Научная статья на тему 'Проблема преемственности технологической подготовки и профессионального образования'

Проблема преемственности технологической подготовки и профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перченок Р. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема преемственности технологической подготовки и профессионального образования»

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕРЧЕНОК Р.Л.

В настоящее время наблюдается рост потребности в специалистах разного уровня, как с точки зрения удовлетворения текущих ее потребностей промышленности, так и с учетом перспективных направлений ее развития.

Наметилась острая необходимость в повышении уровня подготовки рабочих кадров для производства и сервиса, т.к. идет усложнение оборудования и внедрение технологий, для реализации которых требуются рабочие не только с начальным, но и со средним профессиональным образованием.

В новых экономических условиях каждому человеку в условиях быстро меняющегося рынка труда приходится неоднократно менять не только место работы, но и профессию. В этой ситуации молодежь должна получать такое базовое профессиональное образование, которое будет позволять ей относительно легко осваивать новые профессии.

Большие перемены в области промышленности ставят новые задачи перед всей системой общего и профессионального образования, требуется не только профессионалы своего дела, но разносторонне развитые специалисты.

Содержание технологической подготовки в школе, как одной из основных образовательных областей, готовящих учащихся к выбору профессии, строится с учетом принципа преемственности в содержании технологической подготовки основной школы, старших классов, начального, а далее и среднего профессионального образования.

Следует отметить, что курс технологии в содержательном аспекте синтезирует научно-технические, технологические, экономические знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека.

Следуя принципам непрерывности и преемственности образования, образование получают не на всю жизнь, а образование следует через всю жизнь, что свидетельствует о необходимости постоянного обновления образования конкретного человека.

Названные факторы проявляются в тщательной проработке базовых знаний и ключевых понятий и компетентностей («компетентность» включает в себя помимо чисто профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие профессионально важные качества личности, как инициатива, коммуникабельность, способность работать в группе, способность к самосовершенствованию и другие).

Таким образом, профессиональная компетентность может рассматриваться как интегративная характеристика профессиональных и личностных качеств педагога, как совокупность знаний, умений и опыта.

В современной обстановке процесс подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования предполагает тщательное соблюдение принципа интеграции начального и среднего профессионального образования.

В этой связи проводится экспериментальная работа по профессиональному образованию детей 9-11 классов силами педагогов колледжей по профессиям, востребованным в городе. Так в школе № 861 Южного округа в течение этого учебного года проведен отбор учащихся, выразивших желание получить профессиональное образование в стенах школы. С этими учащимися в школе проводятся занятия по материаловедению и черчению, т.к. эти дисциплины в одном и том же объеме изучаются при подготовке специалистов таких профессий как токарь, слесарь, слесарь по ремонту автомобилей, сварщик, фрезеровщик.

Психологи школы и колледжа знакомят учащихся школ с перспективой получения профессий по металлообработке и помогают им в выборе конкретной профессий. На втором году обучения осуществляется выбор конкретной профессии металлообработки, по которой учащиеся продолжают обучение. Учащиеся, успешно прошедшие обучение получат свидетельство о получении профессии и им присвоят 2-ой или 3-ий разряд по избранной профессии. Далее, при желании, они поступают в колледж и получают диплом НПО. После получения диплома НПО могут продолжить свое образование по сокращенной программе и получить специальность и диплом СПО, используя договорные отношения колледжа в сокращенный срок получить высшее образование.

Параллельно с описанным интегративным образовательным процессом соединения НПО-СПО, колледж ведет разработку программ подготовки специалистов и населения по заказу работодателей, примером тому подготовка специалистов по окраске автомобилей и сварщиков для фирмы «Автофрамос», выпускающей РЕНО. Суть этой разработки заключается в выделении инвариантной части подготовки по профессиям и специальностям НПО и СПО, а вариативная часть подготовки специалистов с учетом конкретных технологий, оборудования и особенностей тех предприятий, для которых идет подготовка специалистов.

В отличие от единообразной подготовки специалистов, осуществлявшейся до последнего времени по жестким стандартам: ПТУ - три года, потом последовательно техникум - 4-5 лет и т.д., в новых условиях требуется иная система подготовки специалистов.

Многоуровневая и многоступенчатая система профессионального образования позволяет выпускать специалистов разных уровней квалификации, а значит, будет обеспечивать более рациональное заполне-

ние вакансий на рынке труда.

Модель этой системы для колледжа представляет собой профессиональную подготовку, в которой учащийся (а позже студент) по выбору_может создать для себя удобную для него траекторию получения профессионального образования:

1 вариант - получение начального профессионального образования, сдача экзаменов на присвоение рабочей профессии, либо вступительного экзамена для продолжения обучения и получения среднего специального образования.

2 вариант - сдача вступительных экзаменов на право получения среднего профессионального образования.

Таким образом, абитуриенты по результатам собеседования или сдачи вступительных экзаменов соответственно зачисляются в колледж с целью получения начального профессионального образования, а затем среднего профессионального образования при прохождении рейтинговой оценки, либо среднего профессионального образования при изначальном желании и решении его получить, пройдя вступительные экзамены.

Учащиеся, успешно завершившие первый уровень (НПО) по итогам рейтинговой оценки и их желания, могут продолжить образование по траектории СПО.

В процессе обучения создается логическая цепочка движения в образовательном пространстве, которая предполагает два уровня образования: НПО-СПО.

Анализ программ НПО и СПО показал наличие единого образовательного пространства, позволяющего интегрировать учебные программы по ряду общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин, разрабатывать единую программу производственной практики по родственным профессиям НПО и СПО, что экономит значительные государственные средства и повысит уровень и качество подготовки специалистов.

