Научная статья на тему 'Проблема понимания в системе современного образования. Компетентностный подход'

Проблема понимания в системе современного образования. Компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
270
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПОНИМАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / ГЕРМЕНЕВТИКА / КУЛЬТУРА / EDUCATION / COMPETENCE / UNDERSTANDING / REFLECTION / HERMENEUTICS / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Синицына Людмила Николаевна

В данной статье рассматривается проблема современного образования в аспекте компетентностного подхода, а так же с позиции социокультурной ценности. Цель исследования – показать необходимость формирования в образовательном процессе наряду с профессиональными качествами способности понимания, рефлексии, самопознания в контексте культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема понимания в системе современного образования. Компетентностный подход»

мир». - Режим доступа : URL : http://www.pravmir.ru/po-stranicam-sovetskix-gazet-ili-o-rossijskoj-sovetologii/ (дата обращения: 13.02.2012 г.)

12. Тоискин, В. С. Медиаобразование в информационно-образовательной среде [Текст] : учеб. пособие / В. С. Тоискин, В. В. Красильников. - Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2009. - 122 с.

13. Тульчинский, Г. Л. Маркетинг и массовая культура [Текст] / Г. Л. Тульчинский // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2006. - № 2 (10). - С. 54-66.

14. Федоров, А. В. Теологическая теория медиаобразования [Текст] / А. В. Федоров // Инновации в образовании. - 2007. - № 11. - C. 96-101.

15. Федоров, А. В. Медиаобразование и религия [Текст] / А. В. Федоров // УРФО. - 2008. - № 1. - С. 68-69.

16. Хасьянов, В. Б. Духовно-нравственное воспитание молодежи с

использованием средств медиаобразования [Электронный ресурс] / В. Б. Хасьянов // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2011. - №4. - URL:

http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/duhovno-

nravstvennoe_vospitanie_molodezhi_s_ispolzovaniem_sredstv_mediaobrazovaniya.p df (дата обращения: 29.12.2011).

17. Шереметьева, Л. Н. Шанс разумного выхода из кризиса общественного сознания современной России [Текст] / Л. Н. Шереметьева // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2010. - № 8 (9). - С. 51-56.

18. Юрьев, В. М. Мировой кризис - 2008: перспективы общественной саморегуляции в России [Текст] / В. М. Юрьев, В. Г. Бабаян // Социальноэкономические явления и процессы. - 2009. - № 3. - С. 102-104.

19. Яценко, Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Е. Яценко. - СПб. : Лань, 1999. - 528 с.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Синицына Людмила Николаевна

lusin4221 @gmail .com

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных наук ФГБОУ ВПО «ИГМУ», г. Иркутск, Россия

УДК 101-316 (06)

ББК 87я43 А 43

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В данной статье рассматривается проблема современного образования в аспекте компетентностного подхода, а так же с позиции социокультурной ценности. Цель исследования - показать необходимость формирования в

образовательном процессе наряду с профессиональными качествами способности понимания, рефлексии, самопознания в контексте культуры.

Ключевые слова: образование; компетенции; понимание; рефлексия; герменевтика; культура.

PROBLEM OF UNDERSTANDING in MODERN EDUCATIONAL SYSTEM. COMPETENCE APPROACH

This article deals with the problem of modem education in terms of competence-based approach, as well as from the perspective of social and cultural values. The purpose of the study is to show the need to create in the educational process not only professional skills but also the ability of understanding, reflection, and self-discovery in the context of culture.

Key words: education; competence; understanding; reflection; hermeneutics; culture.

Проблемы образования актуальны во все времена. Они являются своеобразным индикатором материальной и духовной жизни общества. Отечественное образование, учитывая европейские стандарты, ориентируется на готовность субъекта к реальной деятельности на рынке труда. В соответствие с этим делается акцент на подготовку конкурентоспособного специалиста. Создается профессиограмма - список так называемых компетенций выпускника учебного заведения. Профессиограммы составляются на основе профессий, востребованных на рынке труда. В ходе теоретических дискуссий по поводу содержания понятия «компетенция» выделены базовые - такие, как общенаучные, социально-экономические, информационно-коммуникабельные, политехнические и общепрофессиональные, а также правовые.

Каждый работник, а также руководитель любого ранга, практически всех профессиональных сфер - экономической, экологической, управленческой, научной, культурной, социальной и др. включен в систему общественных связей и отношений, что создает необходимость постоянной корреляции его собственной профессиональной деятельности с особенностями конкретных условий.

