Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
244
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ловягина И.А.

В статье проанализировано понятие «интерес в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Раскрыты особенности развития познавательного интереса дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

5.Корсаков М. Н. Экономика предприятия. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 50 с.

6.Серебренников Г. Г. Основы управления затратами предприятия: учебное пособие / Г. Г. Серебренников. - 2-е изд., стер. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 80 с.

7.Бухгалтерский учет: учебное пособие / Н. П. Кондраков. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 841 с.

8.Экономика железнодорожного транспорта: учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н. П. Терешина, В. Г. Галабурда, В. А. Токарев и др., под ред. Н. П. Терешиной, Б. М. Лапидуса. - М.: УМЦ ЖДТ, 2008. - 992 с.

УДК 37.032: 37.013.77

Ловягина И. А. студент

специальность «Дошкольное образование» факультет психологии и педагогического образования Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия , г. Симферополь ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Аннотация. В статье проанализировано понятие «интерес в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Раскрыты особенности развития познавательного интереса дошкольников.

Ключевые слова: познавательный интерес, развитие, дошкольник. Среди многочисленных проблем, стоящих перед дошкольным образованием XXI века, необходимо выделить проблему создания условий для развития познавательной активности, интересов детей. Преодоление трудностей, связанных с нежеланием детей учиться и познавать окружающий мир можно лишь нахождением путей мотивации обучения. И самым действенным среди всех мотивов является познавательный интерес.

Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в наше время. Еще К.Ушинский писал, что необходимо у ребенка развивать желание и способность самостоятельно, без взрослого приобретать новые знания, предоставить ребенку возможность добывать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из личных историй [8, с.539].

Особого внимания, с точки зрения раскрытия сущности феномена интереса, заслуживают исследования, посвященные анализу характеристик интереса, его места в педагогическом процессе и условий, которые способствуют его развитию. Это работы Н.А. Добролюбова Д.И. Писарева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др.

Анализ научных исследований отечественных психологов и педагогов, позволяет отметить, что Б.Ананьев [1], Л.В. Выготский [3], С.Рубинштейн [6] в своих работах раскрывают виды интересов, особенности их развития у детей различного возраста, связь с чертами характера. В научных трудах зарубежного психолога К. Изарда познавательный интерес рассматривается как эмоция личности [4].

Интерес имеет сложную психологическую структуру, этим обусловлено сила его влияния на развитие личности. Он не представляет собой отдельный психический процесс, каким являются, например, мышление, восприятие, память. Интерес является определенной формой связи между потребностями личности и объектами, которые их удовлетворяют. Таким образом, интерес - сложное интегрированное качество личности, которое имеет определенные характеристики (предметность, разносторонность, устойчивость). В сложной структуре интереса в органическом единстве взаимодействуют эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы.

Существует пять основных вариантов семантического значения данного понятия:

1. Интерес - как выгода, которая имеет проявление в стремлении к приобретению моральных и материальных благ;

2.Интерес - как сочувствие другому человеку, который имеет проявление в межличностных отношениях с другими людьми, в этих отношениях явно выступает связь с эмоциональной сферой, с чувством сопереживания и сочувствия;

3. Интерес - как развлечение, что характеризует поверхностную сторону деятельности, который не связан с глубиной познания существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности;

4. Интерес - как внимание, возбуждение человека чем-то значительным;

5. Интерес - как нужда, потребность, что, с психологической точки зрения, связано с мотивом познавательной деятельности [7, с. 46-47]

Д.И.Писарев один из первых обратил внимание на феномен интереса и изучил его в трех аспектах:

- наличие интереса характерных черт и его место в педагогическом процессе;

- соотношение понятий «интерес» и «потребности»;

- условия развития интереса [5].

С.Л.Рубинштейн [6] отмечал, что интерес - это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление к более близкому ознакомлению с предметом, до глубокого проникновения в него, желание не выпустить этот предмет из поля зрения. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, неосознанная же потребность так и остается потребностью. К характеристикам интереса относятся: эмоциональная

привлекательность предмета и осознание значимости предмета. Интерес выражает общую направленность личности и охватывает все психические процессы.

