Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура и спорт / спортивная культура / спортивная инфраструктура / система стимулирования специалистов / популяризация физической культуры / индивидуальный образовательный маршрут / дифференцированный подход / physical culture and sports / sports culture / sports infrastructure / incentive system for specialists. popularization of physical culture / individual educational route / differentiated approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.П. Федоров

В статье рассматривается проблема развития физической культуры и спорта в России и пути ее решения. Определена значимость физически развитой личности для социального развития государства. Установлено, что в последние годы деятельность руководства страны в данном направлении усилилась. В том числе, организуется реализация планов по приобщению населения к занятиям физической культурой и спортом. Разрабатываются нормативно-правовые программы федерального значения, направленные на формирование здоровой нации. Рассмотрены различные подходы к определению понятия «спортивная культура». Выявлены актуальные проблемы в области физического воспитания в работах отечественных ученых. Определена необходимость совершенствования спортивной инфраструктуры, повышения квалификации специалистов, популяризации физической культуры и спорта среди подрастающего поколения. Раскрыты возможности индивидуального образовательного маршрута для обучающихся в ходе приобщения к занятиям спортом. Индивидуальная траектория обучения предполагает использование личностно ориентированного или дифференцированного подхода. Личностно ориентированный подход основан на учете индивидуальных особенностей обучающегося и его потребностей. Предполагается поэтапная реализация индивидуального образовательного маршрута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.П. Федоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN RUSSIA AND THE WAYS TO SOLVE IT

The article examines a problem of development of physical culture and sports in Russia and discusses how to solve it. The importance of a physically developed personality for the social development of the state is determined. It has been established that in recent years the activities of the country’s leadership in this direction have intensified. In particular, the implementation of plans to involve the population in physical education and sports is being organized. Regulatory and legal programs of federal significance are being developed aimed at creating a healthy nation. Various approaches to defining the concept of sports culture are considered. Current problems in the field of physical education in the works of national scientists are identified. The work states the necessity to improve the sports infrastructure, improve the qualifications of specialists, and popularize physical culture and sports among the younger generation. The research reveals possibilities of an individual educational route for students during their introduction to sports. An individual learning trajectory involves the use of a student-centered or differentiated approach. The student-centered approach is based on taking into account the individual characteristics of the student and his needs. It is planned to implement the individual educational route step by step.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ»

Библиографический список

1. Белобородова В.В. Содержание и структура метапредметных аналитико-исполнительских умений у студентов музыкального вуза. Современные проблемы науки и образования. 2023; № 6. Available at: https://science-education.ru/article/view?id=33094

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высшая школа, 1991.

3. Король А.Д., Бушманова Е.А. Эвристическая игра как принцип и форма диалогизации образования. Педагогика. 2020; № 12: 44-51.

4. Король А.Д. Эвристический диалог как основа творческой самореализации младшего школьника. Научная школа. 2008; № 3: 17-23.

5. Приселков А.С., Терентьев Ю.Ю. Метод моделирования в музыкальном образовании. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 70-3: 124-128.

6. Махотин Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология. Вестник РМАТ. 2014; № 1: 94-98.

References

1. Beloborodova V.V. Soderzhanie i struktura metapredmetnyh analitiko-ispolnitel'skih umenij u studentov muzykal'nogo vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2023; № 6. Available at: https://science-education.ru/article/view?id=33094

2. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpodhod. Moskva: Vysshaya shkola, 1991.

3. Korol' A.D., Bushmanova E.A. 'Evristicheskaya igra kak princip i forma dialogizacii obrazovaniya. Pedagogika. 2020; № 12: 44-51.

4. Korol' A.D. 'Evristicheskij dialog kak osnova tvorcheskoj samorealizacii mladshego shkol'nika. Nauchnaya shkola. 2008; № 3: 17-23.

5. Priselkov A.S., Terent'ev Yu.Yu. Metod modelirovaniya v muzykal'nom obrazovanii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 70-3: 124-128.

6. Mahotin D.A. Metod analiza konkretnyh situacij (kejsov) kak pedagogicheskaya tehnologiya. Vestnik RMAT. 2014; № 1: 94-98.

