Научная статья на тему 'Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе развития творческой активности обучающихся'

Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе развития творческой активности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
885
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / CREATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE FORMS AND METHODS OF EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ / EDUCATIONAL QUEST / CREATIVE INITIATIVE / PUPILS / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дупленский Станислав Викторович, Гибадуллина Юлия Маратовна

Статья посвящена анализу возможностей интерактивных способов обучения в развитии творческой активности обучающихся. На основе анализы сущности и содержание понятия «творческая активность» обоснован авторский подход к его определению. Выделено условие, влияющее на развитие творческой активности обучающихся, использование интерактивных форм и методов обучения. Определен диагностический инструментарий для определения уровня развития творческой активности обучающихся. Представлены результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы в сравнительном контексте. По итогам констатирующего этапа исследования на основе выявленных проблем по развитию творческой активности обучающихся были разработаны и реализованы интерактивные формы и методы обучения: игра, коллективное творческое дело, проектная деятельность, метод «мозговой штурм», тренинги по развитию креативности и творческих способностей, образовательный квест. Исследование показало, что использование данных форм и методов способствует развитию творческой активности обучающихся, в том числе за счет возможности выбора содержания и способов деятельности, личного вклада обучающихся в решение проблем, сотрудничества, свободного общения в группах и ученическом коллективе, что позволяло выйти за пределы традиционного взаимодействия учителя и учеников, учеников друг с другом. В статье представлены рефлексивные оценки обучающихся и педагогов, участвовавших в исследовании. На основе полученных результатов авторами предложены психолого-педагогические рекомендации по развитию творческой активности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Usage of interactive forms and methods of education during the process of creating thinking development

The article reflects possibilities analyses of interactive educational methods and development of creative thinking. According to analytical results of the core and content of the term “creative activity” authors explain their approach to its determination. Diagnostic instrument to examine creative activity is determined. The results of summative and formative stage from research and trial facilities are presented with their benchmarking study. The results of summative stage helped to reveal several problems in creative activity to solve them were used forms and methods of creative initiative development such as a game, collective creative activity, project activity, brain storm method, trainings for creative activity development and educational quest. The research showed the usage of such forms and methods helps to develop creative activity of the pupils, where the option choice of content and forms of activity, individual contribution to finding the problem solution, cooperation, communication in team and school group allowed to go out of the traditional cooperation of teacher and pupils, and pupils and pupils. The article provides reflective opinion of pupils and teachers participated in the research. The authors suggest psychological and pedagogical recommendations based on the results of the research.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе развития творческой активности обучающихся»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 49-53.

УДК 373.1 С. в. ДУПЛЕНСКИЙ, Ю. М. ГИБАДУЛЛИНА

Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе развития творческой активности обучающихся

Статья посвящена анализу возможностей интерактивных способов обучения в развитии творческой активности обучающихся. На основе анализы сущности и содержание понятия «творческая активность» обоснован авторский подход к его определению. Выделено условие, влияющее на развитие творческой активности обучающихся, - использование интерактивных форм и методов обучения. Определен диагностический инструментарий для определения уровня развития творческой активности обучающихся. Представлены результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы в сравнительном контексте. По итогам констатирующего этапа исследования на основе выявленных проблем по развитию творческой активности обучающихся были разработаны и реализованы интерактивные формы и методы обучения: игра, коллективное творческое дело, проектная деятельность, метод «мозговой штурм», тренинги по развитию креативности и творческих способностей, образовательный квест. Исследование показало, что использование данных форм и методов способствует развитию творческой активности обучающихся, в том числе за счет возможности выбора содержания и способов деятельности, личного вклада обучающихся в решение проблем, сотрудничества, свободного общения в группах и ученическом коллективе, что позволяло выйти за пределы традиционного взаимодействия учителя и учеников, учеников друг с другом. В статье представлены рефлексивные оценки обучающихся и педагогов, участвовавших в исследовании. На основе полученных результатов авторами предложены психолого-педагогические рекомендации по развитию творческой активности обучающихся.

