8. Chen, Hsin-I Intercultural communication in online social networking discourse, Language and Intercultural Communication, 2017. - Vol. 17 (2). - P. 166-189.
9. Deschamps S. Le iPad en classe s'ouvrir aux changements de pratique / S. Deschamps, R. Laval // Comission scolaire de Laval, 2013. - 26 p.
10. Dizon, G. A comparative study of Facebook vs. paper-and-pencil writing to improve L2 writing skills / G. Dizon // Computer Assisted Language Learning. - 2016. - № 29(8). - P. 1249-1258.
11. Golonka E. M. Technologies for foreign language learning: A review of technology types and their effectiveness / E. M. Golonka, A. R. Bowles // Computer Assisted Language Learning. - 2014. - № 27. - P. 70-105.
12. Kashdan T. B. Curiosity and exploration: facilitating positive subjective experiences and personal growth opportunities / B. Todd, T. B. Kashdan, P. Rose, F. Finsham // Journal of Personality Assessment. - 2010. - № 8. -P. 67-78.
13. Litman J. Curiosity and the pleasures of learning: Wanting and liking new information / J. Litman // Cognition & Emotion. - 2012. - № 7. - P. 793-814.
14. Ota F. A study of social networking sites for learners of Japanese / F. Ota // New Voices. - 2011. - № 4. -P. 144-167.
15. Saran M. Mobile assisted language learning: English pronunciation at learners' fingertips / G. Seferoglu, K. Cagiltay // Egitim Arastirmalari-Eurasian Journal of Educational Research. - 2009. - № 34. - P. 97-114.
16. Stockwell G. Technology and motivation in English-language teaching and learning / G. Stockwell // International Perspectives on Motivation. - 2013. - № 9. - P. 156-175.
17. Thornton P. Using mobile phones in English education in Japan / P. Thornton, C. Houser // Journal of Computer Assisted Learning. - 2005. - № 21 - P. 217-228.
18. Valencia, José A.A. Language views on social networking sites for language learning: the case of Busuu / J. A. A. Valencia // Computer Assisted Language Learning. - 2016. - № 29(5). - P. 853-867.
19. Warschauer, M. Motivational aspects of using computers for writing and communication / M. Warschauer // Telecollaboration in Foreign Language Learning : University of Hawai'i Second Language Teaching and Curriculum Center. - 2006. - № 8. - P. 29-46.
20. Xodabande I. The effectiveness of social media network Telegram in teaching English language pronunciation to Iranian EFL learners / I. Xodabande // Cogent Education. - 2017. - Vol. 4 (1). - P. 28-35.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Голубчикова Марина Геннадьевна
Иркутский государственный университет (г. Иркутск)
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье рассмотрены современные аспекты подготовки педагогов к формированию самостоятельности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. На основе анализа нормативных документов раскрывается проблема организации соответствующей подготовки педагогов дошкольного образования. Предлагается авторский взгляд на решение проблемы через разработку и реализацию технологии подготовки педагогов дошкольного образования к формированию самостоятельности детей.
Ключевые слова: самостоятельность; формирование самостоятельности детей; педагоги дошкольного образования; подготовка педагогов дошкольного образования; компетенции педагогов дошкольного образования; технология подготовки педагогов к формированию самостоятельности детей.
Annotation. The article deals with the modern aspects of preparing teachers for the formation of self-dependence of preschool children in various activities. Based on the analysis of regulatory documents, the problem of organizing the appropriate preparation teachers of pre-school education is revealed. An author's view is offered on solving a problem through the development and implementation of a technology for preparing teachers of pre-school education to form children's self-dependence.
Keywords: self-dependence; the formation of children's self-dependence; preschool education teachers; training preschool teachers; competences of preschool education teachers; technology training teachers to the formation of children's self-dependence.
