Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ / СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лозенко К.С.

В данной статье мы рассмотрели психологические особенности переживания стрессовых ситуаций у студентов.In this article, we examined psychological characteristics of the experience of stress among students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ»

педагогом. Тогда познавательный интерес дошкольников будет естественным, постоянным, устойчивым.

Использованные источники:

1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ. Психология. - 1959. - Вып. 16. - № 265. - С. 41-60.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1989. - 464 с.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 96 с

4.Изард К. Эмоции человека / пер. с англ. - СПб. : Питер, 1999. - 464 с.

5.Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения / Д.И. Писарев. -М. : Педагогика, 1984. - 367 с.

6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 712 с.

7.Рыбалко И.И. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей в дошкольном возрасте / И.И. Рыбалко // Ученые записки ЛГУ. Психология. -1959. - Вып. 16. -№ 265. - С. 61-70.

8.Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. / К.Д. Ушинский. - М. : Просвещение, 1974. - Т. 2. - 440 с.

УДК 159.947.5

Лозенко К. С. студент 3 курс, психология Крымско Инженерно-Педагогического университета

г.Симферополь

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ

СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ Аннотация: В данной статье мы рассмотрели психологические особенности переживания стрессовых ситуаций у студентов.

Ключевые слова: стресс , стрессовые ситуации, особенности переживания стрессовых ситуаций у студентов

Abstract: In this article, we examined psychological characteristics of the experience of stress among students.

Key words: students , psychological characteristics experiences stressful situations

Постановка проблемы. Наиболее частым психическим состоянием, которое развивается под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс. Со стрессовыми ситуациями человек сталкивается довольно часто. Очень важно выработать так называемый иммунитет против стрессовых ситуаций. Стресс ,возникающий как следствие восприятия учебной деятельности ,занимает лидирующие место среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов. Психологические особенности переживания стресса у студента зависят от индивидуально-психологических особенностей личностной

заинтересованности в деятельности и внешних мотивационных воздействий. Стресс, который испытывает студент , может влиять и сказываться на обучении студента ,что в последствии препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь создают дискомфорт, в процессе чего общий стресс усиливается.

Цель статьи выявить особенности переживания стрессовых ситуаций студентов в процессе обучения.

Научная разработка. Стресс является предметом целой серии исследований. Среди российских психологов, которые являются авторами научных работ по стрессу являются Кузнецова М. А., Фролова С. в., г. С. Абрамова. Зарубежные авторы изучения совладения со стрессом являются р. Лазарус и С. Волкман , Э. Хайм , г. Амирхан, Н. Эндлер, , Н. Купера, т. А. Виль и К. Шулер и др. Стресс является индивидуальной реакции человека, которая определяет его субъективную оценку угрозы(стрессового фактора) и своих ресурсов для преодоления данной угрозы. Проще говоря, ставит виденье человеком окружающего мира и его специфическую реакцию на оценку мира и себя в нем.

Г. Селье широко признано, что стресс (дистpecc) разрушает здоровье и благополучие человека. Чтобы не стать его жертвой, субъект прибегает к специальным усилиям, а именно, совладанию , или копингу. Это понятие, обозначающее разновидность социального поведения или поведенческих проявлений личности в общении и взаимодействии с ситуацией и другими людьми.

Изложения основного материала. Стресса является неотъемлемой частью нашей жизни. Состояние стресса для студента является обычным явлением, как утверждал Ганс Селье: «Стресс-это жизнь». Стресс в студенческой жизни и деятельности представляет собой повседневные перезагрузки ,связанные с особенностями процесса обучения ,в следствии чего оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие студентов ,их психического состояния.

Студенческий возраст характерен тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Сам термин «стресс» очень широко используется в ряде областей знаний, поэтому в него вкладывают несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения именно такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий.

Стресс как особое психическое состояние связан с зарождением и проявлением эмоций ,но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных,

когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен как стресс требует специального психологического изучения.

Стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это является в большей степени продуктом наших когнитивных процессов, образа мыслей, оценки ситуаций, знания собственных возможностей, степени обученности способам управления и стратегии поведения, их адекватному выбору.

Само изучение психологического стресса начали изучать в последние четыре-пять десятилетий. Одна из причин способствующих изучению стресса было существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у большинства категорий людей под влиянием природных бедствий ,техногенных катастроф, террористических актов, которые были связаны с гибелью людей, массовыми физическим и психическим травматизмом. Вследствие чего, эти перечисленные факторы влияют на психическое состояние человека.

По оценкам многочисленных экспертов , было установлено что, большая часть населения страдает психическими расстройствами , которые были вызваны хроническим или острым стрессом. Стресс становится некой эпидемией и является основной проблемой современного общества. В.А Бодров пишет, что наиболее характерное психическое состояние, которое развивается в экстремальных условиях жизни является стресс. По мнению автора термин «стресс» включает в себя широкий круг вопросов ,связанных с инициирующим проявления и последствия экстремальных воздействий окружающей среды, конфликтов и так далее. Различные аспекты стресса изучают психологи, физиологи, ученые-медики и другие исследователи.

В. А. Бодров утверждает, что до сегодняшнего дня, понятие стресс, дистресс, давление, напряженность, эмоциональный стресс и так далее не правильно и не ясно описывают в литературе. Стресс как специфическое психическое состояние связано с эмоциями проявляющимися и находящие своё отражение в мотивационной, когнитивной ,волевой и других элементом личности. Именно поэтому феномен стресса стоит изучать с психологической точки зрения. Согласно Маклакова А.Г. стресс является эмоциональным состоянием. Одной из главных характеристик стресса является его неустойчивость. В некоторых случаях это условие может оказаться в оптимальном состоянии, в то время как в других случаях это может превратиться в состояние нервного эмоционального напряжения, которое характеризуется низкой эффективностью, плохим функционированием систем и органов, а так же истощенных энергетических ресурсов.

Бодров пишет следующее: «основные вопросы, которые пробуждают в ходе изучения и обсуждения о сущности психического стресса и его преодоления обусловлены отсутствием общей объединяющей теории,

описывающей природу стресса и его негативных последствий для человека». Наряду с этим, многие ученые, изучавшие причины стресса, его симптомы, индивидуально-психологические особенности, методы измерений, профилактике и ликвидации методики, подробно изучила этот вопрос.

Селье предложил различать два вида стресса дистресс и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, не посильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий [13, 80].

Вывод: Понятие стресс, дистресс, давление, напряженность, эмоциональный стресс и так далее не правильно и не ясно описывают в литературе. Стресс как специфическое психическое состояние связано с эмоциями проявляющимися и находящие своё отражение в мотивационной, когнитивной ,волевой и других элементом личности. Для многих студенческая жизнь полна стрессогенными ситуациями, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период первой сессии.

Использованные источники:

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. - 5-е изд. - М.: Академический проспект: Альма Матер, 2005. - 702 с. http://www.studfiles.ru/preview/2782893/

2.Андреева, Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество [Текст]: Уч. записки XIII. - Л.: ЛГУ, 1973. - 69 с.

https://nauchforum.ru/node/10910

3.Бодров, В.А. Информационный стресс [Текст]. М.: ПЕР СЭ, 2004. - 382 с. http: //www.studfiles. ru/preview/652926/

4.Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] -М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.

http://www.studmed.ru/bodrov-va-psihologicheskiy-stress-razvitie-i-preodolenie_0029c1ccbe9.html

5.Горизонтов, П.Д. Стресс [Текст]: БМЭ, 1963. - 628 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.