ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Алексанян Е.С.1, Аверьянова Г.А.1, Гринина Е.А.2, Самарин А.И.3
Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас, Российская Федерация
2МОУ Бортсурманская СОШ, Муниципальное образовательное учреждение
Бортсурманская средняя школа, р.п. Пильна, Российская Федерация
3Начальник отделения комплектования войсковой части 64120, Российская Федерация
В статье исследуются возможность применения инновационных технологий в процессе подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к профессиональной деятельности. Рассматриваются современные инновационные педагогические технологии в контексте психолого-педагогического и военно-профессионального образования.
Ключевые слова: образование; инновационные технологии: учебная мотивация; младшие школьники; дети с интеллектуальной недостаточностью; творчество; творческая активность; военно-профессиональное образование.
THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PREPARATION OF STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SKILLS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY
Aleksanyan E.S.1, Averyanov G.A.\ Grinina E.A.1, Samarin A.I.3
1 Arzamas Nizhny Novgorod branch of the National Research University named after N.I. Lobachevsky, Arzamas, Russian Federation 2Nov. Bortsurmanskaya secondary school, municipal educational institutions
Bortsurmanskaya High School, Pilna, Russian Federation 3Head of recruitment department of military unit 64120, Russian Federation
The article explores the possibility of using innovative technologies in the process ofpreparation ofstudents ofpsychological and pedagogical skills to the professional activity. We consider the modern innovative pedagogical technologies in the context of psycho-pedagogical and professional military education.
Keywords: education, innovative technologies; learning motivation; junior high school students; children with intellectual disabilities; creativity; creative activity; military and professional education.
Проблема качественной подготовки будущих специалистов является главной задачей высшей школы. Однако сегодня, в период перехода на новые образовательные стандарты и реформирования системы образования, эта проблема приобретает особую значимость. Если раньше большая часть обучения предполагалась в процессе посещения лекционных и семинарских занятий, то теперь значительная часть времени отводится на самостоятельное изучение материала.
В связи с этим возникает проблема организации процесса обучения студентов таким образом, чтобы передать минимум необходимых знаний и пробудить в них интерес к дальнейшему, самостоятельному изучению материала. Особенно актуальна такая подготовка для специалистов, деятельность которых будет непосредственно связана с оказанием помощи различных категорий людей, в процессе которой необходимо не просто обладать набором теоретических знаний, но практическими навыками. Рассмотрим более подробно некоторые из инновационных технологий, которые могут быть с успехом использованы при подготовке студентов психолого-педагогических специальностей к профессиональной деятельности.
К ряду таких профессий можно отнести деятельность педагога-психолога, которая предусматривает работу, как со здоровой категорией детей, так и с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, в частности интеллектуальную неполноценность. Чтобы подготовка будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной неполноценностью была эффективной необходимо использовать активные средства обучения, в качестве которых могут выступать проблемные ситуации.
Проблемные ситуации являются частью проблемного обучения, сущность которого Т. А. Бабичева видит в том, что «учащиеся под руководством учителя принимают участие в решении новых для них познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям» [3].
Использование проблемных ситуаций, как отмечают многие педагоги (Д.Г. Левитес, E.H. Радулова, З.М. Сарбашева и др.), способствует активизации познавательной и творческой деятельности студентов, побуждает к поиску решения сложных вопросов, которые требуют актуализации знаний, умений, анализа, видеть за отдельными фактами явления, закон. Проблемные ситуации в процессе подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, с точки зрения Д.Г. Левитес, могут использоваться на практических и лабораторных занятиях как метод проверки полученных студентами теоретических знаний. Применение этого метода в процессе обучения студентов, указывает Д.Г. Леви-
тес, предполагает использование заранее подготовленных ситуаций, которые раздаются после первой части занятия - подготовки устного ответа на вопросы, полученные студентами в качестве домашнего задания. Затем, с целью закрепления полученных знаний, студенты делятся на микрогруппы, каждой из которых дается несколько разных ситуаций. После нескольких минут совместного обдумывания, каждая микрогруппа должна придти к какому-либо решению. Зачитав предложенную ситуацию, кто-то из членов группы рассказывает решение этой ситуации (или ответы на поставленные в ситуации вопросы), подробно его поясняя. Участники микрогруппы помогают отвечающему, в случае затруднений. После этого уточняется мнение других микрогрупп по предложенной ситуации и варианту ее решения, а затем озвучивается правильный ответ. Аналогично с ситуациями, которые получили остальные микрогруппы [7].
