УДК: 159.94+316.61 ББК: 52.5
ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА*
В. С. НОВОЖЕНИНА - ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России E-mail: veronika. novozhenina@mail. ru
Аннотация
В настоящей работе автор анализирует современное представление о процессе адаптации, рассматривает её виды, формы. В исследовательской части, осуществленной с использованием психодиагностических методик, производится анализ уровня адаптации студентов первого курса к изменившейся социальной среде.
Ключевые слова: психическая адаптация, нервно-психическая дезадаптация, социально-психологическая адаптированность, психодиагностическая методика.
Современные тенденции в постижении процессов адаптации характеризуются проведением все более значительной грани между понятиями «приспособление» и собственно «адаптация», таким образом, происходит некая трансформация понимания данного процесса. Такая эволюция сути понятия обусловлена общим смещением акцента с биологической и физиологической адаптации на психическую и социальную и проявляется приоритетом эффективного взаимодействия индивида и социальной среды над пассивным приспособлением. Конечная цель межличностного контакта также претерпевает изменения: на первый план выходит реализация личности в конкретной социальной среде, стремление личности направлено на самоактуализацию, а не на минимизацию конфликтов, достижение социального равновесия. В конечном счете адаптация приобретает свойство эффективности, позволяя человеку все в большей степени самостоятельно создавать свою среду. К.К. Платонов выделяет следующие виды адаптации человека:
1) психофизиологическая адаптация, или свойство организма целесообразно перестраивать физиологические функции с учетом требований социальной среды. Сюда относятся такие процессы адаптации, нарушение которых влечёт за собой появление отклоняющегося от принятых норм поведения и как следствие - психологической дезадаптации, а также физиологические проявления стресса;
2) собственно психологическая (или нервно-психическая) адаптация;
3) социально-психологическая адаптация, то есть адаптация личности к взаимодействию с новой социальной средой.
В нашей работе большее внимание мы будем уделять именно психической адаптации, но стоит отметить, что психическая адаптация тесно связана в своей теоретической и практической основе с другими видами адаптации.
В настоящее время под психической адаптацией следует понимать непрерывный процесс активного приспособления психики человека к условиям окружающей его физической и социальной среды, а также результат этого процесса. Также психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Таким образом,
* Научный руководитель: ст. преп. Соболева Е.В.
адаптация дает возможность удовлетворения значимых потребностей и реализации актуальных целей, обеспечивая при этом согласованность поведения человека с установленными нормами социальной среды.
Говоря о результатах адаптационного процесса, часто используют понятие «адаптированность», в котором заключена идея активности личности, в первую очередь преобразующий характер ее социальной деятельности. Критериями эффективной адаптированности могут служить успешное социальное взаимодействие во внеличностной сфере, при котором повышается компетентность личности, экономическая продуктивность, а также формирование тесных эмоциональных контактов с другими людьми, как признак самореализации в личностной сфере. При взаимодействии с окружающей средой адаптированность индивида может проявляться двумя видами реакций: во-первых, успешное использование создавшихся условий для воплощения собственных целей и замыслов, во-вторых, стремление преобразовать ситуацию для получения желаемых результатов, придание событиям наиболее благоприятного с точки зрения самореализации направления. Важным условием для психической адаптации (особенно психосоциальной) является связанная с личностно-типологическими характеристиками способность личности к трансформации взглядов, целей, системы отношений, ведь в некоторых ситуациях только таким образом можно достигнуть эффективного взаимодействия с окружающей социальной средой. Нормальный адаптивный тип личности характеризуется принятием, умением уживаться с окружающими и добиваться самоутверждения в коллективе, в обществе без ущерба для остальных его членов, гибкостью, способностью адаптироваться как по аллопластическому, так и по аутопластическому типу. Неспособность к взаимопониманию, самокоррекции поведения, гибкости, уступчивости свидетельствуют о малоадаптивном типе личности. Таким образом, важнейшей характеристикой психической адаптации является её преобразовательно-приспособительный характер, где количественное соотношение компонентов «преобразование-приспособление» различно для каждой ситуации и свидетельствует об эффективности взаимодействия индивида и социальной среды. Возможность успешной адаптации является важным звеном в сохранении психического и соматического здоровья. От того, насколько успешно произойдет адаптация при попадании индивида в новую социальную среду, зависит эффективная самореализация личности в этом окружении, профессиональное становление личности, именно поэтому так важно помочь адаптироваться вчерашнему школьнику - нынешнему первокурснику к изменившемуся процессу обучения, новому коллективу, другому ритму жизни, одним словом, к новой социальной среде.
