.ru/staff_files/F610085577/astra_ salvensis_year_vi_2018_supplemnt_no_2.pdf (accessed 31 January, 2021).

21. Yakovleva E. N., Voiteleva G. V., Krasilova I. Y. (2019) Demonstration examination in the system of secondary vocational education as a new format of competence assessment of future elementary school teachers. ARPHA Proceedings, n. 1, pp. 785-793. Available at: https:// ap.pensoft.net/article/22115/ (accessed 31 January, 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.