С возрастанием количества информации появляется необходимость переводить ее на новые уровни осмысления: от абстрактно -теоретического, рационального (в современном понимании) к гуманистическому (познание в соответствии с нравственными категориями, познание сердцем), и, как более глубокое освоение реальности - эстетическое, по законам красоты и вселенской гармонии.

Без понимания, осмысления теоретического базового знания в этом ключе в современном образовании, как и в системе социальных отношений, а также в отношении общества и природы возрастают критические состояния.

Образование, будучи ориентированным на маяки современной цивилизации, вместе с тем, включено в пространство конкретной культуры с ее традициями, особенностями и ее своеобразной интерпретацией ключевых понятий, которыми оперируют сегодня идеологи, политики - все, кто так или иначе

влияет на этот процесс. Такие понятия, как «гуманизм», «свобода», без которых немыслима современная цивилизация, имеют не только многозначную интерпретацию, но и представляют собой методологические принципы, а также символы, под флагом которых совершаются иногда диаметрально противоположные действия.

Следует отметить, что концепция современного образования методологически связана с проблемой человека. Вместе с тем, образование -это процесс приобщения к культуре. Российская культура имеет ярко выраженную специфику. Такие особенности, как целостность, синкретичность, соборность не всегда выдерживают прагматический, экономикоцентрический напор цивилизации. У Н.О. Лосского, русского философа, есть мысль о том, что только собрав в единое целое все духовные силы - чувственный опыт, рациональное мышление, «эстетическую перцепцию», нравственный опыт и религиозное созерцание человек начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о Боге. Истина не может открыться сознанию, в котором гипертрофирована лишь одна способность. Она закрыта для рационалиста, моралиста, эстетствующего художника, религиозного фанатика, обывателя, который руководствуется здравым смыслом. Всякая односторонность в познании и жизни, по мнению, Н.О. Лосского, - есть грех, который ограничивает доступ к Истине. Она открывается только соборному сознанию [Лосский,1991].

Известно, что научное знание - это абстрактно-теоретическая модель мира. Человек, не осознающий этого, но владеющий значительным количеством научной информации, неизбежно теряет связь с миром. И происходит невероятное - чем больше люди знают, тем меньше понимают. Сегодня много пишут о кризисе рациональности, ориентированной на практическую сферу.

Поэтому в науке трудно найти место человеку, что обусловлено методом самой науки: эксклюзивное мышление не предполагает субъективного. Человеческому разуму, освященному научным методом, удалось настолько расчленить мир, в котором он живет, и самого человека в том числе, что духовное оказалось отделенным от материального, разум от тела, мужское от женского, человек от природы. В этом же аспекте сегодня субъект принимается за человека, отчужденный субъект за личность, мораль за нравственность и т.д. В связи с этим, говоря о компетентостном подходе в современном образовании, важно учитывать то, что научная монополия в общечеловеческом знании ставит много проблем.

Возведенное в ранг властелина человеческого духа и деятельности, научное познание стало распространять собственные, только ему присущие нормы и стандарты, на все сферы бытия и сознания. Но то, что работает в науке, не всегда уживается в культуре в целом. И тем более, - в индивидуальнопрактической деятельности. Проявляются парадоксы отторжения человека от реального мира его «бездомность», но, главное - неспособность понимания истиной ситуации.

Время и пространство нашего бытия сегодня уже качественно изменились. Преподавателя высшей школы, вступающего в третье тысячелетие, это ко многому обязывает. Так, пустыню в душе студента может оставить преподаватель, обучающий основам конкретной дисциплины, но в отрыве от культурологического аспекта. Знания, накопленные человечеством, представляют великую ценность. Задача преподавателя - помочь ученику увидеть и понять ее культурологический смысл.

Очевидно, что реальной базой образования является научное познание. При этом - образование представляет одну из слагаемых культуры личности. Наряду с обучением и воспитанием. Образованный - это знающий человек. Обученный - умеющий, владеющий информацией и технологиями. Воспитанный - это ценностно-ориентированный, а в общем плане -культурный человек, поэтому воспитание представляет собой процесс привития культуры.