Рабочий учебный план подготовки специалиста по сокращенной и ускоренной программе составляется на основе Государственного образовательного стандарта СПО, утвержденного 13.09.1996 г. № 131201 ВР, стандарта РФ по начальному профессиональному образованию (профессия: токарь-универсал ОСП 9ПО12.16-95), рекомендаций Министерства образования и науки РФ по реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования средними специальными учебными заведениями от 03.07.1998 г.

Интегрированный учебный план образовательной программы среднего профессионального образования предусматривает реализацию государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1201 «Технология машиностроения».

План предусматривает двухуровневую подготовку:

1. уровень - получение среднего (полного) общего и начального профессионального образования;

2. уровень - получение среднего профессионального образования. Квалификация - техник по специальности 1201 «Технология машиностроения».

На первую ступень принимаются учащиеся по результатам собеседования. По окончании второго курса только студенты, успешно усвоившие программу, переводятся на вторую ступень (3-4 курс), где обучаются 1 год 10 месяцев. Объем обязательных аудиторных занятий составляет не более 36 часов в неделю за период теоретического обучения. Факультативные занятия не входят в объем часов. График учебных занятий составляется конкретным учебным заведением с учетом допустимой недельной нагрузки на учащегося, сроком зимних каникул, экзаменационных сессий и др. Интенсивность изучения предметов не должна превышать 8 часов в неделю на дисциплину и учитывает межпредметные связи. Федеральный компонент всех циклов дисциплин и видов производственной (профессиональной) практики определяет минимальное время, отводимое для реализации обязательного минимума содержания основной образовательной программы, в том числе по видам учебной работы. Групповые, индивидуальные и другие формы проведения консультаций определяются учебным заведением. Курсовые проекты (работы) являются видом учебной деятельности по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

Рассмотрим интеграцию НПО- СПО на примере профессии «Токарь» 12.16 и специальности 1201 «Технология машиностроения» на примере дисциплины «Машиностроительное производство». Всего на дисциплину в СПО отводится 60 часов, однако в случае интеграции НПО и СПО на эту дисциплину может быть выделено 32 часа, т.е. почти в два раза меньше.

Колледж сотрудничает со школами и вузами, что привело к созданию макромодели, имеющей многоуровневую и многоступенчатую структуру обучения «Школа - колледж - вуз».

Учащиеся, успешно сдавшие квалификационные экзамены и имеющие отличные и хорошие оценки, зачисляются на третий курс колледжа и получают в дальнейшем среднее профессиональное образование. В рамках договора с Московским педагогическим государственным университетом студенты, успешно окончившие колледж могут быть зачислены на третий курс вуза, после чего получить высшее образование и квалификацию «Учитель технологии и предпринимательства», а также дополнительную специализацию «Основы творческой деятельности».

При построении содержания профильной подготовки нами не только решалась задача соблюдения преемственности в содержании технологической подготовки основной школы и старших классов, а также соблюдения межпредметных связей с целью соблюдения принципа политехнизма при подготовке учащихся по направлению слесарь по ремонту автомобилей.

С этой целью мы проводим анализ реальных программ (они приведены ниже) профильной и начальной профессиональной подготовки, которые апробированы в школе №1065 и Московском автомобильном колледже, а также программ по математике, физике, химии, черчению и информационным технологиям.

Результат проведенного анализа показал, что в профиле автодело нашли продолжение и углубление начатые в основной школе образовательные линии такие как:

• черчение, которое перешло в машиностроительное черчение;

• технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения углубленная согласно избранной отрасли, в которых нашли отражение знания, полученные в ходе изучения химии и физики (структура атомов и молекул, химические и физические свойства и др.);

• электротехника, нашедшая применение в изучении электрической части автомобилей (раздел физики - электричество;

• информационные технологии, отражающиеся в составлении баз данных деталей, графических изображениях и др. (черчение, информационные технологии).

Таким образом, юноши, получают хорошую подготовку по избранному ими профилю в основной школе, а в старших классах помимо профессии могут приобрести необходимые для будущей жизни и трудовой деятельности знания по уходу за автомобилем, ремонту, при необходимости на льготных основаниях права по вождению автомобиля.

Описанная модель дает право и возможность дальнейшего получения профессионального образования в колледже, а затем и высшего профессионального образования.

В заключении следует выделить следующие положения, которые могли бы способствовать повышению эффективности в подготовке учащихся по технико-технологическому профилю:

• современные подходы к организации учебного процесса должны учитывать конкретные условия перехода от традиционной организации учебного процесса к работе педагогических коллективов по развивающим педагогическим технологиям.

• внедрение информационных технологий обучения учащихся в процессе профессиональной подготовки является одним из факторов повышения качества обучения.

Таким образом, становится ясным, что при построении содержания профильной подготовки, начального и среднего профессионально образования и методики его реализации должны выполняться следующие условия:

• преемственность и концентрический характер изучения содержания; в отборе содержания профильной подготовки в школе, начальном и среднем профессиональном образовании;

• унификация в инвариантной части профильной подготовки и начальном профессиональном образовании для родственных специальностей.

• обязательное наличие приращения знаний по фундаментальным направлениям науки.

• демократичный характер построения содержания обучения, его многоуровневость, позволяющие вносить изменения в содержание обучения по мере развития техники и технологий.

• применение новых методов, включающих, в частности, проектную деятельность, способствующих развитию самостоятельности и формированию мобильности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.