Научная статья на тему 'Проблема привлечения в сферу образования квалифицированных специалистов, не имеющих педагогической подготовки (на примере информационной безопасности)'

Проблема привлечения в сферу образования квалифицированных специалистов, не имеющих педагогической подготовки (на примере информационной безопасности) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1060
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / УРОВЕНЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ / PRACTICE-ORIENTED LEARNING / INFORMATION SAFETY OF SCHOOLERS / PROTECTION OF INFORMATION IN EDUCATIONAL INSTITUTION / LEVEL OF TEACHER QUALIFICATION / PEDAGOGICAL STAFF OF SCHOOLS / PROFESSIONAL NETWORKING COMMUNITY OF EDUCATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочаров Михаил Иванович

Рассмотрены вопросы повышения качества образования за счет привлечения в учебные заведения квалифицированных специалистов-непедагогов, способных на высоком уровне обеспечить практикоориентированное обучение в соответствии с реальными социальными и производственными отношениями. Определены подходы к совершенствованию педагогического мастерства таких специалистов, исследовано их потенциальное влияние на систему профессиональных взаимоотношений в коллективе учебного заведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочаров Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of engaging of qualified specialists without teacher training into the field of education (on the example of information security))

The problems of improving the quality of education through the involvement of qualified specialists without teacher qualification into educational institutions where they can provide high-level practice-oriented training in accordance with the social and production realities are studied. The article considers approaches to improvement of pedagogical skills of such professionals, examines their potential impact on the system of professional relationships among the staff of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Проблема привлечения в сферу образования квалифицированных специалистов, не имеющих педагогической подготовки (на примере информационной безопасности)»

М. И. Бочаров

(Липецк)

ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ В СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ,

НЕ ИМЕЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (на примере информационной безопасности)

Рассмотрены вопросы повышения качества образования за счет привлечения в учебные заведения квалифицированных специалистов-непедагогов, способных на высоком уровне обеспечить практикоориентированное обучение в соответствии с реальными социальными и производственными отношениями. Определены подходы к совершенствованию педагогического мастерства таких специалистов, исследовано их потенциальное влияние на систему профессиональных взаимоотношений в коллективе учебного заведения

Президент РФ Д. А. Медведев особо подчеркнул, что к работе в школе могут быть привлечены специалисты, не имеющие педагогического образования. «Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно - для пополнения школ новым поколением учителей. Причем вовсе не обязательно только с педагогическим образованием» [1].

Современное образование нуждается в специалистах, способных не просто участвовать в учебном процессе, но и квалифицированно обеспечивать его в техническом, правовом, организационном и других аспектах. Так, вопросам обеспечения информационной безопасности в школе уделяется все больше внимания как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях в силу стремительно возрастающего потока угроз, характерных для развивающегося информационного общества. К примеру, с 2011 года в школах Англии планируется ввести новый обязательный курс обучения детей безопасному поведению в Интернете. Эти уроки яв-лятся одним из составных элементов новой государственной стратегии под названием «Click Clever, Click Safe» («Кликай умно, кликай безопасно») [3, 4].

В комплексной системе обеспечения информационной безопасности (ИБ) должен быть задействован практически каждый сотрудник образовательного учреждения (ОУ). Идеальным вариантом организации системы информационной безопасности в ОУ было бы наличие профильных специалистов: инженера, юриста, пси-

холога, соответственно обеспечивающих технические, правовые, организационно-психологические аспекты ИБ.

Управляющая и координационная функции по обеспечению ИБ в образовательном учреждении могут быть возложены на работника, имеющего квалификацию специалиста (бакалавра, магистра) по направлению подготовки «Информационная безопасность». Он способен профессионально спроектировать, внедрить, обеспечивать и модернизировать комплекс средств и мероприятий обеспечения ИБ учебного заведения. При прохождении специализированных курсов на базе системы повышения квалификации такой специалист сможет непосредственно участвовать в образовательном процессе по обучению учащихся профильных классов основам обеспечения программно-технической защиты информации, а также психологической защиты от негативного информационного воздействия.

