Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CAREER GUIDANCE / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Григорян Нуне Мартини

В статье авторами рассматривается проблема выбора профессии учащихся старших классов. Проблема выбора профессии, выпускников общеобразовательных организаций, является актуальной и значимой, ведь профессиональное самоопределение сложный и достаточной трудный процесс. В процессе исследования авторами определены два направления в процессе профессионального самоопределения, первый строится на внешней мотивации, второй на учете индивидуальных свойств личности выпускника. Определены модели профессионального самоопределения молодежи. Выявлены основные проблемы, с которыми сталкивается выпускник образовательной организации, среди которых важным является то, что у старшеклассников нет подробного представления о рынке труда, мире профессий и профессиональном поле деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Григорян Нуне Мартини

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF GRADUATES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

In the article, the authors consider the problem of choosing the profession of high school students. The problem of choosing a profession, graduates of educational organizations, is relevant and significant, because professional self-determination is a complex and sufficient difficult process. During the study, the authors identified two areas in the process of professional self-determination, the first is based on external motivation, the second is based on the individual personality traits of the graduate. The models of professional self-determination of youth are determined. The main problems that a graduate of an educational organization is facing are identified, among which it is important that high school students do not have a detailed understanding of the labor market, the world of professions and the professional field of activity.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Выводы. Оптимальное соотношение теоретического и производственного обучения определяет соотношение общеобразовательных, общетехнических и специальных учебных предметов в структуре учебных планов, соотношение учебных часов по дням недели, по неделям в учебном году, по циклам, оптимальную учебную нагрузку учащихся и уменьшение недельной нагрузки на производственное обучение, распределение лабораторно-практических и учебно-производственных работ по циклам и годам обучения.

Правильный выбор форм взаимосвязи производственного и теоретического обучения определит рациональное место специальным предметов в учебном плане положительное решение этих вопросов возможно при проведении специальных психолого-педагогических и медико-физиологических исследований.

Литература:

1. Ваганова О.И. Технология разработки содержания профессионально-педагогического образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 8 (40). С. 40-49.

2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - № 1 (26). - С. 2.

3. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. - 2019. -№ 3 (28). - С. 3.

4. Маркова С.М., Котенко Е.Ф., Григорян Н.М. Основные тенденции развития содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. С. 124-127.

5. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Дидактические основы исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 7.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Григорян Нуне Мартини

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье авторами рассматривается проблема выбора профессии учащихся старших классов. Проблема выбора профессии, выпускников общеобразовательных организаций, является актуальной и значимой, ведь профессиональное самоопределение сложный и достаточной трудный процесс. В процессе исследования авторами определены два направления в процессе профессионального самоопределения, первый строится на внешней мотивации, второй на учете индивидуальных свойств личности выпускника. Определены модели профессионального самоопределения молодежи. Выявлены основные проблемы, с которыми сталкивается выпускник образовательной организации, среди которых важным является то, что у старшеклассников нет подробного представления о рынке труда, мире профессий и профессиональном поле деятельности.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, профессиональное образование.

Annotation. In the article, the authors consider the problem of choosing the profession of high school students. The problem of choosing a profession, graduates of educational organizations, is relevant and significant, because professional self-determination is a complex and sufficient difficult process. During the study, the authors identified two areas in the process of professional self-determination, the first is based on external motivation, the second is based on the individual personality traits of the graduate. The models of professional self-determination of youth are determined. The main problems that a graduate of an educational organization is facing are identified, among which it is important that high school students do not have a detailed understanding of the labor market, the world of professions and the professional field of activity.

Keywords: professional self-determination, career guidance, professional education.

Введение. Проблема выбора профессии, выпускников общеобразовательных организаций, является актуальной и значимой, ведь профессиональное самоопределение сложный и достаточной трудный процесс. На основе выбора профессии будут складываться дальнейшие жизненные планы, профессиональное поле деятельности, поэтому подростки стремятся сознательно планировать свою жизнь, чтобы их действия и поступки вели к достижению всех задуманных целей и планов. К сожалению, не все старшеклассники имеют возможность сразу понять, какую будущую профессию им выбрать, так как не имеют полного представления, о том кем они станут в будущем, не уверены в правильности своего выбора, а, значит, они не знают, какие профессиональные компетенции должны быть сформированы у них к моменту выпуска из вуза.

