УДК 159.9.072 ББК 88.4
АДАПТАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО
ПСИХОЛОГА
Е.В. СОБОЛЕВА - ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России
Аннотация
В статье обсуждается адаптационная функция личностного потенциала, приводятся субъективные факторы психической адаптации будущего психолога, адаптационный потенциал как внутренний ресурс формирования адаптационных механизмов в новой личностно значимой социальной ситуации.
Ключевые слова: адаптационная функция, личностный потенциал, субъективные факторы, психическая адаптация, адаптационный потенциал, студент, новая личностно значимая социальная ситуация.
Адаптационная функция тесно связана с адаптацией психолога к жизненным и профессиональным ситуациям, обуславливая продуктивность деятельности. Адаптация к новым социальным и профессиональным условиям является одной из самых сложных психологических проблем личности. Личностно значимые ситуации несут в себе особую адаптационную напряженность, требуют согласования самооценок, притязаний и возможностей личности с реалиями социальной среды. Это такие ситуации, которые несут для личности важные факторы развития, удовлетворения потребностей, достижения личностно значимых целей. Одной из социально значимых ситуаций в жизни человека является ситуация вступления в новые, более высокого уровня, образовательные условия, такие как начало обучения в вузе. Для деятельности студента в этот период характерна интенсивность функционирования психики, высокое интеллектуальное и эмоциональное напряжение: в процессе деятельности возникают перегрузки, так как появляются новые задачи, вызывающие напряженность (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ и т.п.). Все это требует психической и психологической мобилизации, динамической перестройки системы отношений, установок, жизненных целей, что порождает реализацию процесса психической адаптации.
При поступлении в вуз молодые люди сталкиваются с новыми жизненными условиями: иногда это переезд в другой город, отрыв от семьи, новая учебная ситуация, требующая полной самостоятельности студентов, большой поток информации, повышенная учебная нагрузка, социализация в новой группе и др. Все вышеперечисленное будет влиять на процесс успешной адаптации, то есть выработки новой модели поведения в новых жизненных условиях [4].
Профессиональная адаптация являет собой сложный и длительный процесс, начинающийся со времени вступления в трудовую деятельность и продолжающийся на протяжении всей жизни [2]. В процессе профессионально-личностного становления возникает проблема актуализации адаптивных способностей, которые формируются в процессе профессионального обучения (А.Г. Асмолов, Е.С. Волков, Е.А. Климов, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, В.А. Петровский, Н.С. Пряжников, А.М. Столяренко, С.И. Сотникова, Ф.Р. Филатов, Л. Фомина, В. Франкл, Э. Фромм). Одним из условий успешной профессиональной адаптации называют зрелость и активность самой личности (Н.Р. Битянова, Т.Г. Григорьева,
Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева, В.В. Петрусинский, Н.С. Пряжников, В.Г. Ромек, Е.Е. Сапогова, Е.В. Сидоренко, М.Дж. Смит, К. Фопель).
По мнению Н.И. Конюхова, профессиональная адаптация возможна в двух стратегиях поведения: активной и пассивной; активное поведение связано с активным принятием условий труда, активным приспособлением к условиям профессиональной деятельности, их осознанием и осмыслением, поиском индивидуального стиля деятельности; пассивное поведение пассивным принятием целей и ценностей профессиональной деятельности [1]. Профессиональная адаптация - процесс становления равновесия в системе «человек -профессиональная среда», проявляется в эффективности и качестве труда, в удовлетворенности человека процессом труда, его результатом, собой как профессионалом, взаимоотношениями в коллективе [6].
