Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ'

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шитова И.А.

Актуальность. В условиях инклюзивного образования требуется взаимодействие педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность в разработке и обеспечении детского образовательного маршрута. Целью статьи определено выявление проблем и трудностей в поведении и действиях родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF PARENTS OF A PRESCHOOL CHILD WITH DISABILITIES TO INCLUSIVE EDUCATION

Relevance. In the context of inclusive education, the interaction of teachers with parents of children with disabilities, joint activities in the development and provision of a children's educational route are required. The purpose of the article is to identify problems and difficulties in the behavior and actions of parents.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ»

УДК 004.02:004.5:004.9

DOI 10.46566/2225-1545_2020_77_923

Шитова И.А студент магистратуры 2 курса кафедра государственного и муниципального управления

Институт менеджмента Оренбургский Государственный Институт

Россия, г. Оренбург

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Аннотация: Актуальность. В условиях инклюзивного образования требуется взаимодействие педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность в разработке и обеспечении детского образовательного маршрута. Целью статьи определено выявление проблем и трудностей в поведении и действиях родителей.

Ключевые слова: инклюзивное образование; ребенок с ограниченными возможностями здоровья; доступность образования; право на образование; психологическая готовность; образовательные формы.

Shitova I.A. undergraduate 2 year department of state and municipal administration

Institute of Management Orenburg State Institute Russia, Orenburg

THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF PARENTS OF A PRESCHOOL CHILD WITH DISABILITIES TO INCLUSIVE

EDUCATION

Relevance. In the context of inclusive education, the interaction of teachers with parents of children with disabilities, joint activities in the development and provision of a children's educational route are required. The purpose of the article is to identify problems and difficulties in the behavior and actions of parents.

Key words: inclusive education; a child with disabilities; access to education; the right to education; psychological readiness; educational forms.

В настоящее время происходят существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ). Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования и науки РФВ Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования [4, 6,11].

Дошкольное образование является первой ступеней в системе общего образования, именно оно является фундаментом для развития и социализация дошкольника. Дошкольный возраст является благоприятным для выявления особых образовательных потребностей у детей. Группа дошкольников с особыми образовательными потребностями чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Для того чтобы дошкольник с ОВЗ со своими особенностями мог посещать детский сад, который находится рядом с домом, необходимо создать специальные условия, которые определены в Законе «Об образовании». В настоящее время именно инклюзивное образование предусматривает доступность образования для всех вне зависимости от их физических или психических особенностей [6, 9].

Главное в инклюзивном образовании дошкольника с ОВЗ - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех дошкольников.

На основе изучения теоретических и практических исследований Т.Г. Богдановой, А.А. Гусейновой, Н.М. Назаровой, мы можем утверждать, что система инклюзивного образования сталкивается с различными трудностями, такими как отсутствие доступной среды в образовательной организации, недостаточная подготовленность педагогов, отсутствие необходимого методического оснащения учебного процесса. Одним из проблемных остается вопрос психологической готовности педагогов и родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию [8,13].

Инклюзивное образование, предполагает сформированность психологической готовности всех участников воспитательно -

образовательного процесса, а именно педагогов, родителей и ребенка. На основе психолого-педагогических исследованиях О.В. Вольской, Н.Ю. Флотской, С.Ю. Булановой, Н.М. Назаровой, нами выделены компоненты психологической готовности: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Показателями мотивационно-ценностного компонента является принятие целей и задач, поведенческий компонент характеризуется преобладающим типом межличностных отношений, наличием качеств, способствующих эффективному взаимодействию участников образовательного процесса [8].

Принятие ситуации появления в семье ребенка с ОВЗ имеет свои этапы. В дошкольную организацию могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет педагогу рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения. Основные стадии переживания ситуации в семье: шок, отрицание, агрессия или пассивность, переживание и признание проблемы [5].

В исследованиях В. Хитрюк, Н.М. Назаровой, Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой посвященных данному вопросу, отмечена необходимость тесного сотрудничества родителей и педагогов. И если для родителей нормативного ребенка дошкольная организация - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, дошкольная организация может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в детском саду обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ [3, 5,12].

Изменения в системе образования оказывают влияние на содержание и способы взаимодействия педагогов и родителей. Включение дошкольника с ОВЗ в инклюзию определяет необходимость установления продуктивного диалога между участниками образовательного процесса. Целью взаимодействия должно быть выявление, устранение, по возможности, предотвращение различных проблем организации и осуществления обучения и воспитания детей с ОВЗ.

