Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / подготовка кадров / система образования / Чувашская Республика / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева / ЧГПУ / pedagogical education / personnel training / education system / Chuvash Republic / Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минеева Елена Константиновна, Иванов Владимир Сергеевич, Дмитриева Ольга Олеговна

В статье изучен вопрос подготовки педагогических кадров для системы образования Чувашии в конце XX начале XXI века. Основной кузницей кадров в Чувашской Республике стали организации высшего и среднего профессионального образования. К 2010 годам на территории республики подготовку педагогов реализовывали четыре образовательные организации: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, Канашский педагогический колледж, Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского. Однако главным высшим учебным заведением по подготовке педагогических кадров в республике, безусловно, является Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева (ЧГПУ). Свою историю данное учебное заведение ведет начиная еще с 1930 г., когда на его базе было открыто три отделения: физико-техническое, общественно-литературное и подготовительное. Нехватка педагогов всегда присутствовала в отечественном образовании, особенно остро эта проблема проявилась в 1990-е годы. Для решения данного вопроса в ЧГПУ была выстроена работа по становлению школьных учителей-предметников по всем необходимым направлениям. Приведем некоторые данные, доказывающие востребованность вуза и образования, получаемого в нем. Так, например, в 1993 г. выпуск составил 806 чел.; в 2017 г. университет окончили 1068, в 2020 г. 1129 человек. Следовательно, и в нынешних условиях жизни абитуриенты идут учиться в педагогические учебные заведения. Во многом это связано с поднятием авторитета и статуса учителя в начале 2000-х гг., зачастую благодаря материальному стимулированию со стороны государства. За девять десятилетий своего существования вуз имел динамичное развитие, пройдя путь от педагогического института первенца высшего образования в республике до одного из крупных высших учебных заведений страны, имеющего глубокие истоки и богатые традиции. Именно поэтому к началу XXI в. ЧГПУ стал инновационным центром подготовки педагогических кадров не только для Чувашской Республики, но и для всего Приволжского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минеева Елена Константиновна, Иванов Владимир Сергеевич, Дмитриева Ольга Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF TEACHING STAFF FOR THE EDUCATION SYSTEM OF CHUVASHIA AT THE LATE XX – EARLY XXI CENTURY

The article studies the issue of training teachers for the education system of Chuvashia in the late XX -early XXI century. Organizations of higher and secondary vocational education have become the main source of personnel in the Chuvash Republic. By the 2010s, on the territory of the republic the training of teachers was carried out by 4 educational organizations: Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Kanash Pedagogical College, Cheboksary Professional College named after N.V. Nikolsky. However, the main higher educational institution for the training of pedagogical personnel in the republic is the Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev. The history of this educational institution dates back to 1930, when 3 departments were opened on its basis: physical and technical, social and literary and preparatory. A shortage of teachers has always been present in Russian education, and this problem became especially acute in the 1990s. To address this issue, the ChSPU has built work on the formation of school subject teachers in all the necessary areas. Here are some data proving the relevance of the university and the education received in it. For example, in 1993 there were 806 graduates; in 2017, 1,068 graduated from the university, in 2020 1129 people. Consequently, in the current conditions of life, applicants go to study at pedagogical educational institutions. This is largely due to the rise in the authority and status of the teacher in the early 2000s, often thanks to material incentives from the state. Over the nine decades of its existence, the university has had a dynamic development, having gone from a pedagogical institute the first-born of higher education in the republic to one of the largest higher educational institutions in the country, which has deep origins and rich traditions. Therefore, by the beginning of the XXI century ChSPU has become an innovative center for the training of pedagogical personnel not only for the Chuvash Republic, but also for the entire Volga Federal District.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА»

УДК 304.3:316.32(1.470.344)