Ключевые слова: творческая активность, интерактивные методы и формы обучения, развитие творческой активности, образовательный квест

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 49-53.

S. v. Duplenskij, Yu. M. Gibadullina

Usage of interactive forms and methods of education during the process of creating thinking development

The article reflects possibilities analyses of interactive educational methods and development of creative thinking. According to analytical results of the core and content of the term "creative activity" authors explain their approach to its determination. Diagnostic instrument to examine creative activity is determined. The results of summative and formative stage from research and trial facilities are presented with their benchmarking study. The results of summative stage helped to reveal several problems in creative activity to solve them were used forms and methods of creative initiative development such as a game, collective creative activity, project activity, brain storm method, trainings for creative activity development and educational quest. The research showed the usage of such forms and methods helps to develop creative activity of the pupils, where the option choice of content and forms of activity, individual contribution to finding the problem solution, cooperation, communication in team and school group allowed to go out of the traditional cooperation of teacher and pupils, and pupils and pupils. The article provides reflective opinion of pupils and teachers participated in the research. The authors suggest psychological and pedagogical recommendations based on the results of the research.

Keywords: creative initiative, interactive forms and methods of education, pupils, teacher, creative activity development, educational quest

_Введение

адикальные изменения, происходящие /V в современном обществе, отвечающие / динамизму его развития, приводят к внедрению новых интерактивных форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие творческой личности, способной самостоятельно воспринимать и искать новую информацию, интегрировать знания и принимать решения в ситуации выбора. В этой связи важной задачей современной системы образования является развитие творческой активности личности обучающихся.

Анализ психолого-педагогической литературы и методического опыта по развитию творческой активности личности показал, что данная проблема является многоаспектной и актуальной. Несмотря на пристальное внимание со стороны исследователей, она остается актуальной в том числе в связи с расширением и появлением новых технологий и техник кретивности, например, технологии эдьютейнмента, образовательного квеста, интерактивных методов и приемов обучения, что требует научного осмысления и анализа их влияния на развитие творческого потенциала личности.

_Актуальность исследования

Актуальность изучаемой нами проблемы характеризуется наличием противоречий между:

• существующими подходами к организации учебных занятий, с одной стороны и необходимостью модернизации комплекса дидактического обеспечения учебного процесса, направленного на развитие творческой активности его участников, с другой стороны;

• необходимостью создания условий формирования и развития творческой активности обучающихся, с одной стороны, и отсутствием системы использования интерактивных форм и методов обучения, направленных на развитие творческой активности облучающихся, с другой стороны.

Выше обозначенные противоречия актуализируют значимость проблемы использования интерактивных форм и методов обучения в развитии творческой активности обучающихся.

Анализ понятия «творческая активность»

Обратимся к содержанию понятия «творческая активность». Термин «творческая активность» часто употребляется как синоним понятиям «творческая личность», «креативность личности», «одаренность». Исследователи рассматривают эти качества как целостную совокуп-

ность. Содержание понятия «творческая активность» исследователи характеризуют как:

• совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития [9];

• синтетическое (интегрирующее) качество, характеризующее меру возможностей личности, осуществляющей деятельность творческого характера (И.О. Мартынюк, В.Ф. Овчинников);

• социально-психологическую установку на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности [5];

• характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Колосова);

• развитое чувство нового, открытость всему новому; как систему знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека; это высокая степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности [6,1];

• интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к творчеству [7].

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что в литературе имеются различные подходы к определению сущности понятия «творческая активность». Оно характеризуется как свойство, социально-психологическая установка, синтетическое качество, возможности, умения и навыки, открытость всему новому. Вышеуказанные подходы к характеристике понятия «творческая активность» позволили углубить знания о феномене творчества, раскрыть преобразовательные возможности личности, а также выработать необходимые условия развития творческой активности личности обучающихся, одним из которых является использование интерактивных форм и методов обучения.