К работе в системе образования, в том числе в школах, могут быть привлечены и специалисты с квалификацией «юрист» («бакалавр юриспруденции», «магистр юриспруденции»). Для них открываются широкие перспективы профессиональной реализации в сфере обеспечения информационной безопасности: проектирование и управление ИБ образовательного учреждения, координация деятельности персонала по обеспечению комплексной ИБ; осуществление контроля, фиксирование случаев нарушения ИБ, определение степени ответственности за нарушение регламента информационной безопасности; обучение информационной безопасности учащихся в рамках гуманитарных предметов.

Формирование механизмов привлечения широкого круга специалистов к работе в школе должно проходить в соответствии с теми изменениями в процессах подготовки специалистов, включая и педагогов, которые происходят в российском образовании.

Учитель в силу сложившейся системы педагогического образования имеет достаточно отдаленные представления о социально-экономических отношениях и производственной деятельности, направлениях их развития. Он во многих случаях использует сведения, полученные из личного опыта, который у каждого свой. Педагог не имеет практического опыта профессиональных взаимоотношений, кроме педагогических, и тем самым не представляет в полной мере, к чему готовить учеников. Возникает ситуация «учебы ради учебы».

Помимо содержательных аспектов обучения, необходимо обратить внимание и на среду общения с педагогами, в которую попадают школьники. «Учителю порой следует остановиться и посмотреть на себя глазами учащихся, которые очень точно диагностируют его профессиональную и человеческую компетентность. Полезно также увидеть себя и «со стороны». Длительная профессиональная педагогическая деятельность нередко приводит к целому ряду личностных изменений, затрудняющих общение с людьми, и создает немало проблем для самого учителя. У него могут формироваться особая, назойливо-дидактическая манера держать себя (все время учит, все время оценивает), привычка усложнять явные и упрощать сложные вещи [5].

При реализации новой модели образования изменится само представление о «нормальной» карьере учителя или преподавателя. Привычной станет возможность приходить к преподаванию после опыта работы в других сферах, сочетать преподавание с другой работой. Учитель-предметник общеобразовательной школы будет иметь, как правило, повышенный уровень образования - педагогическую магистратуру. Программы повышения квалификации учителей будут в большей степени сориентированы на удовлетворение потребностей учительства и станут базироваться на персонифицированных механизмах финансирования программ повышения квалификации и переподготовки. Основой содержания аттестации педагогов и управленцев станет оценка степени готовности работать по инновационным технологиям [6].

Понятие «специальность» утратило смысл вместе с ушедшей в небытие индустриальной

эпохой: специальность осваивается в процессе деятельности; один и тот же человек за взрослую жизнь может сменить множество специализаций, обогащаясь при этом интеллектуально, инструментально и в социальном отношении. К этой гибкости школа не готовит [7].

Основная проблема - это проблема учителей. Это - не только материальный стимул, это в первую очередь новая институционализация учителя. Учитель-предметник вполне может сформироваться, как во всех странах, в педагогической магистратуре после классического университета.

Необходимо не только готовить педагогов в соответствии с новыми требованиями, но и привлекать широкий круг специалистов к педагогической деятельности по организации и ведению внеклассной научно-познавательной, творческой работы учащихся - как на постоянной основе в рамках учебного процесса, так и по совместительству.

Рассмотрим несколько возможных вариантов интеграции различных специалистов в образовательный процесс.

1. Значительная часть бывших военнослужащих находится в трудоспособном возрасте, имеет высокие образовательный уровень и способности к руководству, обладает такими ценными качествами, как ответственность, дисциплинированность, надежность, но не реализуют свой потенциал в гражданских условиях. В гражданскую жизнь после увольнения приходят люди, обладающие большим опытом организаторской работы, умеющие принимать решения в нестандартной ситуации; решительные, образованные и все еще физически крепкие. Офицеры запаса - это огромный интеллектуальный, патриотический потенциал страны, который нельзя недооценивать, а нужно использовать максимально [9]. Специалистов с такими качествами необходимо адаптировать в систему образования в качестве учителей-предметников. В современном мире все большее значение приобретают информационные средства борьбы и психологической защиты от информационного воздействия, которыми владеют, прежде всего, военные специалисты. Эти знания могут быть применены на практике и в мирное время, в том числе и для обеспечения информационной безопасности образовательных учреждений.

