Научная статья на тему 'Сущностные аспекты умений учебно-творческой деятельности обучающихся'

Сущностные аспекты умений учебно-творческой деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УМЕНИЯ / ABILITIES / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INSTRUCTIONAL AND CREATIVE ACTIVITY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонина Р. Н.

В статье представлен анализ сущностных аспектов умений учебно-творческой деятельности учащихся. Умения учебно-творческой деятельности рассматриваются как способ получения новых знаний на основе мотивированной и целенаправлен-ной деятельности учащихся по решению учебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афонина Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASPECTS OF PUPILS' COMPETENCE IN INSTRUCTIONAL AND CREATIVE ACTIVITY

In the article the analysis of intrinsic aspects of pupils competence in educational and creative activity is presented. Competence in instructional and creative activity are considered as a way of reception of new knowledge on the basis of pupils' purposeful activity on the educational tasks decision.

Текст научной работы на тему «Сущностные аспекты умений учебно-творческой деятельности обучающихся»

УДК 372.87 ББК 74.200

СУЩНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ УМЕНИЙ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Р.Н. Афонина, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры естественных дисциплин Барнаульского государственного педагогического университета

В статье представлен анализ сущностных аспектов умений учебно-творческой деятельности учащихся. Умения учебно-творческой деятельности рассматриваются как способ получения новых знаний на основе мотивированной и целенаправленной деятельности учащихся по решению учебных задач.

Ключевые слова: умения, деятельность, творчество, учебно-творческая деятельность, личность.

THE ASPECTS OF PUPILS' COMPETENCE IN INSTRUCTIONAL AND CREATIVE ACTIVITY

Afonina R.N.

In the article the analysis of intrinsic aspects of pupils competence in educational and creative activity is presented. Competence in instructional and creative activity are considered as a way of reception of new knowledge on the basis ofpupils' purposeful activity on the educational tasks decision.

Keywords: abilities, activity, creativity, instructional and creative activity, personality.

рактеризуется глубокими преобразованиями. В усло-' виях быстро меняющегося мира обществу необходимы творчески мыслящие люди, способные сосуществовать с окружающей средой, творчески реализовывать себя в личной жизни и в профессиональной деятельности.

Известно, что творчество, являясь жизненной необходимостью, потребностью человека, преобразует, развивает и обогащает его, формируя как личность, самобытную индивидуальность. Субъект не просто воспроизводит то или иное действие, но стремится внести в него нечто свое, присущее только ему, кроме того, он выступает как существо думающее, сопереживающее и чувствующее, умеющее осознавать и оценивать свою деятельность.

В качестве основных элементов содержания образования традиционно выступают знания, умения и навыки. Ю.В. Громыко подчеркивает, что «информационная функция образования не должна быть превалирующей и основной, так как она не способна выдержать конкуренции по критериям новизны, доступности и привлекательности образования» [4]. Мы солидарны с мнением И.Я. Лернера и В.В. Краевского [8], что приоритет должен отдаваться не знаниям, а способам их получения. Учебный процесс должен быть направлен не на получение абстрактных знаний, а на организацию мыслительных процессов, формирование умений творческой деятельности в конкретной области знаний.

Поэтому в качестве альтернативы традиционному содержанию образования должны выступать универсальные способы деятельности по получению и применению знаний. Основываясь на структуре содержания образования, разработанной И.Я. Лернером и В.В. Краевским [8], рассматривающих в качестве ее основных компонентов знания, умения, творческую деятельность и эмоционально-чувственный опыт, мы обращаем внимание на необходимость формирования умений учебно-творческой деятельности.

Вместе с тем, что в структуре образования его основные компоненты как знания и умения имеют высокую степень изученности и реализации в педагогической практике, компонент учебно-творческой деятельности включает в себя много проблем, требующих изучения. Нам представляется, что именно с ним связано перспективное направление развития естественнонаучного образования. Переосмысление роли предметов естественнонаучного цикла в определении влияния на развитие и становление личности требует иных подходов к определению целей, задач, отбору содержания и технологий естественнонаучного образования.

