Научная статья на тему 'Проблема психопрофилактики неблагоприятных состояний в контексте изучения функциональных состояний личности в профессиональной деятельности'

Проблема психопрофилактики неблагоприятных состояний в контексте изучения функциональных состояний личности в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
836
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / MENTAL STATES / EMOTIONAL TENSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полухина О. П., Коза Н. В.

Необходимость теоретической разработки и практического решения вопросов профилактики психологической саморегуляции и психопрофилактики неблагоприятных функциональных состояний в профессиональной деятельности вызвана возросшими трудностями, а иногда и простым неумением психологов разрешить данную ситуацию. Анализ теории и практики психологической работы указывает на нарастающие негативные тенденции морально-психологического состояния сотрудников, которые представляют собой сложный комплекс социально-экономических, политических и духовных факторов общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need for theoretical development and practical solutions to the issues of prevention of psychological self-regulation and psycho-negative functional states in professional activity caused increased difficulties, and sometimes the inability of psychologists to resolve the situation. Analysis of the theory and practice of psychological work points to the growing negative trends in the moral and psychological state of employees, which is a complex socio-economic, political and spiritual factors of social development.

Текст научной работы на тему «Проблема психопрофилактики неблагоприятных состояний в контексте изучения функциональных состояний личности в профессиональной деятельности»

Список литературы

1. Акутина С.П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно-нравственных ценностей старшеклассников // Образование и общество. 2009. № 1. С. 35-38.

2. Костенко М.А. Активная поддержка родителей в контексте социальной помощи семьям в трудной жизненной ситуации // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 5. С. 134-139.

3. Кохичко А.Н. О принципах отношения к миру как основе базовых национальных ценностей // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 1. С. 7-11.

4. Медведева Н.И., Боев И.В. Деструктивное воздействие стрессовых факторов социальной среды на психологическое здоровье человека // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 6-2. С. 96-99.

5. Носков И.А., Бездухов В.П. О воспитании учащихся посредством образа культурного учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 2. С. 293.

6. Черникова В.Е. Гуманитарное образование и духовное развитие личности // Наука. Инновации. Технологии. 2009. № 64. С. 154.

Полухина О.П., Коза Н.В.

ПРОБЛЕМА ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОСТОЯНИЙ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: психические состояния, эмоциональная напряженность.

Аннотация: Необходимость теоретической разработки и практического решения вопросов профилактики психологической саморегуляции и психопрофилактики неблагоприятных функциональных состояний в профессиональной деятельности вызвана возросшими трудностями, а иногда и простым неумением психологов разрешить данную ситуацию. Анализ теории и практики психологической работы указывает на нарастающие негативные тенденции морально-психологического состояния сотрудников, которые представляют собой сложный комплекс социально-

экономических, политических и духовных факторов общественного развития.

Keywords: mental states, emotional tension.

Abstract: The need for theoretical development and practical solutions to the issues of prevention of psychological self-regulation and psycho-negative functional states in professional activity caused increased difficulties, and sometimes the inability of psychologists to resolve the situation. Analysis of the theory and practice of psychological work points to the growing negative trends in the moral and psychological state of employees, which is a complex socio-economic, political and spiritual factors of social development.

Психические состояния, как целостные характеристики психической деятельности человека сопровождают его всю жизнь, характеризуясь при этом относительной устойчивостью, целостностью, подвижностью, взаимосвязью с психическими свойствами личности, характеризуясь индивидуальным своеобразием и типичностью, а также многообразием и полярностью. Наряду с положительными состояниями у человека возникают и отрицательные, приводящие к повышенной эмоциональной напряженности -психогенные факторы стимулируют развитие состояния эмоциональной напряженности и вызывают эмоциональное возбуждение, негативное состояние эмоциональной напряженности, связанное с понижением устойчивости психических процессов [1].

Бурно протекающий эмоциональный процесс является предупреждением о разрушающем характере каких-либо факторов, в связи с чем, эмоции являются механизмом регуляции функционального состояния организма (Ильин Е.П., Вилюнас В.К., Додонов Б.И. и др.). Для стабилизации эмоциональной сферы личности существует целый комплекс специальных средств, например, биологическая обратная связь, дыхательная и мышечная релаксация, аутогенная тренировка, разработанная И. Шульцем, комбинированные модифицированные методики Т.Л. Бортник, М.С. Лебединского, А.С. Ромен и др.

