Научная статья на тему 'Влияние методики ритмирования на эффективность соревновательной деятельности пловцов младшего школьного возраста'

Влияние методики ритмирования на эффективность соревновательной деятельности пловцов младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
КИНЕЗИОЛОГИЯ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЛАВАНИЕ / РИТМИРОВАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов С.Н.

Статья посвящена вопросам подготовки к соревновательной деятельности пловцов младшего школьного возраста. Проведенное исследование показало значительное повышение эффективности соревновательной деятельности пловцов младшего школьного возраста при использовании перед стартом комплекса ритмирования образовательной кинезиологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF RAMIRANA ON THE EFFICIENCY OF COMPETITIVE ACTIVITY OF SWIMMERS OF PRIMARY SCHOOL AGE

The article is devoted to questions of preparation for competitive activity of swimmers of primary school age. The study showed a significant increase of efficiency of competitive activity of swimmers of primary school age in the application before the start of the complex ramirana educational kinesiology.

Текст научной работы на тему «Влияние методики ритмирования на эффективность соревновательной деятельности пловцов младшего школьного возраста»

ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ РИТМИРОВАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЛОВЦОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Морозов С.Н.

Профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма

(ГЦОЛИФК) г. Москва, Россия

IMPACT OF RAMIRANA ON THE EFFICIENCY OF COMPETITIVE ACTIVITY OF SWIMMERS OF PRIMARY

SCHOOL AGE

Morozov S.N.

Professor Russian State University of Physical Education, Spot, Youth and Tourism (Scolipe)

Moscow, Russia

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам подготовки к соревновательной деятельности пловцов младшего школьного возраста. Проведенное исследование показало значительное повышение эффективности соревновательной деятельности пловцов младшего школьного возраста при использовании перед стартом комплекса ритмирования образовательной кинезиологии.

ABSTRACT

The article is devoted to questions of preparation for competitive activity of swimmers of primary school age. The study showed a significant increase of efficiency of competitive activity of swimmers of primary school age in the application before the start of the complex ramirana educational kinesiology.

Ключевые слова: кинезиология, соревновательная деятельность, плавание, ритмирование, младший школьный возраст.

Keywords: kinesiology competitive activities, swimming, ramirana, younger school age.

В подготовке спортсмена соревновательная деятельность отличается большой эмоциональностью, влияющей на выраженность предстартового состояния. Выделяют следующие виды эмоциональных состояний спортсменов: боевую готовность, предстартовую лихорадку и предстартовую апатию. Так как предстартовая лихорадка сопровождается сильным эмоциональным возбуждением, а предстартовая апатия - торможением, поэтому основным состоянием, к которому стремится спортсмен, является боевая готовность.

Боевая готовность - это состояние оптимальной степени эмоционального возбуждения благоприятное для выполнения соревновательной деятельности [6]. Определение эмоционального состояния спортсмена перед соревновательным стартом в количественных показателях довольно сложно. В нашем исследовании оптимальное состояние спортсмена определялось опосредованно, как разница результата в индивидуальном старте и результата в условиях соревнований. Более высокий результат спортсмена на соревнованиях по сравнению с индивидуальном стартом говорит о более высоком уровне боевой готовности.

Для достижения оптимального эмоционального состояния спортсмены в основном используют аутогенную тренировку, психорегулирую-щую тренировку, психомышечную тренировку, которые трудны для освоения пловцами младшего школьного возраста. Поэтому в исследовании для

достижения оптимального эмоционального состояния было решено использовать физические упражнения, применяемые в образовательной кинезиоло-гии.

Большую популярность в образовательной ки-незиологии получил метод ритмирования, представляющей собой систему специфических физических упражнений [3, 4, 5]. Эти упражнения повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс обучения. [3, 4, 5]. Перед упражнениями или процессом обучения выполняется обязательный комплекс - «Ритмирование», состоящий из питья воды и нескольких специальных упражнений: «кнопки мозга», «перекрестные шаги», «крюки» [1, 4, 6].

Питье воды. Все электрические и химические процессы мозга и центральной нервной системы зависят от проводимости электрических связей между мозгом и сенсорными органами. Процедура приводит к улучшению концентрации внимания, снижению стресса и повышению активности.

