Научная статья на тему 'Развитие творческой активности подростков в дополнительном образовании'

Развитие творческой активности подростков в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1296
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ / КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVE ACTIVITY IN ADOLESCENTS / THE COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT CREATIVE ACTIVITY / PROJECT ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY / COMPETITION ACTIVITY / PEDAGOGICAL MEANS OF STIMULATING / INDIVIDUAL ROUTE OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюкина Елена Владимировна, Сулейманова Сания

В статье представлены результаты эмпирического исследования, позволяющего ответить на вопросы: что такое творческая активность; каков уровень понимания подростками и педагогами сущности понятия «творческая активность»; каким должен быть уровень методической компетентности педагогов; как обеспечить развитие творческой активности подростков в детских объединениях художественной направленности в условиях дополнительного образования?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF TEENAGERS IN ADDITIONAL EDUCATION

The article presents the results of the empirical study to answer the questions: What is creativity? What is the level of understanding teenagers and teachers the essence of the concept «creative activity»? What is the level of methodical competence of teachers? How to ensure the development of creative activity of teenagers in children's associations with a focus on art in terms of further education?

Текст научной работы на тему «Развитие творческой активности подростков в дополнительном образовании»

УДК 371.398

Клюкина Елена Владимировна

руководитель структурного подразделения ЦДТ «Юность»

Центр детского творчества «Юность», Пермь, Россия 614000, Пермь, Боровая, 16, +7 (342) 229-25-10, e-mail: el.klyuk@yandex.ru

Сулейманова Сания

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Россия

614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-72, e-mail: pedagog@pspu.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Elena V. Klyukina

Head of Structural Subdivision

The Center of Children's Creativity «Yunost» 16, Borovaya, 614000, Perm, Russia, e-mail: el.klyuk@yandex. ru

Saniya Suleimanova

PhD, Assistant Professor of the Chair of Social Pedagogy

Perm State Humanitarian Pedagogical University 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: pedagog@pspu. ru

DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF TEENAGERS IN ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, позволяющего ответить на вопросы: что такое творческая активность; каков уровень понимания подростками и педагогами сущности понятия «творческая активность»; каким должен быть уровень методической компетентности педагогов; как обеспечить развитие творческой активности подростков в детских объединениях художественной направленности в условиях дополнительного образования?

Ключевые слова: творческая активность; творческая активность подростков; комплекс педагогических условий развития творческой активности; проектная деятельность, исследовательская деятельность; конкурсная деятельность; средства педагогического стимулирования; индивидуальный маршрут профессионального развития педагога.

© Клюкина Е.В., Сулейманова С., 2015

Abstract. The article presents the results of the empirical study to answer the questions: What is creativity? What is the level of understanding teenagers and teachers the essence of the concept «creative activity»? What is the level of methodical competence of teachers? How to ensure the development of creative activity of teenagers in children's associations with a focus on art in terms of further education?

Key words: creative activity; creative activity in adolescents; the complex of pedagogical conditions of development creative activity; project activity; research activity; competition activity; pedagogical means of stimulating; individual route of the professional development of the teacher.

Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, оказывают существенное влияние на человека, в особенности на молодых людей, приводят их к переосмыслению позиции и роли в определении, раскрытии и использовании своих способностей и возможностей, их готовности к развитию творческого потенциала, поиску нестандартных, креативных решений. Общество предъявляет серьёзные требования к повышению самостоятельности и ответственности подростков, их умению быть полезными и нужными социуму. Исходя из этого одной из актуальных проблем современности является развитие творческой активности детей.

Подтверждением актуальности нашего исследования является отражение этой задачи в нормативно-правовых документах нового поколения, регламентирующих организацию образовательной деятельности учреждений общего и дополнительного образования.

Несомненно, особая роль в развитии творческой активности детей принадлежит дополнительному образованию. Приоритетными задачами образовательного процесса в учреждении дополнительного образования является создание и реализация комплекса психолого-педагогических условий, способствующих развитию творческой активности обучающихся,

В подростковом возрасте творческая активность приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что изменение социальной позиции обучающегося в этом возрасте, его стремление занять определенное место в коллективе, в обществе и в жизни, подталкивают его к постоянному самовыражению и, как следствие, к проявлению творческой активности и самостоятельности в решении актуальных личных проблем [1].

Актуальность проведённого нами исследования по теме обусловлена значимостью задачи развития творческой активности подростков для дополнительного образования и определения его эффективности, востребованностью массовой практикой и определена следующими противоречиями:

- между объективной необходимостью развития творческой активности каждого подростка и неумением педагогов использовать в полной мере преимущества дополнительного образования для достижения этой цели;

- существующим многообразием целевых установок образовательных программ и недостаточной их ориентированностью на развитие творческой активности;

- признаваемой педагогами необходимостью развития творческой активности и их недостаточной методической компетентностью для разрешения данных противоречий.

