УДК: 618.177-072.87
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИН С БЕСПЛОДИЕМ И. С. Чусов
Бюджетное Учреждение Здравоохранения Омской области
«Городской клинический перинатальный центр», Отделение охраны репродуктивного здоровья
Аннотация. Проблема бесплодия в нашей стране в последние годы приобрела особую значимость. Женщины, страдающие бесплодием, испытывают длительный психологический стресс. Психологическое состояние, обусловленное бесплодием, влияет в свою очередь, на результаты лечения бесплодия. Важно корректировать эмоциональные и сексуальные нарушения уже в начале лечения. Для психологической коррекции эмоционального состояния женщин могут быть использованы методы психической саморегуляции. Нами проведено исследование влияния аутогенной тренировки на эмоциональное состояние женщин с бесплодием.
Ключевые слова. Бесплодие, психическая саморегуляция, аутогенная тренировка, коррекция эмоционального состояния.
AUTOGENIC TRAINING IN CORRECTION OF THE EMOTIONAL STATE OF WOMEN WITH INFERTILITY Chusov I.S.
Resume. The problem of barreness in our country in recent years has got the special importance. The women, suffering bar-reness, test long psychological stress. The psychological condition caused by barreness, influences in turn, results of treatment of bar-reness. It is important to correct emotional and sexual infringements already in the beginning of treatment. For psychological correction of an emotional condition of women methods of mental self-control can be used. By us it is carried out research of influence autogenic trainings on an emotional status of women with barreness.
Keywords. Barreness, mental self-control, autogenic training, correction of the emotional status.
Актуальность проблемы. Проблема бесплодия в нашей стране в последние годы приобретает особую медицинскую и социальную значимость. По мнению Л.В. Анохина и соавт. (1998) социально-психологическое неблагополучие проявляется снижением интереса к происходящим событиям и частым развитием комплекса неполноценности. Для лиц, страдающих бесплодием характерны душевные личные переживания, снижение общей активности и работоспособности. При бесплодии в браке могут наблюдаться огрубление нравов, антисоциальное поведение супругов (внебрачные связи, алкоголизм), усугубление эгоистических черт характера, нарушение психоэмоциональной сферы и сексуальные расстройства у супругов [1].
Среди женщин, страдающих бесплодием, отмечается повышенная невротизация, чувство вины, тревога, раздражительность, плохое настроение. Бесплодный брак, в первую очередь, фрустрирует потребность человека в любви и продолжении рода. При этом усиливается и потребность человека в заботе о ребенке и ответственность за его воспитание. Наблюдаемый при бесплодии длительный психологический стресс может не только усугублять имеющиеся нарушения в репродуктивной системе, но и приводить к возникновению или утяжелению сопутствующих экстрагенитальных заболеваний, в особенности сердечнососудистых и об-менноэндокринных. Длительное бесплодие создает большую нервно-психическую напряженность, что часто приводит к разводам.
До 70 % бесплодных браков расторгается. Усугубляется неблагоприятная демографическая ситуация в стране в целом.
В последние годы интерес к проблеме психологических факторов при бесплодии возрос. Влияние психологического состояния, обусловленного бесплодием, на результат лечения признается практически всеми исследователями. Эмоциональная реакция на бесплодие независимо от того женское оно или мужское, сильнее выражена у женщин. Специальных психотерапевтических методов при лечении бесплодия не существует, а имеющиеся данные в основном касаются проблемы коррекции психических нарушений, вторичных по отношению к бесплодию. Отмечено, что благодаря чуткому и внимательному отношению к психологическому состоянию пациентов, беременность может наступить уже в начале обследования и лечения, и объясняется плацебо-эффектом. Признано влияние вторичных эмоциональных нарушений, возникающих в результате длительного бесплодия, на эффективность лечения и необходимость их коррекции. Т.А. Федорова (1986) подчеркивает надобность коррекции эмоциональных и сексуальных нарушений в начале лечения, так как они могут являться одним из факторов бесплодия [2]. В психологической коррекции эмоционального состояния женщин свое достойное место могут занять методы психической саморегуляции и, в частности, аутогенная тренировка.
