Научная статья на тему 'Развитие художественно-творческих способностей в самостоятельной работе студентов младших курсов ХГФ по рисунку'

Развитие художественно-творческих способностей в самостоятельной работе студентов младших курсов ХГФ по рисунку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / CREATIVE PERSON / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ARTISTIC ABILITIES / ТВОРЧЕСТВО / CREATION / СОЗНАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЧЕТКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / INDIVIDUAL CHARACTERISTICS / CONSCIOUS WORK / CLEAR PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отливная Юлия Анатольевна, Гаврилов Олег Мстиславович

Рассматривается проблема развития творческих способностей студентов младших курсов художественнографичеких факультетов по предмету рисунок. Данная проблема в настоящее время мало изучена, что указывает на актуальность выбранной темы исследования. Студенты в процессе самостоятельной работы реализуют свои возможности, благодаря творческой деятельности, которая способствует проявлению у учащихся самоорганизации, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового продукта их деятельности. Важно, чтобы самостоятельная деятельность студентов носила творческий характер, а произведение имело художественную ценность, необходимо в процессе обучения в вузе создать условия для качественного профессионального творческого роста каждого студента с учетом его индивидуальных возможностей. Содержание учебных заданий, наличие правильно поставленных целей и задач определяют возможность на активное развитие творческих способностей студентов. Развитие таких способностей можно программировать, заранее определяя характер деятельности студента, направляя его мышление и учебные действия посредством вовлечения его в выполнение педагогически продуманной постепенно усложняющейся системы заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Отливная Юлия Анатольевна, Гаврилов Олег Мстиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of artistic and creative abilities in the independent work of students of junior courses of art and graphic faculties in drawing

The problem of development of creative abilities of students of junior courses of art and graphic faculties on the subject is considered. This problem is currently poorly understood, which indicates the relevance of the chosen research topic. Students in the process of independent work realize their potentialities, thanks to creative activity that promotes selforganization, self-realization, and the embodiment of their own ideas, which are aimed at creating a new product of their activity. It is important that the independent activity of students be creative, and the work has artistic value, it is necessary to create conditions for high-quality professional creative growth of each student in the process of studying at the university, taking into account its individual capabilities. The content of study assignments, the presence of correctly set goals and tasks determine the possibility for active development of students' creative abilities. The development of such abilities can be programmed, determining in advance the nature of the student's activity, guiding his thinking and learning activities by involving him in the performance of a pedagogically thought out gradually more complicated system of tasks.

Текст научной работы на тему «Развитие художественно-творческих способностей в самостоятельной работе студентов младших курсов ХГФ по рисунку»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018

№ 3 (33). С. Ш-П6. _ . ..

УДК 373.24 Ю. А. Отливная, о. М. Гаврилов

Развитие художественно-творческих способностей в самостоятельной работе студентов младших курсов ХГФ по рисунку

Рассматривается проблема развития творческих способностей студентов младших курсов художественно-графичеких факультетов по предмету рисунок. Данная проблема в настоящее время мало изучена, что указывает на актуальность выбранной темы исследования.

Студенты в процессе самостоятельной работы реализуют свои возможности, благодаря творческой деятельности, которая способствует проявлению у учащихся самоорганизации, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового продукта их деятельности.

Важно, чтобы самостоятельная деятельность студентов носила творческий характер, а произведение имело художественную ценность, необходимо в процессе обучения в вузе создать условия для качественного профессионального творческого роста каждого студента с учетом его индивидуальных возможностей.

Содержание учебных заданий, наличие правильно поставленных целей и задач определяют возможность на активное развитие творческих способностей студентов. Развитие таких способностей можно программировать, заранее определяя характер деятельности студента, направляя его мышление и учебные действия посредством вовлечения его в выполнение педагогически продуманной постепенно усложняющейся системы заданий.

