Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ "ИНВАЛИД" И "ЛИЦО С ОВЗ" В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ "ИНВАЛИД" И "ЛИЦО С ОВЗ" В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3844
555
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВАЛИДЫ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / HIGHER EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION / DISABLED PEOPLE / PEOPLE WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сильченко Елена Викторовна

Статья посвящена проблемам образовательной системы, обусловленнымратификацией Конвенции «О правах инвалидов», а именно незавершенностью терминологической системы. Для адекватной защиты прав на образование инвалидов, лиц с ОВЗ и лиц с нормой здоровья необходимо законодательное разграничение понятий «инвалид» и «лицо с ОВЗ», направленное на защиту прав лиц с инвалидностью. В статье также обосновывается законодательное закрепление классификации лиц с ОВЗ не по нозологиям, а по признаку соответствия когнитивных возможностей одной из форм образования: инклюзивной, интегративной либо специальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сильченко Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DISTINGUISHING BETWEEN THE CONCEPTS OF “DISABLED PERSON” AND “PERSON WITH DISABILITIES” IN THE MODERN RUSSIAN EDUCATION SYSTEM

The article is devoted to the problems of the educational system caused by the ratification of the Convention "On the Rights of Persons with Disabilities", the incompleteness of the terminological systemin particular.In order to protect the education rights of disabled people, people with disabilities and people with health standards adequately, a distinction between the concepts of “disabled person” and “person with disabilities” must be defined by law, it will protect the rights of all persons with disabilities.The article also substantiates the legislatively secured classification of people with disabilities, not by nosology, but on account of the cognitive capabilities to follow one of the forms of education: inclusive, integrative or special.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ "ИНВАЛИД" И "ЛИЦО С ОВЗ" В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Раздел 6

Междисциплинарные исследования

УДК 378+376 ГРНТИ 14.01.11

ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ИНВАЛИД» И «ЛИЦО С ОВЗ» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

СИЛЬ ЧЕНКО ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

доценткафедры «Общегуманитарные науки и межкультурные коммуникации»,кандидат филологических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ, Алтайский филиал, г. Барнаул, Россия

E-mail: EVSilchenko@fa.ru,

Аннотация. Статья посвящена проблемам образовательной системы, обусловленнымратификацией Конвенции «О правах инвалидов», а именно незавершенностью терминологической системы. Для адекватной защиты прав на образование инвалидов, лиц с ОВЗ и лиц с нормой здоровья необходимо законодательное разграничение понятий «инвалид» и «лицо с ОВЗ», направленное на защиту прав лиц с инвалидностью. В статье также обосновывается законодательное закрепление классификации лиц с ОВЗ не по нозологиям, а по признаку соответствия когнитивных возможностей одной из форм образования: инклюзивной, интегративной либо специальной.

Ключевые слова: высшее образование, инклюзивное образование, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья

THE PROBLEM OF DISTINGUISHING BETWEEN THE CONCEPTS OF "DISABLED PERSON" AND "PERSON WITH DISABILITIES" IN THE MODERN RUSSIAN EDUCATION SYSTEM Elena V. Silchenko,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Humanities and Cross-cultural communication Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul branch, 656000, Barnaul, Lenin

St., bld. 54, Russia E-mail: EVSilchenko@fa.ru

Abstract.The article is devoted to the problems of the educational system caused by the ratification of the Convention "On the Rights of Persons with Disabilities", the incompleteness of the terminological systemin particular.In order to protect the education rights of disabled people, people with disabilities and people with health standards adequately, a distinction between the concepts of "disabled person" and "person with disabilities" must be defined by law, it will protect the

rights of all persons with disabilities.The article also substantiates the legislatively secured classification of people with disabilities, not by nosology, but on account of the cognitive capabilities to follow one of the forms of education: inclusive, integrative or special.

