ПЕДАГОГИКА PEDAGOGY
DOI: 10.12731/2218-7405-2016-12-5-16 УДК 377
ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аверьянова Г.А.
В статье рассматриваются современные тенденции понимания проблемы творчества и развития творческой активности обучающихся. Обозначена практическая значимость применения современных образовательных Интернет-технологий.
Цель. Статья посвящена актуальной образовательной политике государства. Возможностью применения современных педагогических технологий в образовательном процессе, в том числе при подготовке студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся через реализацию разного рода Интернет-проектов.
Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют, сравнительный анализ и синтез, принцип научности и доступности.
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автор анализирует сущность понятия творчества и развития творческой активности обучающихся как российскими, так и зарубежными педагогами и психологами. Делает акцент на системно-деятель-ностном подходе, предлагая его реализовать в рамках общеобразовательного учреждения путём выполнения различного рода Интернет-проектов, которые имеют социальную и практическую значимость.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере психолого-педагогического образования.
Ключевые слова: образование; творчество; творческая активность; развитие творческой активности; интернет-технологии.
INTERNET PROJECT AS A METHOD OF PREPARATION OF STUDENTS TO STUDYING DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY
Averyanova G.A.
The article is devoted to the current trends of understanding the problems of creative activity and creativity of students. Denotes the practical importance of the application of modern educational Internet technologies.
Methodology. The basis of the research is the comparative analysis and synthesis of scientific principle and availability.
Results. The results of the study are that the author analyzes the essence of the concept ofcreative activity and creativity ofstudents by both Russian andforeign educators and psychologists. Does the emphasis on system-activity approach, proposing to implement it within the educational institution by doing different kind ofInternet projects that have a social and practical significance.
Practical implications. The results of the study can be applied in the field of psycho-pedagogical education.
Keywords: education; creativity; creative activity; the development of creative activity of online technologies.
В современной концепции фундаментального ядра содержания общего образования определены системы базовых национальных ценностей, основных понятий и системы ключевых задач. Не последнее место отводится развитию творческой личности в системе образования. В тоже время при формировании творческих способностей не последнее место занимают дистанционные образовательные технологии. Таким образом, педагогические исследования,
посвящённые изучению проблемы психолого-педагогической подготовки студентов к развитию творческой активности обучающихся, представляются на сегодня особенно актуальными [1, 2, 3].
Проблема структуры учебной деятельности учащихся, в том числе и творческой деятельности, а также основные психолого-педагогические условия развития учащихся и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].
На современном этапе, уделяется не достаточно внимания психолого-педагогической подготовке студентов к развитию творческой активности обучающихся. Проблему развития творческой активности учащихся рассматривали отечественные и зарубежные исследователи (Д. Дьюи, А. Маслоу, И.Я. Лернер, В.Д. Путилин, В.А. Сластенин). Они указывали на то, что она может быть решена путём создания определённых психолого-педагогических условий в ходе образовательного процесса [8, 10, 11, 12].
Однако, современные условия развития образования существенно меняют задачи профессиональной деятельности педагога в связи с введением ФГОС общего образования, требующего дополнительной подготовки готовящихся к работе студентов. Эта дополнительная подготовка предполагает акцент на готовности студентов к развитию творческой активности обучающихся, а также к внедрению в общеобразовательный процесс новаций и инноваций разного рода, в том числе и современных дистанционных образовательных технологий.
В этой связи научная проблема исследования заключается в разработке и научном обосновании психолого-педагогических условий подготовки студентов к развитию творческой активности учащихся в образовательном процессе современной школы, а также готовности студентов и педагогов к применению в своей практики инновационных дистанционных технологий, которые отражают современные тенденции развития образования.
Всевозможные новшества и инновации, свойственны для любой творческой деятельности не только педагогов, но и школьников.
Инновации не возникают сами по себе, а являются результатом научных изысканий, передового психолого-педагогического опыта, как отдельных учителей, так и разного рода педагогических коллективов.