Обратимся к содержанию понятия «интерактивные методы и формы». Интерактивные формы и методы обучения - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности обучающихся, при которой все субъекты образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы [4].

Интерактивное обучение является одной из разновидностей методов активного обучения, где есть взаимодействие, сотрудничество,

поиск, диалог между обучающимися, обмен информацией между педагогом и обучающимися. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает уровень развития творческой активности обучающихся [11].

_Результаты исследования

С целью выявления влияния интерактивных форм и методов обучения на развитие творческой активности обучающихся нами было организовано исследование на базе МАОУ «Лицей» г. Тобольска, в котором приняли участие 50 человек.

Для исследования творческой активности обучающихся определен диагностический инструментарий, включающий в себя:

- тест «Ваш творческий потенциал», рассматривающий творчество и креативность через любознательность, постоянство, зрительную и слуховую память, способность абстрагироваться и сосредоточиваться, уверенность в себе и стремление к независимости;

- опросник «Определение творческих способностей учащихся» (Г.Дэвиса), предназначенный для выявления творческих способностей и степени креативности у учащихся.

Проанализируем полученные результаты констатирующего этапа исследования.

Так, по результатам теста «Ваш творческий потенциал» у 35% респондентов отмечается высокий уровень творческих возможностей, богатый спектр задатков, позволяющий им выбирать любые формы творчества; 55 % - средний уровень творческого потенциала, способствующий творить, но не реализовать; 10 % - низкий уровень, свидетельствующий об отсутствии веры в свои возможности и поиска сферы их реализации.

По опроснику «Определение творческих способностей учащихся» (Г.Дэвиса), у 32 % респондентов отмечен высокий уровень творчества и креативности, 56% - средний уровень, 12 % - низкий. Для респондентов с низким уровнем характерны: отвлеченность, эмоциональная ранимость, не умение воспринимать критику.

Проведенное исследование позволило выявить у большинства обучающихся средний уровень развития творческой активности. Данные показатели говорят о необходимости развития творческих качеств личности, которые необходимы обучающимся для преобразующей деятельности.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на включение в процесс обучения интерактивных форм и методов, направленных на развитие у обучающихся умений самостоятельно, творчески решать поставленные открытые задачи.

В качестве интерактивных способов обучения, способствующие развитию творческой ак-

тивности личности, были выделены следующие:

- игры, игротехнические приемы, учебные игровые задания, упражнения, направленные на развитие дивергентного мышления, активизации фантазии и воображения, креативности, оригинальности, творческой активности и т.д.;

- «мозговой штурм», позволяющий стимулировать творческую активность обучающихся, что способствует активизации их учебно-познавательной деятельности, формированию способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной открытой задачи, генерированию новых идей и обучению работе в команде;

- коллективное творческое дело, способствующее сплочению творческого коллектива; обучению работе в группах; включению обучающихся в творческую, нестандартную, нешаблонную деятельность;

- проектная деятельность, обладающая огромным потенциалом для развития творческой активности личности, поскольку создает условия для самостоятельного поиска нестандартных способов решения задач, развивает умение ориентироваться в новых ситуациях, выдвигать гипотезы, строить догадки, учит планировать собственную деятельность с позиций конечного результата. Кроме того, она способствует развитию социальной позиции личности через умение вести согласованную работу, кооперацию и партнерство;

- тренинги по развитию креативности и творческих способностей, направленные на раскрепощение, развитие способностей продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, опираясь на свой творческий потенциал;

- образовательный квест, способствующий планированию деятельности, критическому мышлению, умению взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Образовательный вест позволяет не только расширять кругозор обучающихся, но и активно применить на практике свои знания и умения.

Включение вышеуказанных интерактивных форм и методов в процесс обучения осуществлялось на формирующем этапе исследования в период с 2015-2017 гг. Полученные результаты контрольного этапа исследования развития творческой активности обучающихся подтверждают результативность влияния интерактивных форм и методов обучения на развитие творческой активности обучающихся.

