Научная статья на тему 'Копинг-стратегии как фактор профессиональной адаптации'

Копинг-стратегии как фактор профессиональной адаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4148
699
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СТРЕССОВАЯ СИТУАЦИЯ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / STRESSFUL SITUATION / COPING STRATEGIES / INTERNAL RESOURCES / MALADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Водопьянова Наталия Евгеньевна, Капустина Александра Николаевна

Статья содержит результаты эмпирического исследования моделей преодолевающего поведения и личностного адаптационного потенциала. В исследовании участвовали 56 сотрудников фирмы Санкт-Петербурга -специалисты программного обеспечения. Установлено, что специалисты с высокими показателями личностного адаптационного потенциала чаще используют конструктивные модели преодолевающего поведения, обладают более низким уровнем тревожности, более высоким уровнем нервнопсихической устойчивости и удовлетворенности качеством жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coping strategies as a factor of professional adaptation

This paper presents the results of an empirical study of coping behavior models and adaptive potential of personality. The study involved 56 employees of the company in St. Petersburg software specialists. It was found that professionals with high level of personal adaptive potential more often use functional models of coping behavior, have lower anxiety, higher neuropsychological stability and satisfaction with quality of life.

Текст научной работы на тему «Копинг-стратегии как фактор профессиональной адаптации»

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

УДК 159. 98

Н. Е. Водопьянова, А. Н. Капустина Копинг-стратегии как фактор профессиональной адаптации

Статья содержит результаты эмпирического исследования моделей преодолевающего поведения и личностного адаптационного потенциала. В исследовании участвовали 56 сотрудников фирмы Санкт-Петербурга -специалисты программного обеспечения. Установлено, что специалисты с высокими показателями личностного адаптационного потенциала чаще используют конструктивные модели преодолевающего поведения, обладают более низким уровнем тревожности, более высоким уровнем нервнопсихической устойчивости и удовлетворенности качеством жизни.

This paper presents the results of an empirical study of coping behavior models and adaptive potential of personality. The study involved 56 employees of the company in St. Petersburg - software specialists. It was found that professionals with high level of personal adaptive potential more often use functional models of coping behavior, have lower anxiety, higher neuropsychological stability and satisfaction with quality of life.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, стрессовая ситуация, копинг-стратегии, внутренние ресурсы, дезадаптация.

Key words: professional adaptation, stressful situation, coping strategies, internal resources, maladaptation.

В последнее время вопрос психологической адаптации к стрессовым ситуациям приобретает особую актуальность. Значение факторов, влияющих на эффективность процесса адаптации и на сохранение равновесия в системе «субъект труда - профессиональная среда», имеет несомненное значение для выбора путей и средств управления процессом профессиональной адаптации. Интенсивное изучение факторов, способствующих успешной профессиональной адаптации, выступает одним из доминирующих направлений прикладных психологических исследований. Эта сфера наиболее востребована практикой, поскольку непосредственно связана с успешностью реализации центральной формы человеческой активности - трудовой деятельности, а также сохранности трудоспособности и психического здоровья квалифицированной части населения.

© Водопьянова Н. Е., Капустина А. Н., 2015

73

Человек в своей профессиональной деятельности сталкивается с ситуациями, которые требуют от него активных и гибких способов психологической адаптации. Способы взаимодействия человека с трудными жизненными ситуациями выступают как в виде психологической защиты, так и в виде конструктивной активности личности (копинга), направленной на совладание с ситуацией. Проявление конструктивной активности служит условием успешной профессиональной адаптации.

Авторы считают, что копинг-стратегии являются важным внутренним ресурсом [2; 3]. В зависимости от степени конструктивности стратегий и модели поведения могут способствовать или препятствовать успешности преодоления профессиональных стрессов, а также оказывать влияние на сохранение здоровья субъекта общения и труда.

Психологическое предназначение преодоления (копинга) состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации путем овладения, ослабления или смягчения этих требований, тем самым купируя стрессовое воздействие ситуации.

