ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЗМА В ЭПОСЕ «МАНАС» Толубаева Ч.Д.1, Жумашова Н.А.2 Email: [email protected]
1Толубаева Чолпон Дерденбаевна - кандидат филологических наук, доцент; 2Жумашова Назира Асанкадыровна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра кыргызской литературы и манасоведения, факультет филологии, истории, педагогики и искусства, Иссык-Кульский государственный университет им. Касыма Тыныстанова, г. Каракол, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье в аспекте психологического анализа изучается схватка между Алманбетом и Чубаком, которые едут в разведку в эпизоде "Чон Казат". Отражается внутреннее психологическое состояние героев, а также монологи и эпические диалоги, разговоры, которые происходят при различных обстоятельствах, тоже отражают психологическое состояние героев. В эпосе встречаются не только монологи персонажей, но и диалоги, свойственные драматическим произведениям, виды речей, выражающие различные ситуации. Поэтому основная задача предлагаемой научной статьи выражается в определении того, какими художественными средствами, способами и приемами достигается психологизм в эпосе.
Ключевые слова: психологизм, монолог, эпический диалог, внутренние переживания, драматизм.
THE PROBLEM OF PSYCHOLOGY IN THE EPIC MANAS Tolubaeva Ch.D.1, Jumashova NA.2
1Tolubaeva Cholpon Derdenbaevna - Candidate of Philology, Associate Professor; 2Jumashova Nazira Asankadyrovna - Candidate of Philology, Associate Professor, DEPARTMENT OF KYRGYZ LITERATURE AND MANAC STUDIES, FACULTY OF PHILOLOGY, HISTORY, PEDAGOGY AND ART, ISSYK-RUL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER KASYM TYNYSTANOV, KARAKOL, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: the scene on the conflict between Almanbet and Chubak, who were heading a military reconnaissance is examined the psychological analyze in the article. It depicts the inner emotional state of heroes in monologues, dialogues and discussions which took occurs during various circumstances throughout the episode. In the epic there are not only monologues of characters but also dialogues are characteristic of dramatic works types of speeches expressing various situations. Therefore the main task of the proposed scientific article is expressed in determining what artistic means methods and examples are used to achieve psychology in the epic.
Keywords: psychology, monologue, epic dialogue, inner experiences, drama.
УДК801.8
В современной художественной литературе как достижение психологического анализа считается отражение состояния персонажей в различных жизненных ситуациях, внутренних переживаниях, действиях, поступках, вплоть до личных привычек, все, что рассматривается в связи с особенностями индивидуального творческого мастерства, стиля писателя. Особого подхода требуют эпические произведения в аспекте рассматриваемого психологического анализа. Но в эпических
произведениях обнаруживаем лишь некоторые художественные средства психологизма. Эпос "Манас" обладает особой художественной структурой. В эпосе присутствуют многочисленные положительные и отрицательные персонажи, изображаются подвиги мужчин и женщин во имя Отечества, их внутренние переживания, их размышления о жизни и смерти, то есть на первом плане - душевное состояние людей, тонко и глубоко чувствующих.
Основная задача предлагаемой научной статьи выражается в определении того, какими художественными средствами, способами и приемами достигается психологизм в эпосе. В трилогии "Манас" даны многочисленные сюжетные эпизоды, проникнутые глубоким драматизмом и психологизмом. О художественных приемах, отражающих психологическое состояние пресонажей, дает следующую оценку М. Ауэзов, внесший в свое время большой вклад в научное исследование эпоса: "Общераспространенные виды изложения литературного материала-описание, повествование, драматизация, главным образом в виде монологов-представлены во всей поэме, но в пределах каждой из больших тем они представлены неодинаково.Так, например, в "Поминках по Кокетею" преобладают описания и повествование, а в "Великом походе" равное место занимают и речи героев. В походах описательные приемы сменяются повествованием, а моменты наибольшего душевного напряжения, острые столкновения отмечены речами героев; столкновения же героев с врагами передаются исключительно авторским повествованием" [1. 160]. Опираясь на важное замечание ученого основанное на психологическом анализе, рассмотрим "Ссору Чубака и Алманбета" из "Великого похода" эпоса "Манас" по варианту С. Орозбакова. Как сказано в сюжете Алманбету поручается руководство всей войском в предстоящем походе на Бейджин. По недорозумению в среде 40 витязей во время игры в ордо, между Чубаком и Алманбетом был внесён раздор. Став жертвой подстрекательства, объятый гневом, Чубак пустился в погоню за Сыргаком и Алманбетом, ушедшими на разведку. Эта часть эпоса состоит сплошь из речей персонажей, эпических диалогов. Именно в этой части внутренние переживания персонажей, раздумья и печали их, говоря термином литературоведения, объяты психологизмом. Изображения душевного состояния Чубака, его скрытая обида, разговор с самим собой ( внутренний монолог) передают не вымышленной, а живой образ реального человека:
Выстрелил громко из ружья, Подумал так про себя Чубак: "Погоди китайский беглец, Поговорим один на один,-Погляжу, какой ты храбрец, Погоду меняющий колдун, Заносчивый, властолюбивый кафир! Остаться живым едва ли тебе,-На первом убью перевале тебя, Разведаю сам твой Чон-Бейджин, Сам угоню китайский табун, Удивлю киргизский мир!"[4. 154-155].