Цель исследования. Изучение влияния аутогенной тренировки на эмоциональное состояние женщин.
Объект исследования. Эмоциональное состояние 60 женщин первого периода среднего возраста с бесплодием.
Предмет исследования. Аутогенная тренировка и ее роль в коррекции эмоционального состояния женщин.
Методы исследования. Теоретические: анализ, синтез, классификация, систематизация; эмпирические: контрольный и формирующий эксперимент, тестирование («Шкала самооценки личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л.Ханина; Тест-опросник «Диагностика самооценки психических состояний» Г. Айзенка); методы статистической обработки: количественный анализ, качественный анализ с применением ^критерия Стьюдента. База исследования: Отделение охраны репродуктивного здоровья Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городской клинический перинатальный центр». Практическая значимость исследования: возможность внедрения аутогенной тренировки как метода коррекции эмоционального состояния женщин с бесплодием. Из множества методов психической саморегуляции был сделан выбор в пользу аутогенной тренировки, и изучение влияния аутогенной тренировки на эмоциональное состояние женщин с бесплодием стало целью предпринятого исследования, поскольку овладение приемами АТ оказывает два главных эффекта: снятие эмоциональной напряженности (успокоение) и восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия (восстановление) [3]. Эти эффекты обусловливают целесообразность использования АТ в широком спектре жизненных ситуаций: переутомление, неврастенические расстройства, психогенно обусловленная эмоциональная напряженность и пр. Это важно и для женщин, проходящих обследование и лечение по поводу бесплодия, так как эмоциональные нарушения могут являться одним из факторов бесплодия, а бесплодие может быть источником вторичных эмоциональных расстройств, влияющих на эффективность лечения.
Успокоение, снятие эмоционального напряжения и тревоги и восстановление обеспечивается постепенным формированием у человека способности произвольно вызывать у себя релаксационное состояние и использованием самовнушения. Немаловажно и то, что аутогенная тренировка как активный метод психотерапии и психопрофилактики способствует формированию активного отношения пациентов к процессу лечения. Для исследования психических эмоциональных состояний
личности и уровня личностной тревожности в качестве метода исследования был выбран метод формирующего эксперимента - метод прослеживания изменений психики в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. По целям различают констатирующий и формирующий эксперименты. Цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития. Таким образом, получается первичный материал для организации формирующего эксперимента. Методом простой свободной бесповторной выборки из числа пациенток Отделения охраны репродуктивного здоровья, проходящих обследование и лечение по поводу бесплодия (по данным амбулаторных карт) были отобраны 60 человек, из них методом случайного распределения были сформированы две группы - экспериментальная и контрольная - по 30 человек в каждой. В состав каждой группы вошли женщины первого периода среднего возраста, различных профессий. Большинство из участников отмечали у себя повышенную раздражительность, тревожность, быстрое утомление. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желаемый уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния
тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность как личностное свойство, и как состояние является выбранная нами методика Ч.Д. Спилбергера. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л. Ханиным. Существует большое количество разнообразных методик для самооценки психических состояний. Наибольшей популярностью пользуется личностный опросник Г. Айзенка. Тест-опросник «Самооценка психических состояний» состоит из 4 разделов. Ответив на содержащиеся в них вопросы, можно оценить состояния тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности [4].