Можно предположить, что профессиональные и организационные стресс-факторы выступают в качестве препятствий для самореализации личности. Преодоление этих трудностей в процессе профессиональной адаптации способствует актуализации личностных потенциалов (ресурсов) и нахождению экзистенциальной привлекательности своего дела (труда), своей роли (места) в обществе и смысла жизни. В случае неконструктивных стратегий преодоления жизненных и профессиональных трудностей (стрессов), а также в случае отсутствия привлекательности выполняемой трудовой и социальной деятельности, человек не испытывает удовлетворения в самосовершенствовании (саморазвитии), в достижении жизненно важных целей. Переживание удовлетворенности качеством жизни и личные успехи способствуют эмоциональному и мотивационному обновлению душевного потенциала личности и содействуют преодолению дезадаптации.

Настоящее исследование посвящено изучению моделей преодолевающего поведения и личностного адаптационного потенциала способствующих успешной профессиональной адаптации. Мы предполагаем, что адаптационные способности индивида и конструктивные модели преодолевающего поведения способствуют успешной профессиональной адаптации.

В связи с этим изучение психосоциальных ресурсов играет большую роль для осмысления того, как стресс влияет на людей, как человеческие силы и адаптивные возможности (физические и психосоциальные ресурсы) способствуют ограничению негативных последствий стресса.

74

Б.Г. Ананьев [1] выделил две группы факторов успешности протекания адаптации: субъективные (возраст, пол, физиологические и психологические характеристики) и средовые (условия труда, режим и характер деятельности, особенности социальной среды).

М.А. Дмитриева [4] отмечает, что источниками дезадаптации к профессиональной деятельности, т. е. нарушения равновесия в системе «человек - профессиональная среда» могут быть изменения любой из характеристик как субъекта труда, так и профессиональной среды. Источниками дезадаптации могут быть: повышение профессиональной компетентности, возрастание творческих мотивов в структуре профессиональной мотивации (вступающих в противоречие с консервативной ситуацией), внедрение новой технологии, требующей перестройки навыков и других инноваций). Чаще всего источником дезадаптации являются негативные воздействия: неблагоприятные условия труда, сложность профессиональной задачи, конфликтность в коллективе и т. д. Также это и нарушение семейного положения, социального статуса и т. д.

По нашему мнению, дезадаптация возникает в результате кумулятивного влияния множественных внешних (профессиональных) и внутренних (экзистенциальных) стресс-факторов. В определенной степени те и другие источники стресса часто присутствуют в личной жизни и в трудовой деятельности человека. Хотя по отдельности эти стрессоры могут не являться дисфункциональными, ведущими к дезадаптации, но их кумулятивный эффект может превысить адаптационные ресурсы человека, в результате чего повышается вероятность развития дезадаптации.

А.Г. Маклаков [7] утверждает, что существует такая характеристика психологического развития, как адаптационный потенциал личности, оценивающая уровень адаптационных ресурсов, способностей личности. Успешность адаптации человека к измененным условиям и требованиям жизнедеятельности в основном детерминирована его адаптационными способностями. Основными положениями этой концепции являются следующие:

• адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизнедеятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективность деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды.

• определить адаптационные возможности личности можно через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса

75

адаптации. К данным характеристикам, по мнению автора, стоит отнести: уровень нервно-психической устойчивости, самооценку, уровень социальной поддержки (ощущение значимости для окружающих), уровень конфликтности, наличие опыта общения, нормы поведения, требования коллектива. Чем выше показатели перечисленных характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться.

Следует отметить, что большинство авторов выделяют в качестве критериев адаптированности те показатели, по которым оценивается степень соответствия адаптационных возможностей личности тем требованиям, которые предъявляет деятельность в заданных условиях, в том числе и новых для субъекта адаптации.

К внутренним показателям адаптированности многие авторы относят два критерия: психофизиологические затраты на достижение результата и удовлетворенность результатами деятельности. В качестве внешних критериев адаптированности исследователи рассматривают способность индивида сохранять эффективность деятельности на фоне изменения условий ее протекания; объективным критерием считается экспертная оценка эффективности деятельности, а также ее качественные и количественные показатели.

В зарубежной психологии для определения психического (душевного) благополучия широко используется понятие «качество жизни» как субъективная составляющая удовлетворенности персональной жизнью. Л.А. Коростылева рассматривает качество жизни как определенный индикатор удовлетворенности самореализацией личности и ее психологического здоровья [5].