Ключевые слова: развитие творческих способностей; творческая личность; самостоятельная работа; художественные способности; творчество; сознательная работа; четкое планирование; индивидуальные особенности

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018

No. 3 (33). pp. 111-116. a R/lR/l/"

YU. A. OTLiVNAYA, M. M. GAVRILOV

Development of artistic and creative abilities in the independent work of students of junior courses of art and graphic faculties in drawing

The problem of development of creative abilities of students of junior courses of art and graphic faculties on the subject is considered. This problem is currently poorly understood, which indicates the relevance of the chosen research topic.

Students in the process of independent work realize their potentialities, thanks to creative activity that promotes self-organization, self-realization, and the embodiment of their own ideas, which are aimed at creating a new product of their activity.

It is important that the independent activity of students be creative, and the work has artistic value, it is necessary to create conditions for high-quality professional creative growth of each student in the process of studying at the university, taking into account its individual capabilities.

The content of study assignments, the presence of correctly set goals and tasks determine the possibility for active development of students' creative abilities. The development of such abilities can be programmed, determining in advance the nature of the student's activity, guiding his thinking and learning activities by involving him in the performance of a pedagogically thought out gradually more complicated system of tasks.

Keywords: development of creative abilities; creative person; independent work; artistic abilities; creation; conscious work; clear planning; individual characteristics

Введение

настоящее время проблема развития творческих способностей человека является актуальной не только в педагогике. Задача высшего образования состоит в том, чтобы воспитать всесторонне, гармонически развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним любой сложности задачи. Главная же задача художественного педагогического образования - обеспечить развитие творческой личности обучающегося.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, постоянный интерес ведущих отечественных ученых к проблемам организации самостоятельной учебной деятельности. Так, в трудах Л.С. Выготского, Л.Н.Куликовой, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, С.Л.Рубинштейна, М.Н. Скаткина, Н.Ф. Талызиной и др. раскрыты роль и место самостоятельности в формировании личности.

Для становления современных методов преподавания по рисунку мы опирались на опыт деятельности таких известных художников-педагогов, как П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский, Е.А. Кибрик, В.С, Кузин, В.А. Фаворский, считавших, что главной целью обучения является развитие у обучающихся гибкости мышления, формирование способности к самостоятельной творческой деятельности.

Наличие у молодого художника-педагога способности к свободному выражению натурных наблюдений в своем интересном решении композиции, умение передавать средствами рисунка собственные мысли, эмоции, чувства во многом зависят в первую очередь от уровня развития его учебно-творческих способностей - комплекса художественных способностей, оказывающих влияние на качество учебного процесса и практического исполнения своего произведения. Вопросы развития творческих способностей студентов, поднимаемые в нашей статье, в настоящее время мало изучены, что указывает на актуальность выбранной темы исследования.

Цель нашего исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективной методики формирования художественно-творческих способностей у студентов художественных факультетов педвузов по рисунку.

Цель исследования определила основные задачи:

1. Разработать программу самостоятельных заданий по рисунку для студентов 1 курса художественно-педагогических вузов.

2. Определить и обосновать типы заданий и краткосрочных упражнений, составляющих в своей совокупности рациональную систему в самостоятельной деятельности учащихся.

2. Определить методические цели и задачи,

последовательность каждого из упражнений программы.

3. Выявить условия эффективного использования системы упражнений по рисунку, способствующих формированию профессиональных умений, а также активизации творческой деятельности студентов.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- анализ художественных работ студентов, выполненных в домашних условиях;

- анкетирование, тестирование;

- изучение продуктов студенческого творчества;

- педагогический формирующий эксперимент.

Разработанная нами программа самостоятельной работы дает:

1. Четкое осознание цели самостоятельной работы на весь период (кур, семестр) и на каждое упражнение, задание.

2. Совершенствование умений, обеспечивающих выполнение самостоятельной работы;

3. Максимальная активность и инициативность студента при выполнении самостоятельной работы, переход от познавательной к творческой активности.

4. Формирование положительной мотивации к выполнению самостоятельной работы;

5. Программа включает в себя тест, который помогает учащимся закрепить уже полученные знания, расширить свой кругозор.