Учитывая, что наука является элементом культуры, поэтому образование -это процесс приобщения к культуре, как к информационной сфере, так и к основам нравственного понимания. Для обретения «целостности» в миропонимании существенным является постижение информации сердцем. Именно «у-сердие», «сердечное понимание» формирует человека неравнодушного к смысло-жизненным проблемам. Знание, освоенное умом, сердцем и воспринятое во взаимосвязи с гармонией мира, создает возможность самореализации субъекта как универсума, включенного в систему социальных связей и отношений.

Важно также и понимание того, что человек, сотворенный «по подобию», должен соответствовать и образу. С этой целью он включается в образовательный процесс, который направлен не на приспособление человека к меняющимся условиям цивилизации, а на то, чтобы он смог идти «против течения» современной цивилизации. Для того, чтобы он смог выдержать ее колоссальный напор, стремящийся уничтожить в нем человека.

Еще раз отметим, что сегодня мы участвуем в великом парадоксе: чем больше знаем, тем меньше понимаем. Не только ту реальность, в которой живем, но и самих себя. Не случайно в настоящее время в качестве актуальной представляется герменевтика - наука о понимании. Известно, что наука понимать и искусство понимать - не одно и то же. Аналогичны этому различия между наукой и искусством управлять. Если наука предполагает освоение теоретической и практической сфер, искусство же связано с постижением особых тонкостей, не подвластных науке, с инклюзивным восприятием предмета, что дает возможность оптимального использования основ научного познания с учетом индивидуальных особенностей человека.

Следует обратить внимание на то, что органическая целостность не аддитивна, т.е. не складывается из частей, а формируется из основания, из единого корня. Эта целостность реально не может быть представлена одной наукой: научная картина мира в полной мере не соответствует

действительности. Поэтому сегодня актуальны дискуссии о том, с какой

степенью достоверности отражается реальность в науке, в искусстве, в религии, в философии, в эзотерическом знании.

Постижение реальности - это гораздо более глубокий и сложный процесс, чем передача и истолкование научной информации. Он связан с пониманием как усмотрением внутренних связей органического целого.

В реальности современной эпохи все законы, в том числе экономические и социологические, необходимо переводить на новый уровень осмысления. В противном случае начнется регресс. Надежды на «междисциплинарные» исследования познающего и понимающего человека, «интеграции научных знаний о человеке» и т.д. не могут привести к органическому основанию.

Предметом понимания для герменевтики выступает человеческий культурный мир. Этот мир имеет исторический характер, т.к. он вовлечен в поток времени, не может существовать без постоянных изменений. К тому же -современная культура есть продукт тысячелетий культурного развития человечества и включает в себя его вечные творения. Все науки - общественные и естественные включены в общую сферу человеческой жизни и культуры.

Герменевтический подход дает возможность преодолеть односторонне гносеологическую ориентацию: истина не есть характеристика познания, это характеристика самого бытия. Действительность не только теоретически познается, но и «жизненно-практически». Процесс понимания при этом является способом существования познающего, действующего и оценивающего человека.

Интерпретация культурной традиции рассматривается в форме диалога прошлого и настоящего, а познающий субъект всегда «преднаходит», открывает себя в определенном месте, ситуации. В данном аспекте реализуется именно та задача, которая неизменно должна ставиться преподавателем: не просто дать информацию, проверить, как «понял», запомнил и т.д., а ввести ученика в ходе освоения предмета в мир человеческой культуры и помочь ему открыть и реализовать себя в этом мире.

Немецкий философ Хайдеггер считал, что герменевтика - это фундаментальный способ бытия человека. Бытия в этике, эстетике, в экономике, политике, в любой науке и в жизни. Сегодня мы видим, что это важнейший способ глубокого понимания и интерпретации важнейших принципов современного образования.

Мы уже отмечали, что предметом герменевтики является человеческий культурный мир, вовлеченный во временной поток, поэтому постоянно изменяющийся, но, вместе с тем, сохраняющий устойчивые состояния в формах культурных универсалий: современная культура есть воплощение и продукт тысячелетий культурного развития человечества и включает в себя его вечные творения. Поэтому у Гадамера есть все основания утверждать, что человек, чтобы понять то или иное социальное явление или истолковать исторический документ («текст» - по терминологии герменевтики), должен обладать «историческим пониманием», «предпониманием»; он должен понять историческую ситуацию, в которой живет и действует, должен уяснить имеющееся в нем самом «предрассудки», должен стремиться понять исторические обстоятельства,

в которых развертывались события прошлого, то есть «вжиться в текст», «чувствовать» его и лишь на этой основе истолковывать, интерпретировать, оценивать исторические факты и процессы. То есть к истине исследователь должен идти, ведя постоянный «диалог» с «текстом», с окружающим сегодня немым миром и миром истории [Гадамер, 1988, с. 16-17.].

