УДК [371.13:37.014](470.344)"18/19" DOI 10.37972/chgpu.2022.117.4.017
Т. Н. Михайлова, В. Н. Иванов, И. В. Кожанов
ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема разработки и реализации национальных концепций педагогического образования в Чувашском крае в период 1864-1930 гг. с целью раскрыть их влияние на систему подготовки кадров для образовательных учреждений на начальном этапе становления системы профессионально-педагогического образования в регионе. Актуальность проблемы неразрывно связана с возможностью обращения к опыту реализации национальных образовательных концепций, позволивших вполне успешно решать ключевые задачи в вопросах подготовки и переподготовки педагогических кадров для разных ступеней образования в многонациональном обществе и способствовавших созданию благоприятной обстановки для развития образовательного пространства в целом. Работа основана на принципах историзма, системности и объективности с применением преимущественно общенаучных методов исследования. Авторы акцентируют внимание на необходимости комплексного изучения особенностей развития профессионального педагогического образования в Чувашии с учетом региональной специфики. Приведены взгляды видных деятелей просвещения чувашского народа, чьи идеи послужили основой устройства системы образования в Чувашии. Результатом исследования стало понимание того, что введение национальных компонентов в обучении позволило подготавливать учителей, знающих родной язык учащихся, умеющих правильно организовать учебный процесс. Также представлены выводы о деятельности Чувашского педагогического института, способствовавшего увеличению численности научно-педагогических кадров в регионе и повышению квалификации учителей школ республики.
Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, концепция педагогического образования, реформа народного образования, профессиональная педагогика, образование нерусских народов, система образования
T. N. Mikhailova, V. N. Ivanov, I. V. Kozhanov
THE PROBLEM OF DEVELOPING AND IMPLEMENTING NATIONAL CONCEPTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN CHUVASHIA IN THE SECOND HALF OF THE 19th - EARLY 20th CENTURIES
I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia
Abstract. The article is devoted to the problem of development and implementation of national concepts in pedagogical education in Chuvashia in 1864-1930 to reveal their influence on the system of staff training for educational institutions at the initial stage of formation of professional-pedagogical education in the region. The relevance of the problem is inseparably connected with the possibility of using the experience of implementation of national educational concepts which allowed solving quite successfully the key problems in issues of training and retraining of pedagogical staff for different levels of education in multinational society and promoted the creation of favorable conditions for the development of educational space in general. The work is based on the principles of historicism, consistency and objectivity using mainly general scientific research methods. The authors emphasize the need for a comprehensive
study of the development of professional pedagogical education in Chuvashia, taking into account regional specificity. The paper represents views of prominent educators of the Chuvash people, whose ideas served as a basis for the educational system in Chuvashia. The result of the study is the understanding that the introduction of the national components in education allowed the training of teachers who know the native language of the students and are able to organize the educational process correctly. The paper also presents the conclusions about the Chuvash Pedagogical Institute, which has contributed to the increase of the number of scientific-pedagogical staff in the region and the professional development of teachers in the schools of the republic.
Keywords: training of pedagogical personnel, concept of pedagogical education, reform of public education, professional pedagogy, education of non-Russian peoples, system of education
Введение. Происходящие сегодня в социально-экономическом развитии общества процессы диктуют определенные правила во всех сферах жизнедеятельности человека, заставляя совершенствовать практически все отрасли экономики, политики, социокультурной сферы. Не остается без внимания и содержание современного педагогического образования, которое столкнулось с рядом ключевых проблем: это и вопрос «старения» педагогических кадров в параллели с большим количеством вакансий по педагогическим должностям в образовательных учреждениях различного уровня, и неудовлетворенность общества соответствием уровня подготовки выпускника - молодого педагога - актуальным запросам общества и государства в области образования [1] в совокупности с быстрым развитием цифровых технологий и отсутствием эффективных механизмов мотивации школьников на выбор педагогических специальностей. Для успешного решения названных проблем необходим комплекс мероприятий, который не только позволил бы усовершенствовать систему подготовки педагогических кадров, но и определил бы конкретные меры поддержки педагогов на протяжении всей их профессиональной деятельности, начиная с предпрофильной подготовки школьников. Одним из важнейших шагов в этом направлении стала «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р, в которой определены конкретные цели, задачи, принципы, основные мероприятия, а также механизмы реализации российской государственной политики в области подготовки кадров для всех ступеней системы образования [1].