Для оценки психической адаптации студентов первого курса Южно-Уральского медицинского университета был проведен социологический анкетный опрос, в ходе которого было опрошено 202 студента первого курса ЮУГМУ. Выборку составили студенты лечебного факультета, педиатрического факультета, факультета клинической психологии и социальной работы, факультета высшего сестринского образования и менеджмента. Средний возраст респондентов 17 лет, в опросе приняли участие 71 юноша и 131 девушка. Первая психодиагностическая методика: тест нервно-психической адаптации по модели С.Б. Семичова. Данная методика изначально применялась в отделении психопрофилактики и внебольничной психиатрии Психоневрологического научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева. В основе теста лежит модель предболезненных состояний в психиатрии, методика направлена на обнаружение у респондентов психопатологических симптомов. На основании полученных результатов теста все респонденты могут быть разделены на две группы:
Первая группа - адаптированные студенты (студенты, относящиеся к нижеперечисленным категориям шкалы адаптации):
1) здоровье;
2) оптимальная адаптация;
3) непатологическая психическая дезадаптация.
Студентов, у которых по многомерной шкале адаптации преобладает непатологическая психическая дезадаптация, следует отнести к группе адаптированных, так как при этом виде дезадаптации дисфункциональные состояния охватывают, как правило, только отдельные сферы жизнедеятельности. Часто они бывают в форме кратковременных реакций, и обычно такие расстройства проходят самостоятельно. Поэтому особого опасения не вызывают, так как человек может с ними справится самостоятельно, без помощи психолога. Вторая группа - студенты с нарушением психической адаптации (студенты, относящиеся к нижеперечисленным категориям шкалы адаптации):
4) патологическая психическая дезадаптация;
5) вероятно болезненное состояние.
По полученным данным можно сделать вывод, что у 72 % студентов (вторая группа студентов) наблюдаются нарушения психической адаптации, и только 28% ( первая группа студентов) студентов адаптированы к новой социальной ситуации.
28% - первая
гэупга
студентов
7?%- нтпрая
группа
студен юс у
Рис. 1. Уровень нервно-психической адаптации у студентов первого курса ЮУГМУ Вторая психодиагностическая методика: методика социально-психологической адаптированности К. Роджерса. Методика представляет русифицированный вариант шкалы социально-психологической адаптированности, которая была разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом для выявления степени адаптированности в системе межличностных отношений. В качестве оснований для дезадаптации она предполагает ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень принятия себя, низкий уровень принятия других, эмоциональный дискомфорт, сильную зависимость от других, стремление к доминированию. При исследовании показателей социально-психологической адаптированности были получены следующие результаты: 99% респондентов имеют средние и высокие показатели по шкале социально-психологической адаптивности, и лишь 1% обладает низкими показателями по данной шкале. Данный результат свидетельствует о том, что абсолютное большинство студентов первого курса адаптировано к новым социальным условиям (обучению в ВУЗе).