DOI: 10.30914/2411-3522-2021-7-3-239-245

Подготовка педагогических кадров для системы образования Чувашии

в конце XX - начале XXI века

Е. К. Минеева, В. С. Иванов, О. О. Дмитриева

Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Российская Федерация

Аннотация. В статье изучен вопрос подготовки педагогических кадров для системы образования Чувашии в конце XX - начале XXI века. Основной кузницей кадров в Чувашской Республике стали организации высшего и среднего профессионального образования. К 2010 годам на территории республики подготовку педагогов реализовывали четыре образовательные организации: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, Канашский педагогический колледж, Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского. Однако главным высшим учебным заведением по подготовке педагогических кадров в республике, безусловно, является Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева (ЧГПУ). Свою историю данное учебное заведение ведет начиная еще с 1930 г., когда на его базе было открыто три отделения: физико-техническое, общественно-литературное и подготовительное. Нехватка педагогов всегда присутствовала в отечественном образовании, особенно остро эта проблема проявилась в 1990-е годы. Для решения данного вопроса в ЧГПУ была выстроена работа по становлению школьных учителей-предметников по всем необходимым направлениям. Приведем некоторые данные, доказывающие востребованность вуза и образования, получаемого в нем. Так, например, в 1993 г. выпуск составил 806 чел.; в 2017 г. университет окончили 1068, в 2020 г. - 1129 человек. Следовательно, и в нынешних условиях жизни абитуриенты идут учиться в педагогические учебные заведения. Во многом это связано с поднятием авторитета и статуса учителя в начале 2000-х гг., зачастую благодаря материальному стимулированию со стороны государства. За девять десятилетий своего существования вуз имел динамичное развитие, пройдя путь от педагогического института - первенца высшего образования в республике - до одного из крупных высших учебных заведений страны, имеющего глубокие истоки и богатые традиции. Именно поэтому к началу XXI в. ЧГПУ стал инновационным центром подготовки педагогических кадров не только для Чувашской Республики, но и для всего Приволжского федерального округа.

Ключевые слова: педагогическое образование, подготовка кадров, система образования, Чувашская Республика, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, ЧГПУ

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Минеева Е. К., Иванов В. С., Дмитриева О. О. Подготовка педагогических кадров для системы образования Чувашии в конце XX - начале XXI века // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2021. Т. 7. № 3. С. 239-245. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-3-239-245

Training of teaching staff for the education system of Chuvashia at the late XX - early XXI century

E. K. Mineeva, V. S. Ivanov, O. O. Dmitrieva

I. N. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russian Federation

Abstract. The article studies the issue of training teachers for the education system of Chuvashia in the late XX -early XXI century. Organizations of higher and secondary vocational education have become the main source of personnel in the Chuvash Republic. By the 2010s, on the territory of the republic the training of teachers was carried out by 4 educational organizations: Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Kanash Pedagogical College, Cheboksary Professional College named after N.V. Nikolsky. However, the main higher educational institution for the training of pedagogical personnel in the republic is the Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev. The history of this educational institution dates back to 1930, when 3 departments were opened on its basis: physical and

technical, social and literary and preparatory. A shortage of teachers has always been present in Russian education, and this problem became especially acute in the 1990s. To address this issue, the ChSPU has built work on the formation of school subject teachers in all the necessary areas. Here are some data proving the relevance of the university and the education received in it. For example, in 1993 there were 806 graduates; in 2017, 1,068 graduated from the university, in 2020 - 1129 people. Consequently, in the current conditions of life, applicants go to study at pedagogical educational institutions. This is largely due to the rise in the authority and status of the teacher in the early 2000s, often thanks to material incentives from the state. Over the nine decades of its existence, the university has had a dynamic development, having gone from a pedagogical institute - the first-born of higher education in the republic - to one of the largest higher educational institutions in the country, which has deep origins and rich traditions. Therefore, by the beginning of the XXI century ChSPU has become an innovative center for the training of pedagogical personnel not only for the Chuvash Republic, but also for the entire Volga Federal District.

Keywords: pedagogical education, personnel training, education system, Chuvash Republic, Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev

The authors declare no conflict of interests.

For citation: Mineeva E. K., Ivanov V. S., Dmitrieva O. O. Training of teaching staff for the education system of Chuvashia at the late XX - early XXI century. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law ". 2021, vol. 7, no. 3, pp. 239-245. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-3-239-245

Ретроспективный анализ позволяет нам с уверенностью говорить о том, что существуют незыблемые основы, на которых строятся государство и общество. Среди них особое место занимает человеческий потенциал - ресурс личностных возможностей, которые либо создают колоссальный прогрессивный рывок вперед, либо остаются на уровне удовлетворения незначительных потребностей. Исторический опыт наглядно демонстрирует, что если не все, то, по крайней мере, большинство глобальных преобразований в обществе происходили посредством революционных событий. Будь то кровавое свержение монархии в 1917 г., либо научно-техническая революция середины XX столетия, или становление капиталистического устройства Российского государства в 1990-е годы. Однако за всеми событиями стоят конкретные люди, личности, за которыми в дальнейшем идут массы. Мы погрешим против истины, если скажем, что человек - это только его исключительность или харизматичность. Помимо набора личностных качеств, такие люди, как правило, имеют хорошее образование, за счет которого они приобрели достаточное количество знаний, позволившее им шире взглянуть на мир и безбоязненно творить что-то новое. Именно образование является тем нематериальным капиталом, который позволяет совершать открытия, добиваться творческой реализации и властных

полномочий, проявлять определенное свободомыслие, приводящее к выдающимся прогрессивным результатам.