Введение. Самостоятельность, как характеристика человека, в современном мире становится основой для развития компетенций и качеств личности, необходимых в любом виде деятельности. В ситуации быстро меняющегося информационного общества, которое становится уже цифровым, обществом баз данных, невозможно рассматривать личностные характеристики человека с прежних позиций. Самостоятельность -приобретаемое качество личности, оно формируется по мере взросления личности при наличии целого ряда условий, наиболее значительным из которых является расширение круга тех видов деятельности и тех сфер общения, где человек может обходиться без посторонней помощи, надеясь исключительно на имеющийся личный опыт. Но само по себе данное качество не возникнет, сколько бы самостоятельной работы не поручалось человеку. Для формирования самостоятельности личности необходим комплекс организационных, психолого-педагогических и методических условий нового качества. В такой ситуации колоссально возрастает роль образовательных систем всех уровней, и особенно на дошкольном этапе. На наш взгляд, чем раньше ребенка погружать в ситуации самостоятельной деятельности, ограждая от излишней опеки, тем прочнее сформируется способность и к учебной самостоятельности. Дошкольный возраст ребенка в решении этой проблемы должен занять ведущее место, не смотря на то, что ведущим видом деятельности на этом этапе является игровая. В связи с чем, возникает много вопросов к подготовке педагогов дошкольного образования.
Изложение основного материала статьи. Самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым
фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению. На это указывают стратегические и нормативные документы последних десятилетий, в том числе и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [4].
Обращаясь к различным разделам ФГОС ДО, мы находим понятие «самостоятельность», важность которого применительно к выпускнику дошкольной образовательной организации подчеркивается с различных сторон. Так в первом разделе стандарта среди основных принципов дошкольного образования указано:
- «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»;
- «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»;
- «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности» [4].
В перечне задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, мы обнаруживаем следующую формулировку: задача «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [4].
Среди видов деятельности, через которые может реализовываться содержание образовательных областей, и как сквозных механизмов развития ребенка, в стандарте представлены:
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
- в дошкольном возрасте самообслуживание и элементарный бытовой труд.
В третьем разделе ФГОС ДО в качестве психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа) выделены:
- «уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях»;
- «поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности»;
- «возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения» [4].
В качестве условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, обозначена поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
- «создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности»;
- «создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей»;
- «недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)» [4].
При этом в стандарте отмечается, что «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей» [4].
Таким образом, в качестве целевых ориентиров образования в младенческом и раннем возрасте стандарт обозначает: «Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении».
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ... ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности» [4].
Казалось бы, все логично и понятно. Следовательно, в требованиях к современному педагогу дошкольного образования должны быть заложены соответствующие компетенции, что должно найти отражение в нормативных документах, регламентирующих подготовку и деятельность педагогов. Однако, анализ соответствующих Федеральных образовательных стандартов высшего образования не дает подтверждения таким очевидным выводам.
Например, компетенции, сформулированные во ФГОС ВО по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», являющегося базой для направленности «Психология и педагогика дошкольного образования» - не касаются умения развивать самостоятельность детей дошкольного возраста [3]. Прописаны компетенции об организации деятельности, но ничего нет про развитие самостоятельности ребенка в этих видах деятельности.
Во ФГОС ВО по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», который является базовым для всех направленностей, в том числе и для направленности Дошкольное образование, обозначена одна компетенция, связанная с умением развивать самостоятельность детей:
- ПК-7«способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности» [2].
Обращение к Профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» также не раскрывает содержание требований к педагогу в области формирования и развития самостоятельности детей, заложенной во ФГОС ДО [5].
Однако, отсутствие четких указаний в нормативных документах на необходимость реализации в профессиональной деятельности задач по развитию самостоятельности детей не снимает ответственности с педагога в этом направлении и с образовательных организаций, занимающихся подготовкой педагогов. Это свидетельствует о наличии проблемы, которую необходимо решать совместными усилиями профессиональных и образовательных сообществ.