Цель исследования - изучить проблемы разработки и реализации национальных концепций педагогического образования в Чувашском крае во второй половине XIX -начале XX в.
Актуальность исследуемой проблемы. Потребность в обеспечении опережающих темпов развития и изменения системы подготовки педагогических кадров наблюдалась практически на всем протяжении истории становления и развития профессионально-педагогического образования России. Эта проблема была актуальна и в национальных республиках [4, c. 5]. Лишь глубокие изменения, произошедшие в социально-экономической жизни российского общества во второй половине XIX в., способствовали созданию некоторых условий для развития образовательного пространства в стране. Поэтому вторую половину XIX в., а в частности 1864 год, вполне законно можно назвать отправной точкой для развития национальных систем образования. Реформа народного образования, проведенная в этот период, послужила неким катализатором процесса складывания профессионально-педагогического образования, дала возможность для развития учебных заведений, где преподавание велось на национальных языках. Ведь в целом это способствовало массовости распространения образования, повышению всеобщей грамотности населения, дальнейшему распространению базовых тенденций в подготовке педагогических кадров и достижению новых показателей в развитии профессиональной педагогики
народов России. Как заметила Е. И. Артамонова, « . . . сегодня и в перспективе нации активно конкурируют не только товарами и услугами, но и системами общественных ценностей и системой образования» [2, а 235]. Мы считаем, что эти слова применимы и к периоду начала становления профессионально-педагогического образования в стране.
Материал и методы исследования. Исследование выбранной проблемы строится на принципах историзма, системности и объективности. В процессе работы использованы общеисторические (проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историко-системный) и общенаучные (анализ, сравнение, обобщение) методы, позволившие выявить характерные черты развития системы подготовки педагогических кадров в названный период.
Результаты исследования и их обсуждение. Определение сущности понятия «концепция» позволит максимально точно отобразить содержание системы педагогического образования: это определенный способ понимания трактовки какого-либо процесса, основная точка зрения, руководящая идея для систематического освещения [11]. Таким образом, «концепция» педагогического образования - это предназначенный путь развития системы педагогического образования, имеющий своей конечной целью достижение определенных результатов, например, повышение уровня грамотности, образованности населения, увеличение количества образовательных учреждений различного уровня, качества преподавания в них и т. д.
Период с 1864 г. характеризуется реформированием всей системы просвещения в общероссийском масштабе, одновременно происходит и становление системы начального образования в Чувашском крае, возникают первые учебные заведения, отмечаются заметные качественные и количественные изменения не только в преподавательском, но и в ученическом составе действовавших школ. Последняя четверть XIX в. ознаменовалась введением оригинальной системы образования нерусских народов Н. И. Ильминского, благодаря внедрению которой наблюдалось значительное увеличение количества школ и, соответственно, учащихся, а также были получены заметные результаты в обучении чувашских детей [7, ^ 6]. Его взгляды на образование были одобрены Министерством народного просвещения и в 1870 г. нашли отражение в «Правилах о мерах к образованию населяющих Россию инородцев», согласно которым нерусские народы делились на две группы «инородцев»: мусульман, сохранивших национальную систему образования, и христиан, обучение которых происходило по системе Ильминского [19]. Нужно отметить, что обучение часто носило прикладной характер, акцент делался на предоставление знаний практической направленности, которые ученики свободно могли бы применять в повседневной деятельности. Эта же тенденция прослеживалась и у других видных деятелей просвещения чувашского народа: Н. В. Никольского, И. Я. Яковлева, Н. М. Охотникова, Н. И. Золотницкого, В. К. Магницкого, В. А. Ислентьева и др. Например, Н. В. Никольский в «Кратком конспекте по этнографии чуваш» отмечает: « у чуваш слабы познания в области гигиены, медицины и ветеринарии. Необходим ряд изданий на чувашском языке по этим наукам . . . Школа должна усиленно поработать над выработкой правильных представлений у чуваш о здоровье и болезнях у людей и скота . . . » [14, с. 159]. И. Н. Ульянов считал, что школа должна способствовать приобретению учащимися не только теоретических, но и, в первую очередь, практических навыков, которые пригодятся им в жизни [16, с. 13]. Н. М. Охотников беседовал с крестьянами, разъяснял практическую пользу грамоты, читал им книги на чувашском языке, тем самым ему удалось постепенно преодолеть отчужденность крестьян от школы [12, ^ 15]. Н.