Статья поступила в редакцию 13.03.24

УДК 37.01

Fedorov A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Physical Educaton, Donetsk National University of Economics and Trade

n.a. Mikhail Tugan-Baranovsky (Donetsk, Russia), E-mail: fedorofandr@yandex.ru

THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN RUSSIA AND THE WAYS TO SOLVE IT. The article examines a problem of development of physical culture and sports in Russia and discusses how to solve it. The importance of a physically developed personality for the social development of the state is determined. It has been established that in recent years the activities of the country's leadership in this direction have intensified. In particular, the implementation of plans to involve the population in physical education and sports is being organized. Regulatory and legal programs of federal significance are being developed aimed at creating a healthy nation. Various approaches to defining the concept of sports culture are considered. Current problems in the field of physical education in the works of national scientists are identified. The work states the necessity to improve the sports infrastructure, improve the qualifications of specialists, and popularize physical culture and sports among the younger generation. The research reveals possibilities of an individual educational route for students during their introduction to sports. An individual learning trajectory involves the use of a student-centered or differentiated approach. The student-centered approach is based on taking into account the individual characteristics of the student and his needs. It is planned to implement the individual educational route step by step.

Key words: physical culture and sports, sports culture, sports infrastructure, incentive system for specialists. popularization of physical culture, individual educational route, differentiated approach

А.П. Федоров, канд. пед. наук, зав. каф. физического воспитания ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, E-mail: fedorofandr@yandex.ru

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

В статье рассматривается проблема развития физической культуры и спорта в России и пути ее решения. Определена значимость физически развитой личности для социального развития государства. Установлено, что в последние годы деятельность руководства страны в данном направлении усилилась. В том числе, организуется реализация планов по приобщению населения к занятиям физической культурой и спортом. Разрабатываются нормативно-правовые программы федерального значения, направленные на формирование здоровой нации. Рассмотрены различные подходы к определению понятия «спортивная культура». Выявлены актуальные проблемы в области физического воспитания в работах отечественных ученых. Определена необходимость совершенствования спортивной инфраструктуры, повышения квалификации специалистов, популяризации физической культуры и спорта среди подрастающего поколения. Раскрыты возможности индивидуального образовательного маршрута для обучающихся в ходе приобщения к занятиям спортом. Индивидуальная траектория обучения предполагает использование личностно ориентированного или дифференцированного подхода. Личностно ориентированный подход основан на учете индивидуальных особенностей обучающегося и его потребностей. Предполагается поэтапная реализация индивидуального образовательного маршрута.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, спортивная культура, спортивная инфраструктура, система стимулирования специалистов, популяризация физической культуры, индивидуальный образовательный маршрут, дифференцированный подход

Актуальность работы связана с тем, что сегодня одной из приоритетных задач развития государства является популяризация здорового образа жизни, приобщение населения к занятиям физической культурой и спортом. Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены важные направления в сфере физического воспитания, в том числе увеличение количества населения, ведущего здоровый образ жизни, профилактика болезней и укрепление организма в целом [1].

Также в Указе Президента РФ физическое здоровье граждан страны рассматривается как важная часть национальной идеи, которая объединяет разные поколения, народы России и определяет смысл бытия в настоящем и будущем. Результатом реализации данного направления должно стать формирование физически активного и здорового гражданина, способного приносить пользу обществу.

С целью повышения эффективности приобщения граждан к занятиям физической культурой и спортом разрабатываются и апробируются государственные программы по данному направлению. В их основе лежит программно-целевой подход, определяющий стадии реализации, ключевые показатели результативности, которые будут способствовать развитию здорового общества. Одновременно с этим при активном распространении пропагандистских взглядов на здоровый образ жизни существуют определенные проблемы реализации государственных программ по развитию физической культуры населения. Например,

неточное определение задач и ошибочное установление целевых показателей, что способствует возникновению трудностей в их реализации [2, с. 150-153].