В процессе использования проблемных ситуаций, E.H. Радулова считает важным, чтобы они соответствовали трудности пройденного материала, и двигались в направлении от простого к сложному. Кроме усвоения полученных знаний проблемные ситуации, по мнению E.H. Радуловой, способствуют формированию практических навыков студентов, связанных с выбором форм и методов работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, развитию коммуникативных навыков и навыков взаимодействия в группе. Но, начиная применять этот метод на своих занятиях, важно помнить об индивидуальном подходе, при необходимости активизировать отдельных студентов, оказывать им поддержку [10].
То есть, использование проблемных ситуаций в процессе подготовки студентов применяется в качестве метода активизации мыслительной деятельности, позволяет формировать практические навыки профессиональной деятельности. В ходе подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью проблемные ситуации могут использоваться на практических или лабораторных занятиях, помогая студентам закрепить теоретические знания, а также развить ряд компетенций, необходимых ля работы с указанной категорией детей.
Также актуальным сегодня представляется использование системы Марии Монтессори, которая является действенным и эффективным примером реализации на практике идей свободного воспитания, как мощнейшего педагогического течения ориентированного на гуманизм. Данное течение возникло в Европе и Америке на рубеже XIX—XX вв.. В России после длительного исчезновения из поля общей и специальной педагогики педагогика Монтессори возродилась в 1991 г.
В основу педагогики Марии Монтессори положено учение о стадиальном развитии ребенка, охватывающем три главные стадии: первая стадия детства (от рождения до 6 лет); вторая стадия детства (от 6 до 12 лет); третья стадия период полового созревания и юность (от 12 до 18 лет). В силу продления подросткового возраста до 25 лет, можно предположить адаптацию данной системы Монтессори в педагогических вузах психологического профиля, что является немало важным и для студентов.
Сущность педагогических взглядов Монтессори заключается в признании ребенка, как целостную личность, активное существо, стремящееся к саморазвитию и специальным «творческим чувствительностям, обусловленных внутренней мотивацией.
В системе Монтессори можно выделить следующие основные теоретические положения: образование ребенка начинается с момента его рождения и представляет собой непрерывный процесс, основанный на естественных законах и сензитивных периодах развития личности; основные компоненты технологии организации педагогического процесса по методике М. Монтессори — окружающая среда, включающая дидактический материал и систему упражнений с ним, и специально подготовленный учитель, способный осуществлять гуманистический процесс свободного воспитания [4].
Важной новацией Мария Монтессори стал отказ от классно-урочной системы, организация классов, включавших в себя детей разного возраста, создание оригинального учебного процесса, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями [8].
Как отмечается в современных публикациях, все образовательные учреждения, внедряющие «метод Монтессори» активно используют в своей работе информационно-коммуникационные ресурсы в образовательной и организационно-управленческой деятельности, как активную открытую многоуровневую систему.
Данная структуризация дает возможность современным Монтессори-школам четко, системно и последовательно реализовывать организационно-управленческую функцию за счет открытости информации о самом учреждении, создания локальной сети Интранет и системы гипертекстовых ссыпок, оформления \¥ЕВ-сайта, организации Media-цeнтpa, подготовки видео-системы «Открытый процесс».
Из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что единая система информационных образовательных ресурсов современной школы Монтессори ориентированы на основные социальные, психологические и информационные потребности обучающегося, а также на разработку основной стратегии развития образовательного учреждения для становления основой управленческой деятельности руководства и достижения приоритетных целей её организации.
