Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ'

МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / образовательная кинезиология / гимнастика мозга / высшие психические функции / психофизиология обучающихся / методология обучения / foreign language / educational kinesiology / brain gymnastics / higher mental functions / psychophysiology of learners / educational methodology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.В. Фирсова

Данная работа рассматривает концепции образовательной кинезиологии применительно к изучению иностранного языка в высшей школе. Автор обосновывает необходимость междисциплинарного подхода к организации процесса обучения иностранному языку. В статье приводятся психологические, физиологические и методологические аспекты образовательного процесса в контексте обучения языку как сложноорганизованной деятельности. Автор обозначает физическую специфику мозговой организации и описывает методики гимнастики мозга, способствующие активации как межполушарного взаимодействия, так и отдельных участков мозга, отвечающих за реализацию высших психических функций. В статье обозначается непосредственная связь между использованием методов образовательной кинезиологии и результатами учебной деятельности. Автор предлагает конкретные схемы использования описанной методики на уроках английского языка в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF EDUCATIONAL KINESIOLOGY AS A WAY OF INCREASING EFFECTIVENESS AT ENGLISH LESSONS AT A UNIVERSITY

The article considers some concepts of educational kinesiology in relation to language learning in higher school. The author gives reasons for a multidisciplinary approach to the process of the organization language learning education. The article reflects psychological, physiological and methodological aspects in the learning language context as a complex activity. The author describes the peculiarities of the brain organization, according to its special zones activity needed in educational process. Here are offered some methods of the brain gymnastics leading to activation not only corpus callosum, as a mediator between brain hemispheres, but also concrete parts of our brain responsible for the higher mental functions. In the article an evident connection of using educational kinesiology methods and educational results is mentioned. The author provides examples of the brain gymnastics and offers a concrete scheme of practical using the described method of educational kinesiology at English lessons in higher education school.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ»

этапе проводится диагностика уровня физического развития, определяются индивидуальные возможности, интересы и запросы обучающихся.

2. Этап проектирования. На данном этапе предполагается разработка индивидуального маршрута приобщения к физической культуре и спорту Учитываются результаты диагностики, полученные на подготовительном этапе, подбираются подходящие средства, методы, приемы, определяется план занятий.

3. Этап реализации. На данном этапе предполагается апробация разработанного маршрута физкультурно-оздоровительной деятельности. В случае необходимости вносятся коррективы с учетом возникших обстоятельств.

4. Аналитический этап. Здесь проводится анализ осуществленной деятельности, исследуются результаты с последующими выводами о продолжении реализации индивидуального образовательного маршрута либо внесении в нее изменений и дополнений.

Таким образом, проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:

1. Физическая, спортивная культура личности определяется положительным отношением к физическому развитию и занятию спортом. Она характеризуется регулярной физической активностью, реализацией потребностей в области занятий спортом. Рассматриваемые потребности могут иметь разное направле-

Библиографический список

ние, в том числе физическое развитие, активный отдых, достижение спортивных результатов, общение с единомышленниками и т. д.

2. Анализ исследований отечественных ученых позволил нам определить следующие актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в России: необходимость совершенствования спортивной инфраструктуры, усиление роли государства в сфере физической культуры и спорта, повышение квалификации специалистов в области физического воспитания, популяризация физической культуры и спорта среди подрастающего поколения.

3. Нами были определены пути решения обозначенных проблем: совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров с помощью тематических семинаров, создания творческих групп; разработка системы стимулирования специалистов, в том числе на материальной и нематериальной основе; привлечение органов местной власти к более активному участию в решении вопросов доступности спортивных объектов; построение индивидуального образовательного маршрута в ходе приобщения подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом.

Таким образом, результаты теоретического исследования могут быть расширены и применены в ходе практической работы по реализации важных направлений в сфере физического воспитания,

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента от 7 мая 2018 года. Available at: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/43027

2. Сергеев А.А. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в России. Интерактивная наука. 2016; № 10: 150-153.

3. Бобровский Е.А. Развитие спортивной инфраструктуры для активизации массового спорта. Карельский научный журнал. 2018; № 1: 101-104.

4. Попов Ф.К., Палий К.Р Проблемы и перспективы организации и развития государственной политики в сфере физической культуры и спорта на уровне Российской Федерации и г Санкт-Петербурга. Управленческое консультирование. 2019; № 4: 123-131.

