Научная статья на тему 'О сходстве и разнице сюжетов в строении эпических событий сказателями в эпосе "Манас"'

О сходстве и разнице сюжетов в строении эпических событий сказателями в эпосе "Манас" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЖИ / СЮЖЕТ / СНОВИДЕНИЕ / МАДЫХАН / ВОИН / МОТИВ / ЭПИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ / ЯСНОВИДЯЩИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калчекеев Кубанычбек Бекболотович

Автор на конкретных материалах из эпоса показывает схожесть персонажей событий по смыслу. Дело в том, что такая схожесть определяется наличием общечеловеческих качеств, как великодушие, человечность, героизм, способность заклинать великие подвиги и т. д. В основе эпических сюжетов лежат мифы, сказки о богатырях, сюжеты которых очень близки друг к другу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О сходстве и разнице сюжетов в строении эпических событий сказателями в эпосе "Манас"»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

О сходстве и разнице сюжетов в строении эпических событий сказателями

в эпосе «Манас» Калчекеев К. Б.

Калчекеев Кубанычбек Бекболотович /Kalchеkeev КиЬапусЫ/вк Bekbolotovich — кандидат филологических наук,

профессор,

кафедра кыргызской и зарубежной литературы, Джалал-Абадский государственный университет, г. Джалал-Абад, Кыргызская Республика

Аннотация: автор на конкретных материалах из эпоса показывает схожесть персонажей событий по смыслу. Дело в том, что такая схожесть определяется наличием общечеловеческих качеств, как великодушие, человечность, героизм, способность заклинать великие подвиги и т. д. В основе эпических сюжетов лежат мифы, сказки о богатырях, сюжеты которых очень близки друг к другу. Ключевые слова: персонажи, сюжет, сновидение, Мадыхан, воин, мотив, эпические сказания, ясновидящие.

УДК 82*131

Во всех вариантах в эпосе «Манас» встречаются эпические сюжеты и каждый сказитель подает их по разному, однако персонажи и события по смыслу схожие.

По варианту Т. Молдо [ 1, с. 479], Алманбет через ясновидящих узнает, что собираются нападать на него, и хочет пресечь ему дорогу. Макел-великан «принаряжается в железные доспехи, величиной как гора» и один отправляется в путь. Макел-великан характеризуется: «Из города вышел, как гора» [2, с. 557].

Алманбет, увидев Макель-великана, остался в недоумении. Чубак предупреждает о том, что назад дороги нет. И Алманбет пустил стрелу в глаза Макель-великана [3, с. 563].

Алманбет и Чубак, обезглавив Макель-великана, погрузив в одну сторону голову великана, а в другую камни доставили к Манасу.

В варианте Саякбая [4, с. 132] эпизод «Убийства Канышай Алманбетом и Сыргаком» характеризуется масштабно. Эпизод дается в разделе «Убийство Алманбетом Тыргоотской ханши Канышай».

Эпизод смерти Канышай в эпосе передается: «На окраинах Кара-Тоо как камень прибитый женщине, достигли незаметно, достигнув, Сыргак-богатырь свалил ее на землю, пока она опомнилась, сын Азизхана Алманбет обезглавил женщину». [4, с. 132].

Такой мотив не дается в вариантах Сагымбая [5, с. 118] и Т. Молдо [3, с. 563]. Одним из сильных перегородивших дорогу в Бейджин, была Канышай. Алманбет, приблизившись к Бейджину, переоделся в отцовскую прогулочную одежду. В варианте Саякбая [4, с. 132] раздел «Убийство Алманбетом Тыргоотской ханши Канышай» дается момент, когда главы десятин, тысячников преклоняются перед Алманбетом.

Эпизодом сновидение является постоянное сюжетное построение в эпических произведениях. Дочь Эсенкана Бурулча видит сон про Алманбета. После сна велит стражникам ставки открыть ворота города. Бурулча встречает Алманбета. Такой мотив в других вариантах не встречается [кроме 1, 2, 4].

В варианте Саякбая [4, с. 132] этот мотив дан в разделе «Убийство Тыргоотской ханши Канышай», но процесс развития сюжета в этом разделе посвящается сражению китайцами -калмыками, с войском Конурбая.