Рассматривая состояние современного естественнонаучного образования, следует отметить, с одной стороны, бесспорные успехи в познании объективного мира, а с другой -недостаточную степень ориентации обучающихся в постоянно растущем объеме информации. Информационно-справочный подход к преподаванию дисциплин естественно-

мирование о явлениях и законах природы, почти не предполагает самостоятельного исследования, вариативности мнений, точек зрения, диалога, философской рефлексии. Построение учебных программ и отбор содержания, осуществляемые на основе правила «наука - учебный предмет», характеризуются жесткой логической детерминацией выводов, низкой проблемностью содержания образования, репродуктивным воспроизводством знаний, невостребованностью творческого потенциала обучающихся.

Формирование умений учебно-творческой деятельности обучающихся имеет в своей основе развитие личности как субъекта этой деятельности. Исследования отечественных ученых, связанные с проблемой личности, ее творческого начала, основываются на работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, М.Я. Басова, А.С. Макаренко и др. Л.С. Выготский [3] четко выделял различия между заучиванием понятий и их формированием. Он писал, что процесс формирования понятий требует развития целого ряда функций - произвольного внимания, логической памяти, абстракции, сравнения и различия, - которые не могут быть просто заучены и усвоены.

Утвердительно отвечают на вопрос о возможности обучения творчеству современные исследователи В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров,

A. К. Маркова. Возможность обучения творчеству однозначно определяют В. А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров: «... Научиться творчеству можно! Да, в творчестве участвуют и интуитивные действия, но основное содержание процесса творчества предполагает опору на закономерности, на знания. А этому можно и следует учиться» [6].

Рассмотрение сущностных аспектов умений учебно-творческой деятельности обуславливает целесообразность анализа понятий «умения», «творческая деятельность», «умения учебно-творческой деятельности». В современных научных психолого-педагогических исследованиях существуют различные значения термина «умение», рассматривающие это понятие в аспекте применения знаний, способов деятельности и психических свойств личности. Сторонниками первого подхода к трактовке умений, согласно которому умение считают применением знания на практике и первой ступенью в формировании навыка, являются Ю. К. Бабанский,

B.М. Данилов, Е.Н. Кабанова-Миллер, В.И. Орлов. Вторая трактовка понятия «умения» - как способа деятельности человека, сложного устойчивого образования, сплава системы знаний и навыков - получила широкое распространение в педагогической теории и практике благодаря научным трудам И.Я Лернера, М.Н. Скаткина, А.В. Усовой. Третья трактовка понятия «умения» - как психического свойства личности -наибольшее распространение нашла в научных психологических трудах В.И. Бойко, К.К. Платонова. В обобщенном виде понятие «умение» раскрывается через способность и го-

товность осознанно выполнять в изменяющихся условиях какую-либо деятельность или действие на основе ранее приобретенных знаний и навыков. По сравнению с навыками, умения более подвижны, динамичны, носят более осознанный характер выполнения действия с возможностью перехода в творчество. Мы придерживаемся точки зрения И.Я. Лернера [7], М.Н. Скаткина [13], А.В. Усовой [15], в работах которых понятие «умение» определяется как сформировавшееся сложное целостное образование, как сплав системы знаний, простейших умений и навыков.

Анализ специфики умений учебно-творческой деятельности предполагает целесообразность толкования понятия «деятельность». Понятие «деятельность» является фундаментальной категорией познания. Деятельность в общеметодологическом понимании рассматривается и как способ активного отношения человека к миру для его целесообразного изменения и преобразования [11]. Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева [9], деятельность - форма активности. В общей системе деятельности человека А. Н. Леонтьев выделяет так называемые отдельные деятельности, содержанием которых являются практические и умственные действия как относительно самостоятельные процессы, подчиненные сознательной цели. Эти отдельные деятельности и есть умения (как сложные целостные действия). А.Н. Леонтьев указывал, что каждое действие включает в себя операции, в которых реализуется определенный способ выполнения действий, они являются техническим составом действия, а не непосредственной целью. Определяя умения как процесс использования имеющихся знаний и навыков для осуществления какой-либо деятельности, А. Н. Леонтьев выделял такие их особенности, как гибкость, широта и подвижность: «Если навыки как операции привязаны к определенным условиям, то умение выступает не как простое повторение прошлого опыта, а как перенос действий в измененных условиях» [9]. Системное осуществление деятельности включает: умственные и практические действия, направленные на выработку замысла; определение стратегии; планирование, выбор и практическое применение рациональных приемов и способов выполнения действий. Все сказанное непосредственно относится к понятию учебной деятельности. Она содержит все перечисленные компоненты общего понятия деятельности. Эти компоненты имеют специфическое, предметное содержание, отличающее их от любой другой деятельности.

