Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2008
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL EDUCATION / REGULATION / REGULATORY SUPPORT / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Григорян Нуне Мартини

В статье рассматриваются вопросы нормативного обеспечения профессионального образования. Авторы анализируют деятельность государства в сфере нормативно-правового обеспечения с точки зрения правового аспекта. Это означает, что правовое регулирование предоставляет собой совокупность требований к организации образовательного процесса, проверяющиеся через реализацию средств, методов и приемов для повышения качества образования. Нормативное обеспечение образовательной организации - совокупность документов, регламентирующих полномочия, функции, задачи учебного заведения, организацию его работы. Авторы исследования подчеркивают, что нормативно-правовое обеспечение управления образовательной организацией - это главная составляющая всех видов и уровней управления. Сложная правовая среда, в которой существует современное образовательное учреждение, обязывает его, как издателя правовых актов, следить за изменениями в нормах права на местном, международном, федеральном, региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Григорян Нуне Мартини

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY SUPPORT OF VOCATIONAL EDUCATION

The article discusses the issues of regulatory support of vocational education. The authors analyze the activities of the state in the field of regulatory support from the point of view of the legal aspect. This means that legal regulation provides a set of requirements for the organization of the educational process, verified through the implementation of means, methods and techniques to improve the quality of education. Regulatory support of an educational organization - a set of documents regulating the powers, functions, tasks of an educational institution, the organization of its work. The authors of the study emphasize that the regulatory framework for managing an educational organization is the main component of all types and levels of management. The complex legal environment in which there is a modern educational institution obliges him, as the publisher of legal acts, to monitor changes in the rule of law at the local, international, federal, regional levels.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Данные рекомендации смогут помочь в профессиональном самоопределении подростков. Нет ничего хорошего в том, чтобы к своей профессии относились как к чему-то обязательному, но не интересному. Наоборот, будущая профессия и связанная с ней работа, должна быть увлекательной, любопытной и занимательной для человека. Школа, родители и различные организации, занимающиеся профессиональным самоопределением, должны не только вырабатывать определенный навык у школьников к выбору профессии, но и обязаны прививать любовь к будущей профессии. Это чрезвычайно важно для старшеклассников.

Выводы. Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что старшеклассникам в настоящее время с выбором профессии приходится нелегко. В мире огромное количество профессий, и подросткам проблематично подобрать нужную им, ту, которая будет по душе, в которой они найдут себя. Поэтому необходимо, чтобы учителя, родители и другие организации направляли школьников в нужную сторону, давали им самые полезные и универсальные навыки.

Старшеклассников нужно научить думать наперед, им стоит научиться анализировать ситуации, свои способности и возможности, чтобы они смогли обеспечить себе достойное будущее, выбрав перспективную или же любопытную для них профессию.

Подросткам требуется эффективная помощь, чтобы выявить определители, детерминанты выбора профессии. Не менее важным аспектом является компьютеризация. Необходимо приучить молодежь к полезному времяпрепровождению в Интернете, где они будут искать уникальную информацию о профессиях и направлениях подготовки.

Литература:

1. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 3.

2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 3.

3. Маркова С.М., Котенко Е.Ф., Григорян Н.М. Основные тенденции развития содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. С. 124-127.

4. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Госельбах О.И. Нормативно-правовое регулирование в сфере образовательной деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 4 (38). С. 105-110.

5. Medvedeva T.Y., Sizova O.A., Markova S.M., Karpukova A.A., Kazantseva G.A., Ulyanova R.A. Modern trends in estimation system of training achievements quality of college undergraduates // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Григорян Нуне Мартини

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы нормативного обеспечения профессионального образования. Авторы анализируют деятельность государства в сфере нормативно-правового обеспечения с точки зрения правового аспекта. Это означает, что правовое регулирование предоставляет собой совокупность требований к организации образовательного процесса, проверяющиеся через реализацию средств, методов и приемов для повышения качества образования. Нормативное обеспечение образовательной организации - совокупность документов, регламентирующих полномочия, функции, задачи учебного заведения, организацию его работы. Авторы исследования подчеркивают, что нормативно-правовое обеспечение управления образовательной организацией - это главная составляющая всех видов и уровней управления. Сложная правовая среда, в которой существует современное образовательное учреждение, обязывает его, как издателя правовых актов, следить за изменениями в нормах права на местном, международном, федеральном, региональном уровнях.

