Научная статья на тему 'Использование основ народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста'

Использование основ народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3282
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалова Н. Н.

В статье анализируется социально-культурный потенциал народной педагогики, соотносимый с эмпирически выявленными русским народом психолого-педагогическими особенностями развития ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беспалова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF FUNDAMENTAL FOLK PEDAGOGIES IN THE EDUCATION OF CHILDREN PRESCHOOL AGE

The article is about social-cultural potential of folk pedagogies, which sorts with psychological and educational peculiarities of child development empirically found out by the Russian people.

Текст научной работы на тему «Использование основ народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста»

вание физических задач, которое позволяет овладевать знаниями и способами их получения. Такими задачами являются диалоговые задачи двух типов: учебные и профессиональные. Первые представляются студентам преподавателями, а вторые конструируются самими студентами. Естественно, что последние имеют особое значение в процессе формирования и развития продуктивного и творческого мышления будущих специалистов.

7. Обучение как процесс не является развивающим само по себе. Оно является искусственным процессом, который следует организовать, сделать развивающим. Регулятивом такого процесса является дидактический принцип развивающего обучения с его сущностными и нормативными функциями, составляющий основание теоретической модели РО. Основополагающие же принципы единства личности, психики, сознания и деятельности, преемственности и безотносительности, межпредметных связей, составляющие ядро теоретической модели РО, позволяют управлять не только

внешней деятельностью студентов (что было и в традиционном обучении), но и мыслительными процессами (что является особенностью РО).

Дидактика строится на основе общих закономерностей познания, но лишь в системе РО осознается, что само познание тоже развивается. В процессе осмысления учебного материала все больше развивается способность переходить из фактического плана в план теоретический, в область все более широких теоретических обобщений, то есть в психическом плане студенты продвигаются в область «надсознательного», где находится основной природный механизм разрешения противоречий, являющихся сигналом для включения творческого мышления. Противоречия являются своеобразным мотором развивающего обучения, а источником интеллектуального развития личности является самостоятельное разрешение этих противоречий.

Все эти факторы должны учитываться при конструировании физических задач в системе развивающего обучения.

Библиографический список

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: Сборник научных трудов / Л.С. Выготский. — М.: АПН ССР, 1991.

2. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Основы теоретической психологии.— М.: ИНФРА-М, 1998.

3. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег.— М.: Учпедгиз, 1956.

4. Педагогика: учебное пособие для студентов пе. ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983.

5. Беликов, Б.С. Решение задач по физике. Общие методы: учеб. Пособие для студентов вузов. — М.: Высшая школа., 1986.

6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения.— М.: ИНТОР, 1996.

Статья поступила в редакцию 14.12.07.

УДК 372.21:130.2 (= 161.1)

H.H. Беспалова, канд. пед. наук, доцент АлтГаки, г. Барнаул

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье анализируется социально-культурный потенциал народной педагогики, соотносимый с эмпирически выявленными русским народом психолого-педагогическими особенностями развития ребенка.

Ключевые слова: народная педагогика, традиционная культура, воспитание дошкольников, психолого-педагогические осо-

бенности развития ребенка.

В настоящее время в воспитательной практике различного типа образовательных и досуговых учреждений наблюдается активный интерес к использованию потенциала народной педагогики, которая аккумулирует многовековую мудрость и опыт в области воспитания. Обращение к воспитательному потенциалу народной педагогики не случайное явление, поскольку именно она обладает универсальной значимостью и является непреходящей ценностью в связи с тем, что изначально ориентирована на соответствующий тип ментальности и способствует органичному и последовательному воздействию на личность.

Интерес к традициям народного воспитания обоснован еще и тем, что они базируются не только на художественных ценностях, созданных народом, но и на осмыслении тех переживаний человека, нации, которые отражают опыт противоборства добра и зла, кодекс чести и достоинства, его идеалы и привязанности. Культура как специфически наследуемая совокупность средств, способов и образцов взаимодействия людей со средой выступает объективным фактором воспитания в народной педагогике. Ребенок становится полноправ-

ным представителем человеческой общности, только овладев в той или иной мере человеческой культурой.

Важно отметить, что народная педагогика, являясь составной частью традиционной культуры, представлена практически на всех ее уровнях: от ритуальнообрядовой до бытовой, где, на наш взгляд, доминирующую роль играет устное народное творчество.

Народная педагогика всем комплексом своего воздействия направлена на формирование качеств, необходимых нации для выживания, на подготовку подрастающего поколения к жизни во всем многообразии этого понятия.

Педагогические основы народного воспитания заключались в том, что ему было присуще раннее начало обучения и воспитания, осуществляемое, прежде всего, в семье. Чем раньше начинается воспитание ребенка, тем оно эффективнее - это общепризнанное правило народной педагогики. В русских народных пословицах зафиксирована эта необходимость: «Воспитывай дитя, поколе оно поперек лавки ложится» или «Поздно учить ребенка: на нем уже не сходится распашонка».

