Притоболья, которое выделялось в особый пограничный округ, управляемый из Царева Городища штабом полка слободских драгун [2, л. 14]. Возросшее значение Шадринска выразилось в переименовании слободы городом по указу из Тобольска в 1712 г., его следующим комендантом стал Семен Дурново.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акишин, М. О. «Старый полковник» на «береговой службе» Тобольска // Казачество на государевой службе / М. О. Акишин. - Екатеринбург, 1993. - С. 26-28.
2. ГАШ. Ф.224. Оп 1. Д. 3243. Летопись Далматова монастыря.
3. Пузанов, В. Д. Военно-политические факторы колонизации Приисетья / В. Д. Пузанов. -Шадринск : Исеть, 2001. - 46 с.
4. Пузанов, В. Д. Военная политика Русского государства в Западной Сибири (конец XVI - начало XVIII в.) / В.Д. Пузанов ; Сургут. гос. ун-т. - Сургут : Таймер, 2011. - 224 с.
5. Ремезов, С. У. Служебная чертежная книга / С. У. Ремезов. - Тобольск : Фонд Возрождение Тобольска. - Тобольск, 2006. - 508 с.
УДК 378
Ю.Н. Рюмина, г. Шадринск
Поликультурное образование как условие формирования толерантности и профилактики экстремизма у студентов вуза
В статье рассматриваются теоретические аспекты поликультурного образования. Поликультурное образование, поликультурный социум.
Yu.N. Ryumina, Shadrinsk
Multicultural education as a condition of formation of tolerance and prevention of extremism at students of higher education institution
The article considers theoretical aspects of multicultural education. Keywords: multicultural education, multicultural society.
В современных условиях тенденции глобализации предполагают сближение народов, усиление их межкультурного взаимодействия. В вопросах глобализации тесно переплетаются шесть аспектов: политический, экономический, образовательный, информационный, лингвистический и культурологический. Глобализация соприкасается и с вопросами поликультурного и межэтнического взаимодействия между народами. Тенденции современного общества в социальном, культурном, экономическом, политическом планах привели к образованию поликультурного социума. Поликультурный социум - такое пространство, в котором проживают и обучаются представители разной этнолингвистической, религиозной и социально-экономической принадлежности (Мерзлякова Н.С.).
Данная ситуация может оказаться довольно рискованной в плане социальных деформаций. Социально-экономические кризисы, снижение жизненного уровня, ухудшение социальных перспектив значительной части населения, доминирование в
обществе чувств, настроений хандры, социальной и личной нереализованности, страх перед будущим, подавление властями оппозиции, инакомыслия, блокирование легитимной самодеятельности индивида, национальный гнет, ориентации лидеров политического процесса на экстремальные средства политической деятельности способны породить такой социальный феномен как экстремизм [4]. А это сложный социальный феномен, характеризующийся приверженностью к крайним взглядам и действиям, включающий самые разные формы и проявления радикализма.
Как свидетельствуют результаты социологических исследований,второе место после социально-экономических оснований возможных экстремистских выступлений россиян занимают причины, связанные с межнациональными отношениями [1].
В сложившихся социальных условиях наиболее чувствительны к подобным настроениям дети, подростки и молодежь. В психологической и юридической литературе экстремизм рассматривается как приверженность к крайним взглядам и мерам. Кондрат Е. Н. указывает, что в данной проблеме особую значимость имеют два следующих момента: факторы, воздействующие на выбор данного пути, особенности молодежной среды экстремистских групп.
Факторы, под влиянием которых формируются установки, ценности, критерии, инициирующие возникновение у молодых людей склонность к экстремизму, представляют следующую структуру детерминант: экономическое расслоение общества; сосредоточение основной массы населения на грани бедности и за ее чертой; несогласованность между общественно декларируемыми ценностями и реально существующими социально одобряемыми способами их достижения; не проработанность социальных мер по ликвидации безработицы в молодежной среде, поддержке молодых людей в переходный период от школьного образования к профессиональной деятельности; разрушение классической русской системы образования, сочетавшей в себе развитие памяти, мышление и воспитание; практически полная ликвидация, по сравнению с советским периодом, сети бесплатных кружков, спортивных секций, клубов по интересам; практически полное отсутствие патриотического воспитания.
Под воздействием данных факторов, по мнению Самыгина П. Г., формируется молодежная среда, из которой создаются экстремистские группировки.
Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человеческой культуры, творческой личности, способной к продуктивной деятельности в поликультурной среде, толерантности.
Термин «поликультурное образование» («multicultural education») появился на Западе в 1970 е годы и рассматривается в основном как педагогический процесс, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку (В.С. Библер).
В начале 90-х г. XX в. появились работы, в которых круг задач поликультурного образования был существенно расширен. Как подчеркивает М. Крюгер-Потратц, поликультурное образование призвано помочь обучаемым ориентироваться в обществе, в котором вся жизнь определяется этнической, языковой, религиозной и социальной гетерогенностью, и эта зависимость будет в будущем еще более четко выражена. Ценным является определение поликультурного образования, которое дал Х. Томас. Он полагал, что поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой.
Сейчас поликультурное образование рассматривается как процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде.
Современный этап использования термина «Поликультурное образование» представлен в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009) и проекте «Концепции поликультурного образования в России» (2010). Описывая процесс духовно-нравственного развития и воспитания личности, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представляет следующую логику: в детстве ребенок усваивает ценности семьи, в школе - осознанно принимает традиции, ценности, особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики; более высокая ступень - принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, «укореняясь» в этнокультурные традиции, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации; высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина - формирование гражданской идентичности россиянина, освоение культурных богатств своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознание их значимости, особенностей, единства и солидарности в судьбе России [5].