Всплеск психолого-педагогической инноватики в образовании связан с развитием массового общественно-педагогического движения, а также с обострением противоречия между имеющейся потребностью в быстрой модернизации школы и непониманием педагогами основных структурных изменений в системе образования. Массовый характер применения инноваций и новшеств увеличился, следовательно, обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых педагогических понятий и их применении на практике [1, 2, 3, 9].
Исходя из вышесказанного, одним из современных способов развития творческой активности обучающихся является проектно-исследовательская деятельность школьников, связанная с Интернет-технологиями. Подобным технологиям, несомненно, следует обучать студентов психолого-педагогических специальностей. Рассмотрим более подробно вариант детского экологического Интернет-проекта. В таблице указана краткая аннотация проекта.
Таблица 1.
Аннотация проекта
Название проекта РЕКА СТРЕЛИЦА - МАЛАЯ РЕКА РОССИИ
Авторы проекта Детское экологическое объединение группа «Зелёные» Руководитель учитель - Г.А. Аверьянова.
Территория, представившая проект Нижегородская обл., г. Арзамас, МБОУ СШ № 17 им. И.П. Склярова, г Арзамас
Адрес организации 607260, Нижегородская обл., г. Арзамас, м-н «Кириллов-сий», ул. Центральная, д. 4.
Телефон 8 (83147) 5-72-33
Цель проекта мониторинг территории малой реки Стрелица.
Задачи проекта - актуализировать вопрос ответственного отношения граждан всех возрастов к водным ресурсам страны; - исследовать экологическое состояние малой реки Стрелица; - провести уборку на территории малой реки Стрелица; - изучить историческое прошлое водного объекта; - организовать оповещение населения микрорайона «Ки-рилловсий» и села Кирилловка об экологическом состоянии малой реки Стрелица в целях осуществления дальнейшей экологической работы.
Сроки проведения 2016-2017
Место проведения МБОУ СШ № 17 им. И.П. Склярова, г Арзамас
Официальный язык программы Русский
Общее количество участников (в том числе детей) 7 / 7
География участников Учащиеся МБОУ СОШ № 17 им. И.П. Склярова, г Арзамаса, педагогический коллектив, жители м-на «Кирилловский» и села Кирилловка.
Ожидаемые результаты - актуализация ответственного отношения граждан всех возрастов к водным ресурсам страны; - благоустройство территории малой реки Стрелица, как рекреационной зоны микрорайона «Кирилловский» и села Кирилловка; - систематическое наблюдение и изучение учащимися школы за экологическим состоянием малой реки Стрелица; - публикация статьи «Река Стрелица» научно-популярной интернет-энциклопедии ВОДА РОССИИ; - участие в конкурсах и Интернет-проектах экологической тематики, разного уровня; - становление экологической работы МБОУ СОШ № 17 на новый качественный уровень; - формирование у школьников и жителей села Кирилловка и Кирилловского микрорайона экологической культуры.
Краткое содержание проекта Интеренет-проект «РЕКА СТРЕЛИЦА - МАЛАЯ РЕКА РОССИИ» является логическим продолжением экологической работы школы. Цель и задачи проекта: привлечь внимание жителей села Кирилловка и м-н «Кирилловский» к проблемам загрязнения окружающей среды, особенно водных объектов, находящихся на прилегающей территории к этим населённым пунктам, что и было сделано через разъяснительную работу с населением. Важным этапом проекта явилась исследовательская деятельность, направленная на выяснение качественных характеристик реки. Важную роль в проекте сыграла очистка территории реки от бытового мусора. Интеренет-проект направлен на формирование экологической культуры учащихся и населения, проживающего на обозначенной территории; развитие бережного отношения к природе и ценностных ориентаций на любовь к Родине.