Конец XX - начало XXI века стали периодом, когда в государстве, в укладе жизни российского общества семимильными шагами происходили радикальные перемены. Претерпевала изменения и система образования, от которой требовалось перестроиться на «новые рельсы» и с учетом технологического прорыва подавать по-новому материал для обучения, выстраивать отношения между обучающими и обучающимися. Появление социальных сетей, искусственного интеллекта, мобильного Интернета, виртуальной и дополненной реальности привели к тому, что происходила модернизация формы и методов обучения всех уровней отечественного образования. Данные глобальные изменения охватили как страну в целом, так и ее регионы. Чувашская Республика в этом ряду не стала исключением. Региональные особенности субъектов РФ позволяют выделить специфику и образовательного сегмента, что закономерно приводит к накоплению того или иного исторического опыта и извлечению определенных уроков.

Актуальность проблемы привлекает внимание не только государственных деятелей, но и ученых, соответственно, закономерно, что изучением процессов в образовательной сфере республики занимались различные исследователи. Среди работ

последних лет следует выделить публикации Л. А. Ефимова, А. П. Зыкиной, Е. К. Минеевой, О. В. Соловьева, М. Н. Урясова [3; 4; 5; 6; 8] и другие. В них авторы погружаются в проблемы регионального образования, исследуют кризисные явления в развитии высшей школы, выявляют «точки роста» в школьной системе просвещения, анализируют историю формирования учреждений опеки для детей-сирот и беспризорников. Тем не менее проблема не изживает себя, многие ее аспекты еще требуют своего дальнейшего изучения, особенно в рамках сравнительно-сопоставительного анализа и управленческих решений, поэтому целью статьи является изучение вопросов подготовки педагогических кадров для системы образования Чувашии в конце XX -начале XXI века.

В работе применяются разноплановые источники, среди которых архивные материалы, периодическая печать, отчетная документация и другое. Также авторы статьи использовали научно-исследовательскую литературу 1990 - начала 2000-х гг. по проблеме изучения, нашедшую отражение в виде монографий, сборников статей, научных сообщений и тезисов. Написание статьи основывалось как на общенаучных, так и специально-научных методах исторического исследования.

Исходя из Закона «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 10), образование - это целостная система, в рамках которой находятся и взаимодействуют друг с другом различные элементы1. Нормативно-правовые документы, как один из основных источников по интересующей авторов статьи проблеме, выделяют следующие виды образования: «общее образование -основание, на котором строится профессиональное, специальное образование; профессиональное образование - нацелено на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, формирование компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретной профессии или специальности; дополнительное образование - способствует всестороннему удовлетворению образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физи-

1 Реализация положений Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Федеральный центр образовательного законодательства. URL: http://fcoz.ru/praktika/realizatsiya-273-fz/detail. php?ELEMENT_ID=2465 (дата обращения: 20.05.2021).

ческом и профессиональном совершенствовании, но при этом не сопровождается повышением уровня образования; профессиональное обучение - обеспечивает приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, формирование компетенций, необходимых для выполнения трудовых и служебных функций»2. Следовательно, система образования держится на 4-х главных «китах», которые полноценно охватывают уровни для приобретения новых знаний. Казалось бы, все достаточно прозрачно и просто. Но каждый вид образования - это сложный, живой механизм, который трансформируется, исходя из жизненных реалий, включая в себя все большее количество новых регламентирующих документов, видоизменяющихся форм обучения и воспитания. В этой связи необходимы квалифицированные кадры, которые обязаны не только владеть профессиональными знаниями, но и в режиме постоянных модификаций гармонично встраиваться в систему образования в целом.