На современном этапе внедрения инклюзии педагоги испытывают дефицит знаний и опыта в организации и реализации воспитательно-образовательной деятельности ребенка с ОВЗ. Возникают затруднения при определении специфики образовательных потребностей ребенка с определенными видами дизонтогенеза, трудности в адаптации образовательной программы, в определении способов предъявления педагогических требований, способов выполнения задания, в определении возможности изменения вида образовательной программы, определении степени и способов участия родителей в образовательном процессе [12].

Практически все из перечисленных вопросов могут решаться более эффективно при активном включении родителей в организацию воспитательно-образовательного процесса, при формировании у родителей и педагогов открытой, партнерской позиции во взаимодействии. Трудно переоценить роль родителей в процессе адаптации ребенка к образовательной организации [6,12].

Адаптация дошкольника с ОВЗ может быть связана с большими эмоциональными и физическими затратами. Успешность адаптации во многом обусловлена и умением родителей помочь ребенку в организации педагогического процесса, в установлении взаимодействия с другими детьми группы и взрослыми; пониманием причин возможных трудностей ребенка и способностью их преодолеть или предотвратить. На успешность адаптации дошкольника будет влиять и адекватность оценки его потенциала родителями, их оптимистичный настрой, умение оказать эмоциональную поддержку.

Воспитательно-образовательный процесс подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей детей. Для управления инклюзивными процессами необходимо использовать различные формы работы, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов всех участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации) [3,6].

Основной принцип управления инклюзивным детским садом -принцип совместного принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение [3].

Какие же пути помощи и поддержки можно предложить семье ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации? Наличие педагогических структурных подразделений, позволяет дошкольной организации использовать образовательные формы, предоставляя выбор образовательных услуг, соответствующих запросам родителей и рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии:

Консультативный пункт, его цель создания консультативного пункта - обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Служба ранней помощи - для детей от 2 месяцев до 4 лет. В условиях специально организованной развивающей среды узкие специалисты (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед) проводят

индивидуальные и групповые занятия при участии родителей, консультируют родителей по проблемам развития и достижениям ребенка, по использованию игр и упражнений на домашних занятиях.

Лекотека, её целью является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

Группа развития «Особый ребенок» с целью оказания им систематической психолого-медико-педагогической помощи детям от 3 месяцев до 7 лет и их родителям.

Таким образом, одна из задач включение родителей в воспитательно -образовательный процесс дошкольной организации - это формирование у них представлений от инклюзивном образовании как о важном процессе ценностно-смысловых общественных изменений, в которые включен их ребёнок и они сами, а также сформированности психологической готовности в принятии ребенка с ОВЗ.

Использованные источники:

1 Баряева, Л. Б., Бгажнокова, И.М., Бойков Д.И. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы. [Текст] / Л. Б. Баряева, И.М. Бгажнокова и др. - М.: Владос, -2010. - 181 с.

2 Вольская, О.В., Флотская, Н.Ю., Буланова С.Ю. и др. Модели реализации инклюзивного образования в современном мире [Текст] / О.В. Вольская, Н.Ю. Флотская и др. // Педагогические науки. - 2014. - №6. - С. 38-43.

3 Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно -педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: науч. мет. пос. [Текст] /Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - Санкт-Петербург: КАРО, 2016. - 336с.

4 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

5 Назарова Н.М. Инклюзивное образование и две концепции его реализации // Родина и особый ребенок: проблемы патриотического воспитания. - СПб., 2012. - С. 17-19.

6 Педагогика инклюзивного образования [Текст] /Под. ред. Н.М Назарова.

- М.: ИНФРА - М, 2019. - 335 с.

7 Педагогика инклюзивного образования: Учебник. [Текст] / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова и др./ Под ред. Н.М. Назаровой.

- М., 2016. - 335 с.

8 Пенин, Г.Н. Образование для всех: смысл и ключевые направления инклюзии // Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России. [Текст] / Г.Н. Пенин- СПб. - 2010. - С. 22-28.

9 Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. 25 ноября. - № 265.

10 Сигал, Н. Концепция инклюзивного образования детей с ограниченнымивозможностями здоровья в зарубежной педагогике [Текст] / Н. Сигал // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 3. - С. 133-143.

11 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. 31 декабря. - № 5 (часть I). - Ст. 7598.

12 Хитрюк, В. Готовность педагога к работе с «особым» ребенком: модель формирования ценностей инклюзивного образования [Текст] / В. Хитрюк // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2013. - № 11. - С. 72-79.

13 Чернышов, М. Об инклюзивном образовании как форме интеграции образования в интересах инвалидов [Текст] / М. Чернышов // Интеграция образования. - 2013. - № 4 (73). - С. 84-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.