5. Звягинцев М.В. О Профессиональной спортивной культуре личности. Теория и практика социо-гуманитарных наук. 2023; № 1 (21): 23-26.

6. Столяров В.И. Понятие и формы спортивной культуры личности. Вестник спортивной науки. 2009; № 6: 17-21.

7. Бурцев В.А. Теоретическая модель спортивной культуры личности. Фундаментальные исследования. 2015; № 2: 3816-3820.

8. Крылов Д.В. Проблемы и перспективы развития физической культуры в России. Прогрессивная педагогика. 2022; № 3: 15-25.

9. Основные проблемы, сдерживающие развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации (по мнению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта). 2017. Available at. Режим доступа: http://minsport.gov.ru/function/wpcontent/uploads

References

1. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta ot 7 maya 2018 goda. Available at: http://www.kremlin. ru/acts/bank/43027

2. Sergeev A.A. Problemy i perspektivy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossii. Interaktivnaya nauka. 2016; № 10: 150-153.

3. Bobrovskij E.A. Razvitie sportivnoj infrastruktury dlya aktivizacii massovogo sporta. Karel'skij nauchnyjzhurnal. 2018; № 1: 101-104.

4. Popov F.K., Palij K.R. Problemy i perspektivy organizacii i razvitiya gosudarstvennoj politiki v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta na urovne Rossijskoj Federacii i g. Sankt-Peterburga. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2019; № 4: 123-131.

5. Zvyagincev M.V. O Professional'noj sportivnoj kul'ture lichnosti. Teoriya i praktika socio-gumanitarnyh nauk. 2023; № 1 (21): 23-26.

6. Stolyarov V.I. Ponyatie i formy sportivnoj kul'tury lichnosti. Vestniksportivnojnauki. 2009; № 6: 17-21.

7. Burcev V.A. Teoreticheskaya model' sportivnoj kul'tury lichnosti. Fundamental'nye issledovaniya. 2015; № 2: 3816-3820.

8. Krylov D.V. Problemy i perspektivy razvitiya fizicheskoj kul'tury v Rossii. Progressivnaya pedagogika. 2022; № 3: 15-25.

9. Osnovnye problemy sderzhivayuschie razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii (po mneniyu organov ispolnitel'noj vlasti sub'ektov Rossijskoj Federacii v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta). 2017. Available at. Rezhim dostupa: http://minsport.gov.ru/function/wpcontent/uploads

Статья поступила в редакцию 14.03.24

УДК 372.881.111.1

Firsova I.V., teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: Alia_galaxy@mail.ru

METHODS OF EDUCATIONAL KINESIOLOGY AS A WAY OF INCREASING EFFECTIVENESS AT ENGLISH LESSONS AT A UNIVERSITY. The article considers some concepts of educational kinesiology in relation to language learning in higher school. The author gives reasons for a multidisciplinary approach to the process of the organization language learning education. The article reflects psychological, physiological and methodological aspects in the learning language context as a complex activity. The author describes the peculiarities of the brain organization, according to its special zones activity needed in educational process. Here are offered some methods of the brain gymnastics leading to activation not only corpus callosum, as a mediator between brain hemispheres, but also concrete parts of our brain responsible for the higher mental functions. In the article an evident connection of using educational kinesiology methods and educational results is mentioned. The author provides examples of the brain gymnastics and offers a concrete scheme of practical using the described method of educational kinesiology at English lessons in higher education school.

Key words: foreign language, educational kinesiology, brain gymnastics, higher mental functions, psychophysiology of learners, educational methodology

И.В. Фирсова, преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: Alia_galaxy@mail.ru

МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Данная работа рассматривает концепции образовательной кинезиологии применительно к изучению иностранного языка в высшей школе. Автор обосновывает необходимость междисциплинарного подхода к организации процесса обучения иностранному языку. В статье приводятся психологические, физиологические и методологические аспекты образовательного процесса в контексте обучения языку как сложноорганизованной деятельности. Автор обозначает физическую специфику мозговой организации и описывает методики гимнастики мозга, способствующие активации как межполушарного взаимодействия, так и отдельных участков мозга, отвечающих за реализацию высших психических функций. В статье обозначается непосредственная связь между использованием методов образовательной кинезиологии и результатами учебной деятельности. Автор предлагает конкретные схемы использования описанной методики на уроках английского языка в высшей школе.

