Научная статья на тему 'Профессиональная позиция педагога в поддержке инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста'

Профессиональная позиция педагога в поддержке инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1538
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПЕДАГОГ" / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARD "TEACHER" / EARLY CHILDHOOD EDUCATION / INDEPENDENCE AND INITIATIVE OF PRESCHOOL AGE CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реброва Вероника Ивановна

В статье подчеркивается актуальность формирования профессиональной позиции педагога дошкольной образовательной организации в поддержке инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста, необходимость введения новых форм обучения и воспитания ребенка-дошкольника, способствующих решению задачи развития самостоятельной, творчески активной личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher’s professional position in supporting the initiative and independence of preschool children

In the article the urgency of developing professional position of preschool educational organizations teacher in supporting the initiative and independence of children of preschool age; the need for introducing new forms of training and education of the preschool child that contribute to the solution of the problem of developing independent, creative personality are emphasized

Текст научной работы на тему «Профессиональная позиция педагога в поддержке инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»

В.И. Реброва

(Санкт-Петербург)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА В ПОДДЕРЖКЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

TEACHER'S PROFESSIONAL POSITION IN SUPPORTING THE INITIATIVE AND INDEPENDENCE OF PRESCHOOL CHILDREN

В статье подчеркивается актуальность формирования профессиональной позиции педагога дошкольной образовательной организации в поддержке инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста, необходимость введения новых форм обучения и воспитания ребенка-дошкольника, способствующих решению задачи развития самостоятельной, творчески активной личности.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, профессиональный стандарт «Педагог», дошкольное образование, самостоятельность и инициативность детей дошкольного возраста.

In the article the urgency of developing professional position of preschool educational organizations teacher in supporting the initiative and independence of children of preschool age; the need for introducing new forms of training and education of the preschool child that contribute to the solution of the problem of developing independent, creative personality are emphasized Key words: federal state educational standard of preschool education, professional standard «Teacher», early childhood education, independence and initiative of preschool age children.

Дошкольный этап развития ребенка в контексте современных тенденций приобретает новые ценностные ориентиры. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) провозгласил необходимость отказа от «школяризации» ^ЛооИАсайоп) дошкольного образования. В связи с этим получило развитие широкое обсуждение педагогической и родительской общественностью новых ценностей предшкольного этапа и новых форм обучения и воспитания ребенка-дошкольника.

Дошкольное детство - период первоначального самораскрытия личности, становление основ индивидуальности (Л.И.Божо-вич, Л.С.Выготский и др.). Рассматривая образование как фундаментальное средство культуры и развития индивида, современная педагогика ставит задачу формирова-

ния самостоятельной, творчески активной личности, готовой к продуктивному участию в разнообразных областях жизни общества, начиная с раннего детства.

Пытаясь ответить на вопрос «Каким мы хотим видеть своего ребенка на дошкольном этапе?», нужно расставить приоритеты: «играющий, интересующийся явлениями природы и окружающего мира, пением, живописью, танцами; задающий множество вопросов - «почемучка»; желающий все исследовать и попробовать; желающий «испытать» свои возможности в разных видах деятельности и т.д.» или «умеющий считать и работать с числами; умеющий читать; усидчивый и готовый точно выполнять инструкции взрослого и т.д.

Очевидно, что большинство из нас выберет первый пункт, поскольку мы все уже давно понимаем, что для последующего

школьного обучения намного важнее, чтобы ребенок был самостоятельным, любознательным и интересующимся, инициативным и мотивированным, чем то, чтобы он обладал широким спектром знаний, умений и навыков.

И это совершенно не означает, что знания, умения и навыки «остаются в стороне» образовательного процесса. Секрет успеха в том, что, если создаются условия для развития самостоятельности и любознательности, поддерживается детский интерес и инициативность, образовательный процесс «выстраивается» с учетом интересов и потребностей самого ребенка, то мы, таким образом, «открываем» ему путь к новым знаниям, и эти знания становятся его личной «находкой», его личным «открытием» и остаются с ним на всю жизнь.

В результате многолетнего руководства экспериментальной и инновационной деятельностью дошкольных образовательных организаций (ДОО) и проведения исследований качества образовательной деятельности, нами получены данные о степени владения воспитателями трудовыми действиями в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [2].

