Научная статья на тему 'Проблема развития личности в современной социологической культуре'

Проблема развития личности в современной социологической культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1356
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВО / PERSONALITY / PERSONAL DEVELOPMENT / SOCIO-LOGICAL CULTURE / SOCIOLOGY / SOCIETY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Четырина Наталья Викторовна

Статья посвящена анализу проблемы понятия «личность» и ее роли в жизни общества. Актуальность данной темы очень велика. В современном мире необходимы научные знания об обществе. Они помогают каждому человеку стать личностью. В связи с этим, социологическая культура рассматривается как особый атрибут личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of personal development in modern sociological culture

The article presents the analysis of a problem of concept «personality» and its role in life of the society. This topic is of great urgency. In the modern world scientific knowledge about the society is necessary. It helps every person to become a personality. Therefore, sociological culture is considered as a special attribute of personal development.

Текст научной работы на тему «Проблема развития личности в современной социологической культуре»

5. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности // Философия свободного духа. М., 1994. С. 307.

6. Соловьев В. С. Спор о справедливости. Соч. М., 1989. Т. 2. С. 511.

7. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского. Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 234.

8. Соловьев В.С. Три силы. Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 245-246.

9. Бачинин В.А. Крест и маятник - символы евразийства российских субциивилизаций. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/ bachinin/rhythm_04.html. Загл. с экрана.

10. Шахназаров Г. На стыке Европы и Азии // Свободная мысль. 1996. № 8. С. 75.

11. Тишков В.А. Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества // Гражданское общество: История и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Чита, 2007. С. 7.

12. Ильинская С.Г. Толерантность как категория политической теории Режим доступа: http://

www.igpi.ru/info/people/illinskaya/autoref.doc. Загл. с экрана.

13. Козин Н.Г. Бегство из России. Саратов, 1996. С. 77.

14. Хомяков М.Б. Уральский межрегиональный

институт общественных наук: прояснение концептуальных оснований проекта Режим доступа: http ://virlib .eunnet. net/vestimion/

01_02/001.html. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 17.02.2008 г.

Kasyanova E.I. Tolerance in the modem sociocultural situation of Russia. The article is devoted to the aspect of tolerance which is insufficiently studied in the native science - Russian conceptual model of tolerance. The novelty of the research consists in revealing of basic features of this conception, their interrelationship with the socio-cultural development of modern Russia. The article presents the analysis of socio-cultural principles of tolerance in the Russian society.

Key words: tolerance, socio-cultural situation, Russian conceptual model of tolerance.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Н.В. Четырина

Статья посвящена анализу проблемы понятия «личность» и ее роли в жизни общества. Актуальность данной темы очень велика. В современном мире необходимы научные знания об обществе. Они помогают каждому человеку стать личностью. В связи с этим, социологическая культура рассматривается как особый атрибут личностного развития.

Ключевые слова: личность, развитие личности, социологическая культура, социология, общество.

Любая социальная наука, а тем более социология, пронизана образом человека. Интерпретация его сущности, структурных элементов и факторов является основой различных теоретических теорий и концепций. В связи с этим, социологическую культуру можно рассматривать не только как феномен социального знания, но и как особый атрибут личностного развития. Собственно социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в воспроизводстве общественной жизни. Эта сторона изучения человека принципиально отличается от психологической или антропологической [1].

Личность - единственный социальный субъект, который по уровню сложности со-

поставим с обществом в целом. Хотя человек меньше любой социальной группы и выступает как ее элемент, именно он, а не группа рассматривается как социальный «микрокосмос» [1].

При всем разнообразии подходов к определению сущности личности общим и неоспоримым остается представление о том, что сущность личности человека не проявляется с момента рождения. Поэтому, справедливым становится известное выражение: «Личностью не рождаются, а ею становятся».

Общество с момента рождения человека социализирует его, т. е. окружает, включает, приобщает к культуре, к социальному опыту во всех его формах - знаниях, эмоциях, этических и этнических нормах.

Традиционно в социологии главное внимание уделяется социализации, т. е. процессу становления и формирования личности. С момента рождения человек попадает в социальную среду. Именно здесь происходит процесс становления и развития человека как личности. Сама окружающая среда вооружает его новыми знаниями, навыками и умениями.

Однако в современном мире этого явно недостаточно. Необходимо обладать еще и определенным набором научных знаний об обществе.