Учебная деятельность в педагогике определяется как один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач [11]. Учебная деятельность обучающегося всегда бывает познавательной, поскольку она направлена на изменение его собственного опыта. А.В. Брушлинский подчеркивает, что «в процессе познавательной деятельности непрерывно видоизменяется не только образ познаваемого объекта, но тем самым и этот последний» [2].

Анализируя учебную деятельность, можно отметить, что она включает одновременно два процесса, которые взаимосвязаны, но не тождественны.

1. Выполнение усваиваемого действия состоит в преобразовании объекта некоторой предметной области.

2. Процесс усвоения данного действия состоит в преобразовании самого обучающегося из субъекта, не владеющего данным действием, в субъект, овладевший им.

Анализ исследований по этой теме показывает, что преобразующая роль деятельности понимается не только как изменение внешней действительности, но и как преобразование внутреннего мира человека. Учебно-познавательная деятельность в широком понимании рассматривается как один из видов познания, который протекает на основе отражательно-преобразующей деятельности субъекта.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы, посвященной методологии творчества, позволяет утверждать, что понятия «творчество» и «творческая деятельность» близки, так как в основе понятия творчества лежит понятие деятельности. В «Философском энциклопедическом словаре» творчество определяется как деятельность человека, преобразующая социальный и природный мир в соответствии с целями и задачами человека и человечества на основе объективных законов действительности [16]. Если философия изучает сущность процесса творчества, то психология рассматривает это явление в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Анализ определений творчества, проведенный в исследовании А.З. Рахимова, отражает специфику подхода к его пониманию.

1. Творчество - это высшее проявление активности человеческой деятельности.

2. Творчество - это целенаправленная преобразующая деятельность по разрешению противоречий.

3. Творчество - это способ самоутверждения, самовыражения, самореализации.

4. Творчество - это целенаправленная деятельность по созданию новых общественно значимых ценностей [12].

Данные точки зрения нашли своё закрепление в «Энциклопедическом словаре»: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности; в природе происходит развитие, но не творчество» [11]. Общепринятая точка зрения на трактовку этого понятия заключается в том, что творчество как вид человеческой деятельности отличается новизной и оригинальностью.

С объективной точки зрения, творчество определяется его конечным продуктом: научным открытием, новизной научного исследования и т. п. В качестве критерия творческой деятельности И.П. Калошина [5] выделяет разработку субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для себя знаний. С субъективной точки зрения, творчество определяется самим процессом творчества, даже если конечный продукт не обладает новизной и ценностью. Значение творческой деятельности конкретизируется в исследовании И.Я Лернера: «Опыт творческой деятельности не является непременным достоянием каждого человека в должной мере, но вместе с тем без него немыслимо развитие общества в целом» [7]. Таким образом, творческой можно считать ту самостоятельную деятельность обучающихся, которая направлена на приобретение новых знаний, независимо от того, обладает ли ее конечный продукт социальной ценностью и новизной или нет.

В.А. Сухомлинский считал, что «творчество - это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности» [14]. Отличить личность творческую от нетворческой можно именно по степени активности. В настоящее время в педагогической науке понятие «активность» используется в основном в двух значениях: активность как состояние, связанное с выполнением какого-либо акта общения или действия; активность как свойство личности, формирование которого входит в цели воспитания. Р.А. Низамов [10] выделяет активность исполнительскую и творческую. В первом случае деятельность обучающегося направлена на вспоминание, воспроизведение готовых положений. Творческая активность - стремление обучающегося проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, применить новые приемы, преодолеть затруднения, способность вносить элементы новизны в способы выполнения заданий.

Творческий уровень активности характеризует более высокую степень развития личности. Проявление творческой активности личности указывает на способность личности к самореализации.