Кроме проблемных ситуаций и «метода Монтессори» инновационными в настоящее время можно считать приёмы, способы и технологии, позволяющие более продуктивно осуществлять развитие творческой активности обучающихся. В контексте современного профессионального образования становление педагогической мысли привело к появлению технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» - РКМЧП), которая возникла в Соединённых Штатах Америки в восьмидесятые годы прошлого столетия. Технологию активно стали про-
пагандировать и использовать в России примерно с конца девяностых годов. Она получила несколько другое название «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking - ЧПКМ).
В основу технологи легли идеи и положения теории К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; JI.C. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; правового и гражданского образования и др. [9, 11].
Наиболее активными разработчиками технологии РКМЧП стали, Чарльз Темпл, Куртис Мередит и Джинни Стилл. Их основная заслуга в том, что они переложили положения вышеуказанных теорий на язык практики и смогли довести свою деятельность до уровня педагогической технологии. В ходе работы ими были выделены основные критерии оценки конечного результата, обозначены этапы технологии, определены методические приёмы. Уровень их разработок настолько высок, что ими может воспользоваться любой педагог и достичь в своей профессиональной деятельности стойких и эффективных результатов [9,11].
Концепция критического мышления может быть ориентирована на любые гуманистические личностно ориентированные технологии. В качестве философских источников практики развития критического мышления можно назвать работы Ф. фон Хайека, К. Попера, Д. Дьюи. В этих работах, прежде всего, выделяют философские и социологические проблемы становления открытого общества [9,11].
Творчество — психологически сложный процесс. Он существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого познания. Творчество в науке и практике рассматривается как процесс создания нового, а творческая активность как способность к самореализации по созданию нового, общественно значимого [2, с. 292].
В качестве базовых филосовско-психологических концепций необходимо назвать имена JI.C. Выгодского, Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Э. Де Боно, идеи которых активно используются критическими мыслителями [9].
Из современных активно пишущих авторов можно назвать авторов по философии критического мышления: К.Маккарти, Р. Эннис, С. Норрис, Дж. Макпек и другие [9].
По педагогике и методике преподавания - Д. Огл, Ч. Темпл, Дж. Стил, К. Мередит [9].
Остановимся подробнее на самой технологии, которая предполагает возможность активной работы детей с получаемым ранее знанием, авторы технологии РКМЧП предлагают построение урока по знакомой схеме: введение - основная часть - заключение. При этом, надо понимать, что такая же схема применяется и при решении любых проблем: введение в проблему — подходы к ее решению - рефлексия результата [11].
Описанная технология отображает всего лишь малую часть имеющихся в этой области разработок, которые помогают обучающимся мыслить критически, развивают в них самостоятельность и творческую активность, формируют стойкое положительное отношение к учебе.
При этом учитель использует в своей работе систему эффективных нестандартных методик и универсальную модель обучения, призванных создавать в группе (классе) атмосферу сотворчества и партнерства. Это в равной степени относится и к самому педагогу, который начинает работать в творческом режиме соавторства, готов к постоянным изменениям, способен принимать нестандартные и ответственные решения.
Надо отметить, что на современном этапе предлагаются инновационные системы и технологии оценивания, контроля и проверки знаний обучающихся. К ним, в первую очередь, относится рейтинговая система оценивания учебных достижений. Рейтинг, по мнению ряда авторов, даёт возможность получить объективную и полную картину результатов усвоения учебной деятельности: освоение знаний, умений и навыков по предметам, формирование компетенций и даже становления особенностей личностного развития. Подобная технология оценивания особенно продуктивна на наш взгляд при подготовке студентов психолого-педагогических специальностей, в том числе студентов военно-профессионального образования.
Рейтинговая система, по определению В.Ю. Ельцовой, - это система оценивания накопительного типа, отражающая успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологические и педагогические особенности; интегральная оценка всех видов деятельности учащегося; количественная характеристика качества учебной работы, выраженная баллах и направленная на стимулирование ритмичной, заинтересованной, активной работы ученика; числовая величина, выраженная в баллах, и интегрально характеризующая успеваемость обучающегося [6].