Л.С. Выготский дал возрастную характеристику интересов детей. Он отмечал, что для дошкольного возраста типичными являются изменчивость, неустойчивость, случайность интересов [3]. В его исследованиях доказано, что интерес сам имеет тенденцию к развитию и в то же время содержит огромные возможности для развития ребенка.

На ряд особенностей детей дошкольного возраста указывает Л.И. Божович:

- интересы имеют универсальное значение в детской жизни, поскольку они лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка;

- интерес, создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на ее характер протекания и результат;

- интерес не является врожденным качеством личности, а формируется в социальных условиях ее существования;

- интерес отвечает за личностный способ включения ребенка в деятельность, формируя его отношение к деятельности и социальную позицию [2].

Для возникновения, формирования и развития познавательного интереса нужна система обучения и воспитания, а не просто поиски кратковременных средств воздействия, которые пробуждают и ненадолго поддерживают интерес дошкольников. Следовательно, педагогическая работа по формированию познавательного интереса дошкольников должна быть целенаправленной, систематической и включать в себя несколько этапов: эмоциональный, интеллектуальный, волевой.

В процессе развития познавательного интереса дошкольников можно выделить два направления:

- прямой - связан с включением ребенка в деятельность, формированием его общих и специальных умений и способностей;

- косвенный, что предполагает создание условий для саморазвития, утверждение личностной значимости ребенка, раскрытие его индивидуальности.

К объективным условиям развития познавательного интереса относят: создание предметно-развивающей среды; выбор наиболее оптимальных форм и методов; использование разнообразных дидактических игр; взаимодействие с родителями. Субъективные условия развития интереса определяются как внутренние побудительные силы ребенка, приводящие в движение его духовные и умственные возможности: значимость деятельности; активное личностное восприятия; возможность персонального самовыражения в зависимости от знаний и ручных умений.

Таким образом, познавательный интерес имеет рефлексивную направленность и тесно связан с личностным развитием дошкольника. Поэтому все проявления интереса должны быть замечены и осмыслены

педагогом. Тогда познавательный интерес дошкольников будет естественным, постоянным, устойчивым.

Использованные источники:

1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ. Психология. - 1959. - Вып. 16. - № 265. - С. 41-60.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1989. - 464 с.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 96 с

4.Изард К. Эмоции человека / пер. с англ. - СПб. : Питер, 1999. - 464 с.

5.Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения / Д.И. Писарев. -М. : Педагогика, 1984. - 367 с.

6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 712 с.

7.Рыбалко И.И. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей в дошкольном возрасте / И.И. Рыбалко // Ученые записки ЛГУ. Психология. -1959. - Вып. 16. -№ 265. - С. 61-70.

8.Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. / К.Д. Ушинский. - М. : Просвещение, 1974. - Т. 2. - 440 с.

УДК 159.947.5

Лозенко К. С. студент 3 курс, психология Крымско Инженерно-Педагогического университета

г.Симферополь

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ

СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ Аннотация: В данной статье мы рассмотрели психологические особенности переживания стрессовых ситуаций у студентов.

Ключевые слова: стресс , стрессовые ситуации, особенности переживания стрессовых ситуаций у студентов

Abstract: In this article, we examined psychological characteristics of the experience of stress among students.

Key words: students , psychological characteristics experiences stressful situations

Постановка проблемы. Наиболее частым психическим состоянием, которое развивается под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс. Со стрессовыми ситуациями человек сталкивается довольно часто. Очень важно выработать так называемый иммунитет против стрессовых ситуаций. Стресс ,возникающий как следствие восприятия учебной деятельности ,занимает лидирующие место среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов. Психологические особенности переживания стресса у студента зависят от индивидуально-психологических особенностей личностной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.