Следует отметить, что эффективность познания и понимания реальности связаны не только с методами и технологией этого процесса, но с тем, насколько субъект познания осознает и понимает степень своей сопричастности к исследуемому объекту.

Испанский философ, культуролог Хосе Ортега-и-Гассет писал о том, что любая индивидуальность, будь то человек, народ, эпоха - это орган, образованный ради понимания истины. И в этом плане ему нет замены: то, что видит одна жизнь не может увидеть ни одна другая. Каждая жизнь, по мнению Ортеги-и-Гассет, это точка зрения, обращенная к Вселенной. Но, вместе с тем, испокон веков часть людей видит мир прямым и ограниченным, другая же часть может видеть и то, что скрыто за линией и то, что находится за пределами ограниченного человеческого взора.

Те, кто видят мир прямым и линейным, используют узкий сектор сознания, хотя, порой, и не обладают значительным количеством информации. Пока человек скован границами пространственно-временной сферы, он ощущает ее власть, и не может выйти за ее пределы.

При расширении сознания, когда начинают работать мысль, память, чувства и разум, видение становится объемным, охватывая другие аспекты, и прежняя линия превращается в кривую, которая замыкаясь, образует круг. Человек начинает понимать, что мир не линеен, и что прямая - это лишь отрезок, который доступен нам на сегодняшний момент. Подобно этому создавалась неэвклидова геометрия, утверждающая новые принципы видения мира.

Каждый социальный субъект, как отдельный человек, так и социальная общность - группа, нация, человечество обладает общественным сознанием (определенным сознанием группы, нации, человечества в целом, либо общественным сознанием, проявленным в индивидуальном, личностном). Своеобразная тенденция общественного сознания, пронизанного обыденнопрактической, научной, мифопоэтической, религиозной палитрой, обусловливает соответствующее общее видение реальности.

Сегодня мы наблюдаем такие процессы как четкая дифференциация Восточной и Западной культур (с соответствующим способом интерпретации реальности) и едва заметные интеграционные изменения. Поистине, распространение идей отличается от распространения товара. Последний можно переместить из одного региона в другой при помощи транспортных средств, при этом сам товар по сути не изменяется. Идеи же передаются сознанием, претерпевая изменения, интерпретируются в соответствии с общественным сознанием, установками, особенностями рефлексирующего субъекта.

В настоящее время большинство людей осознает, что на планете Земля происходит ускорение времени, лавинообразный приток информации

существенно влияет на способы человеческого бытия. По данным Британской энциклопедии, со времен древней шумерской цивилизации до 1900 г. нашей эры, то есть почти за 5800 лет накопилось существенное количество информации. За последующие 50 лет это количество удвоилось. Затем, в последующие 20 лет, примерно, в 1970 году, снова удвоилось. Далее потребовалось уже только 10 лет, примерно к 1980 году снова удвоилось количество информации.

Реальность третьего тысячелетия показала, что поиск прочного теоретического фундамента на зыбкой почве социальных трансформаций заставляет нас задумываться о необходимости учитывать социально-исторический контекст, в котором формируется система образования. Поэтому сегодня представляется актуальной проблема понимания как процесса качественного изменения познающего субъекта, способного ориентироваться в возрастающем потоке информации.

Такое состояние вполне оправдывает, а точнее - обусловливает рефлексивный аспект образования. Это историческая необходимость современного видения мира. Высказанная рефлексия есть интерпретация, которая занимает исключительное место в совершенствовании профессиональных способностей человека.

При всем многообразии определений категории «понимание», следует выделить важные аспекты, указывающие на то, что оно связано как рефлексией, так и саморефлексией.

За последние годы в теории обозначилась методологическая концепция рефлексии. Обратим внимание на подходы к структурированию ее модели на основе анализа представлений в западном и отечественном гуманитарном знании [Курносикова, 2002, с. 45-46].

Прежде всего выделяется логическая рефлексия на основе точной работы с языком. Это осмысление природных, исторических, социальных закономерностей через логические конструкции. Логическая форма рефлексии использовалась мыслителями нового времени - Ф. Бэконом, Дж. Локком, Р. Декартом.