Особую значимость имеет проблема незаинтересованности подрастающего поколения в занятиях физической культурой и спортом. Сегодня особо актуальна проблема повышения уровня квалификации специалистов в области физкультурно-оздоровительной и массово-спортивной деятельности, также отмечается дефицит объектов спортивной инфраструктуры. Массовое занятие спортом непопулярно среди молодежи, существует необходимость более индивидуального подхода к их приобщению к физкультурным занятиям. Все это требует более тщательного подхода к определению актуальных задач и путей их решения.

Цель исследования: выявить существующие проблемы в сфере физической культуры и спорта, определить пути их решения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие «физическая, спортивная культура личности».

2. Проанализировать работы отечественных исследователей, касающиеся проблемы развития физической культуры и спорта в России.

3. Предложить пути решения выявленных проблем.

Научная новизна: выявлены возможности индивидуального образовательного маршрута для обучающихся в ходе приобщения к занятиям спортом как важной составляющей в развитии физической культуры в России.

Теоретическая и практическая значимость: результаты теоретического исследования проблемы развития физической культуры и спорта в России могут быть расширены и найти применение в практической реализации определенных путей ее решения.

В основу исследования проблемы развития физической культуры и спорта в России легли общелогические методы анализа, синтеза, обобщения. В исследовании были проанализированы работы отечественных авторов, в том числе А.А. Сергеева [2], Е.А. Бобровского [3], Ф.К. Попова, К.Р. Палия [4], М.В. Звягинцева [5], В.И. Столярова [6], В.А. Бурцева [7], Д.В. Крылова [8] и др.

В последнее время отмечается повышение интереса к проблеме эффективного развития физической культуры и спорта в нашей стране. Физическое развитие представлено многими авторами как важный компонент, способствующий сохранению здоровья на протяжении всей жизни индивида. Физически активный человек имеет возможность использовать все функции своего организма еще долгое время.

Исследователь Е.А. Бобровский акцентирует внимание на необходимости совершенствования спортивной инфраструктуры, для того, чтобы сделать массовый спорт более доступным для простого населения. Автор анализирует особенности реализации федеральных программ с целью повышения популяризации массового спорта, а также усиления контроля над эксплуатацией спортивных объектов [3, с. 101-104].

А.А. Сергеев отмечает необходимость привлечения большего внимания к развитию физической культуры и спорта как источнику общественного благополучия. Особое внимание уделено проблеме снижения физической активности населения и, как следствие, снижения уровня их здоровья и производительности. Автор в качестве решения данной проблемы видит увеличение финансовых вложений в развитие массового спорта, что окажет положительное влияние на трудовую активность населения [2, с. 150-153].

Ф.К. Попов и К.Р. Палий указывают на необходимость усиления роли государства в сфере физической культуры и спорта. Исследователи отмечают важность программно-целевого подхода в развитии физической культуры и спорта, делая выводы о потребности в увеличении финансирования деятельности объектов физической культуры с привлечением средств частных лиц [4, с. 123-131].

В современной науке широкое распространение получило понятие «спортивная культура личности». В работе М.В. Звягинцева она представляет собой объединенное понятие, в которое входит комплекс средств, способов, методов деятельности в области физической культуры и спорта, целью которого является принятие, создание, распространение ценностей физического развития [5, с. 23-26].

Авторы В.И. Столяров и С.Ю. Баринов рассматривают данное понятие как отношение к физической культуре и спорту, воспринимаемые человеком, обществом как значимые. А также как социальная деятельность и ее результаты по овладению, сбережению, воплощению и распространению тех ее качеств, которые воспринимаются субъектом как наиболее ценные [6, с. 17-21].

Исследователь В.А Бурцев рассматривает спортивную культуру как личностную характеристику человека, обладающую целостностью и организованностью. Она способствует практической реализации социально значимых задач [7, с. 3816-3820].

Таким образом, можно отметить, что спортивная культура личности связана с положительным отношением к физическому развитию и занятию спортом. Она характеризуется регулярным участием в физической деятельности, реализацией необходимых потребностей. Удовлетворение потребностей связано с включением в спортивную деятельность, участием в спортивных мероприятиях. Рассматриваемые потребности могут быть разной направленности, связанной с необходимостью активного движения, взаимодействием с единомышленниками, общение со спортсменами из других регионов, потребностью в активном отдыхе, признанием спортивных заслуг со стороны общества и др.