Основной кузницей кадров в Чувашии стали организации высшего и среднего профессионального образования. В связи с возрастанием количества учреждений высшего образования на рубеже XX-XXI вв.3, «а также увеличением числа обучающихся в Чувашии происходит расширение численности педагогических работников вузов республики от 1639 чел. в 1995 г. до 2340 чел. в 2002 году» [7, с. 391]. В дальнейшем переход с 2011 г. на уровневую систему высшего образования внес коррективы в подготовку педагогических кадров. В системе среднего профессионального образования также наблюдался рост числа педагогов: 1088 чел. в 1995 г., 1238 чел. в 2001 г., 1374 в 2010 году4.

К 2010-м годам на территории Чувашии подготовку педагогов реализовывали четыре образовательные организации. В двух вузах республики, а именно в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева (ЧГПУ) и Чувашском государственном университете имени И. Н. Ульянова (ЧГУ), обучение

2 Реализация положений Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Федеральный центр образовательного законодательства. URL: http://fcoz.ru/praktika/realizatsiya-273-fz/detail. php?ELEMENT_ID=2465 (дата обращения: 20.05.2021).

3 Образование в Чувашской Республике: статистический сборник. Чебоксары: Чувашстат, 2003. С. 12.

4 Статистический ежегодник Чувашской Республики. Стат. сб. Чебоксары: Чувашстат, 2011. С. 176.

осуществлялось по программам подготовки бакалавров и магистров по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки» [2, с. 102]. Систему среднего профессионального педагогического образования ЧР представляли два колледжа: Канашский педагогический колледж и Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского, подчиненные Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Однако главным высшим учебным заведением по подготовке педагогических кадров в республике, безусловно, является Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Отметим, что только в 2017 г. по названному направлению на его базе обучалась львиная доля студентов - 96,6 % [2, с. 102]. Помимо выпуска специалистов высшей квалификации, ЧГПУ им. И. Я. Яковлева имеет право вести обучение по программам среднего профессионального образования - по специальностям «дошкольное образование», «специальное дошкольное образование».

Но вернемся к истокам. Свою историю данное учебное учреждение ведет начиная еще с 1930 г., когда на его базе было открыто три отделения: физико-техническое, общественно-литературное и подготовительное. В следующем году были созданы рабфак и еще пять отделений: языка и литературы, математики, биологическое, социально-экономическое и заочное1 [10]. Как преемник Симбирского чувашского практического института народного образования, функционировавшего в 1921-1923 гг. на базе бывшей Симбирской чувашской учительской школы, «а также действовавшего в 1926-1930 гг. чувашского отделения языка и литературы при Восточном педагогическом институте в г. Казани, университет не только сохранил богатые традиции, но и преумножил их. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1958 г. № 409 вузу присвоено имя выдающегося чувашского педагога-просветителя И. Я. Яковлева» [1, с. 4]. В 2020 году вузу исполнилось 90 лет, поэтому исторически важно проследить, к каким результатам он пришел за почти вековой период.

Согласно Уставу, принятому в 1993 г., ЧГПУ им. И. Я. Яковлева являлся высшим учебным за-

ведением, реализовывавшим профессиональные образовательные программы высшего педагогического образования для подготовки высококвалифицированных кадров для учреждений образования Чувашской Республики и других регионов России2. Институт входил в систему Министерства образования РФ и осуществлял свою деятельность на основании Закона РФ и Закона ЧР «Об образовании»3.

Нехватка педагогов всегда присутствовала в отечественном образовании, особенно остро эта проблема проявилась в 1990-е годы. Для решения данного вопроса в ЧГПУ была выстроена работа по становлению школьных учителей-предметников по всем необходимым направлениям. В результате в вузе действовали следующие факультеты: филологический, физико-математический, биолого-химический, физической культуры, индустриально-педагогический, начальных классов, музыкально-педагогический, художественно-графический, иностранных языков, довузовской подготовки, дополнительных педагогических профессий4.

Естественно, исходя из реальных условий и требований времени, данная структура видоизменялась. Тем не менее, основные цели, связанные с подготовкой национальных педагогических кадров, оставались незыблемыми. В соответствии с имеющейся в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева образовательной лицензией в 2020 г. в нем осуществлялась подготовка по 119 основным профессиональным образовательным программам (84 ОПОП бакалавриата, 28 ОПОП магистратуры, 7 ОПОП специалитета, 8 ОПОП аспирантуры) по очной, очно-заочной и заочной формам обучения. Приоритетными программами подготовки для университета являются педагогические направления5.

