Научная статья на тему 'Поликультурное образование в России : современное состояние проблемы'

Поликультурное образование в России : современное состояние проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5882
588
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МИГРАНТЫ / ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / MULTICULTURAL EDUCATION / TOLERANCE / MIGRANTS / ETHNIC CONFLICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессарабова Инна Станиславовна

Определяются роль, значение и современное состояние поликультурного образования в российском обществе. Затрагивается вопрос официальной политики в области поликультурного образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is defined the role, the meaning and the contemporary state of the multicultural education in the Russian society. There is touched upon the issue of the official policy in the field of multicultural education in Russia.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование в России : современное состояние проблемы»

И.С. БЕССАРАБОВА (Волгоград)

ИОЛИКУЛЬТУРИОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Определяются роль, значение и современное состояние поликультурного образования в российском обществе. Затрагивается вопрос официальной политики в области поликультурного образования в России.

Ключевые слова: поликультурное образование, толерантность, мигранты, этнический конфликт.

Проблема модернизации образования принадлежит к числу тех педагогических проблем, которые с течением времени не теряют своей актуальности. Именно образование «закладывает основы грядущих изменений в обществе, предопределяя, в конечном счете, его развитие в прогрессивном или, напротив, в регрессивном направлении» [3, с. 147 - 148].

Современная ситуация в России характеризуется ростом локальных этнических конфликтов. Задачи сохранения безопасности в российском обществе требуют постоянной работы по изучению природы конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь общества, а также поиска путей их преодоления. Все это ставит серьезные задачи перед образованием, которое не может не реагировать на происходящие в обществе события. Опыт зарубежных стран показывает, что учебные заведения являются главными структурами, где проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика. Следовательно, образование может помочь обществу воспитать молодежь в духе гуманного отношения к представителям иных культур и найти эффективные способы снижения межнациональной вражды, которые могут быть применимы в социальной среде.

Проблемы терпимости и ее антипода -экстремизма в разных сферах личной и общественной жизни - являются особенно актуальными в ситуации современной России, для которой характерны ожесточение нравов некоторых групп населения, распространение агрессивных побуждений и действий, питаемых как объективными социально-экономическими трудностями, так и политикой определенных

группировок, заинтересованных в разжигании противоправных настроений. Такая ситуация не оставила равнодушными отечественных ученых, которыми осуществлен ряд исследований, опубликованы монографии и научные статьи по проблемам толерантности (И.А. Галицкая, И.В. Метлик, М.П. Мчедлов, В.А. Тишков, А.Г. Шевченко,

В.В. Шалин и др.).

Как свидетельствуют результаты социологических исследований, толерантность и склонность к экстремизму среди россиян могут проявляться в самых разных областях и касаться различных аспектов взаимоотношений людей. Так, в современной России особенно остры противоречия между богатыми и бедными. Второе место после социальноэкономических оснований возможных экстремистских выступлений россиян занимают причины, связанные с межнациональными отношениями [7, с. 377 - 393].

Россия является мультинациональной, мультирелигиозной и мультикультурной страной, население которой насчитывает около 150 млн чел. Здесь проживают более 100 национальностей и этнических групп. кроме русских, представляющих собой титульный этнос (81%), многочисленными нациями в стране являются татары, евреи, чуваши, башкиры, удмурты, марийцы и др. В России проживают и малочисленные народы, главным образом, на Севере. Исторически сложившееся национальное и культурное многообразие в нашей стране сказалось на системе основных ценностей отечественного образования, в частности его обязательности и доступности для всех граждан. В то же время образовательная политика советского периода не отражала реальных проблем различных этнических групп. обратимся к некоторым историческим этапам развития образования в нашей стране, которые явились предпосылками поликультурного образования в России.

В середине 1950-х гг. с приходом к власти Н.С. Хрущева многим депортированным народам (калмыкам, чеченцам, балкарцам, российским немцам и др.) было разрешено вернуться на родину. Согласно политике Н.С. хрущева, все люди, проживавшие на территории СССР, должны были стать русскоязычными. При этом родные языки рассматривались в качестве помехи для совершенного овладения русским языком. Данная идея нашла отражение в Программе КПСС (1961 г.),

© Бессарабова И.С., 2012

провозглашавшей в качестве главной задачи партии создание «общенародного государства». При этом подразумевалось, что в процессе построения бесклассового общества будет происходить стирание национальных различий, не исключая языковых. данную политику продолжил Л.И. Брежнев, в период правления которого в жизнь претворялась идея формирования «советского человека». Русификация, т.е. обязательное изучение русского языка во всех учебных заведениях страны, считалась необходимым условием рождения гражданина нового типа. Во всех школах страны основное внимание и финансовые средства были направлены на изучение русского языка. В связи с экономическими потребностями СССР правительственные структуры проводили политику ускоренного перевода образования национальных меньшинств на русский язык, который приобрел статус языка межнационального общения. Следовательно, языки национальных меньшинств, проживавших в стране, остались без внимания, что явилось причиной потери многими этническими группами своих родных языков и культур [1].