Онтологическая рефлексия определяет пространственно-временные рамки конкретной культуры. В сфере самосознания происходит отражение целостных рефлексивно-мировоззренческих чувств. Этот аспект связан с творчеством таких мыслителей, как Аристотель, Платон, Бл. Августин, Ф. Шеллинг, Г. Г егель.

Гносеологическая рефлексия рассматривается как специфический способ познания внутреннего мира субъекта путем проникновения в его «мысленные переживания». Рефлексия в форме интроспекции применялась многими исследователями, среди которых Р. Декарт, Т. Г оббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Дж. Милль, Л.С. Рубинштейн. Гносеологический статус рефлексии особое место занимает в герменевтике И. Дройзера, Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Г. Га-дамера, Хабермаса.

Методологическая рефлексия связана с анализом модальных характеристик объекта познания. То есть рефлексивные операционные акты совершаются с учетом логических определений таких понятий как «чувственность», «рассудок», «разум» и т.д., либо метафизических образов (П. Чаадаев о «логике серд-

ца», Л.С. Хомяков, С. Кьергор о «внутреннем знании», Ф. Шеллинг, В. Соловьев о «мистическом познании»).

Метафизическая рефлексия - это философское осмысление бытия, свободы, смерти и бессмертия, материи, истины. В предисловии к книге М. Мамарда-швили «Как я понимаю философию» Ю.П. Сенокосов пишет: «философская рефлексия всегда начинается с тайны невидимого и кончается невидимым. Философ, по определению, - «Фома неверующий». И его удел - продолжать спрашивать, либо молчать...» [Мамардашвили, 1992, с. 11] Далее автор сравнивает определение жизни биологом и философом. С точки зрения биолога -это фундаментальное свойство живого, воспроизведение себе подобного. «Философ ответит, что жизнь есть усилие во времени, что нужно совершать постоянное духовное усилие, чтобы оставаться живым. ибо отождествление жизни с духовным, сознательным принципом, являющимся продуктом рефлексии, лежит в самой основе философского акта. Чувство жизни равносильно фактически чувству бесконечности (неопределенности), и лишь духовное усилие - в момент «встречи» такого чувства или переживания с мыслью - претворяет неопределенность в некую гармонию, способную облагораживать человека, его поведение, психику, социальные отношения и т.д.» [Мамардашвили, 1992, с. 145-146].

Духовная рефлексия. Смысл ее, думается, в культурологическом видении мира. И снова хотелось бы обратиться к Мерабу Мамардашвили, к его «Мысли в культуре». «Я думаю, - пишет философ, - что со словами «высокая духовность» нужно очень деликатно обращаться. Ведь она может быть весьма «низко» расположена. Чувство уравновешенности, гармонии, что содержится в простейших капризах человеческих, в том числе, скажем, и в лени, лишь постфактум выглядит как акт некой духовности. То есть вся беда в том, что локализовать духовность практически невозможно. Оперирование высокими понятиями - самое большое искушение для человека, которому он охотно поддается, думая, что уже сам факт обращения к ним, возвышает его» [Мамардашвили, 1992, с. 152].

И далее автор рассматривает внешние факторы, имитирующие духовность -«жизнь, имитирующая жизнь». Буква, слово являются обычно увенчанием жизни духа, а здесь все наоборот. Мысль, по мнению автора, должна соответствовать законам мысли, которые проявляются в определенном конкретном времени, в конкретном процессе. «Возьмем театр, - пишет Мамардашвили, - Когда мы идем на спектакль - я беру идеальный случай, - мы знаем заранее текст. Все известно. Почему нужен театр? Что происходит? А происходит то, что мы в театре соотносимся с тем, чего нельзя иметь, нельзя понять иначе. Театр есть «машина» введения нас в то состояние, которое существует только тогда, когда исполняется. Казалось бы, записано в тексте, стоит только прочитать, но понимание, если оно случается, происходит в театре. Ты понял, в тебе произошло изменение, произошел катарсис, но слова ушли, поскольку сработала организованная сильная форма» [Мамардашвили, 1992, с. 154].

Пространство и время выступают определенными условиями организации мысли, и при этом происходит рождение духовного состояния. Человек не весь

в человеке. Мы идем к себе издалека и за это время и в этом пространстве, пока мы идем к себе, может многое случиться - до себя можно и не дойти.