Представляя собой обширную, постоянно развивающуюся в разных направлениях область исследований социальных организаций, событий и явлений, социология совершенствует искусство познания коллективной человеческой природы, строения социальных систем и конструирования новой общественной реальности. Эта наука достигла многого в изучении, интерпретации, моделировании и конструировании социальных процессов. Поэтому современная социология весьма многолика и в разных ее аспектах может рассматриваться как наука, искусство и технология.

Виртуозы социальных отношений, и тем более социальные технологи, обладают навыками, которые высоко ценятся в любом обществе. Зачастую их способности - интуитивный дар, своеобразное проявление гениальности [2].

Ведущую роль в этом играет социология, а, точнее сказать, социологическая культура, поэтому ее можно рассматривать как атрибут личностного развития.

Человек, способный осознать и на практике проверить вывод, весьма значимо воспринимает фразу: «Кто владеет информацией -владеет миром».

Иными словами, в социологической интерпретации значение гуманитарного образования приобретает особый, весьма прагматический, ценностный смысл, а социальная компетентность человека рассматривается как несомненный, чрезвычайно весомый индивидуальный капитал, обладатель которого вооружен магической формулой: «Знать -чтобы мыслить» [2, с. 11].

Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализовываться в обществе

себе подобных и осуществлять свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры - это важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от животных отличает интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.

Ничего более фундаментального и прагматичного, чем информация о самой актуальной для человека среде - общественном пространстве и социальном времени, нельзя и придумать. Информация о том, как складываются и влияют на нашу жизнь общественные нормы, связи и отношения, по каким правилам строится и функционирует общество, имеет такую же значимость, как карта для путешественника. Человек не может знать все обо всем, но он может знать достаточно. Социология даже в ее усеченном воплощении помогает войти в мир самых актуальных для человека знаний, которыми посвященные могут распоряжаться по-своему.

Главная функция социологического образования - сформировать социологическое мышление, т. е. понимание стоящих перед обществом проблем, причин их возникновения и путей решения, умение критически относиться к обыденным суждениям, стереотипам мышления и социальным предрассудкам массового сознания. Целостное социологическое мышление поможет молодому поколению подготовиться к взрослой жизни и занять активную социальную позицию [3].

Роль и значение социологии в современных условиях постоянно растут. Это связано с тем, что наше общество переживает период всестороннего глубокого реформирования. Оно может быть успешным только при тщательном изучении закономерностей развития и функционирования общества, чем, собственно, и занимается социология. Жизнь показывает, что недооценка социальных фактов, просчеты при планировании реформ и прогнозировании их социальных последствий ставят под угрозу реформу в целом.

При решении различных экономических и политических проблем широко используются социологические подходы и данные социологических исследований. Например, метод опроса позволяет изучить общественное мнение - могущественную силу, способную ускорять и тормозить преобразования.

Судьбы управленческих решений, социально-экономической политики часто зависят от мнения людей, их поддержки: негативное отношение со стороны общества способно погубить любой социально-политический проект.

Значение социологии для общественного развития связано еще и с тем, что социологические знания все больше проникают в широкие слои общества, в том числе через изучение основ данной науки в средней и высшей школе, в других системах подготовки и переподготовки специалистов. В результате все больше людей получают возможность применять эти знания в личной жизни и профессиональной деятельности. Участвуя в выборах, референдумах, опросах, человек осознает возможности и способы своего влияния на власть.

Социология - это часть культуры современного общества. Благодаря научному подходу к изучению социального организма она позволяет понять ценности и нормы, эффективно регулирующие жизнь людей, найти способы преодоления негативных моментов в жизнедеятельности. По мнению известного французского социолога Э. Дюркгейма, «социология не стоила бы и часа труда, если бы не позволила улучшить общество» [4].

Поэтому становится ясно, что необходимо большое значение уделять изучению социологической культуры, внедрению ее в сознание нашего общества. Все это требует еще очень длительной и кропотливой работы. Хотя тот факт, что социология начинает развиваться и постепенно внедряться в нашу жизнь, говорит об осознании ее как особой науки и профессиональной деятельности.

Познать общество, окружающий мир, в котором живет человек, не так-то просто. Нет более трудного предмета для изучения, чем оно само, потому что человек одновременно является и автором, и исполнителем, и наблюдателем окружающей действительности, он включен в водоворот событий, которые происходят с ним и вокруг него. Живя в обществе, человек, для того чтобы адаптироваться в нем, стать личностью, должен иметь определенные навыки, умения, сильный характер, волю, смекалку и даже хитрость. Не менее важным и нужным в современном мире будет обладание научными знаниями об обществе, его устройстве, механизмах и законах

развития и функционирования, а также о самом человеке, его месте и роли в обществе.