Наряду с этим воспитание и обучение происходило в непосредственной деятельности, органической связи с повседневной жизнью. Данное обстоятельство способствовало формированию готовности подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду. Народ-воспитатель старался не только дать ответы на вопросы детей, касающиеся смысла жизни (подобные ответы заключены в народных пословицах и поговорках, которые называют «энциклопедией жизни»), но и на практике показать сущность человеческого существования.

Кроме того, народная педагогика располагает огромным арсеналом средств, форм и методов, которые доказали свою жизненность и эффективность. К ним относятся произведения устного народного творчества, включающие в себя сказки, загадки, заклички, песенки, потешки, пословицы и поговорки; народные праздники и обряды; различные народные игры и состязания; разножанровые виды декоративно-прикладного искусства. Все эти формы и средства реализуют определенные задачи в воспитании и обучении детей, т.е. осуществляют комплексное воздействие на ребенка, но при этом преследуют единую цель - воспитание совершенной или всесторонне и гармонически развитой личности.

Необходимо подчеркнуть, что обозначенный потенциал народной педагогики будет реализован только в том случае, если используемые в воспитательной деятельности средства и формы народной педагогики будут учитывать психофизиологическиие особенности развития детей разного возраста.

Еще К.Д. Ушинский утверждал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Для того чтобы обосновать целесообразность использования потенциала народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста, необходимо выявить особенности психического развития детей данной возрастной категории и определить соответствующие этим особенностям средства и методы народной педагогики.

Важно отметить, что народ в течение многих веков эмпирическим путем накопил определенные знания и психологических, и возрастных особенностей детей, поэтому мы лишь предприняли попытку сопоставления исследовательского опыта ученых в области психологии развития ребенка и средств воспитания в народной педагогике, учитывающих данные особенности его развития.

Рассматривая в качестве основы возрастную периодизацию личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), подчеркивающую, что каждому возрасту как своеобразному и качественно-специфическому периоду в жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности, можно определить доминирующий вид игровой деятельности для детей от трех до шести лет. В процессе игровой деятельности у дошкольников развивается ориентация на общий смысл человеческих взаимоотношений и действий, способность к выделению в них моментов соподчинения и управления, а также в ходе игры формируются определенные переживания у ребенка и осмысленная ориентация в них. Значение игры настолько велико и разнообразно для детей дошкольного возраста, что, лишая их данного вида деятельности, можно нанести непоправимый вред психике ребенка. Народная педагогика заботилась о психическом и физическом здоровье будущего поколения, поэтому использовала в воспитательном процессе игру, причем обучение детей также происходило посредством игры. Кроме того, подвижные игры успешно способствуют удовлетворению такой естественной потребности ребенка, как потребность в движении.

Важнейшим качеством, которое развивается у дошкольника, психологи (Л.С. Рубинштейн, А.Н. Леонть-

ев, Л.И. Божович) называют произвольное поведение, т.е. поведение, опосредованное нормами и правилами. Образ поведения выступает как регулятор, когда ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с этим образом, который позже становится образцом. В данном случае реальную помощь могут оказать образцы поведения героев сказок, основные идеи пословиц и пример старших.

Так, по мнению психологов Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, М.И. Лисиной и других, в дошкольном возрасте у детей наиболее ярко проявляется такое качество, как потребность в общении, причем ведущие позиции в общении прочно занимает речь. Произведения устного народного творчества, насыщенные яркой выразительной речью, могут оказать существенную помощь в развитии речи дошкольников. Обычно дети с легкостью запоминают коротенькие пестушки и потешки, а во время игры обязательно используют считалочки и незатейливые игровые припевки, способствующие не только развитию выразительности речи, но и памяти, которая в этом возрасте, по мнению Л.С. Выготского, является важнейшим психическим новообразованием.

В дошкольном возрасте начинает складываться личностная форма общения, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослыми поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм (Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон). И в данном случае использование в воспитательной работе сказок, народных пословиц и поговорок, содержащих огромный потенциал нравственного воспитания, вполне обоснованно и целесообразно.

Важную роль в формировании личности ребенка имеет потребность в общении со сверстниками (А.А. Бодалев, Я.П. Коломинский, Т.А. Репина). Между детьми возникают самые разнообразные формы взаимоотношений, поэтому очень важно, чтобы ребенок с самого начала приобретал положительный опыт сотрудничества и взаимопомощи. Народная игра, при правильной ее организации, способствует выработке доброжелательных взаимоотношений между детьми.

В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения, причем, как отмечают психологи, генетически наиболее ранней формой общения является подражание. По мнению А.В. Запорожца, произвольное подражание ребенка является одним из путей овладения общественным опытом. Причем на протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте ребенок подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем и старшем — ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Усвоению нравственных норм поведения способствует детальный анализ поведения героев сказки в ходе ее прочтения и обсуждения с соответствующими и понятными для дошкольников выводами.

