УДК 614.8
З.Е. Баньщикова к.т.н., В.Л. Камзолкин к.т.н. (ДПЧС), В.Ф. Митрофанов к.т.н., М.М. Фахрутдинов
ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ УГРОЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО, ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
Масштабность, частота и разнообразие ЧС, происходящих на территории РФ, их негативное воздействие на окружающую природную среду и социальную обстановку требуют соответствующих мер государственного регулирования вопросов обеспечения национальной безопасности в условиях обострения угроз и активизации террористических проявлений
З.Е. Баньщикова
В.Л. Камзолкин
В.Ф. Митрофанов
М.М. Фахрутдинов
Осознание обострения угроз и террористических акций вызвало необходимость рассмотрения проблемы обеспечения защищенности критически важных объектов (КВО) инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации 13 ноября 2003 г. В результате работы совместного заседания было принято решение «О мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений».
В соответствии с этим решением в МЧС России на основании предложений федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сформирован проект «Перечня критически важных объектов Российской Федерации», который был направлен для утверждения в Правительство Российской Федерации. Полученные в результате рассмотрения замечания и предложения были учтены путем уточнения и конкретизации данных, характеризующих КВО. Утверждение проекта «Перечня критически важных объектов Российской Федерации», возможно в ближайшее время. Одновременно должно произойти и утверждение проекта «Системы критериев для отнесения объектов страны к критически важным», послужившей обоснованием для формирования Перечня.
В дальнейшем предполагается постоянная корректировка Перечня в связи с всевозможными изменениями, тщательная проверка, уточнение и обновление данных о КВО, на основе данных, представляемых ФОИВ и органами исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с решением заседания Совета Безопасности, на основании предложений ФОИВ, в ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) разработан проект «Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации на период 2004—2008 гг.», который направлен в Правительство Российской Федерации.
В настоящее время на его основе формируется проект «Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации на период до 2010 года».
Федеральный план повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации — документ, в котором предусмотрены мероприятия организационного, нормативного, правового, инженерного, экономического, социального и другого характера, реализуемые ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и направленные на обеспечение защищенности КВО Российской Федерации.
Проект «Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации на период 2004—2008 гг.» был разработан с учетом целей, основных принципов и приоритетных направлений государственной политики в области обеспече-
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
ния защищенности населения и инфраструктуры страны, изложенных в проекте документа «Основы государственной политики в области обеспечения защищенности населения Российской Федерации, потенциально опасных и критически важных объектов инфраструктуры страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений».
Целями государственной политики в области обеспечения защищенности населения и КВО инфраструктуры страны являются:
последовательное снижение до минимально приемлемого уровня риска воздействия поражающих факторов на население и критически важные объекты инфраструктуры страны;
обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и функционирования КВО инфраструктуры страны, в том числе в условиях чрезвычайной ситуаций;
предупреждение и локализация угроз техногенного характера, совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
создание эффективных систем защиты населения и критически важных объектов инфраструктуры страны;
недопущение организации и активизации террористической деятельности в отношении критически важных объектов инфраструктуры страны;
поэтапный переход к государственному планированию и управлению обеспечением защищенности населения и критически важных объектов инфраструктуры страны с использованием комплексных показателей (критериев) рисков чрезвычайной ситуаций.
В проекте «Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации на период до 2010 года» отражен комплекс мероприятий, направленных на повышение защищенности КВО и населения Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений по следующим направлениям:
государственная поддержка, стимулирующая инновационную и инвестиционную деятельность по повышению защищенности критически важных объектов и населения;
совершенствование нормативной правовой базы по обеспечению ядерной, радиационной, пожарной, химической, биологической, гидрометеорологической и техногенной безопасности;
укрепление международного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в области повышения защищенности критически важных объектов;
развертывание государственной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, развитие государственной наблюдательной сети (в том числе сейсмической), оснащение центров мони-
торинга и наблюдения современным специальным оборудованием, средствами сбора, обработки и передачи информации;
уточнение норм накопления, мест размещения и порядка использования государственного резерва (федерального и субъектов Российской Федерации), используемого в интересах ликвидации чрезвычайных ситуаций;
определение организаций и должностных лиц, ответственных за повышение защищенности опасных объектов инфраструктуры;
формирование целостной системы страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений, а также механизмов лицензирования деятельности по эксплуатации и сертификации критически важных объектов в целях повышения защищенности таких объектов и населения;
установление в необходимых случаях особого административно-правового статуса для КВО и окружающих их зон безопасности;
совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области повышения защищенности критически важных объектов и населения, в том числе введение государственного заказа на подготовку специалистов в этой области.
Проект «Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации на период 2004—2008 гг.» разрабатывался с использованием подготовленных ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) «Рекомендаций по разработке плана повышения защищенности критически важных объектов на территориальном уровне от угроз ЧС техногенного, природного характера и террористических проявлений на 2004—2008 годы» и «Рекомендаций по разработке плана повышения защищенности критически важных объектов на местном уровне от угроз ЧС техногенного, природного характера и террористических проявлений на 2004—2008 годы».
В рамках реализации проекта Федерального плана Федеральным космическим агентством разработана «Концепция федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов».
Решением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. № 1314-Р Концепция одобрена, и Федеральному космическому агентству совместно с Минобороны России, МЧС России, МВД России, ФСБ России и другими заинтересованными ФОИВ поручено обеспечить ее реализацию.
В Концепции изложены цели и задачи системы мониторинга, ее состав и структура, основные принципы создания и использования.
Концепция также вводит основные понятия, в частности, дано определение КВО.
Концепция определяет, что «критически важные объекты» — объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени.