Упражнение «кнопки мозга». В данном упражнении при активизации определенных точек тела обеспечивается приток крови, обогащенной кислородом к головному мозгу. Упражнение способствует достижению баланса между левой и правой половиной тела и включению в общую работу по восприятию и усвоению информации. За счет этого

8С!Е1ЧСЕ8 ОБ ЕиЯОРЕ # 14 (14), 2017 | РЕЭАОООК'АЬ 8С1ЕЫСЕ8

происходит повышение качества обучения, улучшается одновременная работа глаз, снижается визуальное напряжение, повышается уровень энергии.

Упражнение «перекрестные шаги». Это упражнение активизирует мозг для пересечения аудиальной, визуальной, кинестетической и тактильной средней линии тела, что активизирует речевые и языковые центры мозга, «включает» в работу левое и правое полушария, способствуя успешному интегрированному обучению. Данное упражнение интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни и спорте и ориентации в пространстве.

Упражнение «крюки Деннисона». Упражнение способствует концентрации внимания и освобождению тела от избыточного напряжения. Усиливает межполушарную интеграцию и улучшает координацию тонкой моторики и формально причинно-следственное мышление. Используется для ослабления эмоционального стресса. Прикосновение языка к твердому небу стимулирует лимбическую систему для обеспечения связи эмоциональных процессов с более точными причинно-обуславливающимися процессами, протекающими в лобных долях мозга. Данное упражнение обеспечивает улучшение координации, делает дыхание более спокойным и глубоким, улучшает социальную адаптацию, повышает возможность выбора реакций и действий за счет рациональной обработки эмоциональных проблем.

Комплекс ритмирования позволяет обрести обучаемым позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание. Значительные успехи в процессе обучения при выполнении упражнений наблюдаются даже у людей с диагнозами «учебной неспособности», «гиперактивного расстройства с нарушением внимания», «отставания эмоционального развития» [6]. Применение ритмирования в обучении плаванию способствует повышению плавательной подготовленности детей дошкольного возраста и делает тренировочный процесс максимально интересным и продуктивным [3].

Исследований, посвященных внедрению метода ритмирования в процесс психологической подготовки к соревновательной деятельности пловцов младшего школьного возраста, не проводилось. Поэтому целью настоящего исследования явилось определение влияния метода ритмирования образовательной кинезиологии на соревновательную деятельность пловцов младшего школьного возраста.

В процессе исследования были использованы следующие методы: хронометрирование при про-плывании дистанции 25м кролем на груди с максимальной скоростью, сравнительный педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Педагогический эксперимент. Для оценки влияния метода ритмирования были обследованы 17 детей в возрасте 8 - 9 лет. Исследование проводилось на базе ДЮСШ №76 г. Москвы.

15

На первом этапе педагогического эксперимента, на тренировочном занятии у всех пловцов фиксировались результаты на дистанции 25м в индивидуальных стартах. Затем после отдыха пловцы стартовали в условиях соревнований по 3 - 4 человека в заплыве с традиционной для каждого пловца подготовкой к старту. Под традиционной подготовкой понималась обычная подготовка («как всегда») к которой привык пловец. Оценкой эффективности традиционной подготовки к старту являлась разница между индивидуальным результатом на дистанции 25м и результатом в условиях соревнований, рассчитываемая для каждого пловца.

На втором этапе педагогического эксперимента в тренировочном занятии у всех пловцов фиксировались результаты на дистанции 25м в индивидуальных стартах. Затем после отдыха пловцы стартовали в условиях соревнований по 3 - 4 человека в заплыве. Перед стартом в условиях соревнований выполнялся комплекс ритмирования, состоящий из питья воды и нескольких специальных упражнений в положении стоя [1, 6]:

Питье воды - кто сколько хочет.

Упражнение «кнопки мозга». Исходное положение: основная стойка (встать удобно, стопы ног параллельно друг другу, колени расслаблены). Положить ладонь правой руки на пупок, а ладонь левой руки - под ключицами. Слева и справа от грудины под ключицами между первым и вторым ребром находятся «копки мозга», которые массируются с одной стороны большим, а с другой стороны средним и указательным пальцами. Ладонь правой руки на пупке остается неподвижной. После массажа пальцами левой руки необходимое нам время. Руки меняются местами и упражнение повторяется.