То, что Алманбет взял на разведку не Чубака, а Сыргака, породило противостояние между ними. Не разобравшись в причине такого выбора, не обдумав все хорошенько и спокойно, поддавшись эмоции, Чубак почувствовал себя обойденным, лишенным доверия в таком важном деле. Это завистники настроили Чубака против Алманбета. И Чубак и Алманбет считается лучшими витязями Манаса, важными одинаковой доблести. В приведенном выше монологе Чубака передаются его внутренние переживания, его гнев к Алманбету, его эгоистические порывы, через внутренний монолог передаются психологическое состояние, раскрываются новые грани его образа. Затаив злобу на Алманбета, он стремится единолично предпринять
разведку в Китай, показать себя, свершив героический поступок. Такая самонадеянность губила многих витязей из эпосов народов мира.
Чувстуя, что в среде 40 его витязей могут возникнуть ссоры из-за зависти и недоразумения, Манас, сев на коня Айбан-Боз, взяв на поводу своего боевого коня Ак-Кула, предназначив его в дар враждующим сторонам, пустился вдогонку за Алманбетом. Издалека, чтобы Алманбет не скрылся за перевалом, Манас подает сигнал, стреляя в воздух из ружья Ак-Келте, просит Алманбета остановиться. Видя приближающихся к нему Манаса и Чубака, Алманбетом одолевает тревога, он предается глубоким раздумьям, его психологическое состояние передается в следующих строках:
"О чём и подумать бы не мог,
То ему на ум взбрело,
Камнем на сердце легло:
"Наверно, за ними народу тьма!
Сколько киргизом себя ни считай,
Останешься для них чужаком.
Э, не верят тебе, Алма,
Не считают тебя, вожаком,
Боятся тебя пускать в Китай,-
Ведут потому всю рать в Китай
Манас-Каблан с эр-Чубаком!..
Опечалился, едет шажком Алманбет,
Едет рядом с ним Сыргак,
Птица счастья его-Сыргак.
и вдруг подумал так Алманбет:
"На необъезженном коне,
На Айбан-Бозе, почему
Пожаловал Манас ко мне?
Иль враги, в недобрый час,
Напали с тылу на него?
Можеть быть, горячий бой
Происходит уже в тылу?
Можеть быть, уже чёрный день
Для героя Манаса настал?
Можеть быть, он Ак-Кулу
В жаркой схватке уже потерял" [4.164].
В передаче переживаний персонажа одним из активных художественных стредств психологического анализа является внутренний монолог. Как об этом отмечал литературовед К. Асаналиев: "В раскрытии глубокого психологического процесса, происходящего во внутреннем мире человека, велика роль внутренного монолога" [2]. Алманбет, видя издалека Манаса, едущего на Айбан-Бозе, ведя на поводу Ак-Кула, и мчащегося стрелой Чубака, предается тревожным мыслям, беспокойству. Какую бы службу он не выполнял для кыргызкого народа, какие бы подвиги он не совершал, слова, обращенные к нему "чужак", "иноверец", "раб-китаец", разрывают сердце,рождают глубокую печаль в душе Алманбета. Он не из-за того печалится, что не признают его героизм. Алманбет скорбит по поводу того, что к нему нет полного доверия, что его везде сопроваждают слова "раб", "чужак", "китаец. Хотя он несет верную службу киргискому народу, его преследует подозрение, накладывает тень на его доброе имя. Это- то, что его мучает постоянно! В этой части эпоса встречаются не только монологи персонажей, но и диалоги, свойственные драматическим произведениям, виды речей, выражающие различные ситуации. В эпизоде даны речи-обращения, речи-ссора, речи-советы. М. Ауэзов обозначил следующие виды речей: "Речи характеризуют положительных героев в моменты осложнения их
взаимоотношений, личных переживаний или мотовируют известные поступки, действия. В поэме можно найти самые различные виды речей: совещательные речи-на сборе в совете(речи Манаса и Алманбета перед походом на Бейджин); воинственные увещевания (речь Манаса на аше); речи угрозы(послания Манаса семи ханам); задушевные речи, выражающие раскаяние , огорчение( знаменитая речь(знаменитая речь Алманбета в "Чон казате", которая в конце превращается в личное воспоминание , автобиографию); речи-завещания (керез Кокетея) дружеские наставления, укоры (речи Бакая, Кошоя, часто обращенные к Манасу)" [1. 161]. Виды речей, обозначенные ученым, придают новые краски в обрисовке психологического состояние персонажей. Обратимся к словесной битве Алманбета и Чубака: "Э, ты низкий скот, Чубак! Не считаешь человеком меня? Как можешь ты быть равным львам, Пёс взбесившийся, Чубак? Кого я просил сделать беком меня, У кого я ханство просил? Сам ты не веришь своим словам! Не отрекаюсь-китаец я! За что воюю,однако, Чубак? А ты-киргиз, э,безумец Чубак, А киргизам своим вредищ! Из-за чего лезешь в драку, Чубак, Завистник, забияка Чубак! Из-за безумства своего-Войска, оплот страны, мутишь, Презренна могила отца твоего!"[4.166]
Чубак:
-Э,бродяга, перекатун!