Глубокие политические, демографические и социальные перемены в российском обществе и в мире, произошедшие во второй половине хх в., показали, что ассимиляционист-ская политика не оправдала себя. На смену ей пришло осознание важности этнического разнообразия как непременного условия культурного богатства и стабильности страны. В этой связи мировая педагогическая мысль начала разработку соответствующей образовательной стратегии. Задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом и поликультур-ном обществе была названа одной из главных в документах ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы [7, с. 361]. Следовательно, сегодня образование становится одной из главных сил, способствующих выживанию и развитию людей не только в России, но и в мире в условиях глобальных антропогенных проблем, этнических конфликтов.

Распад СССР привел к исчезновению крупной надэтнической структуры, обеспечивавшей общую идентичность. Резкое ухудшение экономической ситуации в регионах и во вновь образовавшихся суверенных государствах привело к усилению миграционного процесса. Так, за 1992 - 1999 гг. из республик бывшего Советского Союза в Россию мигрировало более 3 млн чел., при этом только

на юге России вынужденная миграция составила около 40% [2, с. 5]. В результате поли-культурными обществами стали не только национальные субъекты Российской Федерации, но и когда-то типично русские провинциальные города. Многие мигранты стремятся быстрее адаптироваться в новой социальной среде, а также помочь своим близким устроиться на новом месте. В то же время психологически они настроены на то, чтобы не «потеряться» и не ассимилироваться с «чужим» народом. Отсюда возникновение противоречий в их стремлениях: к желанию адаптироваться добавляются стремления сепаратистского плана, направленные на сохранение своей этнической общности как самостоятельного культурного целого.

отсутствие жилья и работы превращает мигрантов в социальную группу с очень низким уровнем дохода и ущемленными правами и интересами. Мигранты нуждаются в помощи властей, доброжелательном отношении со стороны населения. Эту проблему необходимо учитывать в педагогической деятельности. Отечественные ученые провели ряд исследований, посвященных проблемам миграции в современном российском обществе (В.С. Айрапетов, Р.А. Костин, Н.М. Лебедева и др.). В научной школе Е.В. Бондаревской (И.В. Бабенко, О.В. Гу-каленко, Л.М. Сухорукова, М.Л. Геворкян и др.) была открыта новая интегративная область педагогической науки - мигрантская педагогика, в рамках которой разрабатываются научно-исследовательские программы по организации работы с детьми-мигрантами и их семьями.

Особую значимость в адаптации мигрантов и воспитании толерантного отношения принимающей стороны играет система образования. Воспитание толерантности в условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности России приобретает характер поликультурного образования.

В современном мире возможны две взаимоисключающие судьбы отдельных народов: ведущий этнос либо раздавит самобытную культуру и образованность малых этносов, либо наладится конструктивный межэтнический диалог, в котором заметную роль играют воспитание и образование [4]. Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой - создавать условия для

познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам [5, с. 3 - 4]. Таким образом, в России поликультурное образование и воспитание явились демократическим ответом на потребности многонационального населения страны.

Затрагивая вопрос официальной политики в области поликультурного образования, рассмотрим, как данное направление отражено на законодательном уровне в России. Процесс формирования и осуществления государственной политики, направленный на модернизацию и развитие системы образования в России, можно условно разделить на несколько этапов. Первый связан со вступлением в силу в июле 1992 г. Федерального закона «Об образовании». Принципы государственной политики, сформулированные в нем и поправках к нему, принятых Парламентом России в январе 1996 г., отразили новые ценности образовательной системы. Назовем те цели, среди которых очевидна приверженность целям поликультурного образования:

- гуманистический подход к образованию, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни человека и свободного развития личности;

- сохранение общефедерального культурного и образовательного пространства;

- всеобщий доступ к образованию, адаптивность образовательной системы к уровням подготовки, индивидуальным особенностям и интересам учащихся и студентов;

- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода выбора и плюрализм образовательных возможностей.

Помимо нормы, предусматривающей обязательное изучение в РФ русского языка как государственного во всех образовательных учреждениях, аккредитованных государством, все граждане имеют право на получение общего среднего образования на своем родном языке.