Актуальность
Мы считаем, что проблема изучения малых рек актуальна, поскольку вопрос о загрязнении окружающей среды, в том числе водных
ресурсов стоит очень остро. Как известно загрязняющие факторы оказывают отрицательное воздействие на подрастающее поколение, а так же на последующие поколения людей, поэтому необходимо уделять большое внимание вопросам охраны природы, не только в глобальном масштабе, но и на местном региональном уровне, что несомненно улучшит экологическую обстановку по всей стране.
Постановка проблемы
К выбору и ясному пониманию проблемы школьники пришли в ходе проведения сбора и выступления активистов группы «Зелёные». Ребята предложили изучить территорию малой реки Стрелица. В связи со строительством нового микрорайона, экологическая обстановка ухудшилась. В ходе реализации проекта можно хотя бы частично улучшить состояние окружающей среды путём благоустройства территории реки и сделать её рекреационной зоной. Кроме того, проект - это попытка объединить детей и взрослых вокруг интересного и полезного дела, отчасти решить проблему занятости детей во внеурочное время.
Объект исследования: территория малой реки Стрелица.
Описание объекта исследования [13]
Из книг местного краеведа В.А. Панкова мы узнали, что своё название она получила во времена Ивана Грозного. По его словам на её берегах казнили взбунтовавшихся стрельцов и сбрасывали вниз на дно оврага, где и протекала полноводная в то время река. Много было пролито невинной крови, а в памяти народа остался след об этом страшном происшествии, закрепившись в названии реки - Стрелица.
Сама по себе река не большая и практически всё её русло заросло кустарником и камышом. Появилась и старица, которая постепенно заболачивается и начинает делиться на множество неглубоких озёр, по берегам которых стал расти рогоз, а это верный признак того, что скоро на этом месте появятся болота. Так и бежит речушка всё дальше и дальше, а затем впадает в другую реку, со странным название Шамка. Ещё немного и уже на пути реки Шамки встречается более полноводная река - Тёша, которая затем впадает в Оку. Особенно хочется отметить экологическое состояние вышеуказанных водных
объектов. Его можно оценить как удовлетворительное. Ежегодно учащиеся школы принимают участие в различных экологических акциях, привлекая население села Кирилловка. Подобные акции стали уже доброй традицией и играют не последнюю роль в поддержании экологического порядка.
В ходе эколого-краеведческой работы нами было установлено, что малая река Стрелица не входит в реестр водных объектов России.
Идея проекта: включение малой реки Стрелица в водный реестр России.
Для включения малой реки Стрелица в водный реестр России мы использовали возможность участия во всероссийском Интернет-проекте: «Перепись малых рек России» и публикацию статьи о реке на сайте Народной Энциклопедии «Вода России».
Законодательная база
Прежде чем приступить к работе над проектом мы провели небольшое исследование - изучили законодательную базу России по охране и управлению водными объектами, а также государственную политику страны по этому направлению.
Методы и методики
Изучение литературы; наблюдение; описательный метод; метод обобщения; социально-экологические мероприятия; анализ полученного результата.
ПРОЕКТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Проект представляет собой конкретные действия подростков по усовершенствованию жизни общества, по решению социальных и экологических проблем на местном уровне, на своём микро участке (Кирилловский микрорайон №15 и село Кирилловка). Эти действия направлены на улучшение среды обитания, на здоровую социализацию учащихся. Реализация проекта позволит школьникам и их родителям приобрести дополнительные социальные навыки по межличностному взаимодействию, а также экологические навыки, ориентированные на устойчивое развитие.
Проект реализуется через 4 основных этапа:
1. Организационный (подготовка к работе над проектом, изучение мнений, изучение возможности и готовности к работе над проектом);
2. Основной (выбор проблемы и обработка информации, разработка и реализация собственного решения проблемы) [4, 13];
3. Заключительный - итоговый: общешкольная линейка (форма проведения - торжественное мероприятие с награждением участников).