Поиск путей разрешения обозначенных противоречий позволил сформулировать проблему исследования: как обеспечить развитие творческой активности подростков в детских объединениях художественной направленности в условиях дополнительного образования.

Объектом исследования являлась творческая активность подростков, предметом - педагогические условия развития творческой активности в дополнительном образовании.

Цель исследования состояла в следующем: выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить педагогические условия развития творческой активности подростков в дополнительном образовании.

В качестве гипотезы было выдвинуто предложение о том, что процесс развития творческой активности подростков в детском объединении дополнительного образования может быть более эффективным, если будет разработан и реализован комплекс педагогических условий, предусматривающий:

- учёт индивидуальных особенностей и уровень понимания подростками сущности понятия «творческая активность»;

- включение подростков в проектную, исследовательскую и конкурсную деятельность, которая предусматривает их самостоятельность при создании творческого продукта;

- использование методов и средств педагогического стимулирования творческой активности подростков (создание ситуаций успеха, выполнение творческих заданий, создание ярких наглядно-образных представлений);

- повышение уровня методической компетентности педагогов в аспекте развития творческой активности.

Базой исследования выступило Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества "Юность"» г. Перми.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с декабря 2013 по июнь 2015 г. В исследовании приняли участие 27 подростков и 15 педагогов.

Значимыми для нашего исследования явились труды В.А. Березиной, А.К. Бруднова, В.П. Голованова, В.А. Горского, А.В. Золотаревой, Б.В. Куприянова, О.Е. Лебедева, Л.Г. Логиновой, М.Б. Коваль, А.Б. Фоминой и др.

Содержание и специфика деятельности педагогов дополнительного образования отражены в работах Л.Н. Буйловой, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, И.И. Фришман, А.И. Щетинской и др., психологические аспекты дополнительного образования исследовали А.Г. Асмолов, В.И. Панов,

С.Ю. Степанов и др. Ряд научных работ посвящен проблеме педагогического проектирования образовательных программ и организации образовательного процесса (Л.Н. Буйлова, В.А. Горский, Е.Б. Евладова, А.В. Золотарева, Л.Г. Логинова и др.).

Большое внимание изучению проблемы творческой активности уделено в трудах ученых в области психологии и педагогики: психологической теории творческих способностей, творческого мышления, природы творческой деятельности (ДБ. Богоявленская, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев); теории формирования творческой активности школьников (А.Г. Кучерова, С.В. Максимова, Г.В. Маркина, Л.И. Савва, В.Г. Скорына); формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала (В.В. Коробкова, А.И. Санникова); развития творческой активности в процессе различных видов художественно -творческих занятий (Н.А. Зинченко, А.А. Кожаринова, Л.В. Мальцева); теории индивидуализации и дифференциации процесса развития творческой активности учащихся (А.А. Кирсанов, Е.Г. Скобельцина, И.Э. Унт); педагогического исследования стимулирования творческой самореализации подростков в дополнительном образовании (С. Сулейманова).

Понятие «творческая активность» в многообразии его трактовок нашло отражение в философских, педагогических и психологических исследованиях. Ее определяют как:

- свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна;

- творческую переработку пережитых впечатлений, комбинирование из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка;

- особый вид деятельности;

- компонент различных видов деятельности, в том числе коммуникативной.

Как отмечает С.В. Максимова, творческая активность присуща каждому человеку, однако существует ряд факторов, препятствующих ее развитию: запреты и социальные шаблоны [6], стереотипные представления учителей о творчестве и творческой активности учеников; преобладание репродуктивных методов работы [4; 5]. Развитие творческой активности тесно связано с развитием самостоятельности и проявлением индивидуальности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить творческую активность как понятие, интегрирующее в себе активность и творчество, где активность рассматривается как внутреннее побуждение, стремление и проявление волевых усилий, а творчество является одной из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы с помощью методов устного опроса и анкетирования нами выявлен уровень

понимания подростками и педагогами сущности понятия «творческая активность». По результатам опроса учащихся были выявлены следующие виды понимания сущности творческой активности [2]:

1) как способность личности (22,25 %);

2) грань самовыражения и саморазвития личности (18,5 %);

3) мотивация к посещению творческих занятий (29,6 %);

4) участие в мероприятиях и конкурсах (22,25 %);

5) качество человека, которое проявляется в различных видах деятельности (3,7 %);

6) самостоятельная инициатива, умение познать себя и проявить свои таланты (3,7 %).