Проблемы психопрофилактики неблагоприятных состояний в профессиональной деятельности возросла в связи с развитием более сложных по организационной структуре видов трудовой деятельности, а также в связи с тем, что предъявляются повышенные требования к эффективности труда [4].

Современные виды труда характеризует информационная насыщенность, преобладание умственного вида труда и когнитивных

компонентов в структуре каждой профессии, происходит так называемая ментализация труда с интенсивным внедрением новых информационных технологий, с постоянной модернизацией производства. Происходит изменение привычных для профессионала пространственно-временных соотношений в процессе работы на макро- и на микроуровнях, причем данные изменения затрагивают не только группы «элитарных» профессий, они имеют массовый характер. Происходит «облегчение» процесса труда: уменьшается физическая нагрузка, снижаются энерго затраты, однако, увеличивается психологическая сложность деятельности из-за ее многообразия и возрастания интенсивности когнитивных, эмоциональных и коммуникационных нагрузок. Таким образом, предъявляются повышенные требования к психологическим ресурсам профессионала, так как возрастает вероятность ошибок по вине «человеческого фактора», нет недостаточной эффективности в использовании дорогостоящих технологий. Во всех индустриально развитых странах широкое распространение получили болезни «стрессовой» этиологии из-за чрезмерной психической напряженности деятельности, что типично для современных видов труда.

Одним из перспективных путей преодоления этих негативных явлений является поиск средств, которые позволили бы профессионалу, эффективно преодолевая нагрузки, снимать эффекты перенапряжения, адекватно адаптируясь к динамичности профессиональной жизни. Весьма продуктивным в данной ситуации является совершенствование навыков саморегуляции, что может быть решено при помощи методов психопрофилактического воздействия, получивших название методов психологической (психической) саморегуляции состояния (ПСР). Методы психологической саморегуляции образуют обширный класс таких коррекционных средств, как аутогенная тренировка, техники релаксации, приемы идеомоторного тренинга, которые используются в медицинской и психотерапевтической практике, в прикладных производственных условиях в кабинетах психологической разгрузки [2].

Однако следует отметить, что в литературе отсутствуют систематические исследования психологических механизмов воздействия методов психологической саморегуляции на функциональное состояние. Мало исследований, посвященных специфичности влияния, сравнительной эффективности действия разных психорегуляционных процедур, между тем решение этих проблем - необходимое условие адаптации и полноценного

использования методов психологической саморегуляции в профессионально-прикладной практике.

Каждому человеку свойственно ежедневно испытывать различные психические состояния. Это естественное явление, ноу разных людей в одном состоянии умственная или физическая работа может протекать легко и продуктивно, а при другом - трудно и неэффективно.

В науке интенсивно проводятся экспериментальные исследования, регистрируются, измеряются и определяются показатели функционирования психики, ученые выделяют конкретные психические явления, объединяют их в категории - психические процессы и психические свойства. Исследования показывают, что психические процессы кратки по времени протекания и динамичны по своей изменчивости, а психические свойства личности отличает постоянство на протяжении многих лет. Термин «состояние» используется в сочетании с конкретным психическим явлением. «Состояние» характеризует явление в данное время при таких-то условиях и для оценки состояния используется несколько показателей явления, то есть термин «состояние» является интегральным показателем, характеристикой проявления этого качества.

На современном этапе развития научного знания различными авторами дается свое определение понятия «психическое состояние». Джемсом идентифицируется понятие «состояние» и «процесс», а Рибо сводит понятие «психическое состояние» к понятию «состояние сознания», третьи ученые связывают психические состояния личности с характеристиками эмоциональной сферы (А.Ф. Лазурский, К.К. Платонов, А.А. Смирнов и др.). Так или иначе, исследователи в области поведения и деятельности личности ставят вопрос о необходимости интегральной оценки психической сферы для объяснения причин поведения. Вопрос о различных состояниях психики человека стал детально рассматриваться в клинической и общей психопатологии, особенно в связи с отклоняющимся поведением. Термин «состояние психики» используется для выделения наиболее выраженных проявлений психической сферы человека: состояния ясности или помрачения сознания; состояние возбуждения и торможения; удовольствия-неудовольствия; состояния подъема или упадка духа, утомления, апатии, сосредоточенности, и т.д.