Здоровая, физически развитая личность имеет большое социально-экономическое значение для любого государства. В России на всех уровнях власти продвигаются идеи здорового образа жизни. В последние годы деятельность в данном направлении активизировалась, проводится работа по реализации планов, направленных на создание физически активного общества, с учетом нормативно-правовых программ, разработанных на федеральном уровне. Все это является показателем заинтересованности руководства страны проблемами физического развития как важной составляющей формирования здоровой нации.

Программы, направленные на развитие физической и спортивной культуры населения, основываются на следующие положения:

1. Необходимость осуществления физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для всех категорий граждан страны.

2. Проведение работы по информированию о важности физической активности и занятий спортом для общего состояния организма и долголетия.

3. Увеличение количества заинтересованных людей в области физического развития с помощью разнообразных мероприятий.

4. Регулярное совершенствование системы спортивной инфраструктуры [4, с. 123-131].

Несмотря на все предпринимаемые меры, физическая активность подрастающего поколения падает. Данная проблема также характерна для всего мирового сообщества. В работе Д.В. Крылова отмечается, что в России регулярно занимаются физической культурой и спортом только 15% населения [8, с. 15-25].

При этом справедливо отметить, что в профессиональном спорте достигаются значительные результаты. Также государство уделяет много внимания каждому виду спорта на разных уровнях. Ф.К. Попов, К.Р Палий причину низкой заинтересованности населения в занятиях физической культурой и спортом видят в следующем:

1. Отсутствие достаточного количества необходимых кадров, которые имеют соответствующую квалификацию;

2. Недостаточное количество объектов спортивной инфраструктуры, которые доступны разным группам населения с учетом возраста и спортивных предпочтений (спортивные площадки для футбола, баскетбола, волейбола, площадки для уличной гимнастики, теннисные столы и т. д. [4, с. 123-131].

По нашему мнению, решению первой проблемы будет способствовать организация профессиональной системы подготовки специалистов, которая сможет удовлетворить потребность в регулярном повышении квалификации. Это могут быть семинары на определенные темы, создание творческих групп. Также существует необходимость разработки системы стимулирования кадров как на материальной основе, так и использование различных способов формирования у сотрудников позитивного настроя на высокую производительность труда.

Некоторые исследователи отмечают взаимосвязь между увеличением количества населения, занимающегося спортом, и наличием в шаговой доступности спортивных объектов. В результате вопросы неравномерности в обеспечении населения разных регионов объектами спортивной инфраструктуры приобретают особую актуальность [8, с. 15-25].

В городских населенных пунктах существует достаточно высокая концентрация объектов спортивной инфраструктуры, а в малых поселках, селах, деревнях отмечается их нехватка. Что, в свою очередь, сказывается на количестве населения, которое ведет здоровый образ жизни и занимается спортом. Для решения данной проблемы необходимо, на наш взгляд, привлечение местных органов власти для расширения доступности спортивных объектов.

Также будет полезным в вопросе увеличения количества людей, занимающихся спортом, включение спортивных дисциплин в учебный план всех образовательных учреждений. Физкультурные мероприятия массового характера, которые организуются на постоянной основе на уровне образовательных учреждений, региона, государства, показывают свою эффективность в повышении заинтересованности населения в занятиях спортом. Формирование физически активной личности является важной целью образования. Для ее достижения необходима организация индивидуальной работы с молодежью, в которую входит учет физиологических и физических способностей обучающихся, развитие мотивации к занятию спортом.

Большое значение при этом имеет качество образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» с использованием современных средств и методов обучения. Помимо этого, существует необходимость разъяснять и распространять информацию о важности здорового образа жизни и физическом развитии в любом возрасте. Для достижения большей эффективности в этом вопросе нужно использовать все имеющиеся возможности, в том числе коммуникационные технологии, дающие возможность привлечь большее количество людей. Привлечение известных спортсменов, актеров, певцов, людей, которые обладают определенным авторитетом среди подрастающего поколения, обладает большим потенциалом в вопросе популяризации физической культуры и спорта.