Ключевые слова: иностранный язык, образовательная кинезиология, гимнастика мозга, высшие психические функции; психофизиология обучающихся, методология обучения

Изучение иностранного языка в современном мире уже давно стало необходимостью. Еще будучи школьниками, ребята уже начинают свой путь в иноязычную среду и, придя в вуз, каждый имеет свой опыт и свои знания. В процессе освоения специальности в высшей школе студенты знакомятся с профессиональной терминологией, в том числе и на иностранном языке. Однако этот процесс всегда отличен от других видов учебной деятельности как методологически, так и психологически. Он предполагает вовлечение сразу нескольких высших психических функций, активацию обоих полушарий, восприятие и осознание неродной языковой среды. Требования высшего учебного заведения предполагают наличие базового языкового уровня с целью его совершенствования и использования в профессиональном контексте. Увеличение интеллектуальной нагрузки в высшей школе обналичивает и обостряет имеющиеся сложности восприятия, обработки и усвоения информации. Ситуация усложняется все большим ускорением темпа жизни и целесообразностью использования новых информационных технологий. Необходимость учета индивидуальных особенностей индивида с целью повышения эффективности образовательного процесса делает объектом исследования студентов высшего учебного заведения. В данном ключе актуализируется тема корректной организации образовательного процесса, в особенности каждого конкретного занятия. Задача эта уже выходит за пределы непосредственно самого предметного материала и методологии. Смежные области и дисциплины теперь не только выступают помощниками в планировании занятия, но и становятся его важными участниками. Актуальность темы определяется необходимостью освоения новых техник и подходов, способствующих повышению успеваемости применительно к образовательному процессу в вузе. Цель исследования - рассмотреть возможность использования методов образовательной кинезиологии в рамках занятия по иностранному языку. Задачами работы становятся следующие: определение необходимости использования методик смежных дисциплин, изучение соответствующих методов образовательной кинезиологии, обоснование актуальности их применения на уроках иностранного языка в вузе, оформление выводов о факторах их эффективности, непосредственные варианты реализации подхода автором.

Новизна данного исследования заключается в том, что образовательная кинезиология (как дисциплина относительно молодая) имеет опыт применения своих методов на уроках в дошкольных образовательных учреждениях и школе. В высшей школе метод с целью активации ресурсных возможностей обучающихся на уроках иностранного языка на постоянной основе не применялся.

Теоретическая значимость состоит в том, что улучшение академической успеваемости на уроках иностранного языка в вузе в случае применения методов образовательной кинезиологии сформирует базу для дальнейших исследований эффективности отдельных физиологических методик применительно к образовательному процессу в высшей школе. А также может послужить предметом изучения данной специфики образовательного процесса смежными дисциплинами: психологией, физиологией, социологией и т. д.

Практическая значимость определяется тем, что наличие положительной динамики в успеваемости студентов по результатам использования методики на уроках иностранного языка расширяет возможности применения методов образовательной кинезиологии с целью достижения более конкретных индивидуальных образовательных задач и в других дисциплинах соответственно.

Образовательная кинезиология, как наука обучения через движение, появилась в начале 1980-х годов благодаря Полу Деннисону. Он разработал комплекс упражнений, позволяющих создать новые нейронные связи и способствовать активации межполушарного взаимодействия. Еще задолго до Деннисона в работах В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р Лурии, Н.С. Лейтеса была доказана взаимосвязь манипуляций рук и движений в целом с высшими психическими функциями, в том числе и с развитием речи. Как стало очевидно из исследований, людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе. В дальнейшем «гимнастика мозга» Деннисона нашла свое практическое применение в дошкольных, средних и специальных образовательных учреждениях. Исмаилова Р.Р. рассматривает варианты гимнастики мозга в школе как средства активации высших психических функций [1]. Изучение иностранного языка как средства межкультурной коммуникации, обусловленного языковым контекстом и спецификой языка, как средства, отражающего культурное наследие, находит свое отражение в работах С.П Тер-Минасовой. Методика обучения иностранному языку с точки зрения психологического и даже нейролигвистического компонента как основополагающего звена отражена в трудах Т.В. Черниговской. Вопросам обучения иностранному языку посвящена и работа Н.Д. Пальсковой [2]. Различным вопросам обучения языку именно в вузе посвящено множество исследований, в том числе диссертационные работы И.В. Алёхиной, ПК. Борозенец и др.