В данном ключе актуальным становится вопрос о структуре компетенции педагога в развитии самостоятельности воспитанников. Мы предполагаем, что она может включать пять уровней:
- уровень готовности к актуализации компетентности (понимание необходимости соответствовать профессиональным требованиям в этой области);
- уровень отношения к процессу, содержанию и результату компетенций (положительное отношение к результату применения компетенции, восприятие ребенка как субъекта взаимодействия);
- уровень знаний (знание этапов становления самостоятельности, методов, приемов, технологий, форм работы по ее развитию, принципов организации развивающей предметно-пространственной среды способствующей развитию самостоятельности);
- уровень умений и опыта применения компетенции (способность применять на практике методы, приемы, технологии, формы работы по развитию самостоятельности обучающихся, принципов организации развивающей предметно-пространственной среды;
- уровень эмоционально-волевой регуляции в применении компетенции в профессиональной деятельности (владение методами, приемами, технологиями, формами работы, применение их в различных видах деятельности, в сложных ситуациях, планирование работы, обучение родителей).
Следующий вопрос в рамках обозначенной проблемы связан с необходимостью разработки и реализации технологии формирования компетентности педагогов в развитии самостоятельности обучающихся, которая востребована, как в процессе подготовки педагогов дошкольного образования на уровне вуза или колледжа, так и в дополнительном профессиональном образовании с работающими педагогами. Данная технология в нашем понимании, основанном на разработках Л.М. Митиной, строится с учетом реализации четырех стадий:
1-я стадия - подготовки, определяющая готовность и мотивацию педагога к изменениям;
2-я стадия - осознания, на которой сравнивается имеющийся образ профессиональных действий и требования, фиксируются трудности и недостатки существующих способов действий, осознаются преимущества новых;
3-я стадия - переоценки, где педагог принимает решение действовать и разрабатывает новые способы профессиональных действий;
4-я стадия - действия, на которой происходит апробация новых способов, педагог получает новый профессиональный опыт, мотивирует себя на его применение и закрепление [1, с. 205].
Подготовка предполагает осмысление проблемы, ее актуализацию, мотивацию преодоления, определяет готовность, отношение и мотивацию педагога к реализации компетенции. Осознание - выявление затруднений, из-за которых проблема становится таковой, определение критериев оптимального решения, формирует когнитивный уровень компетенции. На стадии переоценки продолжается работа над когнитивным уровнем освоения компетенции в практических аспектах, поскольку разрабатываются стратегии преодоления трудностей на основе опыта педагога и коллег, поиск оптимальных решений. Стадия действия направлена на формирование опыта использования компетенции и саморегуляции и предполагает практические действия, создание собственного образовательного продукта для решения проблемы, оценку результативности выбранной стратегии действий, применение навыка в повседневной жизни.
Если деятельность по развитию самостоятельности детей не технологизировать на уровне подготовки педагогов к ее реализации, мы не сможем управлять этими процессами, оставляя их в стадии стихийности.
Таким образом, технологизация процесса подготовки педагога к формированию самостоятельности детей позволит более целенаправленно и результативно формировать данное качество уже на уровне дошкольного образования.
Выводы. В современной ситуации самостоятельность является неотъемлемым компонентом успешности. Самостоятельность дошкольников проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых родителей и воспитателей, способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение других детей. Это также закладывает их успешность в настоящем и будущем.
Не смотря на то, что данное качество обозначено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, во ФГОС подготовки педагогов и Профессиональном стандарте педагога эта компетенция четко не сформулирована. Данное противоречие требует от учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой педагогических кадров в области дошкольного образования, организации специальной работы по формированию и развитию компетенций педагогов, направленных на способность и готовность обучать и воспитывать самостоятельную личность уже в дошкольном возрасте.
Литература:
1. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. — М.; СПб.: Нестор-История, 2014. — 376 с.
2. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 04.12.2015 г. № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный документ] // URL: https://fgosvo.ru/ (дата обращения 05.01.2019).
3. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. № 1457 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный документ] // URL: https://fgosvo.ru/ (дата обращения 05.01.2019).
4. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный документ] // URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 05.01.2019).
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный документ] // URL: https://fgosvo.ru/ (дата обращения 05.01.2019).