Проанализируем полученные результаты контрольного этапа исследования.

Так, по результатам теста «Ваш творческий потенциал» наблюдается увеличение количества респондентов с высоким уровнем творческого потенциала на 17 % (с 35% до 42%) и средним уровнем на 3 % (с 55% до 58%).

Результаты «Определение творческих способностей учащихся» (Г.Дэвиса) свидетельствуют об увеличении количества респондентов с высоким уровнем на 10% (с 32% до 42%) и уменьшение количества респондентов с низким уровнем на 10% (с 12% до 2%), средний остался на прежнем уровне (56%).

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования показывает, что уровень творческой активности обучающихся существенно повысился, что подтверждает эффективность использования активных форм и методов обучения, дающих обучающимся возможность выбора содержания и способов деятельности, реализации своих способностей в решение проблем, сотрудничества, свободного общения.

Использование интерактивных форм и методов обучения позволило выйти за пределы традиционного взаимодействия учителя и ученика, что способствовало:

- проявлению интереса у обучающихся к поиску знаний;

- построению деятельности обучающихся в соответствии с общими правилами эвристического исследования: анализ ситуации, выдвижение гипотезы, проектирование результата в соответствии с исходными данными;

- анализу имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата и оцениванию полученных данных;

- формулированию новых задач, обеспечивающих развитие творческой активности обучающихся.

Об эффективности проделанной работы можно судить и по положительным эмоциям в высказанных рефлексивных оценках обучающихся и педагогов. Приведем примеры:

- «В своей педагогической практике использую тренинги, просмотр и анализ видеофрагментов, метод мозгового штурма. Уроки становятся интересными, эмоциональными, обретают новые краски. А когда видишь восторженные и горящие глаза своих учеников, понимаешь, что они готовы и стремятся к но-

вым формам проведения занятий, а главное к получению новых знаний (учитель обществоз-нания Ирина В.);

- «На уроках английского языка я использую квесты, которые служат эффективным и увлекательным методом обучения языку. Благодаря данному методу обучающиеся открывают для себя новый мир, узнают много нового и интересного. Самое главное, что уроки с использованием квестов учат обучающихся работать в команде, применять знания на практике, логически мыслить и в тоже время уметь это сделать в ограниченное время. Проведя квест - урок один раз, видишь как у обучающихся появляется интерес запомнить материал для дальнейшего его использования и достижения результата» (Галина И.);

- «Благодаря тренингам я открыла в себе лидера, получила положительные эмоции, развила в себе творческие способности, которые помогают мне в повседневной жизни и учебной деятельности» (Ксения К.);

- «Новый формат уроков был очень увлекательным и плодотворным. Игра подарила нам азарт, жажду победы, но чтобы достичь высокого результата, мы искали возможности в себе, и при всем этом находили еще новые. Проектная деятельность позволяла нам анализировать то, что уже есть, и пытаться находить новое, современное и актуальное. Благодарим учителей за эти незабываемые уроки» (Егор Б.).

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что использование интерактивных форм и методов обучения способствует развитию творческой активности обучающихся, в ходе которого создается благоприятный психологический климат, повышается мотивация к обучению, а также учитывается индивидуальный образовательный маршрут, где каждому ученик предоставляется возможность самостоятельно выбирать темп и уровень выполняемых заданий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Браже Т. Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. 1993. № 2. С. 70-74.

2. Гибадуллина Ю.М., Черкасова И.И. Развитие социальной активности студента в образовательном процессе вуза // Педагогика и психология в интегрированном пространстве науки и практики: Материалы Х Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Тобольск, 2016. С.70-75.

3. Горовая В.И., Антонова Н.А., Харченко Л.Н. Творческая индивидуальность учителя и её развитие в условиях повышения профессиональной квалификации. Ставрополь: Сервисшкола, 2005. С.162

4. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 http://technomag.edu.ru/doc/172651 (дата обращения: 10.04.2018).