В исследовании мы сконцентрировали внимание на сфере внутренних показателей адаптированности и изучали субъективную удовлетворенность результатами жизнедеятельности: работа, персональные (жизненные) успехи, состояние здоровья, отношения с близкими, настроение и оптимизм, самоконтроль, социальная поддержка, общение в профессиональной сфере.

Таким образом, в исследовании были поставлены следующие задачи: оценить уровень личностного адаптационного потенциала; изучить представленность копинг-стратегий в поведении и спектр их применения; выявить характер и уровень взаимосвязи показателей адаптационных способностей и конструктивных/неконструктивных копинг-стратегий; оценить уровень субъективной удовлетворенности результатами жизнедеятельности.

В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов: методика Р.С. Лазаруса для диагностики стратегий совладающего поведения в стрессовых ситуациях [6]; методика А.Г. Маклакова «Адаптивность» для оценки уровня адаптационных

76

способностей личности [7]; методика Р.С. Элиота, предназначенная для оценки показателей удовлетворенности качеством жизни [8].

Для статистической обработки данных применялись методы математической статистики (анализ значимости различий с помощью критерия Стьюдента, корреляционный анализ, кластерный анализ, который показал разделение всех членов организации на группы, подгруппы). Использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных «STATISTICA».

С помощью указанных выше методик был обследован персонал коммерческой организации, работающей в сфере программного обеспечения. В исследовании приняли участие сотрудники организации - 56 респондентов, 31 мужчина и 25 женщин.

По результатам кластерного анализа выделились две группы: первая группа, в дальнейшем «группа заниженной адаптации» и вторая группа с «удовлетворительной адаптацией». В рассматриваемой организации эти группы практически одинаковы по численности. При этом достаточно отчетливо в группе «удовлетворительной адаптации» выделились две подгруппы, по типу копинг-стратегий применяемых в стрессовых ситуациях: подгруппа «А» (21 %) и подгруппа «Б» (19 %), отличительные особенности которых будут рассмотрены ниже.

Изучение адаптационных способностей, произведенных на основе психофизиологических и социально-психологических характеристик личности, показало следующие результаты. 22 %

сотрудников характеризуются как группа «низкой адаптации» по методике «Адаптивность» [7]. Процесс адаптации у членов данной группы протекает тяжело.

Таблица 1

Показатели развития адаптационных способностей в двух группах респондентов

Группы Адаптивные способности (АС) Нервно- психическая устойчивость (НПУ) Коммуникативный потенциал (КП) Моральная нормативность (МН)

Первая 62,2 заниженные 38 17 низкий уровень 8,7 средний уровень

Вторая 37 хорошие 22 12 средний уровень 8,7 средний уровень

Согласно методике А.Г. Маклакова эмпирические показатели соответствуют следующим оценкам:

• адаптационные способности: «хорошие» - в пределах от 9 до 27; «удовлетворительные» - от 28 до 50; «заниженные» - 51 и выше.

77

• развитие коммуникативного потенциала: высокий уровень -от 0 до 6; средний - от 7 до16; низкий - от 17 и выше.

• развитие моральной нормативности: высокий уровень - от 0 до 4; средний - от 5 до 11; низкий - 12 и выше.

У членов группы с заниженными показателями возможны нервно-психические срывы и даже длительные нарушения функционального состояния. Члены этой группы обладают низкой нервнопсихической устойчивостью, высокой конфликтностью. Им и низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности.

Респонденты, входящие в группу «удовлетворительной адаптации», составляют 34 % членов коллектива. Большинство членов этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться, скорее, при смене деятельности, в конкурентных или конфликтных ситуациях, одним словом, при возрастании интенсивности воздействия психогенных факторов. Поэтому успех адаптации зависит во многом от внешних условий среды, так, например, наличия социального одобрения, социальной поддержки со стороны коллег. Эти люди обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. В связи с этим процесс социализации также осложнен, возможны срывы, проявление агрессии и интерперсональные конфликты.

Из проведенного анализа сделаны следующие выводы: личностный адаптационый потенциал большинства членов организации низкий. Соответственно, затруднена адаптация в разнообразных условиях жизнедеятельности, что может проявляться также в неадекватном восприятии действительности, снижении собственной самооценки и, как следствие, дезориентации в ситуации и неадекватности поведения. Функциональное состояние в период адаптации может выходить за пределы нормы и соответственно работоспособность будет неукоснительно снижаться.