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
эис. 2. Уровень социально-психологической адаптированности у студентов первого курса ЮУГМУ
Корреляционный анализ показал наличие связи между социально-психологической адаптированностью и нервно-психической адаптацией. Коэффициент корреляции Пирсона (г) равен -0,422 (ур.знач. 0,99) , что свидетельствует об обратной зависимости показателей. Таким образом, можно заключить, что увеличение показателей по одной шкале соответствует увеличению показателей по другой. Применительно к проблеме адаптации следует сказать, что чем выше показатель по шкале нервно-психической адаптации, тем в большей степени выражены адаптивные нарушения, следовательно, студенты, не имеющие отклонений в процессе нервно-психической адаптации также более социально адаптированы. Далее рассмотрим интегративные показатели и проверим их связь с нервно-психической адаптацией.
Фактор «самопринятие» имеет обратную связь со шкалой нервно-психической адаптации (г = -0,545, ур. знач. 0,99). Это означает, что более психически адаптированные люди одобряют себя в целом и в существенных частностях, у них наблюдается позитивная самооценка и доверие к себе.
Фактор «принятие других» также имеет обратную связь со шкалой нервно-психической адаптации (г = -0,456, ур. знач. 0,99). Люди психически адаптированные относятся дружественно к людям, к миру, ожидают позитивного отношения к себе окружающих. Фактор «эмоциональная комфортность» имеет обратную корреляцию со шкалой нервно-психической адаптации (г= -0,617, ур.знач. 0,99). У здоровых людей преобладают положительные эмоции в жизни над отрицательными. Психически адаптированные люди более позитивные, стараются не унывать ни при каких обстоятельствах.
Фактор «интернальность» имеет обратную связь с нервно-психической адаптацией (г = -0,56, ур.знач. 0,99). Люди психически адаптированные являются активными объектами своей деятельности, они знают, что происходящие с ними события являются результатами их деятельности и не зависят ни от кого другого.
Фактор «стремление к доминированию» имеет обратную корреляцию со шкалой нервно-психической адаптации (г = -0,263, ур.знач. 0,99). Психически адаптированные люди склонны подавлять другого человека, у них наблюдается чувство превосходства над другими.
Таким образом, учитывая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1) абсолютное большинство студентов первого курса адаптировано к новым социальным условиям (обучению в ВУЗе), о чем свидетельствуют данные исследования социально-психологической адаптированности;
2) проведенный корреляционный анализ позволяет утверждать, что более социально адаптированы те студенты, которые не имеют отклонений в процессе нервно-психической адаптации. Также следует сказать, что студенты без нарушений психической адаптации обладают более высокой самооценкой, имеют интернальный локус контроля, настроены значительно дружелюбнее по отношению к окружающим, имеют более высокий эмоциональный фон по сравнению с менее психически адаптированными однокурсниками;
3) большинство студентов (72%) первого курса ЮУГМУ имеют низкий уровень нервно-психической адаптации, что проявляется в преобладании в общей структуре шкалы адаптации следующих категорий: патологическая психическая адаптация, вероятное болезненное состояние. Ориентируясь на данный факт, нужно отметить, что данная группа студентов имеет повышенный риск развития соматических и психических расстройств, что, несомненно, должно найти отражение в вопросах психопрофилактики, психологического просвещения, направленных на повышение уровня адаптированности студентов к обучению в ВУЗе.
Список литературы
1. Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения - М.: Наука, 1982. - С. 309.
2. Соболева, Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации / Е.В. Соболева // Психология обучения. - 2014. -№ 6. - С. 74-80.
3. Соболева, Е.В., Шумакова, О. А. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014. - № 2 (37). - С. 84-86.
4. Пешиков, О.В., Максимова, О.Г. Психологические тесты как вариант подхода к выбору будущей медицинской специальности / О.В. Пешиков, О.Г. Максимова // Медицина и образование в Сибири. - 2010. - № 3. - С. 2.
PSYCHOLOGICAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AMONG FIRST-
YEARSTUDENTS
V.S. NOVOZHENINA - SUSMU
Abstract
ТЬе author analyzes concept, types, forms of adaptation. In the research section analyzed the level of adaptation of first-year students to the changing social environment.
Keywords: psychological adaptation, psychosocial adaptation, psychodiagnostic methods.