Нами разработана методическая система, включающая творческие задания для самостоятельной работы, визуальный ряд для примеров выполнения к каждому заданию, а также поэтапность их ведения.

Данная методическая система обладает следующими качествами:

- системность учебно-творческих и вариативных самостоятельных заданий и упражнений;

- целенаправленность на поэтапное формирование у студентов художественно-творческих способностей, образно-ассоциативного мышления, творческого воображения, а также зрительной памяти;

-индивидуальность подхода к процессу обучения рисунку в зависимости от возможностей каждого студента.

- широкий диапазон творческих задач, решение которых приносит радость преодоления, радость открытия, радость творчества.

_Программа исследования

Наряду с аудиторными практическими заданиями особое значение придается в наше время самостоятельной (домашней) работе. В настоящее время 50% отводится на аудиторную работу и 50% на самостоятельную контролируемую работу. На ХГФ педвузов она осуществляется в двух

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

формах: во внеплановой самостоятельной работе в мастерских факультета и непосредственно в самостоятельной работе дома (в общежитии, на квартире, на пленэре и т.д.). При этом деятельность педагога по руководству этой работой осуществляется в основном посредством планирования, контроля, коррекции и оценивания на просмотрах.

Студенты в процессе самостоятельной работы реализуют свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной деятельности, творческая не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у учащихся самоорганизации, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового, своего, ранее не существовавшего.

Творческая активность студента обычно выра-

жается в увлеченности своей работой, в стремлении к самостоятельной активности и новизне, что проявляется в оригинальном решении своего творческого продукта, в поиске нужных средств выражения и применении соответствующей техники исполнения, материалов, способствующих расширению своих знаний и навыков.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.

Под творческими способностями студентов мы понимаем «комплекс возможностей учащегося в совершении своей деятельности и действий, которые направлены на создание им новых образовательных продуктов».

Для уточнения понятия «способности», рассмотрим его структуру (рис. 1).

го

го

X Щ

01 О

Ш

1- г

з: х

X ■и

о.

с т

о О ш го ь ш о. с

щ г

X

щ

го =; ш О

^

эе о

ш —

-его о.

го =1 О

.¡X

о

X

X

X

X го

ш

1- X

01 X Ъ

X X

Ш о.

с

го

ч

ш

о

а) го

г о.

Н 2

О- о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

о

а

<и О эс и

а —

н ш

ь

т

О X л

=; го

О)

о.

IX

X Ш =; ш к

и;

го

X

л л

с; го ь о X ш

ш X

с; ^ £

ш го

-

X

X

го" Щ

т X

о |_ го О. X го

о ш т

со о о

о 0 1_ о.

X X

01 X о X .а ь X ш

X

го £ го X X о.

о и X X 0) с и

о. 1С

о т

Рис. 1 Структура художественно-творческих способностей

Понятия «художественно-творческие способности» можно рассматривать как совокупность понятий: творчество, способности, интуиция, вдохновение.

Рассматривая развитие творческих способностей в изобразительном искусстве, прежде всего, дадим понятие, что такое «способности». «Под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности».

Творчество - это процесс человеческой деятельности, результатом, или продуктом которого является создание чего-то нового, оригинального, ценного, не только для автора, но и для других. С точки зрения психологии, творческий процесс характеризуют как активную психическую деятельность, в которой особенно мобилизуются интеллект, эмоциональная и волевая сферы личности.

Творческие способности возникают только в конкретной целенаправленной деятельности личности, без осуществления действий, они не

существуют. А в изобразительной деятельности являются лишь результатом постоянного и упорного труда.

«Не менее важным показателем способностей к художественному творчеству является большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождаемая огромной работоспособностью» [2, с. 299].