В 1994 г. Правительством РФ была утверждена Федеральная программа «Развитие образования в России», положения которой стали основой следующего этапа реформы, главным вектором развития которой российские ученые называют приверженность гуманистическим ценностям и удовлетворение потребностей каждого учащегося.

Началом следующего этапа реформ стало принятие в 2000 г. Национальной доктрины образования в РФ, установившей цели и основные направления развития образования до 2025 г. Распоряжением Правительства РФ от 2001 г. была одобрена подготовленная Минобразования России «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», развивающая основные принципы образовательной политики в России, определенные в законе «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрытые в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.

Следует подчеркнуть, что планируемые результаты реализации Национальной доктрины образования в РФ до 2025 г. не противоречат целям и задачам поликультурного образования, но принцип поликультурализ-ма в качестве нового приоритета для отечественной системы образования не выделен. Среди планируемых результатов реализации доктрины, в которых прослеживается соответствие некоторым целям и задачам поли-культурного образования, можно назвать следующие:

- качество образования - создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях, а также индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и программ, учитывающих интересы и способности личности;

- доступность образования - всем гражданам РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается бесплатное высшее, среднее профессиональное, послевузовское образование на конкурсной основе, а также общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями.

Следующим этапом на пути к реформе образования в России можно назвать одобрение приказом Минобразования и науки РФ от 2006 г. Концепции национальной образовательной политики РФ, представляющей собой систему взглядов, принципов и при-

оритетов государственной образовательной политики, которые продиктованы полиэт-ничным характером российского общества -не только его многоязычием и поликультурностью, полицивилизационностью и поли-конфессиональностью, но и исторической духовной общностью народов и культур России. Анализируя опыт прошедшего десятилетия в области реформ образования, данная концепция отмечает как положительные результаты (прежде всего увеличение количества языков, функционирующих в системе образования), так и негативные тенденции, проявившиеся в том, что компонентный принцип организации содержания образования создал условия для автономной постановки независимых, не совпадающих, порой конфронтирующих друг с другом образовательных стратегий, целей и задач, реализуемых на региональном и федеральном уровнях [6]. В заключении данного документа обозначено, что наряду с другими планируемыми результатами Концепция призвана способствовать разработке содержания общего образования на бикультурной, билинг-вальной, а также поликультурной основах с учетом диалога культур; расширению масштабов межкультурного взаимодействия народов России, формированию у обучающихся толерантности, не допускающих национализм и ксенофобию [6]. Однако следует подчеркнуть, что о поликультурной подготовке педагогов в вышеуказанных документах РФ не упоминается. В Концепции относительно работы с педагогическими кадрами говорится о необходимости повышения уровня их профессиональной подготовки и квалификации для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным компонентом, с обучением на родном и русском языках. Относительно научно-педагогических кадров в Концепции речь идет о необходимости повышения уровня их квалификации с целью обеспечения научно-теоретической и научно-методической разработки этнона-циональных (а не поликультурных! - И.Б.) проблем в образовании. Изучение законодательной базы РФ в области образования показало, что некоторые положения вышеуказанных документов федерального уровня соответствуют отдельным целям и задачам поликультурного образования, но принцип поликультурализма как новое магистральное направление отечественной образова-

тельной политики в них не выделен. Данный анализ позволил определить главный, на наш взгляд, аспект законодательства в области образования РФ, требующий особого внимания, - отсутствие положений, обосновывающих первостепенную роль поли-культурной подготовки педагогических кадров, без которой современный учитель не сможет воплотить на практике имеющиеся научно-теоретические разработки по по-ликультурному образованию. Образовательная политика уже не может ограничиваться отдельными мероприятиями по дополнению программ обучения материалом этнического и культурного характера. Сегодня назрела необходимость перехода к следующему этапу реформирования отечественного образования с учетом принципа поликультурализ-ма - к трансформации учебных программ таким образом, чтобы данный принцип пронизывал содержание всех дисциплин, а не отдельные курсы.

Литература

1. Бессарабова И.С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США : дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2009.

2. Геворкян М.Л. Педагогические основы развития мигрантской педагогики в России и США : дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2001.

3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках практикоориентированных образовательных концепций. М. : Флинта, 1998.

4. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М. : Прометей, 2009.

5. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. №4.

С. 3 - 10.

6. О концепции национальной образовательной политики. URL : http://www.rosbaltvolga.ru.

7. Толерантность / общ. ред. М.П. Мчедлова. М. : Республика, 2008.

Multicultural education in Russia: contemporary state of the issue

There is defined the role, the meaning and the contemporary state of the multicultural education in the Russian society. There is touched upon the issue of the official policy in the field of multicultural education in Russia.

Key words: multicultural education, tolerance, migrants, ethnic conflict.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.