Психическая адаптация студентов как фактор профессиональной адаптации будущих психологов к ситуациям профессиональной деятельности формируется в процессе обучения в вузе. Психическая адаптация как процесс представляет активное приспособление психики человека к условиям окружающей его физической и социальной среды, результатом которого называют психическую адаптированность [5]. С другой точки зрения, психическая адаптация представляет собой установление оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Этот процесс позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической адаптации человека и его поведения требованиям среды. Если исследовать психическую адаптацию сквозь призму стресса, то это психическая регуляция только в состоянии стресса, в проблемной психической ситуации [3]. Из сказанного мы делаем вывод о том, что психическая адаптация рассматривается как комплексный феномен, который не сводится только к адаптации психологической (в англоязычной литературе термин «психологическая адаптация» - psychological adaptation -используется как синоним психической адаптации) и требует для своего изучения учета как психологических, так и физиологических параметров. Следовательно, психическая адаптация будущего психолога к социальной ситуации, носит комплексный характер, что определяет множество подходов к ее исследованию.
Теоретический анализ исследований З.М. Александровского, А.М. Богомолова, С.Ю. Добряка, А.С. Кислициной, Н.Л. Коноваловой, А.В. Петровского, Г.И. Постоваловой, привел нас к выводу о том, что психическая адаптация возникает и развивается посредством следующих механизмов:
актуализации социально-психологических свойств, адекватных социальной ситуации - то есть таких свойств, которые создают внутреннюю коллизию, импульс к изменению, осознанию себя в новой системе отношений, обретению нового опыта и смысла, а также самопринятия, принятия других, интернальности и т.п.;
актуализации психодинамических свойств - то есть локализация способности обеспечить позитивную для личности динамику этого процесса, а именно эмоциональную стабильность, коммуникативные свойства, уверенность в себе и в общении, самоактуализационные свойства и т.п.;
актуализации продуктивного накопления личностного опыта - то есть обеспечение осознания взаимодействия множества событий и факторов, одни из которых зависят от личности, субъективно принадлежат ей, другие существуют в виде внешней данности, необходимости, тем самым создавая своеобразное пространство накопления личностного опыта; к таковым относятся творческие способности, индивидуальный стиль деятельности, способности к прогнозированию социальной ситуации и т.п [3].
Таким образом, в основе нашего понимания адаптационной функции личностного потенциала будущего психолога лежит идея исследования субъективных факторов актуализации социально-психологических свойств, адекватных социальной ситуации,
психодинамических свойств, обеспечивающих референизацию ситуации, и актуализации способности продуктивного накопления личностного опыта.
Характеристика группы. В исследовании принимали участие 202 студента первого курса очной формы обучения Южно-Уральского государственного медицинского университета. Выборку составили студенты факультетов лечебного, педиатрического, клинической психологии, социальной работы, высшего сестринского образования и менеджмента. Средний возраст испытуемых 17 лет; юношей - 71 чел, девушек - 131 чел.; 34 студента проживают в городе и 168 студентов - жители области.
Тест нервно-психической адаптации С. Б. Семичова показал, что у будущих психологов на первом курсе в явной степени выражено нарушение психической адаптации в сторону патологической психической дезадаптации. Но если рассмотреть полученные результаты в процентах, то значительное большинство студентов находятся в группе «вероятное болезненное состояние».
По полученным данным можно сделать вывод, что у 72 % студентов (две последние шкалы «патологическая психическая дезадаптация» и «вероятно болезненное состояние») наблюдаются нарушения психической адаптации, и только 28% студентов адаптированы к новой социальной ситуации. Непатологическую психическую дезадаптацию мы объединяем к группе адаптированных, так как при этом виде дезадаптации дисфункциональные состояния охватывают, как правило, только отдельные сферы жизнедеятельности. Часто они бывают в форме кратковременных реакций, и обычно такие расстройства проходят самостоятельно. Поэтому особого опасения не вызывают, так как человек может с ними справится самостоятельно, без помощи психолога.