Проблемой, которая также требует пристального внимания, является индивидуализация процесса приобщения к идеям здорового образа жизни и занятий спортом. Построение индивидуального образовательного маршрута в ходе приобщения подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом представляется полезным и актуальным [9].

Индивидуальный образовательный маршрут - это путь достижения определенных результатов в области физической культуры и спорта, разработанный для определенного обучающегося в соответствии с его потребностями, способностями, интересами [1].

Индивидуальный образовательный маршрут должен учитывать принципы формирования здорового образа жизни через занятия физической культурой. В основе должен быть постоянный характер освоения социально-средовых условий, способствующий увеличению возможностей, в соответствии с существующими потребностями. Индивидуальная траектория обучения также предполагает личностно ориентированный, или дифференцированный подход.

Личностно ориентированный подход предполагает учет индивидуальных особенностей обучающегося, его потребностей. Использование данного подхода в приобщении подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом направлен на учет существующего на данный момент уровня физической подготовки, а также на определение индивидуальной программы физического развития.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута предполагает следующие этапы:

1. Подготовительный. На данном этапе осуществляется формирование образовательной среды, необходимой для организации занятий физической культурой в разных формах (массовой, групповой, индивидуальной). Одновременно проводится работа по распространению информации о необходимости вести здоровый образ жизни и заниматься физической культурой. На этом же

этапе проводится диагностика уровня физического развития, определяются индивидуальные возможности, интересы и запросы обучающихся.

2. Этап проектирования. На данном этапе предполагается разработка индивидуального маршрута приобщения к физической культуре и спорту. Учитываются результаты диагностики, полученные на подготовительном этапе, подбираются подходящие средства, методы, приемы, определяется план занятий.

3. Этап реализации. На данном этапе предполагается апробация разработанного маршрута физкультурно-оздоровительной деятельности. В случае необходимости вносятся коррективы с учетом возникших обстоятельств.

4. Аналитический этап. Здесь проводится анализ осуществленной деятельности, исследуются результаты с последующими выводами о продолжении реализации индивидуального образовательного маршрута либо внесении в нее изменений и дополнений.

Таким образом, проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:

1. Физическая, спортивная культура личности определяется положительным отношением к физическому развитию и занятию спортом. Она характеризуется регулярной физической активностью, реализацией потребностей в области занятий спортом. Рассматриваемые потребности могут иметь разное направле-

Библиографический список

ние, в том числе физическое развитие, активный отдых, достижение спортивных результатов, общение с единомышленниками и т. д.

2. Анализ исследований отечественных ученых позволил нам определить следующие актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в России: необходимость совершенствования спортивной инфраструктуры, усиление роли государства в сфере физической культуры и спорта, повышение квалификации специалистов в области физического воспитания, популяризация физической культуры и спорта среди подрастающего поколения.

3. Нами были определены пути решения обозначенных проблем: совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров с помощью тематических семинаров, создания творческих групп; разработка системы стимулирования специалистов, в том числе на материальной и нематериальной основе; привлечение органов местной власти к более активному участию в решении вопросов доступности спортивных объектов; построение индивидуального образовательного маршрута в ходе приобщения подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом.

Таким образом, результаты теоретического исследования могут быть расширены и применены в ходе практической работы по реализации важных направлений в сфере физического воспитания,

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента от 7 мая 2018 года. Available at: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/43027

2. Сергеев А.А. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в России. Интерактивная наука. 2016; № 10: 150-153.

3. Бобровский Е.А. Развитие спортивной инфраструктуры для активизации массового спорта. Карельский научный журнал. 2018; № 1: 101-104.

4. Попов Ф.К., Палий К.Р Проблемы и перспективы организации и развития государственной политики в сфере физической культуры и спорта на уровне Российской Федерации и г Санкт-Петербурга. Управленческое консультирование. 2019; № 4: 123-131.

5. Звягинцев М.В. О Профессиональной спортивной культуре личности. Теория и практика социо-гуманитарных наук. 2023; № 1 (21): 23-26.

6. Столяров В.И. Понятие и формы спортивной культуры личности. Вестник спортивной науки. 2009; № 6: 17-21.

7. Бурцев В.А. Теоретическая модель спортивной культуры личности. Фундаментальные исследования. 2015; № 2: 3816-3820.