5. Карманчиков А. И. Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования дис. ...канд. пед.наук / Карманчиков А. И. Ижевск, 2004. 175 с.

6. Кулюткин, Ю.Н. Личность, внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. М.: Тускарора, 1996. 175 с.

7. Матюшкин А.М. Мышление. Обучение. Творчество. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. 720 с.

8. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Под ред. А.А. Деркача. М. : Красная площадь, 1996. 400 с. (с. 365-367).

9. Тимонин А. И. Теоретические подходы к обоснованию понятий «потенциал» и «ресурс» в педагогике // Экономика образования. Кострома. 2008. № 4. С.170-171.

10. Фуфаев И.В. Диагностика творческой активности обучающихся // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 5. С. 252-259.

11. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Интерактивная педагогика / Учебно-методическое пособие. СПб: Экспресс, 2012. 166 с.

1. Brazhe T.G. From experience of development of the general culture of the teacher. Pedagogics. 1993. no 2. pp. 70-74. (in Russian)

2. Gibadullina Yu.M., Cherkasova I.I. Development of student social activity in the educational process of the university. Pedagogy and psychology in the integrated space of science and practice: Materials of the All-Russian (with international participation) scientific-practical conference. Tobolsk, 2016. pp.70-75. (in Russian)

3. Gorovaya V.I., Antonova N.A., Kharchenko L.N. Creative individuality of the teacher and its development in the conditions of professional development. Stavropol, Service School, 2005. P.162 (in Russian)

4. Dilyichanskaya, N. N. Interactive methods of teaching as a means of forming key competencies. Science and Education: electronic scientific and technical publication, 2011. URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651 (accessed 10 April 2018). (in Russian)

5. Karmanchikov A.I. Pedagogical conditions for the development of creative activity of students in the system of additional education. Diss. PhD. Ped. Sci.. Izhevsk, 2004. 175 p. (in Russian)

6. Kulyutkin Yu.N. Personality, inner peace and self-realization: ideas, concepts, views / Yu.N. Kulyutkin, G.S. Sukhobskaya. Moscow, Tuscarora Publ., 1996. 175 p. (in Russian)

7. Matyushkin A.M. Thinking. Training. Creation. Moscow: Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute, 2003. 720 p. (in Russian)

8. The working book of a practical psychologist: Technology of effective professional activity (manual for specialists working with personnel), Ed. A.A. Derkach. Moscow, Red Square Publ., 1996. 400 p. (pp. 365-367). (in Russian)

9. Timonin A.I. Theoretical approaches to the substantiation of the concepts "potential" and "resource" in pedagogy. Economics of Education. Kostroma. 2008. no. 4. pp.170-171. (in Russian)

10. Fufaev I.V. Diagnostics of the creative activity of students. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2011. no. 5. pp. 252-259. (in Russian)

11. Cherkasova I.I., Yarkova T.A. Interactive pedagogy / Educational-methodical manual. Saint-Petersburg, Express Publ., 2012. 166 p. (in Russian)

REFERENCES

Информация об авторах Дупленский Станислав Викторович

(Россия, Тобольск) Аспирант Тобольский педагогический институт им.Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета E-mail: ctacuk@yandex.ru

Information about the authors

Duplensky Stanislav Viktorovich

(Russia, Tobolsk) Graduate student Tobolsk Pedagogical Institute named after D.I. Mendeleev (branch) of the Tyumen State University E-mail: ctacuk@yandex.ru

Гибадуллина Юлия Маратовна

(Россия, Тобольск) Старший преподаватель, кандидат педагогических наук, кафедра педагогики, психологии и социального образования Тобольский педагогический институт им.Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университет E-mail: ylia9008@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gibadullina Yulia Maratovna

(Russia, Tobolsk) Senior Lecturer, PhD in Pedagogical Sciences, Department of Pedagogy, Psychology and Social Education

Tobolsk Pedagogical Institute named after D.I. Mendeleyev (branch) of the Tyumen State University E-mail: ylia9008@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.