Методика социально-психологической адаптированности К. Роджерса. Результаты показывают преобладание у 1% студентов низких показателей по шкале адаптивности и у 99% средних и высоких показателей. Данный результат свидетельствует о том, что студенты-первокурсники адаптированы к новым социальным условиям (обучению в вузе). Корреляционный анализ показал наличие связи между социально-психологической адаптированностью и нервно-психической адаптацией. Коэффициент корреляции Пирсона (r) равен -0,422 (ур.знач. 0,99) , что свидетельствует об обратной зависимости показателей. Таким образом, получаем, что увеличение показателей по одной из шкал соответствует увеличению показателей по другой. В нашем случае, чем выше показатель по шкале нервно-психической адаптации, тем в большей степени наблюдаются нарушения в данной адаптации, следовательно, более психически здоровые студенты также более социально адаптированы.
Далее мы уделим внимание интегративным показателям (факторам) и проверим их связь с нервно-психической адаптацией.
Фактор «Самопринятие» имеет обратную связь со шкалой нервно-психической адаптации (r = -0,545, ур. знач. 0,99). Это означает, что более психически адаптированные люди одобряют себя в целом и в существенных частностях, у них наблюдается позитивная самооценка и доверие к себе.
Фактор «Принятие других» тоже имеет обратную связь со шкалой нервно-психической адаптации (r = -0,456, ур. знач. 0,99). Люди психически адаптированные (здоровые) относятся дружественно к людям, к миру, ожидают позитивного отношения к себе окружающих.
Фактор «Эмоциональная комфортность» имеет обратную корреляцию со шкалой нервно-психической адаптации (r= -0,617, ур.знач. 0,99). У здоровых людей преобладают положительные эмоции в жизни над отрицательными. Психически адаптированные люди более позитивные, стараются не унывать ни при каких обстоятельствах.
Фактор «Интернальность» имеет обратную связь с нервно-психической адаптацией (r = -0,56, ур.знач. 0,99). Люди психически адаптированные являются активными объектами своей деятельности, они знают, что происходящие с ними события являются результатами их деятельности и не зависят ни от кого другого.
Фактор «Стремление к доминированию» имеет обратную корреляцию со шкалой нервно-психической адаптации (г = -0,263, ур.знач. 0,99). Психически адаптированные люди (здоровые) склонны подавлять другого человека, у них наблюдается чувство превосходства над другими.
Методика «Копинг - поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой). Результаты исследования по этой методике показали, что у студентов-первокурсников наблюдается низкий уровень использования таких типов совладающего поведения, как проблемно-ориентированного копинга (ср. знач = 1,07) и эмоционально-ориентированного копинга (ср.знач = 1,14), но имеется тенденция к среднему уровню использования копинга «Избегание» (ср. знач = 1,55), копинга «Отвлечения» (ср. знач = 1,55) и копинга «Социального отвлечения» (ср. знач. = 1,56).
Данные показатели означают, что студенты-первокурсники в проблемных для них ситуациях стараются избегать решения проблемы, обращаясь к какой-либо деятельности, либо ищут социальной поддержки в решении проблемы. Главный предмет наращивания опыта для студента в первый период обучения в вузе - это он сам как развивающийся, самоизменяющийся и рефлексирующий «субъект учебной деятельности»., личность актуализирующая, способная быть самостоятельной в выборе поведенческих тактик. В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности. На протяжении первого года обучения происходит вхождение первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности.
Корреляционный анализ показал обратную связь проблемно-ориентированного копинга и нервно - психической адаптации (г = -0,195, ур. знач. 0,99).Это означает, что психически адаптированные люди склонны решать свои проблемы, а не избегать их. Этот тип совладающего поведения самый конструктивный и действенный из представленных в данной методике. Только здоровые люди способны оценить существующую проблему, найти пути ее решения и не отступиться от поставленной цели.
Также в ходе корреляционного анализа было установлено, что эмоционально-ориентированный копинг имеет прямую корреляцию с нервно-психической адаптацией (г =
0.235., что свидетельствует о том, что психически адаптированные люди не склонны использовать такой тип совладающего поведения, как эмоционально - ориентированный копинг. То есть более здоровые люди не склонны «уходить в эмоции», они ведут себя более сдержанно и не поддаются депрессивным, паническим и другим эмоциональным состояниям.