Интеллектуальная деятельность - комплексный процесс, требующий активации физиологических и психологических компонентов разного уровня организации. Психологические компоненты обучения - тип личности, мотивация, способы обработки информации, ведущий канал восприятия, личный опыт процесса обучения и т. д. К физиологическим составляющим следует отнести физические возможности индивида. Психические функции характеризуют человека как неповторимую и самобытную личность. Такие индивидуальные характеристики, как память, внимание, мышление, речевая активность, эмоции, имеют уникальный характер выражения и функционирования. Нейронные связи между определенными клеточными структурами создают функциональные блоки, которые несут

прямую ответственность за конкретные реакции на внешние раздражители. Психические процессы человека являются сложными функциональными системами, и они не локализованы в узких, ограниченных участках мозга, а осуществляются благодаря работе целого ряда подсистем [3, с. 64]. Базируясь на теории о 3 функциональных блоках мозга А.Р. Лурии, который разграничил мозг по функциональным задачам, стоит отметить, что для любой деятельности необходима слаженная работа всех трех. Первый блок мозга - регуляция тонуса организма, организация ВПФ (высших психических функций) и эмоционального состояния. Второй блок - прием, обработка и хранение информации, работа анализаторов. Третий блок мозга - контроль осуществления деятельности и планирование [4].

Особенности онтогенеза и образ жизни формируют определенный индивидуальный профиль работы мозга. Находясь в привычном спектре восприятия и функционирования, любая деятельность выполняется на том уровне, который необходим для достижения результата. Результат обучающегося и его уровень -это ключевой компонент оценки целенаправленной деятельности, в том числе и обучения. Однако это лишь привычный и отработанный механизм. Уровень и качество возможно повысить, используя упражнения, которые помогут мозгу включить работу всех участков, являясь своего рода тренировкой и активацией. Образовательная кинезиология и нейропсихология - те дисциплины, к которым все больше обращаются в настоящее время педагоги. Эти научные области располагают знаниями и методами повышения эффективности обучения не посредством внешней составляющей, т. е. именно методологии, а путем активации внутренних физиологических возможностей индивида. Эффективность образовательного процесса, таким образом, возрастает в случае учета состояния обучающегося и, в том числе, работы с этим состоянием.

Как сказал великий древнегреческий мыслитель Аристотель, «движение -это жизнь!». Образовательная кинезиология - наука и практические методики о том, как с удовольствием учиться новому через движение. «Движение - дверь в обучение» - девиз автора метода, американского психолога и доктора наук в области образования Пола Деннисона [5].

Пол Деннисон, будучи в детстве ребенком со сложностями в обучении, посвятил всю свою жизнь попыткам разработать новый способ обучения, который был бы доступен каждому и способствовал бы повышению качества усвоения информации. Колоссальные возможности он увидел в физических движениях, которые могут быть использованы при обучении как детей, так и взрослых. Объединив знания по нейропсихологии, кинезиологии, нейрофизиологии, психологии и восточных практик, Пол Деннисон создал систематический комплекс упражнений для восстановления уникальных естественных способностей человека к обучению. Этот комплекс называется «Пимнастика мозга» и включает в себя 26 упражнений. Несмотря на то, что эти «специальные движения» являются частью образовательной кинезиологии, их задачи выходят далеко за пределы непосредственно образования. Гимнастика мозга способствует нахождению баланса в своем теле, восстановлению внутреннего потенциала, гармонизации взаимодействий полушарий головного мозга, повышению толерантности к стрессу и т. д.

Весь комплекс упражнений можно подразделить на 4 группы в соответствии с целью, которая в них заложена. Первая группа - осевые движения, которые способствуют синхронизации работы двух полушарий головного мозга. Это упражнение для двух рук, ног, глаз и ушей. Вторая группа - энергетические упражнения, позволяющие активировать работу первого блока мозга, нормализуя эмоциональное состояние и тонус организма. Третья группа - восстановление чувства спокойствия и благополучия, упражнения, направленные на верх и низ тела. Четвертая группа - снятие напряжения. Это упражнения-растяжки, которые имеют отношение к формированию сфокусированного внимания и самовыражения [6, с. 84].