Процесса мышления, памяти, внешнего действия недостаточно для мысли, для сотворения духовного - необходимы живые состояния бытия. И в духовной рефлексии главное - не установление фактов, а постижение духа времени, пространственных форм бытия.

Наряду с перечисленными структурными преобразованиями рефлексии -логической, онтологической, гносеологической, методологической, метафизической, духовной, выделяются еще и психологическая, как объяснительный принцип «процесса самопознания субъектов внутренних психических актов и состояний для раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов» [Курносикова, 1993, с. 46].

Говоря о социологической рефлексии, мы обращаем внимание на то, что она аккумулирует все вышеобозначенные аспекты и представляет собой сосредоточенность на конкретных ситуациях, которые обнаруживаются в профессиональной деятельности специалиста, включенного в систему социальных связей и отношений.

Вводя этот термин, мы обращаем внимание на то, что рефлексия как самосознание, самооценка субъекта на логическом, чувственном уровнях в социологическом аспекте принимает особый статус: мы полагаем, что социологическая рефлексия включает в себя кроме обозначенного еще и конкретно действенный аспект - понимание необходимости бытия с другим, возможностей межличностных и групповых контактов и знание реальных способов их применения в конкретной культурной среде.

Используя термин «социологическая рефлексия», учитываем также то, что в его основе - самосознание, самооценка субъекта на логическом, чувственном уровнях, включающих в себя социологическое знание и понимание основных категорий и, что не менее важно - конкретно-дейтсвенный аспект понимания необходимости «бытия - с - другим», возможностей межличностных и групповых контактов и знания реальных способов их применения в конкретной среде. Социологическая рефлексия, таким образом, предполагает не только самооценку и саморефлексивность субъекта, как представителя социальной общности, статусной позиции и т.д., но и включенность его в сотворение жизненного социокультурного пространства, что приобщает этот вид рефлексии к теории коммуникации и мыследеятельности.

Социологическое знание в этом аспекте представлено «горизонтом понимания», способствующим умению открывать ценность и значение жизни в рамках социума. Вместе с тем, знание любой теории отличается от понимания уже тем, что оно специализировано, частично, существует в определенных границах, внешним образом, безразлично относясь к тому, что находится за его пределами. Понимание - это усмотрение внутренних связей органического целого. Без выделения целостности предмета невозможно понять отдельных социальных проблем.

Компетентностный подход в образовании, думается, дает возможность корректировать и фактологически оценивать специалиста, ориентированного на

выживаемость в конкурентной борьбе. При этом важно учитывать истинно человеческие качества, духовную самореализацию, которые открывают человеку путь к себе, к пониманию истинного смысла собственного бытия. Понимание в сути своей означает процесс качественного изменения человека, его преображение, что в чисто компетентностном подходе практически невозможно определить.

Библиографический список

1. Гадамер, Х-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики [Текст] / Х-Г. Гадамер. - М. : Прогресс, 1988. - 704 с.

2. Курносикова, Е. А. Теоретическая модель философско-психологической рефлексии [Текст] / Е. А. Курносикова // Человек. Культура. Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. - М., 2002. - Т. 4.

3. Лосский, Н. О. Мир как органическое целое [Текст] / Н. О. Лосский // Избранное. - М. : Правда, 1991. - 370 с.

4. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию [Текст] / М. Мамарда-швили. - М. : Прогресс, 1992. - 415 с.

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ

В разделе представлены материалы научно-методического семинара «Сущность системно-деятельностного подхода и пути его операционализации в условиях высшего профессионального образования», который прошел в Иркутском государственном лингвистическом университете в октябре 2012 года в рамках работы экспериментальной площадки Федерального института развития образования «Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании» (руководители А.Г Асмолов, Ю.Л. Троицкий, О.А. Карабанова)

***

Жданко Татьяна Александровна

tatiana-zhdanko @mail .т

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и развития образования ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 378.1 ББК 74.58

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД: СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В статье представлена сущностная характеристика системнодеятельностного подхода в образовании, описаны подходы к интерпретации понятия, выделены компоненты и принципы реализации, определено соотношение системно-деятельностного и компетнтостного подходов. Статья подводит некоторые итоги использования системно-деятельностного подхода в ходе реализации ФГОС ВПО. Обосновывается мысль о разнообразии и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.