И. Золотницкий считал, что образование имеет весьма высокую цену в жизни каждого человека. В своем докладе Совету Братства св. Гурия он отмечает: « . . . известно, что умение читать, писать и считать в глазах не только инородцев и русских простолюдинов, но нередко и образованных людей
само по себе имеет высокую цену в школьном деле; но всякий добросовестный педагог в деле правильного воспитания и образования должен придавать этим предметам столько цены, сколько получается от них пользы для умственного и нравственного развития воспитанника . . . » [6, а 12]. Немалая заслуга Золотницкого в подготовке учителей для земских школ, в том числе и с использованием разработанных им авторских методик преподавания и обучения детей на родном для них языке, способствовавших повышению результативности обучения. Результатом его активной просветительской деятельности стало создание корневого чувашско-русского словаря, букваря для чувашских школ, календаря на чувашском языке.
Особенности развития профессионально-педагогического образования в Чувашии в XIX - начале XX века необходимо изучать комплексно, с учетом региональной специфики: определить направленность образовательной политики государства, выявить основные сложности и противоречия в процессе распространения педагогического образования в регионе, содержание и условия образования, рассмотреть преподавательский состав, методику преподавания и контингент учащихся. Как отмечают исследователи, на территории Чувашского края высшие учебные заведения стали открываться только после Октябрьской революции. Например, Ю. К. Марков пишет, что « . . . в 20-е гг. подготовка кадров высшей квалификации осуществлялась путем целевого направления до 100 человек из числа чувашской молодежи в вузы Москвы, Ленинграда, Казани и некоторых других городов Начало становлению и развитию высшего образования на территории Чувашской АССР положил Чувашский педагогический институт, открытый в Чебоксарах 1 октября 1930 г.» [13, а 44].
Дореволюционный период в городах Чувашии отмечен открытием нескольких специализированных и общеобразовательных учебных заведений: Казанской «инородческой» учительской семинарии, Ишаковской центральной школы, Бирской «инородческой» учительской школы, Шихазанской, Хорноварской и нескольких других второклассных школ, где готовили педагогов, воспитателей, учителей школ грамоты. Помимо перечисленного, были созданы и вполне успешно работали учительские школы и семинарии. Среди них особо можно выделить основанную И. Я. Яковлевым в 1868 г. Центральную чувашскую школу в Симбирске, в которой с 1876 года стали готовить учителей для начальных школ, а в 1890 г. ее преобразовали в Симбирскую чувашскую учительскую школу [15]. Следует отметить, что именно в этом учебном заведении были заложены научно-методические основы подготовки педагогических кадров для двуязычных (в первую очередь чувашско-русских) школ [3, ^ 8]. Симбирская школа за годы своей работы подготовила около тысячи учителей из представителей не только русской, но и чувашской национальности, а также других народов, проживающих в Поволжье. И. Я. Яковлевым создана модель учебного заведения, которую вполне успешно можно было бы применить в качестве основы организации современного национального гимназического образования и концепции современной элитарной школы [18], [19]. В 1918 г. на базе Симбирской чувашской учительской школы была открыта двухкомплектная учительская семинария (мужская и женская), позднее преобразованная в педагогические курсы, и затем (в 1920 г.) -Симбирский чувашский институт народного образования, ставший первым высшим учебным заведением в Чувашском крае [17, а 7]. Это способствовало росту национального самосознания народа, его языковой и культурной общности, ведь, как отмечает Е. И. Артамонова, образование выступает « как важнейший социальный институт, содействующий развитию людских ресурсов, демократии и равенству» [2, а 236].