А.Г. Маклаков обращает внимание на то, что высокий уровень развития личностного адаптационного потенциала отмечается всего у 20-25 % обследуемых [7]. Эта закономерность характерна как для мужчин, так и для женщин, что частично подтвердилось в нашем исследовании (шесть человек - «хорошо адаптированные», но при математическом расчете не выделившиеся в отдельную группу).

78

Таблица 2

Степень выраженности стратегий преодолевающего поведения

Стратегии Заниженная адаптация Удовлетворительная адаптация Макси- мальное значение

Подгруппа «А» Подгруппа «Б»

Конфронтация 6,3 9,7 8,3 18

Дистанцирование 6,5 11,7 9 18

Самоконтроль 10,2 15 12,8 21

Поиск социальной поддержки 8,7 11 13,8 18

Принятие ответственности 4,8 9 7,8 12

Бегство 7,4 14,3 10,3 24

Планирование и решение проблемы 10,4 12,6 12,9 18

Положительная переоценка 10,7 12,7 12,8 21

Социальная поддержка является внешним ресурсом и представляет собой весьма специфическую переменную, зависящую от готовности личности обратиться за помощью и принять ее. В данной организации социальные связи играют очень важную роль, если не решающую (табл. 2). Именно хорошо развитые коммуникативные навыки у сотрудников и грамотно организованная система внешних коммуникаций помогает членам организации сориентироваться, приспособиться и функционировать в рамках данной организации как субъектам профессиональной деятельности.

Спектр применяемых стратегий преодолевающего поведения в поведении членов группы «низкой адаптации» очень ограничен, а степень выраженности этих стратегий настолько мала, что мы можем отметить их проявление только на уровне тенденций (табл. 2). Слабая выраженность стратегий преодолевающего поведения обусловлена низкой адаптацией. Это и объясняет пассивное поведение, в противовес активному преобразованию среды, т. е. используется психологическая защита для ослабления напряжения в стрессогенных ситуациях. Так как члены этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, то в конфликтных ситуациях они склонны проявлять агрессивность по отношению к окружающим, демонстрируя ассоциальное поведение. Очевидно, последнее является компенсаторным механизмом преодоления внутреннего (душевного) дискомфорта или преодоления психологических комплексов неуверенности в себе и негативизма по отношению к окружающим.

79

Члены группы «удовлетворительной адаптации» (подгруппы «А» и «Б») активно используют широкий спектр стратегий, что позволяет им быть более гибкими в быстро изменяющихся условиях. На фоне широкого спектра «успешных» стратегий (самоконтроль; планирование и решение проблем; принятие ответственности; поиск социальной поддержки) члены подгруппы «А» часто дистанцируются от проблемных ситуаций, т.е. предпринимают определенные когнитивные усилия отделения от ситуации и снижения степени ее значимости (но это не бегство от проблемы). Возможно, такое поведение связано со спецификой деятельности, когда активные действия по изменению ситуации не приводят к желаемым результатам, отсюда следуют два варианта поведения: 1) агрессивное поведение (конфронтация или даже давление), что не приветствуется другими членами группы; 2) отстранение от ситуации, что дает возможность посмотреть на нее со стороны и найти более результативные способы решения.

Также достаточно часто мы наблюдаем стратегию бегства (избегание). Отметим, что существует разница между дистанцированием и бегством. Бегство - это мысленные и поведенческие усилия, направленные на избегание проблемы, вытеснения ее из сознания. Эти приемы неконструктивны в том смысле, что не устраняют трудную проблему, но все же они адаптивны, поскольку облегчают психическое состояние.

Члены подгруппы «Б» в отличие от своих коллег используют только эффективные стратегии: самоконтроль, планирование и решение проблем, положительная переоценка, принятие ответственности, поиск социальной поддержки. Опираясь на данные факты, мы можем сделать вывод о том, что члены подгруппы «Б» более адаптивны и выявить прямую зависимость между использованием конструктивных стратегий и высоким уровнем адаптивности.