Изложение основного материала статьи. Первое, что влияет на будущее поле профессиональной деятельности, это личностные качества подростков. Современные старшеклассники стремятся к самостоятельности и независимости от взрослых, анализируют, на что они способны, оценивают свои возможности и силы. Кто-то предпочтет соединить свою жизнь с творчеством, кто-то - с техническими науками, кому-то будет интересна научная деятельность. В подростковом возрасте идет поиск себя, старшеклассник желает проявить свое внутреннее «я», идет поиск своей будущей профессии, так как каждому человеку важно найти себя в своем деле.

Выбор профессии у старшеклассников связан с жизненным самоопределением, так как у них в это время формируется психологическая готовность к профессиональному самоопределению, то есть к усвоению той части профессиональной культуры, которая заложена в содержании современного образования.

На современном этапе развития общества, в век информатизации и цифровой экономики, важным в жизни подростка становится поиск информации во всемирной сети. Практически все необходимые для получения образования данные существуют в электронном формате. Есть возможность дистанционно пройти курсы подготовки к единому государственном экзамену, узнать все о перспективных направлениях подготовки, подать заявление на поступление в вуз и т.д.

Однако не всегда кажущаяся легкость получения информации является благом. В данном ключе, постановка и анализ жизненных целей, продумывание стратегии деятельности по их достижения воспринимается как бессмысленное занятие. Профессиональное самоопределение осуществляется стихийно, чаще всего под воздействием популярных и актуальных веяний, привлекательности внешних атрибутов профессии. Абитуриенты занимают огромное количество бюджетных мест на различных неинтересных для них направлениях подготовки, не давая возможность учиться на бюджетной основе тем сверстникам, которым это действительно интересно.

В процессе исследования определены два направления в процессе профессионального самоопределения:

- процесс профессионального самоопределения строится на внешней мотивации и стимулировании, при этом личностные качества подростка не имеют значения;

- процесс профессионального самоопределения осуществляется с учетом с учетом индивидуальных свойств личности выпускника (нравственных, психологических, физических и т.д.).

Логично заметить, что второе направление, при благоприятном исходе будет являться адекватным и приведет человека к успеху в его профессии.

Таким образом, можно выделить две модели выбора профессии старшеклассниками:

- обоснованное самоопределение, является обдуманным выбором;

- «мнимое» самоопределение, выбор принимается на основе общественного мнения о престиже конкретной профессии.

Результаты исследования показывают, что вторая модель доминирует в современном обществе. В сознании многих старшеклассников сочетаются ориентация на высокую доходность выбираемой профессии, и мнение о наличии способностей к занятию именно ей.

Если проанализировать состояние профессионального самоопределения старшеклассников, то можно прийти к выводу, что данный процесс в настоящее время носит спонтанный, стихийный и неорганизованный характер, что указывает на низкую заинтересованность общества в выработке определенный необходимых навыков у молодежи, на отсутствие активности тех субъектов, влияющих на качество самоопределения учащихся.

Получение образования многие старшеклассники не рассматривают как то, что будет связано с их профессией в дальнейшем. Молодёжь в большей степени рассматривает получение высшего профессионального образования как некоторый уникальный и универсальный навык, по которому можно будет выбрать определенную профессию.

Проблема также заключается и в том, что у старшеклассников нет подробного представления о рынке труда, мире профессий и профессиональном поле деятельности.

Важную роль в профессиональном самоопределении у подростков играют родители, определяя вектора развития детей, программируя их выбирать высокооплачиваемую и престижную профессию. Однако они не очень осведомлены о способах целенаправленного усовершенствования и развития навыков самоопределения у подростков при выборе профессии. В большинстве случаев сами родители нуждаются в помощи школы, вузов, других структур, которые занимаются профессиональным самоопределением подростков.

Современные старшеклассники не рассматривают школу как серьезного помощника в профессиональном самоопределении, но именно в образовательной организации создаются оптимальные условия для получения учащимися знаний о профессиях и профессиональном полу деятельности. Это значит, что с младших классов детей должны учить навыкам, позволяющим грамотно подойти к выбору профессии. При этом должны учитываться потребности, способности и возможности подростков в соответствии с их профессиональным выбором.