Интуиция (художественная) (от лат. т^йю -созерцание) - важнейший элемент творческого мышления, затрагивающий такие стороны художественной деятельности и художественного сознания, как творчество, восприятие, истина. В самом общем виде, когда интуиция признается одинаково важной и в искусстве и в науке, это не что иное, как особое усмотрение истины, которое обходится без опоры на рассудочные формы познания, связанные с тем или иным типом логического доказательства. Наиболее важна художественная интуиция в творчестве.

В педагогическом аспекте художественное творчество - это повышенная активность учащегося, в результате которой он открывает много нового для себя - веря в свои силы, возможности. Однако педагог имеет возможность влиять на творческий процесс учащегося, раскрывать его способности, помогать анализировать свои ошибки, он может формировать художественное мышление начинающего рисовальщика, направлять его и постоянно активизировать его творческую деятельность.

С педагогической точки зрения творческая деятельность ученика на академических занятиях рисованием рассматривается как формирование знаний и навыков, пробуждающих интерес и стремление к дальнейшему совершенствованию. С психологической точки процессы сопровождаются радостью, чувством удовлетворения или, наоборот, переживанием, недовольством собой.

Главное в педагогической практике - это определение условий, которые обеспечивали бы максимальное и всестороннее развитие художественно-творческих способностей учащихся.

Студент художественного вуза должен владеть не только мастерством правильного изображения натуры, но и уметь самостоятельно и разнообразно творчески мыслить при организации не только аудиторной, но и своей самостоятельной работы в процессе обучения рисунку. Поэтому один из важных принципов художественно-педагогического образования всегда остается не только необходимость овладения обучаемыми практическими умениями и теоретическими знаниями, обязательными для ведения профессиональной деятельности, но и умения мыслить.

Создание рисунка - это сложный мыслительный процесс, в котором помимо всего прочего важную роль играет всесторонне изучение натуры. Нахождение выразительного ракурса, сочетание деталей, позволяющих раскрыть сущность предметов, «подмечание» мелких, порой не за-

метных обычному обывателю деталей, особенностей строения его формы, пластики и положения в пространстве.

Основной критерий, отличающий творческую работу от «изготовленной» - уникальность его результата. Никто, кроме, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него такие же условия. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

«Творческая манера художника означает своеобразные, характерные только для конкретного художника технические приемы, способы работы. Сказанное проявляется даже в быстрых, подчас минутных набросках художников» [2, с.72].

«Каким бы видом труда ни занимался человек, все его действия направлены на изменение, преобразование природы, действительности. Человек созидатель, творец. В деятельности раскрываются и формируются умственные способности личности, творческое воображение, эмоционально-эстетическое отношение к окружающему, мировоззрение и идеалы личности. Поступки, трудовая и общественная деятельность являются основными критериями и показателями общественной ценности личности». [2, с. 56].

Для активизации творческой деятельности студентов необходимо подталкивать их к сознательной работе, не допускать механического срисовывания натуры, творчески использовать научные знания рационально использовать изобразительный материал и возможности художественного диапазона. Педагог должен помочь студентам увидеть в натуре главное, направить их на чувственное, образное восприятие натуры. На первый курс студент приходит еще очень беспомощным в искусстве рисунка, мало что знающим, плохо владеющим рисовальными навыками. Только с помощью педагога, благодаря умелому методическому руководству, студент начинает приобретать необходимые знания и навыки. По мере продвижения в изучении учебного материала педагогическое руководство становится все более общим, направляющим, а деятельность студентов поисковой и творческой. Большое значение в данной системе должно отводиться четкому планированию учебных целей. Цель занятия определяет конечный результат учебного процесса - развитие определенных способностей студентов, усвоение ими конкретного объема учебной информации. Необходимость повышения эффективности учебного занятия ставит задачу привести в соответствие цели, содержание изучаемого материала, характер и объем организуемой композиционной деятельности

Регерес^еБ с^ Science & Education. 2018. 3 (33)

студентов. Какими бы феноменальными способностями студент ни обладал, они не будут развиваться сами по себе, без обучения, без целенаправленной деятельности. Это хорошо понимали художники-педагоги прошлого. П. П. Чистяков писал: «Вообще порядок и правильная форма предмета в рисовании важнее и дороже всего. Талант бог даст, а законы лежат в натуре. Все устроено по закону, следовательно, и требует прием законный и простой, а не путаный» [5, с. 209].