4. Пропаганда (рефлексия) проделанной учащимися работы через социальные конкурсы различного уровня и интернет-проекты.
МАССОВО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
На наш взгляд разъяснительную работу следует вести через интернет-оповещение населения микрорайона Кирилловский и села Кирилловка, а также через разъяснительную работу с населением. Для этого учащиеся школы подготовили общешкольную линейку, на которую были приглашены не только учащиеся, но и родители, все участники получили заслуженны награды.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- актуализация ответственного отношения граждан всех возрастов к водным ресурсам страны;
- благоустройство территории малой реки Стрелица, как рекреационной зоны микрорайона «Кирилловский» и села Кирилловка;
- систематическое наблюдение и изучение учащимися школы за экологическим состоянием малой реки Стрелица;
- публикация статьи «Река Стрелица» научно-популярной интернет-энциклопедии ВОДА РОССИИ;
- участие в конкурсах и Интернет-проектах экологической тематики, разного уровня;
- становление экологической работы МБОУ СОШ № 17 на новый качественный уровень;
- формирование у школьников и жителей села Кирилловка и Кирилловского микрорайона экологической культуры.
В ходе работы возникли затруднения.
1. Сложность при загрузке материалов на сайт научно-популярной энциклопедии ВОДА РОССИИ.
2. Неумение работать с контентом сайта.
Анализ выполненной работы
Мы выполнили работу хорошо, но, как и у всех у нас были свои недостатки. На то были свои причины:
- неумение работать в интернете по размещению статей на сайте;
- не достаточное знание законодательной базы России по охране водных объектов;
- невнимательность при изучении краеведческой литературы.
Мы надеемся, что нашу работу будут продолжать и дальше. Поэтому мы даем некоторые рекомендации:
- изучить методики размещения материалов в Интернете;
- уметь более детально изучать контент сайта;
- изучить методики по работе с краеведческим материалом.
Рефлексия: по материалам проекта была написана статья и размещена на сайте образовательного учреждения - МБОУ СШ № 17 им. И.П. Склярова.
Предложенный проект является примером применения Интернет-технологий в целях развития творческой активности обучающихся. Подобные технологии способствуют развитию творческой активности обучающихся; расширяют образовательное пространство, как педагогов, так и школьников; способствуют формированию гармоничной и мобильной личности. При этом следует отметить, что понятия мобильности и гармоничного развития необходимо относить не только к школьникам, но и к преподавателям.
Стоит отметить, что современная психолого-педагогическая действительность неоднородна, имеет много проблем и противоречий. Все эти проблемы и противоречия являются движущей силой в становлении и развитии новой современной отечественной системы образования, в которой одна из основных ролей будет отводиться как педагогу, так и обучающимся, их плодотворному взаимодействию, в результате которого должна сформироваться мобильная, психологически гибкая, независимая и гармонично развитая личность [4].
Резюмируя всё вышесказанное можно прийти к выводу, что выявленные психолого-педагогические условия составляют содер-
жательную основу обеспечения эффективной подготовки студентов к развитию творческой активности обучающихся. Подобные дидактические и методические наработки имеют практическое значение, могут быть использованы как преподавателями, так и студентами в своей педагогической деятельности в целях развития творческой активности и креативности школьников.
Список литературы
1. Аверьянова Г.А. Развитие творческой активности обучающихся как психолого-социальная проблема современного образовательного пространства // Международная заочная научно-практическая конференция «Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе» Россия, Нижегородская область, г. Арзамас 25 февраля 2015 г. С. 179-183.
2. Аверьянова Г.А., Алексанян Е.С., Гринина Е.А., Самарин А.И. Проблема профессиональной подготовки студентов психолого-педагогических направлений в контексте развития современной педагогики // В мире научных открытий. 2015. №11.4 (71). С. 1330-1339.
3. Аверьянова Г.А. Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 749-751.