Результаты и их обсуждение
На первом этапе программы исследования был проведен первичный констатирующий эксперимент. Со всеми участниками эксперимента проведен инструктаж по работе с тестами. Тестирование проводилось при нормальном уровне освещенности и температурном режиме, без постороннего шума, как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Проведен количественный анализ полученных данных контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе высокий уровень личностной тревожности (по Ч. Спилбергеру) показало 9 человек (30%), средний - 13 человек (43,33%), низкий - 8 человек (26,66%). Высокий уровень личностной тревожности по Г. Айзенку был у 8 человек (26,66%), средний - у 14 человек (46,66%), низкий - у 8 человек (26,66%). Высокий уровень фрустрации по Г. Айзенку показали 10 человек (33,33%), средний - 13 человек (43,33 %), низкий - 7 человек (23,33%). Высокий уровень агрессивности по Г. Айзенку определен у 7 человек (23,33%), средний - у 13 человек (43,33%), низкий - у 10 человек (33,33%). В контрольной группе высокий уровень личностной тревожности (по Ч. Спилбергеру) показало 9 человек (30%), средний - 12 человек (40%), низкий - 9 человек (30%). Высокий уровень личностной тревожности по Г. Айзенку выявлен у 8 человек (26,7%), средний - у 13 чел. (43,3%), низкий - у 9 чел. (30%). Высокий уровень фрустрации по Г. Айзенку определен у 9 человек (30 %), средний уровень - у 14 человек (46,7%), низкий уровень - у 7 человек (23,3%). Высокий уровень агрессивности по Г. Айзенку определен у 8 человек (26,7%), средний уровень у 12 человек (40%), низкий уровень у 10 человек (33,3%). Испытуемые обеих групп, показавшие высокий уровень личностной тревожности по Ч. Спил-бергеру, так же показали высокий уровень тревожности по Г. Айзенку. При этом выявлено, что у лиц с высокой тревожностью высокими являются показатели по шкалам фрустрации и агрессивности.
Качественный анализ результатов. Для
оценки статистической значимости разности показателей экспериментальной и контрольной групп констатирующего эксперимента использовались методы математической обработки статистических данных, в частности, использовался t-критерий Стьюдента - метод статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на сравнениях с распределением Стьюдента. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках. Расчеты производились при помощи вложенного пакета статистической обработки данных программного пакета Microsoft Excel 9.0. Критерий Стьюдента определил как статистически незначимые различия между показателями экспериментальной и контрольной групп по шкале личностной тревожности Спилбергера, шкалам тревожности, фрустрации и агрессивности Айзенка в констатирующем эксперименте, т. е. группы признаются эквивалентными.
На втором этапе участникам экспериментальной группы было предложено проведение 20 занятий по аутогенной тренировке с использованием методики М.С. Лебединского и Т.Л. Бортник (модифицированная методика Шульца, позволяющая сократить срок лечения до 20 дней) и Г.С. Беляева (модифицированная методика, рассчитанная на коллективно-индивидуальный метод). Участникам контрольной группы занятия по аутогенной тренировке не предлагались. Занятия аутогенной тренировкой проводились ежедневно в течение часа. Участники получали задания повторять упражнения самостоятельно дважды в день с целью закрепления навыков АТ.
На третьем этапе проведено контрольное исследование экспериментальной группы после проведенной аутогенной тренировки: высокий уровень личностной тревожности (по Ч. Спил-бергеру) показало 3 человека (10%), средний -11 человек (36,7%), низкий уровень - 16 человек (53,3%). Высокий уровень личностной тревожности по Г. Айзенку выявлен у 2 человек (6,7%), средний - у 13 человек (43,3%), низкий - у 15 человек (50%). Высокий уровень фрустрации по Г. Айзенку показали 2 человека (6,7 %), средний - 11 человек (36,7 %), низкий - 17 человек (56,6%). Высокий уровень агрессивности по Г. Айзенку выявлен у 3 человек (10%), средний - у 7 человек (23,3%), низкий - у 20 человек (66.7%). Исследование показало уменьшение количества испытуемых с высоким уровнем личностной тревожности как по Ч. Спилбергеру, так и по Г. Айзенку. При этом количество испытуемых с высоким уровнем фрустрации и агрессивности также уменьшилось. В то же самое время значительно увеличилось количество испытуемых, показавших низкий уровень тревожности по обоим тестам, а также низкий уровень
фрустрации и агрессивности. Количество испытуемых со средним уровнем личностной тревожности по обоим тестам, а также со средним уровнем фрустрации и агрессивности несколько уменьшилось. Исследование контрольной группы на третьем этапе: высокий уровень личностной тревожности (по Ч. Спилбергеру) показало 9 человек (30%), средний -12 человек (40%), низкий - 9 человек (30%). Высокий уровень личностной тревожности по Г. Айзенку выявлен у 8 человек (26,66%), средний - у 13 человек (43,33%), низкий - у 9 человек (30%). Высокий уровень фрустрации по Г. Айзенку показали 9 человек (30 %), средний - 14 человек (46,66 %), низкий - 7 человек (23,33%). Высокий уровень агрессивности по Г. Айзенку обнаружили 8 человек (26,66%), средний - 12 человек (40%), низкий - 10 человек (33,33%). Исследование контрольной группы показало, что уровень личностной тревожности по тестам Ч. Спилбер-гера и Г. Айзенка, а также уровень фрустрации и агрессивности у участников эксперимента остался прежним.