Приведем некоторые данные, доказывающие востребованность вуза и образования, получаемого в нем. Так, например, в 1993 г. выпуск составил 806 чел.6; в 2017 г. университет окончили

1 ЧГПУ им. И. Я. Яковлева празднует 90-летний юбилей со дня начала учебных занятий в вузе // Советская Чувашия. 2020. 1 октября.

2 Государственный исторический архив Чувашской Республики: ГИА ЧР. Ф.Р-1335. Оп. 7. Д. Предисловие. Л. 45.

3 Там же.

4 Там же. Л. 49.

5 Отчет о результатах самообследования ЧГПУ им. И. Я. Яковлева за 2020 год. URL: http://www.chgpu. edu.ru/uploads/ffles/1618832279_otchet-po-samoobsledovaniyu-deyatelnosti-universiteta-za-2020-god-18.04.20.pdf (дата обращения: 10.04.2021).

6 ГИА ЧР. Ф.Р-1335. Оп. 7. Д. 2482. Л. 31-32.

1068, в 2020 г. - 1129 человек1. Следовательно, и в нынешних условиях жизни абитуриенты идут учиться в педагогические учебные заведения. Во многом это связано с поднятием авторитета и статуса учителя в начале 2000-х гг., зачастую благодаря материальному стимулированию со стороны государства.

Однако получение образования далеко не всегда означает, что выпускник пойдет работать по специальности. В этой связи важны целенаправленные действия органов государственного управления и непосредственно самого вуза, способствующие закреплению кадров в учебных заведениях Чувашии.

Подготовка молодых специалистов и содействие их успешному трудоустройству является важным направлением деятельности педагогического вуза республики. Многоплановую работу в вопросах взаимодействия с работодателями и адаптации выпускников к рынку труда, мониторинга и анализа трудоустройства выпускников, выявления востребованности специальностей и направлений подготовки, реализуемых в университете, ведет центр трудоустройства выпускников. Например, по данным Министерства труда и социальной защиты ЧР на 1 апреля 2021 г. в качестве безработных, стоящих на учете в органах службы занятости республики, выпускники ЧГПУ 2020 г. составляют всего 0,6 %. Это свидетельствует о высокой востребованности специалистов - выходцев из педуниверсите-та на рынке труда.

В рамках соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности между Кабинетом министров ЧР и городскими и муниципальными органами управления образованием Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики осуществляет адресную работу по выявлению вакансий в образовательных районных учреждениях. Информация о наличии вакантных мест своевременно доводится до выпускников ЧГПУ. Для стимулирования интереса к преподавательской работе в ка-

1 Отчет о результатах самообследования ЧГПУ им. И. Я. Яковлева за 2020 год. URL: http://www.chgpu. edu.ru/uploads/files/1618832279_otchet-po-samoobsledovaniyu-deyatelnosti-universiteta-za-2020-god-18.04.20.pdf; Отчет о результатах самообследования ЧГПУ им. И. Я. Яковлева за 2017 год. URL: http://www. chgpu.edu.ru/uploads/files/1524209520_ annotirovarmyy-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-chgpu-im.-i.ya.-yakovleva-ot-16.04.2018-g.pdf (дата обращения: 10.04.2021).

честве традиции стали проводиться встречи выпускников с руководителями организаций и учреждений по вопросам трудоустройства. Наряду с этим ежегодно в вузе проходит ярмарка вакансий2.

Результаты работы и качество подготовки специалистов в вузе позволяют ему быть заметным на общероссийском уровне. Так, решением научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования Минобрнауки РФ педагогическому университету в 2012 г. был присвоен статус «Экспериментальная площадка» для реализации разработанного учеными вуза проекта «Формирование гражданской идентичности у будущих педагогов в вузе». Успешная реализация данного проекта позволила ЧГПУ в 2015 г. получить статус «Ресурсный центр» [1, с. 7].

За девять десятилетий своего существования высшее учебное заведение имело динамичное развитие, пройдя путь от педагогического института - первенца высшего образования в республике - до одного из крупных вузов страны, имеющего глубокие истоки и богатые традиции, поэтому к началу XXI в. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева стал инновационным центром подготовки педагогических кадров не только для Чувашской Республики, но и для всего Приволжского федерального округа3.