Упражнение «перекрестные шаги». Исходное положение: основная стойка. Локтем левой руки касаемся колена правой ноги и возвращаемся в исходное положение. Затем локтем правой руки касаемся колена левой ноги и возвращаемся в исходное положение. Продолжительность выполнения упражнения 4 - 8 парных движений.

Упражнение «крюки Деннисона». Исходное положение: основная стойка (скрестить стопы ног с хорошей опорой о пол). Вытянуть и скрестить руки вперед на уровне груди, ладони вместе - пальцы образуют с ладонями замок. Опускаем замок из ладоней вниз, выворачивая его вовнутрь, и прижимаем к груди. Голову держим прямо, но при этом глаза смотрят вверх. Язык прижимаем к небу за верхними зубами. Дыхание свободное и тело расслаблено. Продолжительность упражнения - стоим необходимое нам время.

Продолжение упражнения. Исходное положение: основная стойка (стопы ноги параллельно друг другу на ширине стопы). Отвести большие пальцы рук и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Образуемое кольцо должно находится чуть ниже пупка. Голову держим прямо, глаза смотрят вниз. Язык по-прежнему прижимаем к небу за верхними зубами. Продолжительность упражнения -стоим необходимое нам время.

Оценкой эффективности подготовки к старту с использованием комплекс «ритмирования» являлась разница между индивидуальным результатом на дистанции 25м и результатом в условиях соревнований, рассчитываемая для каждого пловца.

В табл. 1 приведены средние значения и стандартные отклонения разницы спортивных результатов пловцов на дистанции 25м в индивидуальных и соревновательных стартах на первом и втором этапе педагогического эксперимента.

Таблица 1

Сравнение использования обычной традиционной подготовки и метода ритмирования для эффек-

Этапы педагогического эксперимента Средние значения и стандартные отклонения разницы результатов индивидуальных стартов и стартов в условиях соревнований на дистанции 25м (х±5)

1.Традиционная подготовка к старту 0,19±0,13

2.Подготовка к старту методом ритмирования 0,34±0,16

З.Разница (АХ) - 0,15 (р<0.5)

Как видно из приведенных в табл. 1 данных на первом этапе при использовании обычной традиционной подготовке к соревновательным стартам среднее значение разницы результатов по сравнению с индивидуальными стартами составило - 0,19 сек. В условиях соревнований при использовании обычной традиционной подготовки пловцы мальчики плыли быстрее, чем в индивидуальных стартах.

На втором этапе при использовали ритмирова-ния в подготовке к соревновательным стартом среднее значение разницы индивидуальных и соревновательных результатов составило - 0,34 сек. В условиях соревнований при использовании ритми-рования пловцы мальчики плыли почти в два раза лучше, чем при обычной традиционной подготовке к соревновательным стартам.

Разница средних значений между первым и вторым этапом эксперимента составила - 0,15 сек. при уровне значимости р<0,05. Пловцы мальчики 8 - 9 лет при использовании ритмирования при подготовке к стартам в условиях соревнований показали результаты на 0,15сек. лучше, чем при традиционной подготовке к ним.

Таким образом на основании полученных данных, можно сделать вывод о том, что применение перед стартом комплекса ритмирования у детей

младшего школьного возраста значительно повышает эффективность соревновательной деятельности.

Литература

1. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М.: «Восхождение», 1997. - 52 с.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2017. - 352 с.

3. Морозов С.Н. Влияние методики «ритмирования» на эффективность обучения плаванию детей дошкольного возраста // VII Международная мультидисциплинарная конференция «Актуальные проблемы науки ХХ1 века" (педагогические науки) 29 февраля 2016 года

4. Смирнова С.С., Цыпленкова О.А. Снятие учебного и рабочего стресса. Сборник упражнений образовательной кинесиологии. - М., Центр развития межличностных коммуникаций. 2011. - 32с.

5. Ханнафорд. К. Мудрое движение. Пер. с англ. А.В. Самаровой, С.К. Масгутовой. М.: «Восхождение», 1998. - 239 с.

6. Шанина Г.Е. Современные методы коррекции нарушений межполушарного взаимодействия и функция обучения // Спортивный психолог. - М., 2004. - № 3. - С. 54-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.