2. Многие женщины, получив инженернотехническое образование, не находят себя в этой области деятельности по различным причинам (тяжелый труд, посменная работа и семья с маленькими детьми, потеря квалификации в высокотехнологичных областях из-за

продолжительного декретного отпуска и др.) и впоследствии идут работать в школу, посещают курсы повышения квалификации учителей, проходят переподготовку. Такому процессу привлечения женщин-инженеров в педагогическую сферу деятельности необходимо придать особый статус на государственном уровне. В частности, они могут проходить специальную подготовку по использованию прогаммно-тех-нических средств для обеспечения ИБ образовательного учреждения.

В то же время не нужно доводить процесс привлечения в школу непедагогов до крайности. С большой острожностью следует брать в школу тех, кто не нашел себя в других профессиях, так как школа не должна стать своего рода пристанищем для низкоквалифицированных, пассивных специалистов, лишенных творческой составляющей и желания самосовершенствоваться в педагогической деятельности. Безусловно, большая часть педагогического коллектива школы должна иметь профессиональное педагогическое образование. При определенной организации стажировок опытные педагоги могли бы способствовать вхождению широкого круга специалистов в образовательный процесс школы.

В противоположность западным аналогам в российской школе нет вспомогательных должностей педагогического персонала (тьюторы, помощники учителя и т.п.), статус которых при выполнении определенных условий повышается до уровня учителя-специалиста. Кроме того, отсутствуют и независимые службы сертификации специалистов, создание и апробация которых в ближайшей перспективе маловероятны [11].

По аналогии с медицинским и инженерным образованием, опытом британской модели непрерывного педагогического образования квалификацию «учитель» логично было бы присваивать по результатам итогового экзамена для бакалавров с не менее чем трехгодичным опытом успешной работы и для магистров с не менее чем годичным опытом успешной работы в образовательном учреждении.

Работа в плане приобретения опыта по специальности для получения квалификации «учитель» должна быть организована особым образом. С одной стороны, сам бакалавр или магистр в течение всего срока работы до итогового экзамена должен постоянно совершенствоваться, чтобы успешно пройти испытание на квалификацию «учитель». С другой стороны, администрация образовательного учреждения, в котором работают бакалавры и магистры,

должна выполнять специальную наставническую функцию, способствовать их личностному и профессиональному росту.

Роль наставничества для формирования практических навыков работы и курсов совершенствования педагогического мастерства (специальных курсов переподготовки на квалификацию «учитель») для освоения концептуальных положений педагогической теории возрастает в ходе адаптации к учебно-образовательному процессу школы специалистов, не имеющих базового педагогического образования.

Большую роль в этом плане могут играть региональные вузы развития образования, повышения квалификации (ИПК, ИПКРО, ИУУ), которые способны обеспечить соответствующую коррекцию широкомасштабного перехода на бакалавриат и привлечения большого круга специалистов в школу с акцентами на особенностях региона.

К формированию критериев и оценке соответствия уровню педагогической квалификации должны быть привлечены и зарождающиеся у нас сетевые профессиональные сообщества педагогов-предметников.

Профессиональным сетевым сообществом можно назвать форму деятельности, применяемую для построения организаций, предполагающих обмен знаниями среди людей, объединенных общими профессиональными интересами. Участники сетевого сообщества создают совместный продукт - информационные или программные ресурсы. Сетевые сообщества могут быть свободными (их участники - любые пользователи, независимо от рода занятий, возраста, интересов) и ограниченными (для представителей одной профессии). Виды их деятельности включают обмен, создание, получение и размещение информации. Мотивами для вступления в сетевое профессиональное сообщество могут быть желание самореализации, свободы общения, профессионального развития и получение возможности обмена опытом без каких-либо дополнительных условий. Кроме этого, важной может стать принадлежность к профессиональной группе, приобретение известности в ее рамках и достижение некоторой социальной успешности [12].

Педагогические сетевые сообщества, как правило, являются свободными и включают в себя широкий круг педагогов, психологов, родителей, которые, в свою очередь, являются специалистами в той или иной области, что позволяет обеспечить комплексный подход к вопросам образования и, в частности, к формирова-

нию критериев оценки уровня квалификации педагогических кадров. Такие сообщества могут быть организованы на основе государственных структур (и непосредственно ими поддерживаться), на основе частных образовательных учреждений, общественных организаций либо представлять собой независимые группы заинтересованных лиц.