Открытие 1 октября 1930 года в г. Чебоксары педагогического института стало огромным событием в культурной жизни Чувашии: деятельность института способствовала увеличению численности научно-педагогических кадров в регионе, расширению
культурно-просветительской, в том числе и политической, деятельности, а также содействовала повышению квалификации учителей школ республики [17, ^ 10-11], стали активно развиваться наука и национальная культура. Характерной чертой периода 19201930-х годов оставалась ориентация обучения на практику: отмечалось, что студент должен быть знаком с трудовой деятельностью не только теоретически, на словах, но и практически, тем самым увеличивая интерес и мотивацию к обучению: практика благоприятно сказывается на усвоении предмета, понимании сложных моментов и в конечном итоге способствует умению передавать другим свои знания, доступно разъяснять учебный материал, доказывать верность своих утверждений перед учащимися, помогать правильно применять в повседневной жизни получаемые знания.
Хотя 30-е годы XX века были всего лишь начальным периодом становления системы высшего педагогического образования в Чувашии, за этот промежуток времени было многое достигнуто: значительно повышен уровень грамотности чувашского народа, увеличилась численность школ и соответственно учителей, т. е. подготовлены новые научно-педагогические кадры, способные преподавать и вести научные исследования и разработки на родном языке, что в конечном итоге способствовало сохранению традиций и культурного наследия Чувашского края. Повышение уровня грамотности населения, в свою очередь, содействовало социально-экономическому развитию региона и государства в целом [10, а 791]. К сожалению, некоторые преобразования этого периода не только в Чувашии, но и в целом по стране носили довольно спорный и противоречивый характер. К примеру, решение открывать педагогические курсы, чтобы в кратчайшие сроки устранить проблему дефицита учителей и преподавателей, - вроде бы решался кадровый вопрос, но при этом страдало качество образования, ведь курсы чаще всего были краткосрочными и включали уменьшенный объем учебного материала, что, в свою очередь, могло ставить под сомнение уровень квалификации учителей [5, а 13]. Поэтому осуществление подготовки педагогических кадров - высококвалифицированных специалистов, повышение профессиональной квалификации учителей стали важнейшими задачами Чувашского педагогического института. Следует отметить также, что реализация именно национальных проектов способствует заметному социально-экономическому росту, формированию единого образовательного и научного пространства на всей территории многонационального и многоконфессионального государства [8, ^ 117].
Выводы. Таким образом, создание и развитие системы педагогического образования в Чувашском крае неразрывно связано с именами Н. И. Золотницкого, Н. М. Охотни-кова, Н. И. Ашмарина и других. Значительный вклад в это дело внесли И. Н. Ульянов, Н. И. Ильминский [9] и И. Я. Яковлев [18]: разработанные ими основы обучения оказали огромное влияние не только на взгляды прогрессивных деятелей науки и культуры, но и на дальнейшее развитие системы педагогического образования в Чувашии в целом. Проблема разработки и еще в большей степени реализации национальных концепций педагогического образования в регионе действительно была значима, ведь введение национальных компонентов в обучении невозможно без подготовки учителей, знающих родной язык учащихся, умеющих правильно организовать учебный процесс. Учитель должен иметь возможность непрерывно развиваться, совершенствовать свое профессиональное мастерство, учиться новому, ведь, как гласит известная русская пословица, быть учителем, перестав быть учеником, невозможно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 04 июля 2022 г., № 27, ст. 4873.
2. Артамонова Е. И. Мировые тенденции в подготовке педагогических кадров // Психологические практики в российском образовании: инновационный ракурс : материалы Международной юбилейной интернет-конференции / нод ред. С. В. Недбаевой. - Армавир, 2018. - С. 235-245.
