ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37
Г.А. Аверьянова
аспирант, ст. преподаватель, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕМ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СВЕТЕ ИННОВАЦИЙ
Аннотация. В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в свете инноваций.
Ключевые слова: творчество, творческая активность, развитие обучающихся, системно-деятельностный подход.
G.A. Averianova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
THE PROBLEM OF TRAINING TEACHERS FOR DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY STUDYING IN
THE LIGHT OF INNOVATION
Abstract. The article deals with the problem of teacher training to the development of creative activity of students. Describes the basic psychological and pedagogical conditions of development of creative potential of students in their teens.
Keywords: creativity, creative activity, the development of students, system-activity approach.
В современной концепции фундаментального ядра содержания общего образования определены системы базовых национальных ценностей, основных понятий и системы ключевых задач. Не последнее место отводится развитию творческой личности в системе образования. В тоже время при формировании творческих способностей не последнее место занимают различного рода инновационные идеи, которые требуют систематизации и последовательного применения. Таким образом, педагогические исследования, посвящённые изучению проблеме психолого-педагогической подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся, представляются на сегодня особенно актуальными.
Проблема структуры учебной деятельности учащихся, в том числе и творческой деятельности, а также основные психолого-педагогические условия развития учащихся и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова [2].
Однако, на современном этапе, уделяется недостаточно внимания психолого-педагогической подготовке педагогов к развитию творческой активности обучающихся. Проблему развития творческой активности учащихся рассматривали и отечественные, и зарубежные исследователи (Д. Дьюи, A. Маслоу, И.Я. Лернер, В.Д. Путилин, В.А. Сластенин). Они указывали на то, что эта проблема может быть решена путём создания определённых психолого-педагогических условий в ходе образовательного процесса [3].
Современные дидакты (И.Я. Лернер, В.Д. Путилин) связывают творческое развитие учащихся при обучении с формированием у них индивидуального опыта творческой деятельности, связанного со спецификой той или иной науки.
Творческая активность и процесс творчества - понятия, которые не обязательно совпа-
дают. Без активности нет творчества, но творческая активность может проявляться в любой деятельности, даже не носящей творческий характер. Творчество в науке и практике рассматривается как процесс создания нового, а творческая активность как способность к самореализации по созданию нового, общественно значимого [4].
Однако современные условия развития образования существенно меняют задачи профессиональной деятельности педагога в связи с введением ФГОС общего образования, требующего дополнительной подготовки уже работающих и готовящихся к работе учителей. Эта дополнительная подготовка предполагает акцент на готовности учителя к развитию творческой активности обучающихся, а также к внедрению в общеобразовательный процесс новаций и инноваций разного рода. В этой связи научная проблема исследования заключается в разработке и научном обосновании психолого-педагогических условий подготовки педагогов к развитию творческой активности учащихся в образовательном процессе современной школы, а также готовности педагогов к применению в своей практики инновационных технологий, которые отражают современные тенденции развития образования.
Всевозможные новшества и инновации, свойственны для любой творческой деятельности не только педагогов, но и школьников. Инновации не возникают сами по себе, а являются результатом научных изысканий, передового психолого-педагогического опыта, как отдельных учителей, так и разного рода педагогических коллективов. В контексте педагогического процесса инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. В тоже время педагогическая инновация предполагает нововведение не только в педагогическую деятельность, но изменения в технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности и развития творческой активности обучающихся.
Исходя из современных общественных требований главная задача профессионального психолого-педагогического образования - научить учителей решать различного рода творческие нестандартные педагогические задачи. Процесс профессионального становления и формирования педагога, по возможности должен, моделировать заданную структуру инновационной творческой деятельности.
Цель исследования состоит в разработке и апробации модели психолого-педагогической подготовки педагогов к развитию творческой активности обучающихся в системе повышения квалификации.
Объект исследования - процесс подготовки современного педагога в системе повышения квалификации.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия эффективной подготовки педагогов к развитию творческой активности обучающихся в образовательном процессе современной школы.
Гипотеза исследования заключается в следующем. Развитие творческой активности обучающихся в общеобразовательной школе будет эффективным, если: выявлены и теоретически обоснованы предпосылки необходимости развития творческой активности обучающихся; раскрыты возможности реализации совместной учебно-поисковой деятельности всех субъектов образовательного процесса (преподавателя, педагога-психолога, педагога-тьютера, учащихся и др.) по решению творческих задач; выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия эффективной подготовки педагогов к развитию творческой активности обучающихся.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования, были определены его задачи: 1) На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определить теоретические основы развития творческой активности обучающихся. 2) Раскрыть возможности реализации совместной учебно-поисковой и творческой деятельности всех субъектов образовательного процесса (учителя, педагога-психолога, педагога-тьютера, учащихся и др.) по решению творческих
задач. 3) Выявить психолого-педагогические условия эффективной подготовки педагогов к развитию творческой активности обучающихся в общеобразовательной школе.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить важнейшие условия развития творческой активности обучающихся. К ним относятся личностные характеристики, как педагогов, так и школьников, (мобильность, креативность, творческое мышление и т.д).; совместная плодотворная деятельность всех сторон образовательного процесса. Добиться успеха можно при помощи правильно подобранных средств и методов, таковыми на наш взгляд являются: деятельностный подход в обучении; различные методики по работе с текстами, в том числе и кейсы.
В тоже время необходима преемственность на всех этапах многоуровневого педагогического образования, а именно ориентация высшей ступени на обобщенную модель подготовки учителя к развитию творческой деятельности; психолого-педагогическая диагностика готовности преподавателей к инновациям; формирование творческой активности и целостно-мотивационного отношения к нововведениям; наличие взаимосвязи в специальной, общепедагогической, методологической, методической и психологической подготовки учителя; возможность осуществления межциклических и междисциплинарных взаимодействий, а также интеграция психолого-педагогических знаний в систему обобщённых проблем инноватики; формирование инновационной культуры, восприимчивости и чувствительности к новому; обеспечение систематизации основных функций психолого-педагогической практики в их единении с научно-исследовательской подготовкой; изучение и критериальное оценивание динамики освоения инновационной творческой деятельности учителя.
В нашем случае инновациями образовательного процесса является система соответствующих рекомендаций для преподавателей, родителей и самих учащихся, которая обуславливает направления индивидуальной помощи обучающимся и остальным субъектам образования [1].
Выявленные психолого-педагогические условия составляют содержательную основу обеспечения эффективной подготовки педагогов к развитию творческой активности обучающихся.
Список литературы:
1. Аверьянова, Г.А. Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала учащихся // Психологическая наука в современном образовании: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию факультета иностранных языков ПГПУ им. В.Г. Белинского / под ред. Т.Г. Ивошиной, М.Е. Питановой. - Пенза: ПГПУ им.
B.Г. Белинского, 2012. - С. 154-158.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 91 с.
3. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. -
186 с.
4. Щелина, Т.Т. Технологии воспитании профессионально-компетентной, творческой и социально активной личности социального педагога в процессе духовно-ценностной ориентации в вузе // Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов: сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, соискателей, студентов (20 декабря 2005 г.). - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2005. -
C.42-45.