Количественный анализ результатов. Критерий Стьюдента определил как статистически значимые различия между показателями экспериментальной и контрольной групп в последнем исследовании формирующего эксперимента по высокому и низкому уровню тревожности шкалы личностной тревожности Спилбергера и шкалы Айзенка, а также высокому и низкому уровню фрустрации и агрессивности шкалы Айзенка. Различия между показателями по среднему уровню тревожности шкалы Спилбергера и по среднему уровню агрессивности шкалы Айзенка находятся в зоне неопределенности. Различия между показателями по среднему уровню тревожности шкалы Айзенка и среднему уровню фрустрации являются статистически незначимыми.
Обнаруженные различия свидетельствуют о достоверном (статистически значимом) сни-
жении высокого уровня личностной тревожности, фрустрации и агрессивности после применения аутогенной тренировки. Увеличение низкого уровня тревожности, агрессивности и фрустрации не следует понимать как отрицательный результат действия аутогенной тренировки, поскольку аутогенная тренировка направлена на нормализацию эмоционального уровня личности. Личность может находиться на завышенном эмоциональном уровне, что говорит о необходимости понижения этого уровня. Но эмоциональный уровень может быть и снижен, т.е. торможение реакций, слабая восприимчивость, замкнутость и прочее. В этом случае аутогенная тренировка способствует поднятию ослабленного уровня эмоционального состояния и доведение его до среднего, нормального для этой личности состояния. Нормализующее влияние аутогенной тренировки подтверждается незначимыми изменениями среднего уровня тревожности, фрустрации и агрессии.
Выводы
Данные, полученные в результате проведенного исследования, достоверно показали, что аутогенная тренировка в значительной степени положительно влияет на общее психическое состояние личности и на его отдельные показатели, способствуя снижению высокого уровня тревожности, фрустрации, агрессивности. Практическая ценность проведенного исследования и эксперимента заключается в том, что методика аутогенной тренировки может использоваться как метод коррекции эмоционального состояния женщин с бесплодием, введена в практику и применяется психотерапевтом Отделения охраны репродуктивного здоровья БУЗОО «Городской клинический перинатальный центр».
Литература
1. Анохин Л.В. Бесплодие в браке / Л.В.Анохин, О.Е. Коновалов Рязань, 1995. - 128 с.
2. Фёдорова Т.А. Клиника, диагностика и лечение «необъяснимого» бесплодия у женщин: Автореф. дис. канд. мед. наук. -М., 1986. - 23 с.
3. Теория и практика аутогенной тренировки / Под. ред. В.С.Лобзина.-М.: Медицина, 1980.- 165с.
4. Психология личности. Тесты, опросники, методики /Авт. составители Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова.-М.: Геликон, 1995. - 236 с.
5. Катыгин, Ю.А., Умнов, В.П. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками / Ю.А. Катыгин, В.П. Умнов // Психофизиология. - Л, 1979, С.46-49