Специалисты в различных сферах могут также участвовать в информационной поддержке профессионального самоопределения старших школьников, не работая непосредственно в образовательном учреждении. Достигнуть этого можно за счет организации системы сетевого взаимодействия с помощью Интернета, доступ к которому имели бы участники данного процесса (учащиеся, учителя, администрация образовательных учреждений различного уровня, специалисты в различных областях, работодатели, представители региональных и муниципальных структур власти). Сетевую поддержку профессионального самоопределения старших школьников в полной мере можно использовать для учащихся, которые не имеют возможности обучаться в традиционной системе из-за проблем со здоровьем или ввиду удаленности места их проживания от академических и университетских центров.

Использование возможностей Интернета для сетевого взаимодействия подростков с представителями различных социальных категорий позволит каждому из них проверить себя в различных сферах профессиональной деятельности и приобрести личный практический опыт.

Для обеспечения информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников могут использоваться социальные сети и возможности технологий Web 2.0. Участвуя в блогах, организованных в

социальных сетях, школьники получат реальную возможность общения в интерактивном режиме с представителями различных профессиональных сообществ, получат интересующую их информацию о сущности профессии, о личных и профессиональных качествах, необходимых специалистам данной сферы деятельности, о путях получения той или иной профессии.

При соответствующей подготовке в системе повышения квалификации работников образования специалисты в области ИБ могли бы разработать структуру и профессионально обеспечивать информационно-безопасную работу сетевых сообществ.

Таким образом, повышение качества работы сотрудников учебных заведений может быть достигнуто за счет различных форм привлечения квалифицированных кадров, в том числе не имеющих педагогического образования (сетевые сообщества, поддержка профориентационной деятельности, профильного обучения, творческой, научно-исследовательской работы школьников и студентов, производственно-педагогических практик и т.д.).

При таком подходе обеспечивается приток в систему образования широкого круга высококвалифицированных специалистов, привносящих в школу из реальной социально-экономической сферы новый содержательный практи-ко-ориентированный аспект, меняется отношение к предмету как педагогов, так и учащихся, формируется среда сотрудничества, изменяется стиль общения в педагогическом коллективе, обогащаясь опытом взаимоотношений, сложившимся в непедагогических профессиональных коллективах. Это в полной мере будет способствовать реализации принципов профильного обучения, организации профориентационной деятельности и компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе школы.

Литература

1. Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 года // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс] - URL: http://news.kremlm.ru/tran-scripts/1968 (дата обращения 21.12.2008).

2. Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 года // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс] - URL: http://news.kremlin.ru/tran-scripts/5979 (дата обращения: 06.12.2009).

3. Англия вводит школьный курс безопасности в Интернете // Софт@таНти : новости информационных технологий : сайт [Электронный ресурс] - иЯЬ: http://soft.mail.ru/pressrl_page.php?id= 36325 (дата обращения: 27.11.2009)

4. Jonathan Fildes. Internet safety for children targeted // BBC News : сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/ techno-logy/8398763.stm (дата обращения: 27.l1.2009)

5. Сенько Ю. В. Эволюция предмета деятельности учителя // Педагогика. - 2007. - №2. - С.45-52.

6. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М. и др. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. - 2008. - №1. - С.49-51.

7. Глазычев В. Л. Где здоровое тело для здорового духа? Комментарии к докладу Общественной палаты Российской Федерации «Общество и образование: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» // Вопросы образования. - 2008. - №1. - С.7-10.

8. Кузьминов Я. И. Круглый стол «Парадоксальные результаты международных исследований оценки качества образования» // Вопросы образования. - 2008. - №1. - С.188.

9. Алаторцева И. А. Проблема самоопределения бывших военнослужащих в гражданских профессиях // Профессиональное образование. Столица. - 2008. - №9. - С.20-21.

10. Баранов В. П. Психологические операции в современных условиях // Защита и безопасность. - 2007. - №1. - С.19.

11. Лавров Н. Н. Современный учитель - специалист или бакалавр? // Педагогика. - 2007. - М. - №6. - С.54-60.

12. Утробина Е. В. О формировании сетевых профессиональных педагогических сообществ // Педагогическое образование и наука. -М. - 2007. - №3. - С.64-66.

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.