Ты, сменивший много личин,
Народы и страны менявший беглец,
Это тебе в разведку итти?
Это тебе вести на Бейджин
Двенадцать родов киргизских войск,
Тебе их возглавлять, кафир?
Ты будешь покорять, Хаканчин?
Это мне ль, Ак-Балта-улу,
От советов быть в стороне,
Распустить в Таласе ичкыр,
Оставаться праздным в тылу,
Покуда ты будешь разыскивать славу себе?
Откуда ты взял это право себе?"[4.167-168].
В такой словесной перепалке, в диалогическом противостоянии, как и в драматическом произведении, скрыт глубокий психологизм. Через эмоциональное состояние двух баатыров во время ссоры раскрывается их внутренний мир, то что принято называть психологизмом. Чубак особо отмечает: Алманбет, бросив свою Родину, стал беглецом, менял не только земли, но и народы, ищет себе славу; осуждает его как человека иной веры. Алманбет, в свою очередь, характеризует Чубака как смутьяна, эгоиста, думающего только о себе, самонадеянного гордеца. В гневе они готовы убить друг друга. Будучи свидетелем психологического противостояния двух близких людей, Манас тяжело переживает это событие, что проникнуто глубоким внутренним переживанием. Манас страдает от того, что ссора двух баатыров проложит трещину не только в среде войска, но и всего кыргызского
народа, а для китайцев ссора джигитов Манаса принесет только пользу и обеспечит им успех. Когда дело дошло до грани убийства, придерживая правой рукой Алманбета, левой Чубака, Манас старается образумить их, обращается к ним: "Чубак, Алма, бойцы мои, Герои, близнецы мои, Дочери ваши вдовами будь! Коль вас двоих пошлю" Удачным должен быть мой путь; Коль выслать в перестрелку вас, Сразитесь ведь геройски вы, Равны тюменям войска вы;
Сами пришедшие издалека,
Волки дерзские вы мои.
Доблестные львы мои,
Алманбет мой и мой Чубак!
Заставили вы меня горевать" [4. 169-170].
В главе "Ссора Чубака и Алманбета" эпический диалог, отражающий внутренние переживания, действия и поступки персонажей, их горести и радости, передающиеся в эпических диалогах, встречается в эпосе множество.
Об эпическом диалоге, отражающий борьбу двух богатырей Кошоя и Жолоя из главы "Поминки по Кокотею", исследователь С.Байгазиев отмечает следующее: "С литературной точки зрения это словесная перепалка напоминает не какой-то эпический диалог, а настоящий драматический диалог. Словесная битва двух великанов по своей остроте и напряженности передают классическую форму драматического конфликта и диалога. Здесь следует особо отметить, что тема "Борьба Кошояи Жолоя" из главы "Поминки по Кокотею"выделяется особым психологизмом. Психологическое состояние борцов, особенно в передаче внутренного состояния и беспокойства Кошоя, мастерство сказителя эпоса достигает высокой степени произведения художественности раскрытием внутренних переживаний персонажа. Знакомясь с такими эпизодами эпоса, создается впетление, что читаешь не эпическое произведение, а обыкновенный социальный роман или драму" [3. 324]. Такое важное обобщение не вызывает сомнения.
Напрашивается вывод: в эпосе "Манас" монологи, эпические диалоги проникнуты глубоким психологизмом, передают функции передачи душевного состояния, перипетии личной жизни персонажей, служат определению идейно-художественной проблематики эпической поэмы.
Список литературы /References
1. Ауэзов М. О времени возникновения эпоса "Манас". В кн: Энциклопедический феномен эпоса "Манас", 1995.
2. Асаналиев К. В пространстве кыргызского романа. Культура Кыргызстана, 1969, 12 ноябрь (на киргизском яз.)
3. Байгазиев С. Улуу " Эпос «Манас» - несмываемая звезда мировой художественной культуры. Бишкек, 2016 (на киргизском яз.).
4. Манас. Киргизский эпос. Перевод С. Липкина. Бишкек, 1994.