Keywords: higher education, inclusive education, disabled people, people with disabilities

Ратификация Российской Федерацией Конвенции «О правах инвалидов» определила в нашей стране новый этап развития отношения к инвалидам как со стороны государства, так и общества. Этот этап предполагает отношение к инвалидам как к полноправным и равноценным членам общества, их интеграцию в жизнь общества на всех уровнях. В том числе начался процесс реформирования образовательной системы страны, поскольку образование является одним из основных условий формирования у инвалидов реальных возможностей для самореализации, социализации и самообеспечения.

Начальный период любого социального изменения сопровождается проблемами и трудностями. Одной из типичных проблем этапа становления является неточность, несформированность терминологической системы.

Так, в современных нормативных актах, научной и специализированной литературе, а также в публицистике активно употребляются термины «инвалид», «лица с ограниченными возможностями здоровья», реже «лица с особыми образовательными потребностями».

Термин «инвалид» получил распространение только в 70-е годы 20 века, после принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах инвалидов (1975 год). В отечественном законодательстве понимание термина «инвалид» было закреплено статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации». Инвалидом считается «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [1].

Многие авторы научных и публицистических статей используют термины «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья» в качестве синонимов, некоторые считают, что лицо с ОВЗ более современное, модное либо более тактичное именование инвалидов. Анализ правовых актов, в которых используется понятие ОВЗ [2, 3, 4, 5], свидетельствует, с одной стороны, о том, что это не синонимические понятия, с другой стороны, четкого нормативно закрепленного определения федеральные законы не содержат.

Так, первоначально законодательно формулировки «с отклонениями в развитии» и «имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии», встречавшиеся в нормативных актах предшествующих лет, были заменены на формулировку «с ограниченными возможностями» [2]. При этом некоторые подзаконные акты свидетельствуют о том, что ряд исполнительных

органов трактуют термин «лицо с ОВЗ» как более широкий и включающий в себя понятие «инвалид», что вытекает из таких формулировок, как «дети с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов» [6], «студенты с ограниченными возможностями здоровья, из них: инвалиды, дети-инвалиды...» [7] и мн.др., часть их этих актов уже утратили силу (например, [7]). При этом, например, в Приказе Росстата отмечается, что лица с ОВЗ могут являться или не являться инвалидами [8].

Наиболее развернутое определение вышеуказанного понятия содержится в статье 2 Федерального закона «Об образовании» [3]: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Таким образом, к лицам с ОВЗ относятся люди с недостатками в физическом и (или) психическом развитии. Однако данный недостаток должен влиять на процесс получения образования, а не в целом жизнедеятельность, как указанно в определении инвалида [1]. К таким недостаткам традиционно относят нарушение слуха, зрения, речи (лица с тяжелой речевой патологией), опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, умственная отсталость. При этом решение об отнесении человека к лицам с ОВЗ принимает психолого-медико-педагогической комиссия (ПМПК), а признание инвалидом относится к компетенции федерального учреждения медико-социальной экспертизы.

Следует подчеркнуть, что в Федеральном законе «Об образовании» представлена только одна категория - лица с ОВЗ. С одной стороны, для получения статуса лица с ОВЗ не требуется инвалидность, получения которой отличается как значительно более сложной и трудоемкой процедурой, так и большей степенью расстройства функций организма. С другой стороны, поскольку ни в одном нормативном акте нет указание на то, что инвалиды автоматически относятся к категории лиц с ОВЗ, они могут воспользоваться всеми преимуществами и гарантиями, закрепленными Федеральным законом «Об образовании» только в случае, если они пройдут психолого-медико-педагогическую комиссию и получат статус лица с ОВЗ. Обычно это означает дополнительные затраты времени и энергии, однако в ряде случаев ПМПК отказывает инвалидам в статусе лица с ОВЗ, мотивируя это решение тем, что, не смотря на серьезное заболевание, ребенок может учиться наравне со сверстниками, например, при соматических заболеваниях, то есть при заболеваниях сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта. По некоторым оценкам в России около 40 тысяч детей-инвалидов не попадают в категорию лиц с ОВЗ.