В.М. Бехтерев рассматривал психическую сферу личности не просто как ее характеристику. Согласно В.М. Бехтереву от состояния зависит реакция на различные стимулы, на поведение в целом. Выделение двух категорий «психические процессы» и «психические явления» поставило проблему «разорванности», функциональной не

связанности психических процессов и психических свойств, так как в одних и тех же ситуациях у разных людей имеются различия в протекании психических процессов. У одного и того же человека одна и та же ситуация вызывает не одинаковую реакцию и разное поведение. Возникла проблема необходимости выделения третьей категории психических явлений, которые бы функционально связали две предыдущие [2].

Д.Н. Левитов определяет психическое состояние, как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений деятельности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Тем самым, Д.Н. Левитов затрагивает вопрос о термине «состояние», выделяя четыре значения этого термина: временное положение, в котором кто-нибудь находится; наличие чего-либо; готовность к действию. Автор отмечает, что только первое значение адекватно психическому состоянию, представляющему собой характеристику психической деятельности (функционирование психики) временной (на каком-то отрезке времени). Н.Д. Левитовым предпринята попытка условной классификации психических состояний. Основными классами состояний в его классификации являются личностные и ситуативные состояния, где, прежде всего, выражаются индивидуальные свойства человека, а затем особенности ситуаций, вызывающих нехарактерные реакции. Психические состояния, это личностные состояния, выражающие ту или другую личностную черту, поэтому их определяют, как временные характеристики психической деятельности. Если даже человек и склонен к аффектации, аффект - временное целостное психическое состояние [3].

Состояния личности подразделяются на более глубокие и более поверхностные, на положительно или отрицательно действующие, на продолжительные и кратковременные (от нескольких минут, до нескольких суток), осознанные и неосознанные. «Страсть», как психическое состояние, гораздо глубже «настроения». «Апатия» -отрицательное состояние, а «вдохновение» состояние, положительно влияющее на личность. «Рассеянность» - несознательное психическое состояние, а «решительность» всегда сознательна, а вот «утомление» имеет разный уровень осознанности.

Данная классификация вполне приемлема для решения исследовательских задач, однако здесь происходит смешение понятий,

«состояния» и «психические процессы», например, «рассеянность» можно отнести к характеристикам внимания.

В рамках второго научного направления психическое состояние рассматривается как фон, на котором разворачивается психическая деятельность [5-6]. Явление психического состояния выводится из понятия тонуса - «уровня активности-пассивности нервно-психической деятельности». Это направление научной мысли связано с учетом учеными уровня активации центральной нервной системы, что является объективной составляющей психического состояния личности. Второй составляющей является отношение субъекта (субъективная оценка значимости ситуации или предмета, на который направлено сознание), что выражается в переживаниях личности, связанных с предметами и особенностями деятельности [1].

Обобщая вышесказанное можно сказать, что психическое состояние детерминируется количественными и качественными характеристиками психических процессов, выраженностью проявлений психических свойств, субъективных проявлений чувств, переживаний, настроения. При этом интегральной характеристикой психической сферы человека в определенный момент времени является состояние психики или можно сказать «состояние объекта».

Список литературы

1. Бодалев A.A. О человеке в экстремальной ситуации // Мир психологии. 2002. №4. С. 127-134.

2. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М.,2011. С. 159-177.

3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 2007. - 286 с.

4. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М: Наука, 2010. - 272 с.

5. Китова Д.А., Семенова Ф.О., Ханова З.Г., Эбзеев М.М., Каяшева О.И., Найманова Б.А., Гараганов А.В., Гочияева П.И., Егизов У.С., Кропачева А.А., Османов А.А., Суворова Л.С., Суворова Н.С., Чотчаева Ф.И. Актуальные проблемы социальной психологии и психологии профессиональной деятельности. - Санкт-Петербург, 2015. - 202 с.

6. Юсупов И.М. Психология позднего периода жизни. - Казань, 2013. - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.