Важным как начальным, так и центральным элементом работы по методу Пола Деннисона является блок РАСЕ (Positive, Active, Clear, Energetic). Это 4 базовых упражнения, каждое из которых представляет одну из 4 групп. Этот блок позволяет настроиться на деятельность и найти баланс в себе и в своем теле. Баланс в образовательной кинезиологии - состояние, при котором человек выполняет какое-либо действие наилучшим для него на данный момент способом и тратит ровно то количество сил и энергии, которые необходимы, чтобы он совершал желаемое действие легко и с чувством удовлетворения [5].

Начинается РАСЕ с глотка воды - это высвобождение энергии и жизненной силы. Упражнение «кнопки мозга» - вторая ступень базовых движений, нацелено на синхронизацию информации, поступающей от правой и левой сторон тела. Третье упражнение - «перекрещивание» - улучшение координации движений, чтение и понимание прочитанного текста, слушание. Завершается блок упражнением «сцепление», которое направлено на нормализацию внутреннего состояния, баланса и повышение таким образом стрессоустойчивости.

Как отмечено выше, гимнастика мозга выполняет сразу ряд важных функций активации мозговой деятельности, что, безусловно, важно для успешности образовательного процесса в целом. В особенности это касается иностранного языка как предмета, специфически обусловленного необходимостью работать сразу в нескольких форматах (аудирование, чтение, произношение и письмо). Произвольная иноязычная речь и восприятие ее в профессиональном общении на английском языке осложняется большим количеством лексических структур, которые используются с целью сохранности логической целостности и направленности диалога. Это, безусловно, требует и использования определенных

грамматических структур в их логической последовательности [7]. Помимо этого, профессиональное использование иноязычной речи усугубляется необходимостью использования терминов, свойственных для вузовской специализации, что, в свою очередь, является основой профессиональных текстов на иностранном языке [8].

Применение «гимнастики мозга» как фактора активации мозговой деятельности на уроке иностранного языка в высшей школе возможно осуществлять на каждом занятии непосредственно. В соответствии с целью данного метода наиболее подходящим временем для его осуществления стоит считать начало урока. Сразу после приветствия можно выполнить четыре упражнения из комплекса. По времени это занимает около 4-5 минут Далее можно приступать к запланированной аудиторной деятельности. Следует отметить, что сам факт присутствия

Библиографический список

«упражнений» на занятиях в вузе изначально привлекает внимание у студентов, то есть производит благоприятный психологический эффект

Базовый компонент гимнастики мозга - ряд несложных и доступных упражнений, выполнение которых не составит труда и не займет много времени на занятии в вузе, однако станет психофизиологическим стимулом и активацией обучения. В виду непосредственной связи между упражнениями и мозговой активностью данный метод образовательной кинезиологии становится не столько эффективным дополнением к обучению иностранному языку, сколько необходимым элементом. Повышение уровня концентрации внимания и работоспособности в целом, в свою очередь, повышает и мотивацию студентов. Расширение собственных возможностей, безусловно, несет позитивный результат и вносит непривычный и полезный компонент в образовательную деятельность.

1. Исмаилова РР Гимнастики мозга. Available at: https://school-science.ru/7/8/40477

2. Пальскова Н.Д. Теория обучения иностранному языку. Москва: Академия, 2008.

3. Лурия А.Р Основы нейропсихологии: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2013.

4. Дефектология. Проф. Available at: www.defectologiya.pro/

5. Образовательная кинезиология. Available at: https://braingymrussia.ru/

6. Деннисон П.Е., Деннисон П.Е. Гимнастика мозга: книга для учителей и родителей. Санкт-Петербург: ИП Весь, 2023.

7. Каменская Л.С. Профессиональная направленность обучения иностранному языку в неязыковом вузе как методическая проблема. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013; № 12 (672).

8. Мирзоян И.П., Магарина Т.В. Актуальные проблемы обучения английскому языку в вузе. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018.

References

1. Ismailova R.R. Gimnastikimozga. Available at: https://school-science.ru/7/8/40477

2. Gal'skova N.D. Teoriya obucheniya inostrannomu yazyku. Moskva: Akademiya, 2008.

3. Luriya A.R. Osnovy nejropsihologii: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013.

4. Defektologiya. Prof. Available at: www.defectologiya.prohttp://www.defectologiya.pro/

5. Obrazovatel'naya kineziologiya. Available at: https://braingymrussia.ru/what_is_kinesiology/

6. Dennison P.E., Dennison G.E. Gimnastika mozga: kniga dlya uchitelej i roditelej. Sankt-Peterburg: IG Ves', 2023.

7. Kamenskaya L.S. Professional'naya napravlennost' obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze kak metodicheskaya problema. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2013; № 12 (672).