Воспитателям предлагалось оценить по пятибалльной шкале степень владения каждым из 13 трудовых действий, представленных в Профессиональном стандарте «Педагог» (реализация основных образовательных программ дошкольного образования). В исследовании приняли участие более 300 респондентов из числа воспитателей ДОО нескольких регионов РФ (Ленинградская область, Республика Татарстан, Калининградская область, Санкт-Петербург). Выборочные данные этого опроса приведены в Табл. 1.

Результаты исследования показали достаточно низкую степень владения трудовым действием «Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности" -2,4 балла (Таблица 1), что свидетельствует

о явных затруднениях воспитателей ДОО в реализации данного направления деятельности.

Более подробный опрос педагогов ДОО выявил следующие факты: если проявления детьми самостоятельных действий бытового плана взрослыми (педагогами и родителями) в основном поощряются, то самостоятельность и инициативность в познавательной сфере зачастую даже не замечается. Около 60% опрошенных педагогов не владеют или не используют в своей практике разнообразные способы поддержки детской инициативы и самостоятельности. В основном образовательный день проходит по заранее составленному плану, и педагоги не позволяют себе отступать от запланированных мероприятий. Более 70% педагогов указали на то, что имеют недостаточно времени для наблюдения за детьми, чтобы увидеть проявления ими инициативы и демонстрации интересов.

Данные проведенного исследования позволяют говорить о необходимости коррекции профессиональной позиции педагога в поддержке инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста.

При традиционных подходах, основанных на передаче готового знания от педагога к ребёнку, мы не развиваем его индивидуальность, личностные качества, его «самость» -это и самостоятельное получение знания, и самостоятельный выбор, и самостоятельное планирование своей деятельности, и самостоятельный вывод...

Мы воспитываем прилежных учеников и исполнителей, неосознанно прививаем мысль о том, что нам всегда скажут и подскажут, что и как делать. Тем самым снижаем понимание ребёнком того, что успешность человека в жизни зависит только от него самого, от того, как он будет мыслить, планировать, пробовать, пытаться, стараться, осмысливать результаты, получать желаемое и т.д.

Происходит переосмысление роли педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного об-

Таблица 1

Оценка степени владения воспитателями дошкольных образовательных организаций трудовыми действиями в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Трудовые действия Оценка в баллах от (0 до 5)

Участие в разработке основной общеобразовательной программы 2,5

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды 4

Планирование и реализация образовательной работы в группе 3,7

Организация и проведение педагогического мониторинга 3,5

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) 3

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) 4

Развитие профессионально значимых компетенций 3,6

Формирование психологической готовности к школьному обучению 3,4

Создание позитивного психологического климата в группе для детей разных национально-культурных, религиозных общностей и социальных слоёв, с различными возможностями здоровья 4

Организация различных видов деятельности, создание широких возможностей для развития свободной игры детей 3,5

Организация конструктивного взаимодействия детей, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов 3

Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности 2,4

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей 3,8

разования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером. В этой связи важно найти такую оригинальную форму взаимодействия с воспитанниками, совместных размышлений с ними, в процессе которой дети сами получают необходимую информацию. Одновременно с этим необходимо постоянно придерживаться четкой линии на развитие ребенка и познание им окружающего мира через приобретение собственного опыта деятельности посредством чувственного и активного познания окружающего мира.

Позиция педагога в этой связи - не столько учить, сколько помогать ребёнку осваивать окружающий мир, помогать находить смысл в совместной деятельности, ставить цели, планировать и организовывать свои действия.

Ещё один ориентир - это важность процессов социализации ребенка в общество. Социальные роли и статусы, ценности, культурные особенности, нормы общения и взаимодействия - все эти модели усваиваются в раннем возрасте и проносятся через всю жизнь. Чем раньше маленький человек получит представление об обществе, в котором живет, тем адекватнее будет проходить дальнейший процесс самой социализации и

его личностного становления, тем меньше трудностей его ждет впоследствии. Нормы и правила, принятые в семье и в детском саду, становятся фундаментом морально-нравственной системы, формирующейся у малыша.

Если говорить о социализации, то детский сад сегодня, в эпоху частичной утраты ценностей семьи (кризиса семьи), становится социокультурным центром, компенсирующим недостатки, возникающие в системе семейного воспитания.