«Давайте китайцы - давайте,

Загнал их Конурбай.

Собрав всех силачей,

Вглубь проникся Конурбай.

Как дождь натягивали тетиву,

Стрелы градом падали».

Вышестоящие стихи Конурбая обращение к своему народу и войску подтверждают о его искреннем намерении призыва к войне [6, с. 145].

Такой мотив в варианте Саякбая дан тезисом в разделе «Убийство Алманбетом Тыргоотской ханши Канышай». Присоединение богатырей описывается так:

«Во главе Каргыл, Чубак,

Алманбет, Аджибай, Сыргак

Сорок дружинников-чоро вместе.

Одних врагов кто ближе,

Разил Манас мечом. Началось кровавое сражение, Уши глохли от шума. Пыль поднялась столбом, Скрылось солнце, в беспорядке. Лежали мертвые воины» [7, с. 148].

В других вариантах, вышеназванный мотив, отдельно не тематизируется. Одним из храбрых воинов китайцев - Мадыхан.

Мотив про смерть Мадыхана в вариантах С. Орозбакова, Ж. Мамая, Т. Молдо не встречается. Этот мотив в варианте Саякбая Каралаева в разделе «Убийство Алманбетом Тыргоотской ханыши Канышай» описывается в виде тезиса смерти Мадыкана, характеризуется таким образом: «Приготовившись Эр Чубак, обезглавил бычка, В это время эр Бакай с Ак Балта на руках С криком достигнув Мадыхана, Обезглавил храбреца». [8, с. 155].

Вкратце даётся пленение Нескара Чубаком в варианте С. Каралаева [8, с. 155] в разделе «Убийство Алманбетом Тыргоотской ханши Канышай».

Здесь: во время совершения намаза сорока повелителей Китая во главе Нескара, Чубак один пленяет. Убедительно описывается этот мотив.

О таком эпизоде в вариантах С. Орозбакова [5], Т. Молдо [1], Ж. Мамая [9], не упоминается. Эпизод о назначении Аджибая и Урбу послами в Бейжин описывается в виде тезиса. В разделе «Убийство Тыргоотской ханышы Канышай Алманбетом» эпизод о преподношении в виде дара Эсенхану Бурулчи и Бирмыскал Манасу великодушному даны вкратце в виде тезиса. Плененный Нескара:

«Прикажите стать рабом вашим - стану им, Не убивайте меня хан Манас! Дайте знать моему хану! Я преподнесу в подарок Луноликую красавицу Бурулчу Из храма Эсенхана, И еще подарю вам Лучезарную Мастерицу Бирмыскал» Стелется перед Манасом Нескара.

Строение сюжетных линий в эпических сказаниях такова: если ханы проигрывали сражение, то проигравшая сторона преподносила дар победителю. Строение сюжетной линии в эпических произведениях отражается как традиция. Мотив плача Конурбая перед Кара ханом: «Нужно отдавать что просят».

«Покорение китайцев дар Эсенхана Манасу трона хана окраинного Бейджина». Когда Эсенхан призывает прийти к мирному решению, предлагает уступить Манасу трон ханства окраинного Бейджина.

Литература

1. Молдо Т. Манас. Рукописный фонд ИЯиЛ им. Ч. Айтматова ИИВ 1071. 479 с.

2. Молдо Т. Манас. Рукописный фонд ИЯиЛ им. Ч. Айтматова ИИВ 1071. 557 с.

3. Молдо Т. Манас. Рукописный фонд ИЯиЛ им. Ч. Айтматова ИИВ 1071. 563 с.

4. Каралаев С. «Манас». VI книга. Ф. Кыргызстан, 1986. 132 с.

5. Орозбаков С. «Манас III» книга. Ф. Кыргызстан, 1982. 118 с.

6. Каралаев С. «Манас» II книга. Ф. Кыргызстан, 1986. 145 с.

7. Каралаев С. «Манас» II книга. Ф. Кыргызстан, 1986. 148 с.

8. Каралаев С. «Манас» II книга. Ф. Кыргызстан, 1986. 155 с.

9. Мамай Ж. «Манас». Кыргыз элинин тарыхый эпосу. Шинжиац эл басмасы, 2004. 7 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.