8. Крылов Д.В. Проблемы и перспективы развития физической культуры в России. Прогрессивная педагогика. 2022; № 3: 15-25.

9. Основные проблемы, сдерживающие развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации (по мнению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта). 2017. Available at. Режим доступа: http://minsport.gov.ru/function/wpcontent/uploads

References

1. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta ot 7 maya 2018 goda. Available at: http://www.kremlin. ru/acts/bank/43027

2. Sergeev A.A. Problemy i perspektivy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossii. Interaktivnaya nauka. 2016; № 10: 150-153.

3. Bobrovskij E.A. Razvitie sportivnoj infrastruktury dlya aktivizacii massovogo sporta. Karel'skij nauchnyjzhurnal. 2018; № 1: 101-104.

4. Popov F.K., Palij K.R. Problemy i perspektivy organizacii i razvitiya gosudarstvennoj politiki v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta na urovne Rossijskoj Federacii i g. Sankt-Peterburga. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2019; № 4: 123-131.

5. Zvyagincev M.V. O Professional'noj sportivnoj kul'ture lichnosti. Teoriya i praktika socio-gumanitarnyh nauk. 2023; № 1 (21): 23-26.

6. Stolyarov V.I. Ponyatie i formy sportivnoj kul'tury lichnosti. Vestniksportivnojnauki. 2009; № 6: 17-21.

7. Burcev V.A. Teoreticheskaya model' sportivnoj kul'tury lichnosti. Fundamental'nye issledovaniya. 2015; № 2: 3816-3820.

8. Krylov D.V. Problemy i perspektivy razvitiya fizicheskoj kul'tury v Rossii. Progressivnaya pedagogika. 2022; № 3: 15-25.

9. Osnovnye problemy sderzhivayuschie razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii (po mneniyu organov ispolnitel'noj vlasti sub'ektov Rossijskoj Federacii v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta). 2017. Available at. Rezhim dostupa: http://minsport.gov.ru/function/wpcontent/uploads

Статья поступила в редакцию 14.03.24

УДК 372.881.111.1

Firsova I.V., teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: Alia_galaxy@mail.ru

METHODS OF EDUCATIONAL KINESIOLOGY AS A WAY OF INCREASING EFFECTIVENESS AT ENGLISH LESSONS AT A UNIVERSITY. The article considers some concepts of educational kinesiology in relation to language learning in higher school. The author gives reasons for a multidisciplinary approach to the process of the organization language learning education. The article reflects psychological, physiological and methodological aspects in the learning language context as a complex activity. The author describes the peculiarities of the brain organization, according to its special zones activity needed in educational process. Here are offered some methods of the brain gymnastics leading to activation not only corpus callosum, as a mediator between brain hemispheres, but also concrete parts of our brain responsible for the higher mental functions. In the article an evident connection of using educational kinesiology methods and educational results is mentioned. The author provides examples of the brain gymnastics and offers a concrete scheme of practical using the described method of educational kinesiology at English lessons in higher education school.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: foreign language, educational kinesiology, brain gymnastics, higher mental functions, psychophysiology of learners, educational methodology

И.В. Фирсова, преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: Alia_galaxy@mail.ru

МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Данная работа рассматривает концепции образовательной кинезиологии применительно к изучению иностранного языка в высшей школе. Автор обосновывает необходимость междисциплинарного подхода к организации процесса обучения иностранному языку. В статье приводятся психологические, физиологические и методологические аспекты образовательного процесса в контексте обучения языку как сложноорганизованной деятельности. Автор обозначает физическую специфику мозговой организации и описывает методики гимнастики мозга, способствующие активации как межполушарного взаимодействия, так и отдельных участков мозга, отвечающих за реализацию высших психических функций. В статье обозначается непосредственная связь между использованием методов образовательной кинезиологии и результатами учебной деятельности. Автор предлагает конкретные схемы использования описанной методики на уроках английского языка в высшей школе.

Ключевые слова: иностранный язык, образовательная кинезиология, гимнастика мозга, высшие психические функции; психофизиология обучающихся, методология обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.