Очень важно, чтобы родители и школа давали определенные рекомендации по профессиональному определению старшеклассникам:

- структурировать систему профессиональной ориентации в школе;

- образовательным организациям разработать программы для старшеклассников, которые будут включать методику профессионального самоопределения;

- определить концепцию профильного обучения;

- регламентировать взаимодействия школы и рынка труда для повышения уровня информированности учащихся;

- проводить экскурсии на производства;

- проводить встречи с представителями различных профессий;

- посещать ярмарки вакансий;

- разработать методические пособия для родителей школьников по проблемам подростковой профориентации;

- обсуждать вопросы о профессиональном самоопределении на родительских собраниях в образовательных организациях;

- создать профориентационные сайты в Интернете;

- создавать различные полезные телевизионные программы при поддержке государства, с людьми в качестве тех, кто будет подробно и информативно рассказывать о профессиональной ориентации;

- педагогам рекомендуется с различными центрами занятости и предприятиями, с органами ученического самоуправления, с родителями разработать систему действий, организованной деятельности школы, рынка труда, родителей, самих школьников в использовании эффективных способов формирования навыков профессионального самоопределения.

Данные рекомендации смогут помочь в профессиональном самоопределении подростков. Нет ничего хорошего в том, чтобы к своей профессии относились как к чему-то обязательному, но не интересному. Наоборот, будущая профессия и связанная с ней работа, должна быть увлекательной, любопытной и занимательной для человека. Школа, родители и различные организации, занимающиеся профессиональным самоопределением, должны не только вырабатывать определенный навык у школьников к выбору профессии, но и обязаны прививать любовь к будущей профессии. Это чрезвычайно важно для старшеклассников.

Выводы. Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что старшеклассникам в настоящее время с выбором профессии приходится нелегко. В мире огромное количество профессий, и подросткам проблематично подобрать нужную им, ту, которая будет по душе, в которой они найдут себя. Поэтому необходимо, чтобы учителя, родители и другие организации направляли школьников в нужную сторону, давали им самые полезные и универсальные навыки.

Старшеклассников нужно научить думать наперед, им стоит научиться анализировать ситуации, свои способности и возможности, чтобы они смогли обеспечить себе достойное будущее, выбрав перспективную или же любопытную для них профессию.

Подросткам требуется эффективная помощь, чтобы выявить определители, детерминанты выбора профессии. Не менее важным аспектом является компьютеризация. Необходимо приучить молодежь к полезному времяпрепровождению в Интернете, где они будут искать уникальную информацию о профессиях и направлениях подготовки.

Литература:

1. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 3.

2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 3.

3. Маркова С.М., Котенко Е.Ф., Григорян Н.М. Основные тенденции развития содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. С. 124-127.

4. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Госельбах О.И. Нормативно-правовое регулирование в сфере образовательной деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 4 (38). С. 105-110.

5. Medvedeva T.Y., Sizova O.A., Markova S.M., Karpukova A.A., Kazantseva G.A., Ulyanova R.A. Modern trends in estimation system of training achievements quality of college undergraduates // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Григорян Нуне Мартини

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы нормативного обеспечения профессионального образования. Авторы анализируют деятельность государства в сфере нормативно-правового обеспечения с точки зрения правового аспекта. Это означает, что правовое регулирование предоставляет собой совокупность требований к организации образовательного процесса, проверяющиеся через реализацию средств, методов и приемов для повышения качества образования. Нормативное обеспечение образовательной организации - совокупность документов, регламентирующих полномочия, функции, задачи учебного заведения, организацию его работы. Авторы исследования подчеркивают, что нормативно-правовое обеспечение управления образовательной организацией - это главная составляющая всех видов и уровней управления. Сложная правовая среда, в которой существует современное образовательное учреждение, обязывает его, как издателя правовых актов, следить за изменениями в нормах права на местном, международном, федеральном, региональном уровнях.

Ключевые слова: профессиональное образование, регулирование, нормативно-правовое обеспечение, образовательная деятельность.

Annotation. The article discusses the issues of regulatory support of vocational education. The authors analyze the activities of the state in the field of regulatory support from the point of view of the legal aspect. This means that legal regulation provides a set of requirements for the organization of the educational process, verified through the implementation of means, methods and techniques to improve the quality of education. Regulatory support of an educational organization - a set of documents regulating the powers, functions, tasks of an educational institution, the organization of its work. The authors of the study emphasize that the regulatory framework for managing an educational organization is the main component of all types and levels of management. The complex legal environment in which there is a modern educational institution obliges him, as the publisher of legal acts, to monitor changes in the rule of law at the local, international, federal, regional levels.

Keywords: professional education, regulation, regulatory support, educational activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.