Роль рейтинговой системы для обучающегося, по мнению И.З. Гликмана, проявляется в том, что её использование позволяет ему: самостоятельно планировать свою учебную деятельность по предмету; выбирать виды учебных заданий по предмету с учетом собственных потребностей, интересов и возможностей; самому распоряжаться своим временем на основе разработанного индивидуального графика освоения учебного предмета; регулярно получать информацию о своей успеваемости, сравнивать ее уровнем успеваемости других обучающихся; видеть динамику своей успеваемости по предмету; прогнозировать итоговую оценку по предмету; иметь право на поощрение успешной учебной деятельности: бонусы (поощрительные баллы) за качественное и своевременное выполнение определенного задания, освобождение от рубежной или промежуточной отчетности [5].
В тоже время, роль рейтинговой системы для педагога, по мнению И.З. Гликмана, проявляется в том, что ее использование позволяет ему: рационально и более профессионально планировать учебный процесс по своему предмету; улучшить дисциплину за счет большей наце-
ленности учащихся на учебу; стимулировать обучающихся к самостоятельной (внеклассной) работе по предмету; всесторонне и объективно оценивать выполнение каждым обучающимся определенного учебного поручения; дифференцировать значимость оценок; ориентироваться в интересах и потребностях обучающихся, учитывать и знать их личностные индивидуальные характеристики [5].
Таким образом, рейтинговая система представляет собой накопительную систему достижений, которая помогает обучающимся и педагогам отслеживать результаты учебной деятельности.
Задача современного образования получить не просто грамотного гражданина, но и человека способного мыслить креативно, умеющего применять полученные знания на практике. Мобильность - вот главная основа, которую необходимо заложить на подсознательном уровне у обучающегося. Акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е. знаниями о знаниях [12].
Характерная черта педагогических процессов - неоднозначность их протекания. Результаты образования, обучения, развития, воспитания зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Достаточно изменить влияние всего нескольких факторов, чтобы эти результаты существенно отличались между собой. Поэтому педагоги вынуждены прибегать к различным способам для получения заранее прогнозируемого результата [1].
К таковым факторам следует относить современные инновационные технологии, которые неоднородны и разнообразны, при этом имеют много проблем и противоречий. Все эти проблемы и противоречия являются движущей силой в становлении и развитии новой современной отечественной системы образования, в которой одна из основных ролей будет отводиться как педагогу, так и обучающимся, их плодотворному взаимодействию, в результате которого должна сформироваться мобильная, психологически гибкая, независимая и гармонично развитая личность.
Список литературы
1. Аверьянова Г.А., Алексанян Е.С., Гринина Е.А., Самарин А.И. Проблема профессиональной подготовки студентов психолого-педагогических направлений в контексте развития современной педагогики // В мире научных открытий. 2015. № 11.4 (71). С. 1330-1339.
2. Аверьянова Г.А. Проблема готовности студентов педагогических направлений к развитию творческой активности обучающихся II Международная заочная научно-практическая конференция «Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе» Россия, Нижегородская область, г. Арзамас 25 февраля 2015 г. С. 292-297.
3. Бабичева ТА. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 6. С. 12-17.
4. Бородаева Л.Г. Ориентация студентов педвуза на гуманистические идеи Марии Монтессо-ри: На примере дисциплин психолого-педагогического цикла: автореферат дис. кан. пед. наук. Волгоград, 2001 г.
5. Гликман И.З. Возможности учебного рейтинга // Школьные технологии. 2008. №2. С. 178-182.
6. Ельцова В.Ю. Рейтинговая система как средство контроля при дифференцированном обучении // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. №3. С. 21-25.
7. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / М.: Институт практической психологии / Воронеж, 1998. 288 с.
8. Онищенко Э.В. Феномен Монтессори-педагогики в мировом образовательном пространстве // Материалы международной научно-практической конференции: Монтессори-кон-гресс EUROASIА2013. СПб.: изд-во ВВМ, 2013. 196 с.
9. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агентство, 1995. 637 с.
10. Радулова E.H. Создание проблемной ситуации // Открытая школа. 2009. № 6. С. 51-52.
11. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1 / М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
12. Щелина Т.Т., Аверьянова Г.А. Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся // Молодой ученый. 2014. №21.1. С. 231-233.