В соответствии с исследованием И.П. Калошиной [5] учебно-творческая деятельность обладает следующими признаками:

1) направленностью на решение системы нестандартных (творческих) задач в процессе учебной деятельности, характеризующихся отсутствием у субъекта предметно-специфических знаний и умений для разработки способа решения задачи;

2) связана с созданием субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых знаний в качестве ориентировочной основы для последующего поиска способа решения задачи;

3) характеризуется наличием неопределенности (для субъекта) в отношении новых знаний и на их основе способа решения задачи.

Сущность учебно-творческой деятельности в соответствии с определением И.Я. Лернера [7] представляет собой общение между учителем и учащимся, в ходе которого последний усваивает опыт творческой деятельности. В качестве единственно возможного способа передачи опыта творческой деятельности автор считает педагогические конструкции в виде построенных педагогом творческих задач, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся накапливают опыт поиска способов решения. При этом часть знаний усваивается не в ходе воспроизведения готовых истин, а как продукт поиска.

Педагогическая практика свидетельствует о том, что когда обучающийся способен использовать ранее усвоенные знания, способы и навыки для решения новой задачи, он проявляет свою творческую инициативу. В.И. Андреев подчеркивает, что «мотивационные, интеллектуальные коммуникативные компоненты развития творческой личности порождаются учебно-творческой деятельностью и активно формируются в процессе ее осуществления» [1]. В творческой деятельности Р. А. Низамов [10] подчеркивает важность умения обобщать, творчески применять теоретические выводы в новых ситуациях. Умение обучающегося комбинировать и преобразовывать ранее известные ему способы деятельности при решении

поставленной задачи говорит о его творческом подходе к делу.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что формирование деятельности (в том числе и умственной) на основе знаний о действиях значительно ускоряет и облегчает выработку умений и навыков, повышая в то же время их качество. Кроме того, знания о действиях позволяют человеку сознательно и произвольно управлять этими действиями. Существенным является также то, что появляется возможность для более широкого их переноса в другие условия. Благодаря осознанности операций, они могут быть применены к условиям, не сходным с теми, в которых они сформировались, однако сходным по внутренним существенным признакам. Такой перенос способствует более широкому обобщению операций, осуществлению самостоятельного пе-

реноса знаний и приемов деятельности в новую ситуацию и является показателем творческой деятельности. Чем шире сфера переноса, тем больше возможностей для новых оригинальных «ходов» мысли, для новых выводов.

Анализируя специфику учебно-творческой деятельности, необходимо заметить, что в настоящее время нет универсальных критериев для определения этого понятия; изучая педагогическую литературу, можно выделить некоторую совокупность признаков, раскрывающих ее сущность. Учебно-творческая деятельность является сложным целостным образованием, которое основано на сформированности системы умений учебно-творческой деятельности, затрагивающих сенсорную, интеллектуальную, мотивационную, волевую и эмоциональную сферы личности. Таким образом, анализ сущностных аспектов умений учебно-творческой деятельности обучающихся позволяет рассматривать исследуемые умения как способ получения новых знаний обучающихся в процессе решения учебных задач на основе мотивированной и целенаправленной системы действий по применению знаний и опыта в изменяющихся (нестандартных) условиях.

Литература

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань, 1988.

2. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. - М.: Знание, 1986.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

4. Громыко Ю.В. Концепция прогноза и развития образования до 2015 г. - Народное образование. - 1993 г. - №1.

5. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. - М.: МГУ, 1983.

6. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.

7. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: Знание, 1980.

8. Лернер И.Я. Состав и структура содержания образования на уровне теоретического представления // Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1983.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.

10. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. - Казань: КГУ, 1975.

11. Педагогика: Большая современная энциклопедия. -Мн.: «Соврем. слово», 2005.

12. Рахимов А.З. Психология творчества: учебное пособие. - Уфа: НОК, 1995.

13. СкаткинМ.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. - М.: Педагогика, 1971.

14. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1990.

15. Усова А.В. Развитие исследований по формированию у школьников обобщенных учебно-познавательных умений. -Челябинск: ЧПИ, 1992.

16. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Л.Ф.Ильичева. - М: Советская энциклопедия, 1983.

УДК 372.87 ББК 74.202

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКУМЕ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ) Г.И. Гилевич, художественно-графический факультет МПГУ

В данной статье рассмотрены наиболее важные дидактические принципы развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на практикуме по декоративно-прикладному искусству. Каждый принцип раскрывается отдельно на основе преподавания «Художественной обработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.