8. Mirzoyan I.G., Magarina T.V. Aktual'nye problemy obucheniya anglijskomu yazyku v vuze. Mezhdunarodnyjzhurnalgumanitarnyh iestestvennyh nauk. 2018.

Статья поступила в редакцию 19.03.24

УДК 37.01

Zhao Xiaolin, PhD (History of Arts), Henan Conservatoire of Zhengzhou University (Zhengzhou, Henan Province, China), E-mail: zhaoxiaolin@zzu.edu.cn

DIALOGUE STRATEGIES IN TRANSFORMATIONS OF CHINESE MUSIC EDUCATION AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES. The content of the article presents an examination of historical parallels in the precedent of institutional innovations in Chinese music education at the turn of the XIX-XX and XX-XXI centuries, where a special role belongs to the dialogic interaction of the conflicting components of the dichotomies "traditional/modern" and "national/foreign". The original reincarnation of the ideas of the "theory of revolutionary education" predetermined the strengthening of the "traditional" and "national" in the social sphere of the People's Republic of China and the active transformation of its music education system. It is the functionality of dialogue as a strategy for institutional innovations in music education that determines the effectiveness of such transformations in conditions of modern reality, the rapidity of social changes of which is largely due to the development of information and digital technologies.

Key words: China, transformation, music education, dialogue, traditional culture, institutional innovation

Чжао Сяолинь, канд. искусствоведения, Хэнаньская консерватория университета Чжэнчжоу, г. Чжэнчжоу, E-mail: zhaoxiaolin@zzu.edu.cn

СТРАТЕГИИ ДИАЛОГА В ТРАНСФОРМАЦИЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ

В содержании статьи представлено осмысление исторических параллелей в прецеденте институциональных инноваций музыкального образования Китая на рубеже XIX-XX и XX-XXI веков, где особая роль принадлежит диалогическому взаимодействию находящихся в противоречии составляющих компонентов дихотомий «традиционное/современное» и «национальное/инонациональное». Самобытная реинкарнация идей «теории революционного образования» предопределила усиление «традиционного» и «национального» в социальной сфере Китайской Народной Республики и активную трансформацию ее системы музыкального образования. Именно функциональность диалога как стратегии институциональных инноваций в музыкальном образовании определяет эффективность таковых трансформаций в условиях современной реальности, стремительность социальных изменений которой во многом обусловлена развитием информационных и цифровых технологий.

Ключевые слова: Китай, трансформация, музыкальное образование, диалог, традиционная культура, институциональные инновации

Стратегии развития китайского образования являются одной из самых животрепещущих тем, активно обсуждаемых в академических кругах Поднебесной на протяжении последних четырех десятилетий. Свидетельством тому являются многочисленные публикации исследователей, материалы обсуждений которых становятся базовым фундаментом для целенаправленных действий по реформирования образовательной системы Китая на государственном уровне, получая преломление в программных документах: «План национального среднесрочного и долгосрочного реформирования и развития образования (2010-2020 гг.)» ( (2010-2020$)» ), «План реализации

ускоренной модернизации образования (2018-2022 гг.)» ( Ш'ЙИЙШШ^ {££Ш,ЯШ(2018-2022$)» ); «Модернизация образования в Китае до 2035 года» ( ). Показательно, что обозначенная проблематика

в настоящее время привлекает внимание научно-педагогической мысли России, порождая масштабные совместные образовательные проекты, среди которых «Россия - Китай: тенденции развития образования в XXI веке. Сравнительный анализ» [1].

Если рассматривать конкретно положение системы музыкального образования в Китае, то она прошла долгий исторический путь развития. И этот процесс сопровождался разного рода социальными изменениями, повлекшими определенные трансформации. Проблематика содержания последних предопределена антагонизмами, возникающими в дихотомиях «традиционное/современное» и «национальное/инонациональное». Именно обозначенные противоречия обусловливают актуальность содержания настоящей статьи в понимании наблюдаемых на рубеже ХХ-ХХ1 веков метаморфоз системы музыкального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.