Для выявления исходного уровня творческой активности испытуемых -17 учащихся 6-го курса художественной школы «Ультрамарин» ЦДТ «Юность» в возрасте 14-15 лет - мы использовали методику диагностики уровня творческой активности учащихся М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича. Согласно данной методике уровень творческой активности определялся по следующим критериям:

- чувство новизны,

- критичность,

- способность преобразовывать структуру объекта,

- направленность на творчество.

Исходные данные диагностики таковы: высокий уровень творческой активности наблюдается у 5 чел. (29,4 %); средний - у 10 чел. (58,8 %); низкий - у 2 чел. (11,8 %) [3]. Это свидетельствует о том, что уровень творческой активности учащихся соответствует среднему показателю, что является недостаточным для подростков, обучающихся на 6-м курсе.

На констатирующем этапе эксперимента мы проанализировали опыт педагогов в использовании преимуществ дополнительного образования в организации образовательного процесса; определили фактический уровень методической компетентности педагогов и создания педагогических условий, направленных на развитие творческой активности детей.

Комплексный анализ ответов педагогов на вопросы анкеты позволил констатировать, что 60 % педагогов не видят существенных различий между понятиями «творческая активность» и «творчество», «активность». Педагоги не используют в полной мере возможности и преимущества, предоставляемые дополнительным образованием для развития творческой активности учащихся; 100 % педагогов осуществляют деятельность по развитию творческой активности учащихся, используя такие педагогические условия, как:

- самостоятельная работа;

- использование интерактивных методов обучения;

- конкурсная, творческая, проектная и исследовательская деятельность;

- индивидуальный подход [3].

Опираясь на анализ психолого -педагогической литературы, массового опыта и результаты констатирующего исследования, мы определили этапы проведения формирующего эксперимента:

Первый этап: разработка комплекса педагогических условий, направленных на развитие творческой активности подростков.

Второй этап: внедрение в образовательный процесс исследуемого коллектива комплекса специально разработанных педагогических условий:

- предоставление подросткам возможности осуществления самостоятельной деятельности;

- включение в проектную, исследовательскую и конкурсную деятельность; повышение уровня методической компетентности педагогов;

- использование методов педагогического стимулирования творческой активности подростков.

Проведение эксперимента предусматривало применение индивидуально -дифференцированного подхода, который предполагал: выстраивание образовательного процесса с учетом уровня понимания подростками понятия «творческая активность», проявление субъектной позиции подростков в осуществлении и оценке самостоятельной работы по созданию творческого продукта и проведение экспериментальной проверки эффективности созданных условий для развития творческой активности.

Также нами были приняты во внимание возможности и преимущества дополнительного образования: свободный и добровольный выбор детьми творческого коллектива и вида деятельности, педагога; отсутствие жёстких стандартов в организации педагогического процесса; вариативность содержания образовательных программ и предлагаемых видов деятельности; адаптивность к возникающим изменениям.

Одним из условий развития творческой активности мы определили предоставление учащимся возможности осуществления самостоятельной деятельности. В ходе формирующего этапа эксперимента учащиеся художественной школы «Ультрамарин» были включены в исследовательскую деятельность через самостоятельную работу по изучению мировой художественной культуры, написание рефератов, подготовку докладов и сообщений. Так, учащиеся подготовили доклады по темам:

- «Образцы народного творчества»,

- «Жизнь и творчество пермских художников»,

- «Пермский звериный стиль»,

- «Пермская деревянная скульптура».

Подготовленные сообщения были представлены на конкурсах исследовательских работ учащихся районного и городского уровней и на учебных занятиях детских объединений Центра творчества. Результаты этого вида деятельности позволили отметить повышение интереса к исследовательской работе, к получению дополнительного образования и самообразованию.

Важным условием развития творческой активности мы считаем проектную деятельность. Включение учащихся в проектную деятельность осуществлялось посредством разработки и реализации краткосрочных творческих планов и проектов. Проектные группы представили на защиту 3 проекта:

- «Сделаем наш мир красивее»,

- «Мастерская моей мечты», «Музыка цветов».

Педагогическое наблюдение, проведённое в ходе исследования, показало, что включение подростков в проектную деятельность способствует превращению личности в субъект действия и общественных отношений, проявлению способностей, предоставляет им возможность пройти творческий путь от зарождения идеи до её воплощения. Анализ показал, проектная деятельность способствовала повышению у учащихся устойчивого интереса к творческой предметно-практической деятельности, проектированию как к процессу творческой деятельности и как к её результату. В представленных на защиту творческих проектах нами была зафиксирована новизна и неординарность предложенных идей.