«Однако очень важно, чтобы при всем влиянии учителя на личность ученика не страдала творческая индивидуальность молодого художника. Поэтому необходимо, чтобы наглядный показ процесса изображения и вообще влияние учителя не сдерживали развития индивидуальных особенностей личности ученика, не заставляли его рабски подражать своему учителю, а, наоборот, способствовали бы быстрейшему обучению и развитию личности ученика. Недаром каждый опытный педагог молодых художников строит всю свою преподавательскую работу, исходя из индивидуальных особенностей каждого из них. К каждому ученику у такого педагога свой особый, дифференцированный «подход» [2, с. 52].

В процессе обучения рисунку необходимо создать условия, в которых студент начал искать свой стиль работы, свою манеру изображения с первых шагов обучения. Этому способствует разрабатываемая нами программа по самостоятельной работе, в которой четко ставятся учебные задачи к каждому заданию, ориентированные достижение студентами студентов конкретных целей. Поработав в такой системе заданий студент имеет возможность выяснить, насколько она соответствует его собственным интересам и творческой устремленности, а четко поставленные цели ориентируют студента на достижение им более высоких результатов.

«Как и каждая творческая деятельность, художественное творчество есть решение последовательно связанных задач. Причем эти задачи должны строго следовать одна за другой и в такой же последовательности решаться. Нарушение этой последовательности обычно ведет к обеднению творческого замысла, ослаблению выразительности изображаемого» [2, с. 233].

Анализ домашнего задания, выполненного студентом должно проходить в обстановке сотрудничества (сотворчества) педагога и ученика, «живого» общения, поощрения инициативы, уважения собственных идей и стремления к нестандартному мышлению.

Мы пришли к выводу, что содержание учебных заданий, наличие целей и задач определяют возможность развитие творческих способностей студентов. То есть развитие таких способностей можно программировать, заранее определяя характер деятельности студента, направляя его мышление и учебные действия посредством во-

влечения его в выполнение педагогически продуманной постепенно усложняющейся системы заданий.

Преподавателю, который должен работать не со студентом «вообще», а с конкретной личностью, с её сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями.

Заключение

На основании изучения проблемы организации самостоятельной работы по рисунку в педагогическом вузе нами были определены ее сущность, компоненты. Был сделан вывод, что самостоятельная работа это неотъемлемое условие профессионального роста, развития индивидуально-творческих характеристик личности обучающихся. Основным устройством саморазвития студентов как результата воздействия самостоятельной работы является решение им постепенно усложняющихся учебных и творческих задач.

Отметим, что самостоятельная работа студентов в процессе обучения по предмету рисунок должна быть управляемым процессом, с чёткой организации и обеспечении постоянной методической и психологической помощи, организуемой преподавателем.

Итоги экспериментальной работы показали эффективность разработанной нами программы организации внеаудиторной работы студентов I курса по рисунку, методических материалов, способствующих развитию творческих способностей, а также профессиональных знаний, умений и навыков студентов в процессе её выполнения.

Проведенный педагогический эксперимент показал, сохранение тенденции в экспериментальных группах к возрастанию учебно-творческой самостоятельности и активности студентов, а также интереса к самому предмету, проявления инициативы со стороны студентов.

Наш опыт показал, что использование разработанной программы по самостоятельной работе для студентов в сочетании с индивидуальным подходом, безусловно, качественно влияют на организацию самостоятельной учебно-творческой работы студентов художественного вуза значительно повышают уровень их профессиональной подготовки.

Организация самостоятельной работы студентов художественных и художественно-педагогических вузов по рисунку будет более эффективной:

- если процесс обучения будет выстроен с учетом целенаправленности и взаимосвязи ее содержательных и практических компонентов в системах - «аудиторная - самостоятельная работа».