В ФГОС ДО образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает развитие детей в соответствии с целевыми ориентирами, направленными на формирование правильных стереотипов поведения в различных видах деятельности и общения с детьми и взрослыми; самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [1].

Анализ социального взаимодействия детей 6-7 лет показывает, что в дошкольном возрасте нужно знакомить с социальными явлениями с учётом эгоцентрической позиции ребёнка. Именно поэтому необходимо больше внимания уделять переживаниям ребёнка в этот период, поскольку он центрирован на своих чувствах и не видит другой точки зрения. Задача педагога состоит в том, чтобы дать возможность детям рассказать о своём видении мира, выразить собственную точку зрения. Непосредственно в ходе таких рассуждений и подготавливается переход к выработке групповых норм. Освоение групповых норм - одно из условий успешной социализации. Педагог для ребёнка 6-7 лет перестаёт быть просто источником знаний, его главная роль - в обеспечении возможно-

стей для отработки и координации различных стратегий взаимодействия ребёнка с окружающей реальностью. Для этого педагогу необходимо постоянно предлагать детям ситуации, требующие адекватных форм активности, соответствующих уровню его интеллектуального развития.

Решение задач социально-коммуникативного развития может достигаться через инициирование и поддержку следующих ситуаций:

• дети устанавливают и поддерживают отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми): игры, свободное общение, творческая деятельность и т.д.;

• дети учатся понимать мотивы собственных действий и действий других людей, анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков: обсуждение реальных создавшихся ситуаций («Почему ты помог другу?», «Как правильно поступить?»), обсуждение различных сюжетов из жизни, из сказок и рассказов и т.п.;

• дети пытаются принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации: это и сю-жетно-ролевая игра («Моя семья», «Супермаркет», «Ферма» и др.), и организованные взрослыми игры по правилам и с ролями («Бригада строителей строит овощехранилище», «В лаборатории», игровые ситуации в парах и малых подгруппах), и реальные жизненные ситуации (уборка игрушек, помощь маленьким, попытка договориться о той или иной игрушке и т.д.);

• дети учатся управлять своим поведением и способами общения (слушать друг друга и взрослого, не бегать, когда все дети спят, не мешать чужой игре; выразить словами свои планы, чувства, желания и т.д.);

• дети учатся регулировать конфликты (поделить игрушки, договориться, извиниться за поступок);

• дети пытаются и пробуют действовать самостоятельно и сотрудничать в группе; противостоять неуверенности и сложности; делать выбор и принимать решения; организовывать свою работу; извлекать пользу

из опыта (своего и других людей); отстаивать собственную точку зрения; инициировать, включаться и поддерживать диалог; задать вопрос; выбрать стиль общения, соответствующий ситуации и т.д.

Итак, ценными и важными ориентирами в воспитании и становлении детей дошкольного возраста являются поддержка процесса развития их личностных качеств, создание условий для «развертывания» внутреннего, личностного потенциала каждого ребенка-дошкольника. Все это должно способствовать формированию таких социальных качеств, как самопознание и само-

образование, сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

И главная задача для педагога не в том, что ребенок научится тому, что мы от него хотим, а в том, чтобы позволить ребенку смело шагнуть в огромный мир, чтобы он захотел его познать и чтобы этот интерес к познанию сопровождал его на протяжении всей жизни.

Литература

1. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика. - М.: Флинта, 2000.

2. Киселев А. Ф. Развивать социальное партнерство // Профессиональное образование. -. 2002 .-№7- С. 3-7.

3. Ковальчук О.В., Кошкина В.С. Повышение профессионального мастерства специалистов в процессе корпоративного обучения // Инновационное образование в развивающемся регионе: сб.ст. XVIII Междун. науч.-практ.конференции «Личность. Общество. Образование», 2 т.- СПб.,-Л0ИР0.-2015.

4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование: ечеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И.А. Колесниковой. -М.: Издательский центр « Академия», 2005.

5. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: монограф. / под ред. М.Н.Певзнера, О.М.Зайченко. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002.

6. Становление профессионализма человека и проблемы профессионального развития личности. Дружилов С.А. // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/07/25595

7. Суходольский Г.В., Дружилов С.А. Инженерная психология профессионализма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6.-2002.- Выпуск 3 (№ 22). - С.98-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.