Однако при этом врач ежегодно дает такому обучающемуся медицинское освобождение от занятий физической культурой. Таким образом, лица с ОВЗ имеют право на адаптированную программу всех дисциплин,

изучаемых в школе и ВУЗе (в том числе по физкультуре), а инвалиды без статуса ОВЗ искусственно ограничиваются в таком праве. Следует отметить, что специалисты в области физической культуры и спорта справедливо отмечают, что «практически не существует видов нозологий (исключение -острые стадии болезни), при которых средства и методы физического воспитания не явились эффективными. Эффект зависит от правильного выбора упражнений, определения необходимой интенсивности и дозировки выполнения, интервалов отдыха и других факторов» [9, а 12]. Недостаточность движения пагубно отражается не только на функционировании организма, но и на эмоциональной, психической и интеллектуальной сфере личности. Однако учителя и преподаватели, ведущие физическую культуру в школе и вузе, соответственно, справедливо указывают на отсутствие у них компетенций для составления адаптивных программ, то есть для определения уровня нагрузки и набора допустимых и полезных упражнений при том или ином заболевании. Такие занятия в большей мере напоминают лечебную физкультуру, и требуют специальной подготовки. Если бы все вышеуказанные инвалиды имели статус ОВЗ, то образовательная организация в соответствие с современным законодательством была бы обязана включать в штатное расписание специалистов, указанных в рекомендациях ПМПК, то есть специалистов по адаптивным занятиям физической культурой и спортом.

Иными словами, если для здоровых людей малоподвижный образ жизни и сопряженные с ним проблемы являются результатом личного выбора, то в вышеописанных ситуациях обучающиеся лишаются такой возможности в силу недоработанности системы образования для инвалидов.

Существующая классификация лиц с ОВЗ опирается на нозологию (то есть, например, слабослышащие, слабовидящие, слепые и т.п.). При этом в Федеральном законе «Об образовании» предусматривается три образовательных варианта для лиц с ОВЗ: инклюзивное, интегрированное и специальное/коррекционное. Однако современное российское законодательство не содержит правовых норм для выбора той или иной образовательной системы, что предопределяет многочисленные ситуации, когда обучение в общеобразовательной школе ребенка с ОВЗ не является разумным и не отвечает потребностям этого ребенка, однако в силу каких-либо факторов он отправляется родителями в обычную школу, а школа не может оспорить такое решение. Соответственно, необходима классификация лиц с ОВЗ по признаку способности/неспособности к получению инклюзивного образования в общей школе, либо с рекомендацией интегрированной или специальной формы образования.

Таким образом, четкое разграничение понятий «лиц с ОВЗ» и «инвалидов» на законодательном уровне имеет правовое, экономическое и социальное значение, поскольку позволит избежать нарушения прав инвалидов и поможет им получить качественное образование.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // СЗ РФ.1995. № 48. Ст. 4563.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья: Федеральный закон от 30 июня 2007 № 120-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2007. № 27. Ст. 3215.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

4. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.

5. Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 // Рос.газ. 16.11.2015. N 258.

6. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

7. Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций: Приказ Росстата от 01.09.2016 № 471. // URL: http://www.coшultantm/document^oш_doc_LAW_204241/(дата обращения: 20.10.2019).

8. Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений: Приказ Росстата от 27.08.2012 № 466 (ред. от 23.12.2016). URL:

// http://ivo.garant.ru(дата обращения: 20.10.2019).

9. Адырхаев С.Г., Адырхаева Л.В., Голец А.В., Чирков В.А. Педагогическая модель физкультурно-спортивного сопровождения обучения в вузе студентов с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы и перспективы формирования здорового образа жизни в информационном обществе: Материалы международной научно-практической конференции. Иркутск: из-во Иркутского ГАУ , 2016. С. 9-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.