Научная статья на тему 'Проблема профилактики и коррекции агрессивного поведения несовершеннолетних'

Проблема профилактики и коррекции агрессивного поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
843
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федосеева И. В.

Статья посвящена проблеме профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков в современном российском обществе. В ней рассмотрены основные причины и факторы, негативно влияющие на процесс социализации подрастающего поколения. Автор предлагает ряд рекомендаций педагогам по организации работы с подростками, проявляющими агрессию в поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема профилактики и коррекции агрессивного поведения несовершеннолетних»

Список литературы:

1. Власова Т.И. Аспекты правового воспитания / Т.И. Власова, С.И. Маслов // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2007. - № 11. - С. 6-7.

2. Деятельность Избирательной комиссии города Белгорода по подготовке и проведению выборов [Текст]: материалы семинара-стажировке руководителей избирательных комиссий муниципальных образований Белгородской области на базе избирательной комиссии г. Белгорода 28-29 мая 2009 г. - Белгород, 2009. - 64 с.

3. Селиванов, B.C. Основы обшей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / B.C. Селиванов / Под ред. В.А. Сластенина. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 336 с.

ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

© Федосеева И.В.*

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

г. Тула

Статья посвящена проблеме профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков в современном российском обществе. В ней рассмотрены основные причины и факторы, негативно влияющие на процесс социализации подрастающего поколения. Автор предлагает ряд рекомендаций педагогам по организации работы с подростками, проявляющими агрессию в поведении.

Одной из форм девиантного поведения, наиболее часто встречающейся у несовершеннолетних сегодня, является агрессивное поведение. Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая всё больше волнует учителей и родителей. Задачей психологов и педагогов на современном этапе должно стать выявление детей, склонных к проявлению высокой степень агрессии, а также проведение психокоррекционной работы с такими подростками.

Наиболее часто под агрессией понимаются «акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту» [4, с. 12]. Агрессивность же можно определить как «свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений» [2, с. 40].

* Кафедра Правовых дисциплин. Научный руководитель: Подзолков В.Г., доктор педагогических наук, профессор кафедры Правовых дисциплин.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристику. Как и всякое свойство личности, она имеет различную степень выраженности, от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Ее отсутствие приводит к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное же развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на взаимодействие с другими людьми.

Определение уровня агрессии у подростка, безусловно, имеет весьма большое значение, так как даёт возможность на ранних стадиях выявить склонность к преднамеренному насилию одной личности над другой, сопровождающемуся состоянием напряжённости, страха, подавленности, унижением человеческого достоинства, а также нанесением физической или психической травмы. Кроме того, выявив степень деструктивных тенденций в сознании ребёнка, можно с большей долей вероятности прогнозировать возможность развития других форм отклоняющегося поведения (употребление алкоголя, наркомания, суицидальное поведение, противоправное поведение, бродяжничество и др.).

Необходимо проведение комплексного психолого-педагогического исследования, в ходе которого следует выявить (констатировать) степень выраженности различных форм агрессии у учащихся класса (агрессивности как свойства личности и агрессии как акта поведения) - изучение степени выраженности физической агрессии, косвенной агрессии, раздражения, негативизма, обиды, подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины.

При интерпретации результатов большое значение имеет соответствие полученных данных нормам агрессивности и враждебности. Также важную роль для диагностики уровня агрессии играют вариации полученных индексов в пределах установленной нормы.

Педагогу при организации работы с агрессивными подростками, необходимо учитывать тот факт, что формы агрессии, проявляющиеся в поведении детей, имеют разные причины возникновения. Так, у большинства несовершеннолетних данной категории наблюдается бедность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, а также узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, повышена внушаемость, подражательность, а также наблюдается недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов в поведении. Все перечисленные характеристики лежат в основе проявления учащимися физической, косвенной, а также вербальной агрессии. Кроме того, они ведут к появлению негативизма, чувства вины, а также зависти и ненависти к окружающим.

Среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа среди сверстников, демонстрацией своей самостоятельности и взрослости. Для этого подростки используют вербальную агрессию.

Педагогу следует также помнить, что в развитии агрессии в поведении детей часто огромную роль играет и обстановка в семье. В этом случае агрессия по отношению к окружающим может являться своеобразным призывом ребёнка о помощи, способом привлечения внимания к себе через акты косвенной и вербальной агрессии, негативизма. Кроме того, если ребёнок наблюдает агрессивное поведение родителей в семье, силовое разрешение возникающих конфликтов, то это, как правило, становится для него моделью поведения в похожих ситуациях.

Практика показывает, что очень часто провоцируют агрессивное поведение детей и сами учителя, школа. Можно выделить целый ряд ситуаций, способствующих формированию агрессии в поведении подростков: ироническое обращение к ученику, унижение его личного достоинства, демонстрация превосходства педагога над учеником, отсутствие доверительного общения, последовательности в действиях и поступках учителя, несправедливое отношение к ученику и др.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что коррекционная работа по профилактике агрессии как одной из форм асоциального поведения в каждом отдельном случае имеет свои особенности. Однако можно выделить общие условия психокоррекционной работы с несовершеннолетними.

Во-первых, требуется налаживание прямого контакта с семьей ребёнка. Очень часто родители уверены, что их дети не являются носителями агрессивных проявлений. Можно утверждать, что некритическое отношение родителей к проявлениям агрессивности собственных детей - одна из причин её стимулирования. Этот факт вызывает ряд проблем, касающихся педагогической подготовленности родителей для объективной оценки поведения собственного ребёнка и принятия адекватных решений.

Во-вторых, необходимо проводить индивидуальные беседы психологической направленности с учениками с целью оказания им помощи по преодолению подверженности различным формам агрессии.

В-третьих, особое внимание в коррекционной работе педагогу следует уделять формированию круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к сокращению периода свободного времени подростка за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям: игра, чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом.

Немаловажным является также учёт педагогом подросткового стрем -ления к утверждению себя, своей позиции среди взрослых. В связи с этим необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая «лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время даёт возмож-

ность подростку реализовать и утвердить себя» [5, с. 63]. Психологический смысл данной деятельности состоит для подростка в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определенное место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. Деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности.

В ходе работы педагогом должны быть учтены также половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей. Учитель должен учесть, что мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Исследования показывают, что «у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения и нервные расстройства» [6, с. 134].

При организации работы с агрессивными подростками педагогу необходимо помнить, что профилактика юношеской агрессивности заключается не в избегании конфликтных ситуаций - это невозможно, а «в создании такого психологического климата, в котором подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным, создание ситуации успеха на уроке» [5, с. 65]. В связи с этим необходима демонстрация доброжелательного отношения к учащимся, обращение к ученикам должно осуществляться по имени.

Педагогу в процессе воспитания следует на собственном примере обеспечивать усвоение нравственной культуры как основы утверждения культуры общения в целостном учебно-воспитательном процессе.

Особое внимание необходимо уделить перестройке школьной системы воспитательной работы, её структуры, содержания и способов реализации. Школа должна утверждать гуманные взаимоотношения между субъектами педагогической системы. Для работы по предотвращению и преодолению агрессии подростков необходимо объединение усилий всех субъектов школы: учеников, родителей, воспитателей, педагогов, классных руководителей.

Список литературы:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1994.

2. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.

3. Жетписбаев Б.А. Методологические аспекты психологического исследования девиантного поведения подростков // Ювенальная юстиция. -2001. - № 4.

4. Парене Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.

5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М., 1996.

6. Сманцер А.П., Рангелова Е.М. Превентивная педагогика: методология, теория, методика. - Минск, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.