Таким образом, формирование педагогических кадров в Чувашии имеет давние истоки. От того, как проходит социализацию ребенок в дошкольном учреждении, как обучается в школе, какие умения и знания получает в профессиональной образовательной организации, во многом зависит дальнейшая судьба человека и сообщества в целом. История учит нас перспективно оценивать события и факты, которые зачастую ведут к сложным и противоречивым процессам. Подготовка кадров является одним из них. Однако исторический опыт показывает,

2 Отчет о результатах самообследования ЧГПУ им. И. Я. Яковлева за 2020 год. URL: http://www.chgpu.edu.ru /uploads/files/1618832279_otchet-po-samoobsledovaniyudeyateln osti-universiteta-za-2020-god-18.04.20.pdf (дата обращения: 10.04.2021 г.).

3 Отчет о результатах самообследования ЧГПУ им. И.Я. Яковлева за 2017 год // http://www.chgpu.edu.ru/uploads/files/15 24209520_annotirovannyy-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-chgpu-im.-i.ya.-yakovleva-ot-16.04.2018-g.pdf (дата обращения: 10.04.2021 г.).

что, несмотря на сложные процессы рубежа XX - начала XXI в. в стране, профессия педагога-учителя остается среди главных и востребо-

ванных. Именно от уровня профессионального мастерства учителя зависит будущее развитие его воспитанников и общества в целом.

1. Алексеев В. В., Ефимов О. И., Иванов Д. Е., Кожанова М. Б., Петрова Т. Н., Пастухова Л. Б. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева: основные итоги и тенденции развития // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2015. № 3 (87). С. 4-7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24309760 (дата обращения: 12.04.2021)

2. Григорьев С. П., Иванов В. Н. Современная система подготовки педагогических кадров в Чувашской Республике // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2017. № 3(95). Ч. 1. С. 100-106. URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/sovremennaya-sistema-podgotovki-pedagogicheskih-kadrov-v-chuvashskoy-respublike (дата обращения: 15.04.2021).

3. Дмитриев А. Е., Минеева Е. К. Цивильский детский городок имени В. И. Ленина как неформальный центр системы детских учреждений опеки в Чувашской АССР // Вестник Чувашского университета. 2014. № 1. С. 9-13. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/tsivilskiy-detskiy-gorodok-imeni-v-i-lenina-kak-neformalnyy-tsentr-sistemy-detskih-uchrezhdeniy-opeki-v-chuvashskoy-assr (дата обращения: 09.04.2021).

4. Ефимов Л. А., Егорова А. Л. Чувашский республиканский институт образования: история и современность: монография. Чебоксары: ЧГПУ, 2021. 276 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46202156 (дата обращения: 14.04.2021).

5. Минеева Е. К., Зыкина А. П. Школьное образование в национальных регионах Российской империи конца XVIII -начала XIX века: портрет учителя народных училищ Чувашского края // Вопросы истории. 2020. № 7. С. 121-130. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43140637 (дата обращения: 14.04.2021).

6. Соловьев О. В. Тенденции развития системы высшего образования Чувашии в 1990-е годы // Вестник Чувашского университета. 2017. № 4. С. 228-233. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30770467 (дата обращения: 14.04.2021).

7. Урясов М. Н. К вопросу о кадровом обеспечении системы профессионального образования Чувашской Республики в начале XXI века // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 4. С. 389-395. С. 391. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2019-5-4-389-395

8. Урясов М. Н. Состояние и проблемы кадрового обеспечения системы школьного образования в начале XXI столетия: региональный аспект // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. № 2. С. 156-162. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2020-6-2-156-162

Статья поступила в редакцию 03.08.2021; одобрена после рецензирования 06.09.2021; принята к публикации 27.09.2021.

Об авторах

Минеева Елена Константиновна

доктор исторических наук, профессор, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (428000, Российская Федерация, г. Чебоксары, ул. Университетская, д. 38), mineevaek21@mail. т

Иванов Владимир Сергеевич

аспирант, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (428000, Российская Федерация, г. Чебоксары, ул. Университетская, д. 38), vladivanov8950@mail.ru

Дмитриева Ольга Олеговна

кандидат исторических наук, ассистент, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (428000, Российская Федерация, г. Чебоксары, ул. Университетская, д. 38), dmitrieva21region@mail.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Alekseev V. V., Efimov O. I., Ivanov D. E., Kozhanova M. B., Petrova T. N., Pastukhova L. B. ChGPU im. I. Ya. Yakovleva: osnovnye itogi i tendentsii razvitiya [ChSPU named after I. Ya. Yakovlev: main results and development trends]. Vestnik ChGPU im. I. Ya. Yakovleva = I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 2015, no. 3 (87), pp. 4-7. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24309760 (accessed 12.04.2021). (In Russ.).