Педагогический эксперимент показал, что продуктивность организации внеаудиторной работы в обучении по рисунку находится в прямой зависимости от:

- четкой организации системы заданий для самостоятельной работы и методические материалы, раскрывающие её содержание, цели, задачи и способы выполнения;

- от правильно выстроенной взаимосвязи теории с практикой;

- организации систематических просмотров преподавателем по самостоятельной работе, демонстрации лучших работ выпускников факультета их анализу и рекомендаций преподавателем;

- от умения студентов правильно распределить своё свободное время, отведенное на самостоятельную работу;

Все вышеперечисленные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, многостороннее воздействие на творческое развитие обучающихся.

В связи с постоянной модернизацией системы художественно-педагогического образования, когда первостепенно ставится творческое саморазвитие обучающихся, самостоятельная работа приобретает особое значение. Поэтому систематизация самостоятельной работы студентов, рассмотренная в данной работе лишь начало долгого и интересного пути.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Психология искусства / Под.ред. М.Г. Ярошевского. Москва: Педагогика, 1987. 344 с.

2. Кузин В.С. Психология: [Учебник для худож. Уч-щ] / Под ред. Б.Ф. Ломова, 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Высш. Школа, 1982. 256 с.

3. Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: 1977. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

4. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество. Москва, 1969.

5. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. Москва: Искусство, 1983, 240 с.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы обшей психологии. Москва: Педагогика, 1973. 424 с.

7. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. Москва: Искусство, 1953, 594 с.

8. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. Москва: Знание 1978, 276 с.

9. Шаршов И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента: дис.....канд.

пед. наук. Белгород 2000.

10. Ямков Э.Я., Рахимов Б.Р. Самостоятельная работа студентов. Душанбе: Маориф, 1991.

REFERENCES

1. Vygotsky L.S. The psychology of art / Pod.red. M.G. Yaroshevsky. Moscow, Pedagogy Publ., 1987. 344 p.

2. Kuzin V.S. Psychology: [Textbook for the artist. Uch-sht] / Ed. B.F. Lomov, 2 nd ed. Moscow, Higher Education. School, 1982. 256 p.

3. Leontiev A.I. Activity. Consciousness. Personality. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 304 p.

4. Lerner I.Ya. Search tasks in teaching as a means of developing creative abilities / Scientific creativity. Moscow, 1969.

5. Rostovtsev N.N. Essays on the history of methods of teaching drawing. Moscow, Art Publ., 1983, 240 p.

6. Rubinshtein S.L. Problems of general psychology. Moscow, Pedagogy Publ., 1973. 424 p.

7. Chistyakov P.P. Letters, notebooks, memories. Moscow, Art Publ., 1953, 594 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Garunov M.G., Pidkasisty P.I. Independent work of students. Moscow, Knowledge Publ., 1978, 276 p.

9. Sharshov I.A. Pedagogical conditions of professional-creative self-development of student's personality: Diss. PhD Ped. Sciences. Belgorod, 2000.

10. Yamkov E.Ya., Rakhimov B.R. Independent work of students. Dushanbe, Maorif Publ., 1991.

Информация об авторах Отливная Юлия Анатольевна

(Россия, Краснодар) Магистр ХГФ, Кубанский государственный университет Заместитель директора по учебной работе ДХШ им. В.А. Пташинского E-mail: juli891@mail.ru

Information about the authors Otlivnaya Julia Anatolievna

(Russia, Krasnodar) Master of the Khabarovsk Krai, Kuban State University Deputy Director for Academic Affairs of the School of Art. V.A. Ptashinsky E-mail: juli891@mail.ru

Гаврилов Олег Мстиславович

(Россия, Краснодар) Кандидат педагогических наук, профессор кафедры графики ХГФ Кубанский государственный университет E-mail: juli891@mail.ru

Gavrilov Oleg Mstislavovich

(Russia, Krasnodar) Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Graphics Kuban State University E-mail: juli891@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.