Из анализа предыдущих методик уже известно о слабой адап-тированности, пассивных стратегий поведения, скорее их отсутствии у членов группы «низкой адаптации», что проявляется в неудовлетворенности многими аспектами жизнедеятельности (см. таблицу 3). Неустойчивость жизненных принципов, туманность поставленных целей и, как следствие, заниженная самооценка, недовольство собой, чувство недостаточного уважения со стороны коллег и руководства. При сочетании вышеупомянутых параметров неизбежны напряженно-тревожные состояния - обида, гнев, направленные как на себя, так и на других. Надо понимать, что все это напрямую влияет на состояние здоровья (сон, физическую форму).

80

Таблица 3

Степень удовлетворенности некоторыми аспектами

жизнедеятельности

Показатели удовлетворенности качеством жизни в различных сферах Заниженная адаптация Удовлет- верительная адаптация Оценки показателей

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Работа (карьера) 23,5 30,2 4-22 23-30 31 и >

Личные достижения 22,7 30,7 4-25 26-31 32 и >

Здоровье 24 28,9 4-25 26-32 33 и >

Общение с друзьями и близкими 27,6 32,4 4-26 27-32 33 и >

Поддержка 21,9 26,8 4-22 23-30 31 и >

Оптимистичность 21 31,1 4-21 22-26 27 и >

Напряжанность 20,2 28,6 4-22 23-29 30 и >

Самоконтроль 19,1 26 4-23 24-28 29 и >

Управление негативными эмоциями 22,7 29,7 4-21 22-27 28 и >

Для членов второй группы, «удовлетворительной адаптации», профессиональная деятельность вполне соответствует ожиданиям и представлениям, т. е. нет внутриличностного конфликта (табл. 3). Члены данной группы знают, что могут рассчитывать на поддержку близких людей (друзья, семья) в критические моменты. Их устраивает положение (социальный статус) в данной организации, они пользуются уважением со стороны коллег и руководства (субъективные представления), адекватно оценивают себя, свою роль (позицию) в данной организации, доверяют коллегам и знают, что могут положиться на них, при необходимости. Очень большое внимание они уделяют коммуникации внутри организации, коммуникативный каркас является очень значимым для всех членов организации, даже скорее его можно назвать «спасательным кругом», так как за него «хватаются» все члены организации и именно он помогает сориентироваться, адаптироваться и эффективно функционировать в рамках данной организации.

Подводя итоги, отмечаем, что преобладание гибких, адекватных и конструктивных стратегий совладающего поведения напрямую связано с эффективностью деятельности и сохранением профессионального долголетия, а применение пассивных и неконструктивных стратегий совладания усиливает уровень дезадаптации. В этом контексте копинг как индивидуальный процесс адаптации и преодоле-

81

ния жизненных событий может представлять собой психологический «мост» в направлении самореализации личности. Несмотря на то, что концепция копинга не имеет прямого отношения к теории самореализации личности, но сама идея о психологическом преодолении стрессовых ситуаций является очень важной для оценки личностного роста, индивидуальности и самоактуализации личности. В связи с этим задача копинга состоит в сохранении оптимального уровня положительной адаптации, что является условием самореализации личности.

Исследование представленности копинг-стратегий в поведении и характер взаимосвязи с личностным адаптационным потенциалом показывает, что люди, обладающие высокими показателями «личностного адаптационного потенциала», используют конструктивные модели преодолевающего поведения, обладают более низким уровнем тревожности, более высоким уровнем нервно-психической устойчивости, не испытывают проблем в социальнопсихологической адаптации. Такие люди в большей степени довольны своими результатами жизнедеятельности и обладают высоким субъективным (душевным) благополучием.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А. Коростылевой. - Вып 6. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2002.

3. Водопьянова Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2014. - 48 с.

4. Дмитриева М.А. Профессиональная деятельность // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова. -СПб.: Изд-во СПбУ, 1991. - С. 44-61.

5. Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во СПбУ, 1997. - С. 3-20.

6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизические исследования // Эмоциональный стресс. - М., 1970. - С. 178-209.

7. Маклаков А.Г. Личностный адаптивный потенциал его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психолог. журн. - 2001. - Т. 22. -№ 1. - С. 16-24.

8. Элиот Р.С. Мы побеждаем стресс. - М., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.