По мнению психологов А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова, в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие познавательной сферы, которое проявляется не только во внешних действиях, но и во внутренних процессах — активизации восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Так, под влиянием обучения и воспитания у детей развиваются познавательные психические процессы, в первую очередь это относится к сенсорному развитию, которое включает в себя совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В результате чего ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отно-

шений предметов. Сенсорное развитие детей происходит более активно в процессе такой деятельности, как лепка, рисование, а указанные виды деятельности содержат элементы народного декоративно-прикладного творчества, которое является действенной составляющей народно-педагогической культуры. Важнейшей особенностью данных видов деятельности, по наблюдению В.В. Давыдова, является то, что самостоятельно воплощает свои замыслы, овладевая при этом сложными формами восприятия и образного мышления.

У дошкольников заметно активизируется умственная деятельность, т.е. происходит устойчивый рост обобщенности и последовательности мыслительных операций. Психологи А.А. Люблинская, В.С. Мухина,

Н.Н. Поддъяков считают, что дети данного возраста могут уже выделять существенное в явлениях окружающей действительности, у них развивается умение рассуждать, находить не только явные, но и скрытые причины явлений, делать обоснованные выводы. В решении вопросов умственного развития окажет результативную помощь отгадывание загадок и использование в педагогической деятельности пословиц и поговорок.

У детей дошкольного возраста продолжает активно развиваться воображение, что характеризует этот возраст наибольшей эмоциональной насыщенностью и безоглядной верой в существование воображаемых образов и воображаемых ситуаций. Развитию данного новообразования могут способствовать отгадывание и придумывание загадок, сочинение сказок, различных небывальщин или перевертышей, а также ролевое поведение в игре.

Происходит также совершенствование слухового восприятия ребенка, и, прежде всего, фонематического слуха. Дошкольники, овладевая звуковым рядом родноБиблиографический список

го языка, начинают безошибочно различать их, правильно произносить, изменяя громкость и темп речи, используя средства интонационной выразительности. Для развития и совершенствования слухового восприятия потенциал народной педагогики располагает такими средствами как скороговорки, потешки, считалки и т.д.

Итак, дошкольный возраст характеризуется развитием целого ряда потребностей, важнейшими из которых являются потребности в общении, во внешних впечатлениях, в движении. Кроме того, он связан с развитием таких важных новообразований как память, мышление, воображение и произвольное поведение, в результате чего происходит первоначальное формирование личности ребенка и закладываются основы детского мировоззрения.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что народная педагогика располагает всеми необходимыми средствами и формами, способствующими развитию указанных потребностей, новообразований, форм поведения и создает реальные условия для воспитания полноценной личности ребенка.

Таким образом, народ в ходе пристального наблюдения эмпирическим путем выявил психолого-педаго-гические особенности, присущие ребенку дошкольного возраста и выработал соответствующие им средства и приемы воспитания. Кроме того, воспитание в народной педагогике — это комплексный, долговременный, преемственный процесс, постепенно усложняющийся и функционально, и содержательно, что способствовало разностороннему и многоуровневому воздействию на личность ребенка. В этом смысле воспитательный потенциал народной педагогики вполне соотносим с достижениями современной психологической и педагогической науки.

1.Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студ. вузов. / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл; Академия, 2004.

2.Люблинская, А. А. Очерки психического развития ребенка / А. А. Люблинская. — М.: Изд-во АПН СССР, 1959.

3.Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2006.

4.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1999.

5.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: АСТ; М. : Астрель, 2005.

6.Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших педагогических заведений / Г. Н. Волков. — М.: Изд-во «Академия», 1999.

7.3апорожец, А. В. Психическое развитие ребенка // Избр. психологические труды: В 2-х т. / А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1.

8.Гончаров, П. К. Педагогическая система К.Д. Ушинского / П.К. Гончаров. — М.: Педагогика, 1974.

9.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968.

10.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студ. вузов. / С. Л. Рубинштейн. — М., СПб.: Питер, 2006.

11.Смирнова, Е. О. Психология ребенка : учебник для педучилищ и вузов / Е. О. Смирнова. — М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1997.

12.Першина, Л. А. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Л. А. Першина. — М.: Академический Проект, 2004.

Статья поступила в редакцию 24.12.07.

УДК 378.02:372.8

И.Д. Файзиев, канд. пед. наук, профессор ХГПИ, г. Худжанд (Таджикистан)

ЕДИНЫЙ ПОДХОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Обсуждается проблема разработки стандартов в системе образования с учетом новых требований к качеству обучения школьников в обществе. Для осуществления единого подхода, обеспечения преемственности в формировании естественнонаучных знаний и развития самостоятельности учащихся в процессе обучения автор формулирует необходимые условия.

Ключевые слова: стандарт, самостоятельность, уровневый подход

В период возникновения и становления самостоя- одной стороны, и становление различных типов новых тельных независимых государств произошла диффе- образовательных учебных учреждений: колледжей, гим-ренциация системы образования, то есть возникли соб- назии, лицеев а также частных школ, с другой. И, в ственные национальные образовательные системы, с третьих, изначальность уровня подготовленности науч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.