УДК 159.99
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОВ С РОДИТЕЛЯМИ
И. В. Коконова Научный руководитель - Н. А. Антоненко*
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail*: [email protected]
На примере студентов Аэрокосмического колледжа рассмотрена проблема конфликтов с родителями как этап формирования личности будущих специалистов.
Ключевые слова: конфликт, деструктивный конфликт, конструктивный конфликт, разрешение конфликтов.
THE PROBLEM OF DEVELOPING CONFLICTS WITH PARENTS
I. V. Kokonova Scientific supervisor - N. A. Antonenko*
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail*: [email protected]
Using the example of students of the Aerospace College, the problem of conflicts with parents as a stage in the formation of the personality of future specialists is considered.
Keywords: conflict, destructive conflict, constructive conflict, conflict resolution.
Актуальность проблемы обусловлена противоречиями взаимодействия поколений в современном российском обществе. Именно семья влияет на формирование характера взаимодействия личности будущего специалиста с обществом, формирует основные жизненные ценности. В зависимости от особенностей отношений в семье социализация личности подростка может проходит по-разному. Также в настоящее время проблема отношений родителей и подростков как фактора психического здоровья детей имеет острый характер [1].
Под конфликтом мы понимаем отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Конфликт в обыденном сознании чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Таким образом, конфликт может быть конструктивным или деструктивным.
В подростковом периоде происходит интенсивное развитие личности, формирование взглядов на окружающий мир. В этот период конфликты родителей с подростками - это, скорее, правило, чем исключение. С одной стороны конфликты способствуют ухудшению взаимоотношений в семье, потере взаимопонимания и доверия между родителями и подростком, а с другой, при нормальном конструктивном развитии конфликта помогают
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3
становлению личности ребенка, отстаиванию своих интересов, учат выстраивать отношения с окружающими людьми и учитывать чужое мнение [2-3].
Подростки в отношениях с родителями активно отстаивают свои права на самостоятельность. Но при этом они нуждаются в родительской поддержке.
Можно выделить следующие причины конфликтов между родителями и детьми.
1. Подростку не хватает от родителей внимания, он специально вступает в спор, начинает себя грубо или вызывающе вести, чтобы вызвать реакцию у родителей.
2. Излишний контроль со стороны родителей. Многие родители не замечают взросления своего ребенка.
3. Вседозволенность и избалованность.
4. Нездоровая обстановка в семье. Воспитание на постоянных ссорах и скандалах, делает деструктивный конфликт нормой поведения.
5. Внешние факторы, для родителей это могут быть неприятности на работе, для детей -конфликт со сверстниками. В данном случае конфликт выступает способом эмоциональной разрядки.
6. Нежелание слышать собеседника.
7. Разница поколений. Люди, воспитанные в разное время и в разной среде, имеют разные взгляды на жизнь, от чего часто происходят столкновение интересов.
8. Школьная успеваемость. Родители считают главной причиной конфликтов с детьми именно школьную успеваемость. У детей свой взгляд на учебу и поведение в школе.
9. Разное восприятие жизни. Долгое время дети считают родителей самыми умными, знающими. Но с возрастом восприятие жизни меняется, и дети начинают формировать собственное мнение об окружающем мире: появляются свои интересы, своя манера одеваться, свои цели и приоритеты.
Также можно выделить следующие стили родительского общения и воспитания.
Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет, и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений, создает конструктивную направленность возникающих конфликтов.
Семья отчужденная, в которой подростком мало интересуются, избегают общения с ним. Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении.
Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Подросток становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе человека.
Семья с попустительским отношением. Вседозволенность способствует манипулированию и эгоизму. Попустительская семья делает подростка несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими.
Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых много своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями.
Можно выделить следующие неконструктивные способы разрешения конфликтов.
«Выигрывает родитель». Родители, склонные использовать этот способ, считают, что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. В семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же самое. Есть и другой вариант этого способа разрешения конфликтной ситуации: мягко, но ненастойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с
которыми ребенок в конце концов соглашается. Если такой нажим - постоянная тактика родителей, с помощью которой они добиваются своего, ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы, желания и потребности не в счет». В некоторых семьях дети всегда бывают побежденными. Они растут либо агрессивными, либо пассивными. Но в обоих случаях у них накапливается озлобление, обида, отношения нельзя назвать близкими и доверительными.
«Выигрывает только ребенок». По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов, либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка». В таких случаях дети растут эгоистами, не умеющими себя организовать.
Наше предположение следующее - авторитарный стиль поведения родителей является одной из основных причин возникновения конфликтов подростков с родителями.
Разработана анкета для изучения особенностей конфликтного взаимодействия студентов Аэрокосмического колледжа с родителями. Предполагается ее опробование и разработка рекомендаций для конструктивного общения в конфликте между родителями и подростками на основе полученных результатов. Планируется доведение рекомендаций на родительских собраниях в обобщенном виде.
Практическая значимость работы состоит в возможности профилактики деструктивных конфликтных отношений родителей и студентов, предполагается, что знание причин способствует более конструктивному разрешению конфликтов подростков с родителями.
Предлагаем вашему вниманию некоторые из рекомендаций для родителей.
Возьмите паузу, чтобы справиться с эмоциями.
Осознайте факт, что ваши взгляды на жизнь могут существенно различаться.
Формируйте общие семейные увлечения. В случае возникновения конфликтной ситуации возможно трансформировать негативную энергию в положительную. Общие интересы помогут семье не только скорее примириться после ссоры, но и предоставят отличную возможность отвлечься и избавиться от разрушительной агрессии.
Развивайте умение выслушивать чужую точку зрения.
Не переходите на личности.
Ведя диалог, постарайтесь избегать штампов, упреков за предыдущие провинности.
Не сравнивайте подростка с другими.
Библиографические ссылки
1. Горбачева Н. Б. Межпоколенный конфликт между родителями и детьми. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpokolennyy-konflikt-mezhdu-roditelyami-i-detmi/viewer (дата обращения: 20.04.2021).
2. Горбачева Н. Б. Изучение молодежи в социологическом аспекте // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 57-60.
3. Велиева В. И. Экспериментальное изучение межпоколенной преемственности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 54-57.
© Коконова И. В., 2021