Содержание поликультурного образования выстраивается в соответствии со следующими основными принципами: полилингвальность (обеспечение овладения несколькими языками); преемственность (транслирование национальной культуры от поколения к поколению с постоянным обновлением, интенсивной модификацией этнокультурного комплекса в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития); дифференциация и разнообразие (закладывание комплиментарности культур и языков в содержании поликультурного образования, в противовес унификации и ассимиляции); креативность (подготовка человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры через формирование способности к саморазвитию и творческому преобразованию информации); культурная целостность (понимание общечеловеческой культуры как сущностной основы образования - освоение обучающимися актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения); объемная (стереоскопическая) картина мира (включение необходимого этнокультурного и регионального содержания образования в федеральный государственный образовательный стандарт - изучение окружающего мира от настоящего к прошлому и будущему, от родного и близкого к соседнему и другому, от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта федерации - к России и земному шару); вариативность (эффективная содержательная структура федерального государственного образовательного стандарта обеспечивается хотя и единым способом, но различными средствами в различных субъектах федерации - содержательная вариативность поликультурного обучения задается присутствием региональной и этнокультурной частей в составе федерального государственного образовательного стандарта); этическая актуальность (воспитание и культивирование личностного, культурного, национального достоинства каждого гражданина Российской Федерации.
Так, реализацию принципа культурной целостности можно проследить на примере Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, где сущностной основой образования является
поликультурные образцы и нормы профессиональной деятельности. В частности Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» в качестве одной из профессиональных задач бакалавра определяет учет специфики физического, психического и социального здоровья, особенностей национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных этнонациональных и половозрастных, а также социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих благополучие граждан.
В связи с этим определены профессиональные компетенции, которые необходимо сформировать у студентов в процессе обучения: способность к исследованию особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп; способность анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп; способность учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия.
Принцип вариативности поликультурного образования реализуется присутствием региональной части в составе стандартов и, следовательно образовательных программ. Так, в рамках образовательных программ предусмотрены такие курсы: История и культура Зауралья, Краеведение, История родного края, Историко-культурное наследие региона и пр.
Современное поликультурное образования, по мнению Колобовой Л.В. должно отвечать таким критериям, как:
- отражение в учебном материале гуманистических идей, идей свободы и ненасилия;
- характеристика уникальных этнических, национальных самобытных черт в культурах народов России и мира;
- раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире, согласии, терпимости, гармонии;
- приобщение студентов к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях;
- гуманизм, который выражает безусловную веру в добрые начала;
- демократизм, базирующийся на признании равных прав и обязанностей взрослых и детей, предоставлении последним свободы жизнедеятельности в семье, школе, в социальной среде;
- толерантность, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, к особенностям различных народов, наций, религий;
- компетентность, т.е. необходимость формирования особых способностей по овладению знаниями, воспитания интеллектуальной личности, способной решать задачи творческого характера в поликультурном обществе;
- базовое основание содержания поликультурного образования, в качестве которого призван выступить гуманистический, ценностно-культурологический подход.
Таким образом, поликультурное образование студентов вузов ориентировано на формирование индивида, готового к активной созидательной деятельности в развивающейся среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические
общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, верований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бессарабова, И.С. Определение поликультурного образования [Текст] / И.С. Бессарабова // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 12. - С. 478-480.
2. Бессарабова, И.С. Толерантность - важное качество поликультурной личности [Текст] / И.С. Бессарабова // Современный научный вестник. Сер. Педагогика и Филология. - 2006. - №7 (8). - С. 1621.
3. Кузнецов, К.В. Понятие и основные признаки религиозного экстремизма - необходимое знание для формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов [Электронный ресурс] / К.В. Кузнецов // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - Июнь. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2012/06/1331. - 01.01.2016.
4. Российская Федерация. Законы. О противодействии экстремистской деятельности [Текст] : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30.
5. Хакимов, Э.Р. Появление и развитие понятия «поликультурное образование» в российской педагогике / Э. Р. Хакимов // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 3 (6). - С. 317-320.
УДК 181.161.1
Н.И. Рябкова, г Санкт-Петербург
Русский язык - средство коммуникации студента-иностранца в образовательном пространстве российского вуза
Статья посвящена проблеме общей адаптации студентов-иностранцев к поликультурной среде российского вуза, необходимости речевой коммуникации в образовательном процессе посредством русского языка.
Речевая коммуникация, русский язык, студенты-иностранцы.
N. I. Ryabkova, Saint-Petersburg
Russian Language - a communication tool of a foreign student in the educational space of a Russian high school
The article is devoted to the problem of common adaption of foreign students to the polycultural environment of a Russian high school, the necessity of speech communication in the educational process by the means of Russian language.
Keywords: speech communication, Russian language, foreign students.
Россия имеет более чем 150-летнюю историю обучения иностранных студентов: в 1865 году на заседании Совета при Министерстве народного образования Российской империи было принято положение о необходимости обучать иностранных граждан в российских университетах, Московский, Петербургский и другие университеты приняли студентов из Болгарии, Албании, Сербии и ряда других государств, правительство Александра Пназначило им специальную социальную помощь, обеспечив стипендией и освободив от платы за обучение. Однако широкого распространения обучение иностранных граждан в царской России не получило. Лишь