• навыки взаимодействия (социальные навыки), работа в группах;
• творческие навыки на основе поиска решения с учетом уникальных обстоятельств каждого кейса.
Как показывает опрос и анкетирование старшеклассников, работа с кейсом нравится большинству из них (91% респондентов дали утвердительный ответ на вопрос «Нравится ли вам анализировать ситуации из раздела Case Study?»). 83% учеников отметили, что они преодолели скованность при участии в обсуждении проблемы; 27% подчеркнули, что им удалось победить страх перед публичным выступлением; почти все респонденты (97%) согласились с тем, что у них улучшились навыки общения.
Результативный блок модели формируется на основе данных педагогического мониторинга и статистической, математической обработки данных. Когнитивная составляющая этнокультурной компетенции проверяется при помощи специально разработанного теста. В основе мониторинга ценностно-мотивационного компонента лежит регулярное тестирование учеников по методике П. В. Степанова «Диагностика личностного роста». Он определяет личностный рост как развитие ценностного отношения к базовым ценностям. Для определения меры духовного продвижения детей в каждой из групп, для определения развития отношения к ценностям мы ввели коэффициент ценностной ориентации (по Н. Е. Щурковой). Коэффициент ценностной ориентации выявляется при сопоставлении максимального результата с реальным. Мониторинг деятельностного компонента осуществляется с помощью анкеты «Готовность к социально значимой деятельности» (14 вопросов). Промежуточные итоги мониторинга имеют положительную динамику, и это позволяет считать проводимую работу эффективной. Результаты экспериментальной работы широко освещаются на научно-практических конференциях различного уровня, семинарах и круглых столах, а также изданы несколько сборников статей и практических материалов в помощь учителю.
Не вызывает сомнения тот факт, что реализуемый научно-исследовательский проект на базе Гимназии № 14 г. Йошкар-Олы имеет большую теоретическую и практическую ценность. Он помогает осознать роль этнокультурных знаний и их место в учебно-воспитательном процессе как основе для формирования человека-патриота, любящего свою Родину, знающего ее историю и культуру, а также готового к социально значимой деятельности для ее развития и дальнейшего процветания.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М.: Политиздат, 1967. 350 с.
2. Лашков Л. Г. Исследование потенциала общегуманитарных дисциплин в ценностном ориентировании студентов // Методист (науч.-метод. журн.). 2008. № 8. С. 51-53.
3. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.
4. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
5. Першиц А. И. Возможен ли информационный подход к социальным ценностям этнической культуры? // Этнографические исследования развития культуры. М.: Наука, 1985. С. 50-63.
6. Богдасарова А. Б. Инкорпорация этнокультурных ценностей в контекст современного образовательного процесса // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 6. С.42-51.
7. Федорова С. Н. Педагогическая деятельность в контексте этнокультурного анализа (компетент-ностный подход): учеб. пособие для преподавателей и студентов высш. учеб. заведений. Йошкар-Ола: Стринг, 2004. 116 с.
ПРОБЛЕМА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
PROBLEM OF POLYCULTURAL FORMATION OR RURAL SCOOLBOYS
С. Н. Дмитриева, О. Н. Птицына
В статье рассматривается проблема поликультурного образования сельских школьников в современных условиях. Определены цели, задачи, направления и сформулированы принципы поликультурного образования.
Ключевые слова: поликультурное образование, сельский школьник, социализация, толерантность, языковая, коммуникативная компетентность, образовательная среда.
S. N. Dmitrieva, O. N.Ptitsyna
In given article the problem of polycultural education of rural schoolboys in modern conditions is considered. Purposes, problems, directions are definited and principles of polycultural education are formulated.
Keywords: polycultural education, the rural schoolboy, socialization, tolerance, language, communicative competence, the educational environment.
Поликультурное образование чаще всего в научной литературе рассматривается как инструмент воспитания этнической толерантности, профилактики межэтнических конфликтов. Одним из наиболее перспективных направлений образования в современном мире, на наш взгляд, является инкультурация ребенка в поликультурную среду для расширения кругозора, повышения общей культуры, расширения ареала взаимодействия с представителями других этнических групп, повышения в дальнейшем их академической мобильности. Исходя из этого можно предположить, что поликультурное образование может взрастить Человека мира, не имеющего языковых и культурных барьеров. Это наиболее актуально для сельских школьников, особенно из моноэтнических поселений, где ограничено общение с представителями иных этносов и отсутствует опыт межэтнического взаимодействия.
Поликультурное образование составляет интегра-тивную часть общего образования и ориентировано на формирование индивида, готового к активной созидательной деятельности в развивающейся среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, верований [1].
Как отмечает Л. В. Колобова, раскрытие сущности поликультурного образования требует глубокого осмысления многомерных и сложных связей: культура - образование, культура - человек, культура - окружающий мир, культура - общество. Л. В. Колобова под поликультурным образованием понимает успешную социализацию индивида, активно осваивающего культурное наследие человечества, и такое толкование, связывающее образование и культуру, представляется особенно актуальным, ибо в процессе поликультурного образования осуществляется совместное движение обучающих и обучаемых к целям образования, опосредованное культурным содержанием и методами его усвоения [2-3].
Согласно мнению В. В. Макаева, З. А. Мальковой и Л. Л. Супруновой, главная цель поликультурного образования - формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований [4].
По А. Н. Джуринскому, поликультурное образование преследует три группы целей, обозначаемые понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение». В первом случае, как считает автор, речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия; во втором - о поддержании равных прав на образование и воспитание; в третьем - о воспитании в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей [5].