Использование социологической культуры в современном мире является одним из основных атрибутов личностного развития. Важнейшими чертами социологической культуры считается умение включать социологическое знание в свое мировоззрение и использовать его в обыденной жизни, что, в свою очередь, благоприятно скажется на развитии и самой личности.

В заключение хочется вспомнить слова Ф. Ницше, сказанные им о человеке: «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью. В движении к свободе и самоутверждению человек не может избежать отчаяния, беспокойства, сомнений, но может найти в этом движении «выходы» к внутренней устойчивости, обретаемой через новое - волевое -открытие ценности общества» [1, с. 96].

Автор считает, что только человек решает, кем ему быть: оставаться на одном месте и никуда не двигаться, быть животным или идти вперед, стать личностью, той, которой захочет он сам. Конечно же, путь к становлению личности труден и тернист и напоминает собой движение по канату. Одно неверное движение, и человек может оступиться и упасть вниз. Поэтому здесь Ф. Ницше говорит об отчаянии, страхе и сомнении. Но в движении к заветной цели человеку помогут его умения, выдержка и находчивость. Не менее важным признаком при этом будет использование им социологической культуры как своеобразной «путеводной звезды», освещающей путь человека в его желании быть личностью.

Само по себе освоение социологических знаний, что, несомненно, имеет отношение к социологической культуре, вовсе не обязательно является развитием личности. Такое развитие представляет собой систему сложнейших процессов, базовыми критериями которых, по представлениям автора, являются самостоятельность, готовность к выбору поведенческого решения, нравственность и искреннее стремление ко все большому познанию мира и самого себя.

По представлениям автора, социологическая культура и выражает, с огромным трудом, склонность человека знать и оценивать меру своего личностного развития.

1. Козлова О.Н. Личность - граница и безграничность социального // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4. С. 81.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И. В. Социология / под ред. В.И. Добренькова. М., 1999. С. 10.

3. Покровский Н.Е. Общие проблемы социологии и общая социология как проблема // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. 4. № 2. С. 153.

4. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1999. С. 21.

Поступила в редакцию 21.02.2008 г.

Chetyrina N.V. Problem of personal development in modem sociological culture. The article presents the analysis of a problem of concept «personality» and its role in life of the society. This topic is of great urgency. In the modern world scientific knowledge about the society is necessary. It helps every person to become a personality. Therefore, sociological culture is considered as a special attribute of personal development.

Key words: personality, personal development, sociological culture, sociology, society.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ПРАЗДНИКЕ

Т.П. Ванченко

В статье рассматриваются особенности и процессы развития и изменения воображения как особой формы ментальности человека в праздничной среде.

Ключевые слова: трансформация мышления, воображение, творчество, процессы воображения.

Праздник как целостная структура воздействует на все социально-физиологические аспекты жизнедеятельности человека, оказывая значительное влияние на его мышление и воображение. Трансформация праздничного мышления, подготовленная всем пребыванием в специфической его атмосфере, основывается или влечет за собой бурное, но фрагментарное развитие воображения. Фрагментарность его представляет собой не частичность, а достаточно редкое пребывание в празднике (сравнительно с буднями). Тем не менее, толчок, даваемый воображению здесь, часто имеет серьезные и длительные последствия, включаясь вместе с мышлением в трансформацию творческой природы личности.

Разберемся в сущности праздничного воображения и механизмов его запуска. Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфический человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат действа, нельзя приниматься за процесс. Особенно ярко это просматривается в трудовой деятельности. Представление ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведе-

ния животных. Он в обязательном порядке с необходимостью включает в себя воображение, где последнее выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности.

Праздничное воображение как особый тип творческой способности реализуется в процессах создания новой реальности; более того, можно сказать, что праздничная атмосфера - это вид человеческой деятельности, в котором материализуются образы воображения, совершается переход от духовного к материальному. Именно здесь можно с наибольшей отчетливостью проследить последовательность работы творческого воображения, зафиксировать его этапы. Феномен воображения здесь представлен во взаимосвязи с практикой творчества, которая возможна в момент дистанцирования от конкретной реальности.

Воображение - природное когнитивное свойство человека, выражающееся в построении образа результата, обеспечивающее создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем, воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих актив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.