Выводы:
1. По полученным можно сделать вывод, что у 72 % студентов (две последние шкалы «патологическая психическая дезадаптация» и «вероятно болезненное состояние») наблюдаются нарушения психической адаптации и только 28% студентов адаптированы к новой личностно значимой социальной ситуации. Психически адаптированный человек характеризуется одобрением себя в целом и в существенных частностях, доверием к себе и позитивной самооценкой.
2. Студенты, обладающие более высокими показателями психического здоровья имеют более высокие адаптационные возможности. Здоровый человек, находящийся в гармонии с собой и окружающими более расположен к принятию других людей, их особенностей, более открыт миру. Человек, имеющий проблемы с психической адаптацией, закрыт для всех и для окружающего мира.
3. Психически адаптированные студенты склонны решать свои проблемы, а не избегать их. Этот тип совладающего поведения как конструктивный и действенный создаёт
предпосылки для продуктивного накопления личностного опыта: студенты способны оценить существующую проблему, найти пути ее решения и не отступиться от поставленной цели.
Список литературы
1. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / М. Кордуэлл. - М.: Фаир-Пресс, 2000. - 448 с.
2. Косарева А.Б. Эмпирическое исследование гендерных различий отношения студентов-психологов к личностным и профессиональным качествам психолога / А.Б. Косарева. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2009. - № 4. - С. 78-83.
3. Соболева Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации / Е.В. Соболева // Психология обучения. - 2014. -№ 6. - С. 74-80.
4. Соколовская О.К. Становление профессиональной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе: дисс. ... канд. психол. наук: / Соколовская О.К. - Ярославль, 2010. - 187 с.
5. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Глоссарий / Ф. Тайсон, Р. Тайсон. - [Электронный ресурс] - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/824/word/razvitie (дата обращения: 15.04.2012).
6. Шумакова О.А. Освоение профессионального опыта как подструктуры инновационной культуры личности / О. А. Шумакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №66. - С. 337343.
ADAPTIVE FUNCTION PERSONAL POTENTIAL FUTURE PSYCHOLOGISTS
E. V. SOBOLEVA - SUSMU Abstract
The article discusses the adaptive function of personal potential, given the subjective factors of mental adaptation future psychologist, adaptive capacity as an internal resource of formation of adaptive mechanisms in the personal importance of the new social situation.
Keywords, adaptive function, personal potential, subjective factors, mental adaptation, adaptive capacity, a student, a new personal importance of the social situation.
References
1. Korduell M. Psychology. A - Z: Reference Dictionary / M. Korduell. - M .: Fair-Press, 2000. -448 p.
2. Kosarev A.B. Empirical study of gender differences relationship psychology students to the personal and professional qualities of the psychologist / AB Kosarev. // Bulletin of the Russian People's Friendship University. Series: Psychology and Pedagogy. - 2009. - № 4. - P. 78-83.
3. Soboleva E.V. Subjective factors of mental adaptation to new students personally meaningful social situation / E.V. Sobolev // Educational Psychology. - 2014. - № 6. - P. 74-80.
4. Sokolovskaya D.C. Becoming a professional position of psychology students in the learning process in high school: diss. ... Cand. psychol. Sciences: / Sokolovskaya D.C. - Yaroslavl, 2010. -187 p.
5. F. Tyson, Tyson R. Psychoanalytic theory development. Glossary / F. Tyson, R. Tyson. -[Electronic resource] - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/824/word/razvitie (date accessed: 15.04.2012).
6. Shumakova O.A. Development of professional experience as a substructure of the innovation culture of the person / O.A Shumakova // Bulletin of the Russian State Pedagogical University. AI Herzen. - 2008. - №66. - S. 337-343.