2. Grigoryev S. P., Ivanov V. N. Sovremennaya sistema podgotovki pedagogicheskikh kadrov v Chuvashskoi Respublike [Modern system of training of pedagogical staff in the Chuvash Republic]. Vestnik ChGPU im. I. Ya. Yakovleva = I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 2017, no. 3(95), part 1, pp. 100-106. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-sistema-podgotovki-pedagogicheskih-kadrov-v-chuvashskoy-respublike (accessed 15.04.2021). (In Russ.).

3. Dmitriev A. E., Mineeva E. K. Tsivil'skii detskii gorodok imeni V. I. Lenina kak neformal'nyi tsentr sistemy detskikh uchrezhdenii opeki v Chuvashskoi ASSR [The children town of Civilsk named after V. I. Lenin as the informal center of orphanages and child protection system in the Chuvash Republic]. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of the Chuvash University, 2014, no 1, pp. 9-13. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsivilskiy-detskiy-gorodok-imeni-v-i-lenina-kak-neformalnyy-tsentr-sistemy-detskih-uchrezhdeniy-opeki-v-chuvashskoy-assr (accessed 09.04.2021). (In Russ.).

4. Efimov L. A., Egorova A. L. Chuvashskii respublikanskii institut obrazovaniya: istoriya i sovremennost': monografiya [Chuvash Republican Institute of Education: history and present: monograph]. Cheboksary: ChSPU Publ., 2021, 276 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46202156 (accessed 14.04.2021). (In Russ.).

5. Mineeva E. K., Zykina A. P. Shkol'noe obrazovanie v natsional'nykh regionakh Rossiiskoi imperii kontsa XVIII - nachala XIX veka: portret uchitelya narodnykh uchilishch Chuvashskogo kraya [School education in the national regions of the Russian Empire at the end of the 18th - beginning of the 19th centuries: a portrait of a teacher of public schools in the Chuvash region]. Voprosy istorii = Questions of history, 2020, no 7, pp. 121-130. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43140637 (accessed 14.04.2021). (In Russ.).

6. Solovyev O. V. Tendentsii razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya Chuvashii v 1990-e gody [Developmental trends of higher education in Chuvashia in the 1990s]. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of the Chuvash University, 2017, no 4, pp. 228-233. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30770467 (accessed 14.04.2021). (In Russ.).

7. Uryasov M. N. K voprosu o kadrovom obespechenii sistemy professional'nogo obrazovaniya Chuvashskoi Respubliki v nachale XXI veka [On the issue of staffing of the vocational education system of the Chuvash Republic at the beginning of the XXI century]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Istoricheskie nauki.Yuridicheskie nauki" = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2019, vol. 5, no 4, pp. 389-395. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2019-5-4-389-395

8. Uryasov M. N. Sostoyanie i problemy kadrovogo obespecheniya sistemy shkol'nogo obrazovaniya v nachale XXI stoletiya: regional'nyi aspekt [The state and problems of staffing the school education system at the beginning of the XXI century: a regional aspect]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Istoricheskie nauki.Yuridicheskie nauki" = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2020, no. 2, pp. 156-162. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2020-6-2-156-162

The article was submitted 03.08.2021; approved after reviewing 06.09.2021; accepted for publication 27.09.2021.

About the authors

Elena K. Mineeva

Dr. Sci. (History), Professor, I. N. Ulyanov Chuvash State University (38 Universitetskaya St., Cheboksary 428000, Russian Federation), mineevaek21@mail.ru

Vladimir S. Ivanov

Postgraduate student, I. N. Ulyanov Chuvash State University (38 Universitetskaya St., Cheboksary

428000, Russian Federation), vladivanov8950@mail.ru

Olga O. Dmitrieva

Ph. D. (History), Assistant I. N. Ulyanov Chuvash State University (38 Universitetskaya St., Cheboksary

428000, Russian Federation), 38.dmitrieva21region@mail.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.