В целях научного обеспечения проведения исследований по проблеме повышения защищенности КВО по заданию МЧС России в 2003 —2005 гг. в ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) выполнялись и в настоящее время выполняются научно-исследовательские работы по ряду тем, в частности:
Разработка временных рекомендаций по реализации требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жезнеобеспечения инфраструктуры (п. 3.9.1-4 ЕТП НИОКР МЧС России на 2003 г., отчет инв. № 2930);
Разработка нормативной базы и оценка уровня защищенности критически важных для национальной безопасности потенциально опасных объектов инфраструктуры (п. 4.1.2. ЕТП НИОКР МЧС России на 2004 г., отчет инв. № 3053);
Анализ состояния тенденций и потребностей страны в сфере обеспечения защищенности опасных объектов и населения (п. 4.1.2. ЕТП НИОКР МЧС России на 2004 г., отчет инв. № 3056).
Разработка нормативной базы и оценка уровня защищенности критически важных для национальной безопасности потенциально опасных объектов инфраструктуры (п. 4.1.2 ЕТП НИОКР МЧС России на 2004 г., отчет инв. № 3081);
Разработка перечня критически важных для национальной безопасности потенциально опасных объектов инфраструктуры (п. 4.1.2 ЕТП НИОКР МЧС России на 2004 г., отчет инв. № 3099);
Разработка предложений в проект основ государственной политики в области защищенности опасных объектов и населения Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений (2004 г., отчет инв. № 3127);
Паспорт безопасности территорий и субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (2004 г., проект № 3179);
Паспорт безопасности опасного объекта (2004 г., проект № 3180);
Разработка типовых макетов, планов и рекомендаций по составлению планов повышения защищенности критически важных объектов регионального, территориального местного и объектовых уровней на 2004-2008 гг. (2004 г., отчет № 3136);
Разработка нормативной базы и оценка уровней защищенности критически важных для национальной безопасности потенциально опасных объектов инфраструктуры (п. 4.1.2 ЕТП НИОКР МЧС России на 2004 г.), отчет инв. № 3184;
Проект доклада Президенту Российской Федерации о состоянии защищенности критически важных потенциально опасных объектов потенциально опасных объектов страны и населения Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений (2005 г., отчет № 3390);
Разработка критериев для отнесения объектов оборонно-промышленной сферы страны к критически важным (п. 3.3.2 ЕТП НИОКР МЧС России на 2005 г.), отчет инв. № 3388;
Анализ хода формирования и утверждения планов повышения защищенности критически важных объектов регионального, территориального, местного и объектового уровней на 2004—2008 годы (2005 г.).
В результате выполнения этих НИР: разработан понятийный аппарат по проблеме; сформулированы предложения об установлении полномочий соответствующих ФОИВ и их ответственности в области безопасного функционирования КВО и обеспечения защищенности указанных объектов инфраструктуры и населения от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений;
предложено внести изменения в 38 нормативных документов, регламентирующих деятельность ФОИВ.
Исходя из результатов научно-исследовательских работ, выполненных в 2004—2005 гг., в дальнейшем целесообразно проведение следующих работ по повышению защищенности КВО:
реализация «Системного проекта создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», с установлением задач, возлагаемых на ее функциональные подсистемы; разграничением полномочий соответствующих федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти и сфер их ответственности в области безопасного функционирования критически важных объектов и обеспечения защищенности указанных объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений;
паспортизация КВО Российской Федерации (на основе типовых паспортов безопасности);
совершенствование системы критериев для отнесения объектов экономики и инфрастуктуры страны к критически важным;
завершение работ по формированию и утверждению планов повышения защищенности критически важных объектов регионального, местного и объектового уровней;
разработка научно-методической базы для оценки состояния защищенности КВО инфраструктуры страны, прогноза возможных последствий реализации различных видов угроз, определения путей и способов обеспечения требуемого уровня защищенности и снижения возможных негативных последствий;
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
проведение работ по созданию технологий для снижения негативного воздействия поражающих факторов на население и КВО инфраструктуры страны вследствие техногенных аварий, природных катастроф и террористических проявлений;
проведение работ по созданию унифицированных технологий утилизации опасных производственных и
бытовых отходов;
организация подготовки специалистов в области безопасного функционирования потенциально опасных и (или) КВО и обеспечения защищенности указанных объектов и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.
Литература
1. Разработка перечня критически важных для национальной безопасности потенциально опасных объектов инфраструктуры. — М.: ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2004, инв. № 3099.
2. Разработка предложений в проект основ государственной политики в области защищенности опасных объектов и населения Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений. — М.: ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2004, инв. № 3127.
3. Паспорт безопасности территорий и субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (проект). - М.: ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2004, № 3179.
4. Паспорт безопасности опасного объекта (проект). — М.: ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2004, № 3180.
5. Разработка нормативной базы и оценка уровней защищенности критически важных для национальной безопасности потенциально опасных объектов инфраструктуры. — М.: ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2004, инв. № 3184.
6. Подготовка предложений по формированию Федерального плана повышения и основ государственной политики в области защищенности критически важных для национальной безопасности потенциально опасных объектов инфраструктуры. — М.: ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2004, инв. № 3258.
7. Разработка критериев для отнесения объектов оборонно-промышленной сферы страны к критически важным. — М.: ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2005, инв. № 3388.
8. Анализ хода формирования и утверждения планов повышения защищенности критически важных объектов регионального, территориального, местного и объектового уровней на 2004-2008 годы. — М.: ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2005.
9. Проект доклада Президенту Российской Федерации о состоянии защищенности критически важных потенциально опасных объектов потенциально опасных объектов страны и населения Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений. — М.: ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2005, № 3390.