Исходя из указанных целей формируется ряд кон-
кретных задач поликультурного образования применительно к общеобразовательной сельской школе:
• глубокое и всестороннее овладение школьниками культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;
• формирование представлений о многообразии культур, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условием для самореализации личности;
• создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
• формирование и развитие компетенций, связанных с эффективным взаимодействием с представителями различных культур;
• воспитание школьников в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения [3];
• повышение его мотивации к изучению иностранных языков и общению с представителями других этнических групп;
• формирование основ академической мобильности;
• формирование осознанных, позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к российской культуре, поликультурной по своей природе.
По мнению ведущих ученых, поликультурное образование в России базируется на следующих педагогических принципах:
• воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
• воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;
• воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству [5].
По нашему мнению, поликультурное образование в сельской школе может осуществляться по следующим направлениям:
1. Информационно-культурологическое: формирование знаний - компетенций в области культуры своего народа, культур народов, населяющих Республику Саха (Якутия), и всего мира.
2. Языковое: формирование компетенций, обеспечивающих свободное владение иностранными языками, на которых ведется обучение в европейских странах.
3. Исследовательское: обучение школьников навыкам исследовательской проектной деятельности, с последующим выступлением на научно-практических конференциях, участием в олимпиадах различного уровня.
Первое направление может быть реализовано через факультативы, кружки, элективные курсы, коллективные творческие дела, проекты, тематические мероприятия («Неделя толерантности», «Дни культур народов мира», тематические фестивали и др.).
По мнению Е. А. Пугачевой, «формирование толерантности школьников предполагает понимание каж-
дым человеком уникальности других народов, многообразия их культур и исторических особенностей; целенаправленное и планомерное, систематическое обучение отказу от насилия; привитие уважения к другим, солидарности и сопричастности, которые базируются на осознании и принятии собственной самобытности, способности к признанию мужественности человеческого существования в различных культурных и социальных аспектах» [6, с. 14].
В содержании школьного образования выделено три блока формирования толерантности: 1) обеспечивающий возможность личности самоидентифицироваться по принадлежности к той или иной культуре, общности, социальной группе; 2) создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся инокуль-турным, инонациональным, иноконфессиональным, ино-социальным окружением; 3) обеспечивающий возможность включенности личности в современные мировые общецивилизационные процессы [7].
Особое внимание следует уделить второму - языковому - направлению, поскольку недостаточно высокий уровень владения иностранными языками, языковые барьеры не позволяет осуществлять академическую мобильность в полной мере.
Именно поликультурное образование школьников средствами иностранного языка играет важную роль в процессе их развития, воспитания и культурного самоопределения.
На наш взгляд, наиболее емко раскрывает поставленную проблему Т. Д. Гальскова, которая считает, что активизация диалога культур, политических и экономических контактов между государствами повышает прагматическую значимость владения иностранными языками. В этих условиях особенно важен поиск механизма превращения многообразия языков и культур из фактора, препятствующего диалогу между представителями разных лингвосоциумов, в средство взаимного понимания и обогащения, в инструмент творческого развития социально активной и самостоятельной личности. К такому «механизму» можно с полным правом отнести языковое образование, базирующееся на межкультурной парадигме и провозглашающее в качестве своего ведущего принципа принцип многоязычия и поликультурности, обеспечивающий социальную и академическую мобильность молодежи [8]. Также Т. Д. Гальскова вполне обоснованно отмечает, что «в наступающем новом многомерном и многокрасочном с точки зрения языков и культур мире устаревшая ценность опыта уступает ценности творчества, ценности развития личности в динамично изменяющемся мире. Этот факт также подчеркивает важность языкового образования, базирующегося на межкультурной парадигме. Социальная и академиче-
ская мобильность личности призвана помочь ей глубоко чувствовать свою принадлежность к родному народу и одновременно осознавать себя гражданином страны и субъектом поликультурной и мультилингвальной мировой цивилизации» [8, с. 55].
Умение грамотно проводить исследование, достойно презентовать его результаты на научно-практических конференциях разного уровня, в том числе международных, выстраивать общение на иностранном языке со сверстниками - представителями других культур - цель третьего результирующего направления.
Поликультурное образование предполагает развитие позитивного опыта общения с людьми различных наций, создает основу для взаимообогащения культур, поликультурная образовательная среда позволяет воспитывать сельских школьников в духе толерантности в условиях реального диалога культур, осуществлять подготовку к социализации в поликультурной среде.
Таким образом, поликультурное образование должно стать платформой для реализации способностей и возможностей школьников в многоликом и разнообразном мире.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тишулина С. Г. Поликультурное образование в системе подготовки будущих учителей // Вестн. МГТУ. 2006. Т. 9. № 4. С. 573-575.
2. Колобова Л. В. Многоаспектность поликультурного образования // Вестн. ОГУ: Гуманитарные науки. 2005. Вып. 10. Т. 1. С. 105-114.
3. Колобова Л. В. Поликультурное образование как педагогический феномен // Вестн. ОГУ: Гуманитарные науки.2006.№ 9. Ч. 1. С. 28-32.
4. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С.3-10.
5. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М.: «Прометей» МПГУ, 2002.
6. Пугачева Е. А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Н. Новгород, 2008. 27 с.
7. Комаров, В. П., Исаева О. В. Воспитание толерантности у студентов университета // Вестн. ОГУ.2003. № 4. С.112-118.
8. Гальскова, Т. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2004. 336 с.