3. Балянова С. В. Становление и развитие высшего педагогического образования в Чувашии (19171941 гг.) : автореф. дис. . . . канд. нед. наук : 13.00.01. - Чебоксары, 1998. - 16 с.
4. Григорьев Г. Н., Яковлев Г. А. Развитие высшего педагогического образования в Чувашии и его стратеги. - Чебоксары : Чуваш. гос. нед. ун-т, 2009. - 140 с.
5. Донгаузер Е. В., Абатурова А. В. Развитие высшего педагогического образования на Урале в 2030-е годы XX века // Высшее образование в России: история и современность : сборник научных трудов. -Екатеринбург, 2017. - С. 12-16.
6. Золотницкий Н. И. Доклад Совету Братства св. Гурия братчика Н. Золотницкого: об обследовании Большеяльчикской чувашской школы Тетюшского уезда. - Казань : Губернская типография, 1868. - 12 с. -URL : http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/koch_0_0000089.pdf
7. Иванова И. П. Становление и развитие системы начального образования в Чувашском крае в XIX -начале XX в. : автореф . . . дис. кан. ист. наук : 13.00.01. - Чебоксары, 2006. - 24 с.
8. Иванова С. В., Иванов О. Б. Национальные проекты - основной фактор формирования и развития единого образовательного пространства // ЭТАП : экономическая теория, анализ, практика. - 2019. - № 4. -С. 107-121.
9. Ильминский Н. И. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае. -СПб. : Синод.тип., 1886. - 26 с.
10. Клячко Т. А., Семионова Е. А. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России // Экономика региона. - 2018. - Т. 14, вып. 3. - С. 791-805.
11. Концепция [Электронный ресурс]. - URL : https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2537.
12. Краснов Н. Г., Максимова М. В. Никифор Михайлович Охотников: просветитель, педагог : учебное пособие. - Чебоксары : Чуваш. гос. нед. ун-т, 2005. - 188 с.
13. Марков Ю. К. Высшее образование в Чувашии: историко-статистические аспекты // Вестник Российского университета кооперации. - 2012. - № 3(9). - С. 44-47.
14. Никольский Н. В. Краткий конспект но этнографии чуваш. - Казань, 1908. - 197 с.
15. Просвещение у чувашей [Электронный ресурс]. - URL : http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?id=1540318&gov_id=49.
16. Сергеев Т. С. Илья Николаевич Ульянов и просвещение народов Поволжья. - Чебоксары : Б. и., 1972. - 29 с.
17. Чувашский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени И. Я. Яковлева : справочник для поступающих. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1981. - 112 с.
18. Яковлев И. Я. Моя жизнь: воспоминания. - М. : Республика, 1997. - 694 с.
19. Ялалов Ф. Г. Роль «инородческих» школ в становлении национального гимназического образования народов Среднего Поволжья [Электронный ресурс]. - URL : https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2284.
Статья поступила в редакцию 14.09.2022
REFERENCES
1. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24.06.2022 № 1688-r «Ob utverzhdenii Koncepcii podgotovki pedagogicheskih kadrov dlya sistemy obrazovaniya do 2030 goda» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 04 iyulya 2022 g., № 27, st. 4873.
2. Artamonova E. I. Mirovye tendencii v podgotovke pedagogicheskih kadrov // Psihologicheskie praktiki v rossijskom obrazovanii: innovacionnyj rakurs : materialy Mezhdunarodnoj yubilejnoj internet-konferencii / pod red. S. V. Nedbaevoj. - Armavir, 2018. - S. 235-245.
3. Balyanova S. V. Stanovlenie i razvitie vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Chuvashii (19171941 gg.) : avtoref. dis. . . . kand. ped. nauk : 13.00.01. - Cheboksary, 1998. - 16 s.
4. Grigor'ev G. N., Yakovlev G. A. Razvitie vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Chuvashii i ego strategi. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2009. - 140 s.