4. Аверьянова Г.А. Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке студентов к развитию творческой активности обучающихся // В сборнике: Современные Web-технологии образовательного назначения: перспективы и направления развития сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Национальный исследовательский Нижегородский госуд. университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал; Под общей ред. С.В. Мироновой, С.В. Напалкова. 2016. С. 358-361.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз,1997. 91 с.
6. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 236-237.
7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
8. Николина В.В. Организация деятельности учащихся при работе над проектом // География в школе. 2002. № 6. С. 44.
9. Щелина Т.Т., Аверьянова Г.А. Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся // Молодой ученый. 2014. № 21-1 (80). С. 231-233.
10. Wertheimer M. Die Abhandlungen zur Gestalttheorie. «Philosophische Akademie», 1925.
11. Maslow A.H. The authoritarian character structure / Social Psychol., 1943.
12. Rogers C.R. On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin, 1961.
13. Перепись малых рек [Электронный ресурс]. http://water-rfra/Пере-пись_малых_рек_России (дата обращения: 04.12.2016).
References
1. Aver'yanova G.A. Mezhdunarodnaya zaochnaya nauchno-praktich-eskaya konferentsiya «Teoriya i praktikapsikhologo-sotsial'noy raboty v sovremennom obshchestve» Rossiya, Nizhegorodskaya oblast', g. Arzamas 25 fevralya 2015 [International extramural scientific-practical conference "Theory and practice of psycho-social work in modern society" Russia, Nizhny Novgorod region, Arzamas February 25, 2015], pp. 179-183.
2. Aver'yanova G.A., Aleksanyan E.S., Grinina E.A., Samarin A.I. Vmire nauchnykh otkrytiy. 2015. №11.4 (71), pp. 1330-1339.
3. Aver'yanova G.A. Molodoy uchenyy. 2015. № 21 (101), pp. 749-751.
4. Aver'yanova G.A. Sovremennye Web-tekhnologii obrazovatel'nogo naz-nacheniya: perspektivy i napravleniya razvitiya sbornik statey uchast-nikov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The modern Web-technology educational destination: Prospects and directions of development of a collection of articles by participants of the International scientific-practical conference]; S.V. Mironova, S.V. Napalkov (ed.). 2016, pp. 358-361.
5. Vygotskiy L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and creativity in children]. SPb.: Soyuz,1997. 91 p.
6. Gal'perin P.Ya. Psikhologiyamyshleniya i uchenie opoetapnomformiro-vanii umstvennykh deystviy. Issledovanie myshleniya v sovetskoy psik-hologii [Psychology of thinking and teaching about the gradual formation of mental actions. Research in the thinking of Soviet psychology]. M.: Nauka, 1966, pp. 236-237.
7. Lerner I.Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya [Didactic bases of training methods]. M.: Pedagogika, 1981. 186 p.
8. Nikolina V.V. Geografiya v shkole. 2002. № 6. Р. 44.
9. Shchelina T.T., Aver'yanova G.A. Molodoy uchenyy. 2014. № 21-1 (80), pp. 231-233.
10. Wertheimer M. Die Abhandlungen zur Gestalttheorie. «Philosophische Akademie», 1925.
11. Maslow A.H. The authoritarian character structure / Social Psychol., 1943.
12. Rogers C.R. On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin, 1961.
13.Perepis'malykh rek. http://water-rf.ru/Perepis'_malykh_rek_Rossii
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Аверьянова Галина Анатольевна, старший преподаватель, аспирант, кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования, психолого-педагогического факультета
Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского ул. К.Маркса, 36, г. Арзамас, Нижегородская обл., 607220, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR Averyanova Galina Anatolyevna, Senior Lecturer, PhD Student, Department of General Pedagogy and Pedagogy of Vocational Training, Psycho-Pedagogical Faculty
Arzamas Nizhny Novgorod branch of the National Research University 36, Karl Marx Str., Arzamas, Nizhny Novgorod region, 607220, Russian Federation [email protected] SPIN-code: 7716-0485