Ключевые слова: профессиональное образование, регулирование, нормативно-правовое обеспечение, образовательная деятельность.

Annotation. The article discusses the issues of regulatory support of vocational education. The authors analyze the activities of the state in the field of regulatory support from the point of view of the legal aspect. This means that legal regulation provides a set of requirements for the organization of the educational process, verified through the implementation of means, methods and techniques to improve the quality of education. Regulatory support of an educational organization - a set of documents regulating the powers, functions, tasks of an educational institution, the organization of its work. The authors of the study emphasize that the regulatory framework for managing an educational organization is the main component of all types and levels of management. The complex legal environment in which there is a modern educational institution obliges him, as the publisher of legal acts, to monitor changes in the rule of law at the local, international, federal, regional levels.

Keywords: professional education, regulation, regulatory support, educational activities.

Введение. Образованность граждан, уровень их готовности к участию в рыночных отношениях, напрямую зависит от социально-экономических условий, в которых находится общества в данный промежуток времени.

Испокон веков образование и воспитание являются основными элементами общественного строя, наряду экономическими и финансовыми компонентами, а так же уровнем развития научно-технического прогресса.

Образование как социальное явление направлено на гармоничное развитие личности, а так же овладение ею основными профессиональными и общекультурными компетенциями, которые отвечают современному развитию государственного строя, а также взаимоотношений, возникающих между государством и индивидуумом, между государством и образовательными учреждениями, между студентами и педагогами и т.д.

Данного рода взаимоотношения регламентируются нормативно-правовыми и локальными актами, что осуществляется согласно как нормам профессиональной педагогической этики, так и правовым нормам. Однако приоритет должен быть отдан непосредственно правовому регулированию, так как все без исключения субъекты образования наделены надлежащими обязанностями и правами в данной сфере. Данные полномочия и обязанности должны быть выполнены, что достигается, в частности, путем использования мер государственного принуждения (в том числе мер юридической ответственности).

Изложение основного материала статьи. Одной из приоритетных задач стоящих перед обществом и государством является реализация принципов современной образовательной политики. Сегодня правовое обеспечение образования и его соответствие требованиям законодательства на различных уровнях требует повышенного внимания в сфере профессионального управления контрольно-надзорных органов, учредителей, участников образовательной деятельности и общественности.

В связи с радикальными изменениями в обществе необходимо совершенствовать нормативную базу системы профессионального образования. Ежегодно образовательные организации обязаны выполнять требования по ежегодному обновлению основных профессиональных образовательных программ с учетом особенностей развития таких областей, как наука, культура, экономика, технологии и др., А также выполнять запросы от потенциальных работодателей. Становится очевидным, что эти изменения требуют совершенствования как нормативно-правовой базы образовательного учреждения, так и принятия наиболее прогрессивных законодательных актов, направленных на устойчивое развитие образовательного процесса [1].

Нормативно-правовое обеспечение это средства, методы и методики, которые обеспечивают как повышение качества образования и инноваций, эффективность, стабильность образовательных процессов, так и реализацию запланированных проектов, планов и определение путей повышения развития личности в образовательном процессе. Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в системе профессионального образования определяется радикальными изменениями, связанными с социально-экономическими, политико-образовательными и прогностическими условиями в Российской Федерации [2].

Нормативно-правовое регулирование является одним из основных инструментов реализации государственной политики (как на региональном, так и на федеральном уровнях). Сфера государственной политики в России традиционно охватывает систему целей и приоритетов развития страны, социальной сферы, экономики, общества, формируемую государством [3].

Правовое регулирование является одним из основных инструментов реализации государственной политики (на федеральном и региональном уровнях). Сфера государственной политики в России традиционно охватывает систему целей и приоритетов развития страны, общества, экономики и социальной сферы, формируемой государственной властью.

В случае если бы значимость образования в обществе была ограничена только лишь его значимостью как индивидуального блага, тогда не было бы особой надобности регламентировать образовательную деятельность особым законодательством. Однако образование также является социальной необходимостью, поэтому оно имеет особое значение для общества и государства и выступает в качестве объекта государственной образовательной политики.

Российское законодательство обеспечило государственную и общественную значимость образования с помощью соответствующих статей Конституции Российской Федерации, принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и других нормативных документов в области образования, формирующие систему образовательного законодательства.

Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования регулируется постановлениями Правительства Российской Федерации, надлежащими законными актами Министерства образования Российской Федерации. В юридических документах, в частности, сообщается, то, что учебное учреждение любого уровня профессионального образования обладает правом выдавать своим выпускникам государственный нормативный акт о соответствующей степени профессионального образования с этапа его аккредитации в виде диплома.

Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования содержит федеральный государственный образовательный стандарт, соответствующий степени профессионального образования, который считается объективной оценкой степени образования и квалификации выпускника.

Нормативно-правовое обеспечение образовательной организации представляет собой совокупность документов, регламентирующих функции, структуру, задачи учебного заведения, организацию его работы, а также права и обязанности субъектов, связанных с ним. Развитие нормативно-правовой базы образовательного учреждения определяется строгой необходимостью обеспечения повышения качества образования и прогрессивного развития общества [2].

Регуляторное обеспечение образовательной деятельности должно выполнять единые функции, характерные для федерального уровня нормативной базы, а также частные, ориентированные на правовое регулирование и упорядочение отношений между субъектами образовательного процесса. Локальные акты организации профессионального образования являются официальными правовыми документами, основанными на законодательстве, принятом в установленном порядке компетентным органом образовательной организации и регулирующем отношения внутри этой образовательной организации.

Особенность регулятивных возможностей данного вида источников образовательного права способствует созданию конкуренции локальных юрисдикций, формирование повышающих стимулов субъектов отношений в сфере образования к развитию, инновациям и оперативным изменениям. С помощью

локальных актов вводится уникальный правовой режим организации и осуществление образовательной и другой деятельности в пределах конкретной организации. Этот режим дает возможность выработать совокупность взаимосвязанных социально-культурных, экономических и организационно-правовых условий, обеспечивающих функционирование образовательной организации.

Авторы исследования подчеркивают, что нормативно-правовое обеспечение управления образовательной организацией - это главная составляющая всех видов и уровней управления. Сложная правовая среда, в которой существует современное образовательное учреждение, обязывает его, как издателя правовых актов, следить за изменениями в нормах права на местном, международном, федеральном, региональном уровнях. Своевременность, оперативность, полнота и точность представления информации считаются основой качества принимаемых управленческих решений в образовательной организации.

Правовое обеспечение профессионального образования обеспечивает право на аттестацию работников и вторую квалификационную категорию для учебного заведения системы профессионального образования. В то же время в документе, являющемся основой для определения нормативных критериев профессиональной деятельности аттестованного учителя, нормативно-правовая база профессионального образования определяет квалификационные характеристики.

Федеральные нормативные документы определяют правовое положение современного образовательного учреждения, полномочия и обязанности участников образовательного процесса, реализовывают правовое управление образовательной организацией, правовое урегулирование работы образовательного учреждения и споры с сотрудниками.

Это также важно для правового регулирования образовательных отношений. Они также позволяют представлять все коллективные и представительные органы, студентов и работников образовательных организаций, «наиболее близких» к участникам образовательных правоотношений.

Выводы. Таким образом, в России существует огромное число нормативно- правовых актов, которые регулируют нормативно-правовую базу профессионального образования, следовательно для того чтобы обеспечить государство и граждан качественным образованием необходимо, поддерживать нормативно-правовое обеспечение профессионального образования, совершенствовать законодательство профессионального образования, обеспечивать постоянное обновление нормативно-правовой базы профессионального образования.

Литература:

1. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Седых Д.В. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 53-56.

2. Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формирование правовой компетенции студентов в условиях информатизации общества // В сборнике: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 50-52.

3. Ваганова О.И., Седых Д.В., Пирогова А.А. Правовые основы электронного обучения в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 56-59.

4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 2.

5. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Экономические, технические и социальные предпосылки интеграции профессионального образования и производства // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 158-164.

6. Мялкина Е.В., Житкова В.А. Система комплексной оценки административно-управленческого персонала в вузе: практика и особенности // Вестник Мининского университета. 2018. № 1 (22). С. 2.

7. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. № 1 (26). С. 1.

8. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Госельбах О.И. Нормативно-правовое регулирование в сфере образовательной деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 4 (38). С. 105-110.

9. Цыплакова С.А., Захаров С.В., Коробова Т.С. Информационно-правовая подготовка будущего педагога в области правоведения и правоохранительной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 230-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.