5. Dongauzer E. V., Abaturova A. V. Razvitie vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya na Urale v 20-30-e gody XX veka // Vysshee obrazovanie v Rossii: istoriya i sovremennost' : sbornik nauchnyh trudov. - Ekaterinburg, 2017. - S. 12-16.
6. Zolotnickij N. I. Doklad Sovetu Bratstva sv. Guriya bratchika N. Zolotnickogo: ob obsledovanii Bol'sheyal'chikskoj chuvashskoj shkoly Tetyushskogo uezda. - Kazan' : Gubernskaya tipografiya, 1868. - 12 s. -URL : http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/koch_0_0000089.pdf
7. Ivanova I. P. Stanovlenie i razvitie sistemy nachal'nogo obrazovaniya v Chuvashskom krae v XIX - nachale XX v. : avtoref. . . dis. kan. ist. nauk : 13.00.01. - Cheboksary, 2006. - 24 s.
8. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Nacional'nye proekty - osnovnoj faktor formirovaniya i razvitiya edinogo obrazovatel'nogo prostranstva // ETAP : ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. - 2019. - № 4. - S. 107-121.
9. Il'minskij N. I. Sistema narodnogo i v chastnosti inorodcheskogo obrazovaniya v Kazanskom krae. - SPb. : Sinod.tip., 1886. - 26 s.
10. Klyachko T. A., Semionova E. A. Vklad obrazovaniya v social'no-ekonomicheskoe razvitie regionov Rossii // Ekonomika regiona. - 2018. - T. 14, vyp. 3. - S. 791-805.
11. Koncepciya [Elektronnyj resurs]. - URL : https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2537.
12. Krasnov N. G., Maksimova M. V. Nikifor Mihajlovich Ohotnikov: prosvetitel', pedagog : uchebnoe posobie. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2005. - 188 s.
13. Markov Yu. K. Vysshee obrazovanie v Chuvashii: istoriko-statisticheskie aspekty // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperacii. - 2012. - № 3(9). - S. 44-47.
14. Nikol'skij N. V. Kratkij konspekt po etnografii chuvash. - Kazan', 1908. - 197 s.
15. Prosveshchenie u chuvashej [Elektronnyj resurs]. - URL : http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?id=1540318&gov_id=49.
16. Sergeev T. S. Il'ya Nikolaevich Ul'yanov i prosveshchenie narodov Povolzh'ya. - Cheboksary : B. i., 1972. - 29 s.
17. Chuvashskij ordena Trudovogo Krasnogo Znameni gosudarstvennyj pedagogicheskij institut imeni I. Ya. Ya-kovleva : spravochnik dlya postupayushchih. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1981. - 112 s.
18. Yakovlev I. Ya. Moya zhizn': vospominaniya. - M. : Respublika, 1997. - 694 s.
19. Yalalov F. G. Rol' «inorodcheskih» shkol v stanovlenii nacional'nogo gimnazicheskogo obrazovaniya narodov Srednego Povolzh'ya [Elektronnyj resurs]. - URL : https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2284.
The article was contributed on September 14, 2022
Сведения об авторах
Михайлова Татьяна Николаевна - аспирант кафедры педагогики и гуманитарных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-2345-1966, [email protected]
Иванов Владимир Николаевич - доктор педагогических наук, профессор, ректор Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0001-9952-2391, [email protected]
Кожанов Игорь Владимирович - доктор педагогических наук, доцент, проректор по научной и инновационной работе Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-0088-8532, [email protected]
Author Information
Mikhailova, Tatyana Nikolaevna - Post-graduate Student, Department of Pedagogy and Humanitarian Disciplines, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0003-2345-1966, [email protected]
Ivanov, Vladimir Nikolaevich - Doctor of Pedagogics, Professor, Rector of I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0001-9952-2391, [email protected]
Kozhanov, Igor Vladimirovich - Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Vice-Rector for Research and Innovation, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0003-0088-8532, [email protected]