Педагогика
УДК: 378
доцент Дмитриев Николай Михайлович
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск); кандидат педагогических наук Дмитриев Иван Николаевич Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРА
ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ
Аннотация. В статье анализируются условия развития личности офицера войск национальной гвардии РФ в период обучения в военном образовательном учреждении и становления в должности.
Ключевые слова: педагогические факторы, личность офицера, наследственность, воспитание, среда воинского коллектива.
Annotation. The article analyzes the conditions for the development of the personality of officer of the National Guard troops of the Russian Federation in the period of study at military educational institutions and establishment of office.
Keywords: pedagogical factors, the identity of the officer, heredity, upbringing, environment of the military collective.
Введение. Вся история внутренних войск МВД России и практика служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии РФ объективно приводит к необходимости целенаправленной и непрерывной работы по воспитанию военнослужащих. Поведение военнослужащих детерминировано структурой профессиональной и морально-нравственной готовности к исполнению своих обязанностей по обеспечению государственной и общественной безопасности и достигается эффективной организацией, планированием и обеспечением целостной системы обучения и воспитания.
В период перестройки учебных программ подготовки офицерских кадров под новые задачи и структуру подразделений и частей войск национальной гвардии требует переосмысление продуктивных процессов организации образовательной деятельности военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации. На формирование профессиональных компетенций выпускников военное образовательная организация высшего образования оказывает влияние не только содержание учебных занятий, но и та среда, в которой они живут и обучаются.
Изложение основного материала статьи. Курсанты военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации в течение всего срока обучения находятся в общей, одинаковой для всех образовательной среде, которая однообразно воздействует на формирование необходимых военно-профессиональных качеств. И тем не менее по итогам государственных испытаний по окончании обучения каждый из них имеет разные результаты. Безусловно, важную роль здесь играют индивидуальные личностные качества курсантов: наследственность, мотивация, способности, направленность, интересы. Существующие общие методы обучения и воспитания курсантов призваны сформировать у выпускников единое понимание своего профессионального предназначения, устойчивое морально-психологическое состояние, уверенность в общественной полезности будущей деятельности по обеспечению безопасности и обороны страны. Формирование и поддержание необходимых профессиональных, морально-нравственных качеств обучающихся носит комплексный характер, организуется и осуществляется органами управления военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии РФ, командирами учебных подразделений, педагогическими работниками. И хотя эта работа имеет плановые, целеустремленные и непрерывные организационные принципы, это не исключает воздействие на сознание курсантов внешних факторов, обуславливающих влияние среды на формирование личности.
На формирование личности офицера войск национальной гвардии оказывают влияние внешние и внутренние, социальные и биологические факторы. Фактор - движущая сила, причина какого-либо процесса, явления [31.
К внутренним факторам относятся такие психические состояния курсантов, которые были ими наследуемы или обретены на начальной стадии формирования личности. Наследственность определяет качества и особенности развития физиологии и психики человека, которые запрограммированы генами его родителей. Из всех необходимых и полезных интеллектуальных качеств наследуются от родителей только задатки. Задатками являются физиологические особенности организма, которые составляют основу для предрасположенности к той или иной деятельности. Способности развиваются на основе задатков и проявляются в быстроте и надежности овладения способами и приемами деятельности в процессе неоднократных повторений или в результате воспитания. Задатки являются важным, но недостаточным условием развития личности, они могут быть реализованы при благоприятных условиях, при отсутствии таких условий задатки будут не востребованы. Наличие интеллектуального неравенства людей предопределяется биологической наследственностью. Но современная педагогика акцентирует внимание не на различиях интеллектуального развития, а на создании условий развития имеющихся способностей обучающихся.
Помимо наследственности основным фактором, оказывающим существенное значение на формирование и развитие личности является среда, в которой существует человек. Прежняя среда, являющейся социальной основой формирования личности (будующего абитуриента), существенным образом отличается от воинской среды системой общения, уставным порядком, статусным положением. Среда и воспитание являются социальными факторами, влияющими на формирование личности офицера, тогда как наследственность является биологическим фактором, выходящим за пределы педагогического воздействия. Какие из факторов