Необходимым условием развития творческой активности является участие в конкурсной деятельности. Осуществляя этот вид деятельности, все 27 испытуемых (учащихся художественной школы) представляли свои творческие работы на конкурсы и выставки различных уровней: от районного - 9 чел., городского - 15 чел., и краевого - 7 чел., до российского - 1 чел., и международного - 1 чел.

Анализ количественных и качественных результатов вовлечения учащихся в конкурсную деятельность позволил сделать вывод о том, что и процесс подготовки творческих работ, и участие в конкурсах способствовали повышению мотивации не только к участию в предлагаемых конкурсных мероприятиях, но и к получению высоких результатов.

Все виды деятельности, осуществляемые учащимися, сопровождались применением методов и средств педагогического стимулирования (создание ситуаций успеха, выполнение творческих заданий, создание ярких наглядно -образных представлений), что позволило систематически и последовательно формировать мотивацию к творчеству, повышать самооценку учащихся, качество работ, развивать самостоятельность. Все это свидетельствует о повышении творческой активности подростков. Следует отметить, что подростки проявляли интерес к самопознанию и творчеству в целом, и к творческим занятиям в частности. В последующих продуктах творческого труда наблюдалась самостоятельность в их выполнении, оригинальность и новизна. Во время проведения рефлексии деятельности, анализа и самоанализа творческих работ учащиеся демонстрировали критическое мышление.

Развитие творческой активности учащихся во многом зависит от методической компетентности педагогов. В этих целях в процессе эксперимента в Центре творчества работала педагогическая лаборатория

«Творческая активность учащихся». Кроме того, педагогами были разработаны индивидуальные маршруты профессионального развития педагогов, включающие такие формы повышения методической компетентности педагогов, как:

обучение на курсах повышения квалификации, тематических семинарах и практикумах;

- самостоятельное изучение психолого-педагогической и специальной литературы;

- выступления с докладами и сообщениями на научно-практических конференциях и семинарах различного уровня;

- участие в конкурсах профессионального мастерства;

- разработка методических и дидактических средств обучения; проведение открытых занятий и мастер-классов.

По итогам работы педагогической лаборатории и реализации индивидуальных маршрутов профессионального развития педагогов было отмечено: повышение методической компетентности, обретение уверенности в своих силах, адекватность самооценки, использование в практической деятельности современных педагогических технологий, что в свою очередь, несомненно, способствовало повышению интереса учащихся к выбранному виду деятельности.

Анализ результатов экспериментальной проверки эффективности комплекса педагогических условий творческой активности детей показал, что высокий уровень творческой активности проявился у 8 чел. (47 %); средний - у 9 чел. (53 %); низкий - отсутствует (0 %) [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведённый нами сравнительный анализ уровня творческой активности детей до начала исследования (2013/14 учебный год) и в экспериментальный период (2014/15 учебный год) позволил зафиксировать, что количество учащихся с высоким показателем увеличилось на 17,6 %; количество подростков со средним показателем сократилось на 5,8 %; а количество подростков с низким показателем сократилось на 11,8 %.

На наш взгляд, выявленная динамика показателей повышения уровня творческой активности является существенной и достоверной.

Таким образом, проведенное исследование процесса развития творческой активности подростков:

- подтвердило эффективность разработанного нами комплекса педагогических условий, способствующего развитию творческой активности подростков в условиях дополнительного образования;

- доказало, что для получения значимых результатов, применения педагогических условий развития творческой активности подростков необходим комплексный и интегрированный подход;

- развитие творческой активности учащихся обеспечивается разработкой и реализацией индивидуального маршрута профессионального развития педагога дополнительного образования, способствующего повышению их методической компетентности.

Список литературы

1. Божович Л.И. Подростковый возраст [Электронный ресурс] / Библиотека Гумер. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedagog/hrestomatia/51.php, (дата обращения: 06.05.2015).

2. Клюкина Е.В. Развитие творческой активности подростков в детских объединениях художественной направленности // Вопросы фундаментальной и прикладной науки: сб. материалов междунар. науч. конф. - Киров: МЦНИП, 2015. - С. 227-232.

3. Клюкина Е.В. Развитие творческой активности подростков в условиях дополнительного образования: магистерская дис. - Пермь: ПГГПУ, 2015. - 92 с.

4. Максимова С.В. Портфолио как средство развития творческой активности учащихся: метод. пособие, программа, тематическое планирование.

- М.: Русское слово, 2013. - 120 с.

5. Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? - М.: Академический Проект, 2006. - 224 с.

6. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина.

- СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.