Научная статья на тему 'Проблема писательской дискурсивной стратегии в лингвориторической парадигме'

Проблема писательской дискурсивной стратегии в лингвориторической парадигме Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
93
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ (ЛР) ПАРАДИГМА / СОЧИНСКАЯ ЛР ШКОЛА / ДИСКУРСИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЛР КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ворожбитова Александра Анатольевна

Теоретическая проблема научной интерпретации писательской дискурсивной стратегии раскрывается с позиций Сочинской лингвориторической (ЛР) школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ворожбитова Александра Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема писательской дискурсивной стратегии в лингвориторической парадигме»

государственный, как иностранный)» базируется, в том числе, на концепции непрерывного лингвориторического образования Сочинской школы. Полученные в ходе обсуждения результаты, концептуальные обобщения и выводы, выдвинутые и обоснованные положения теоретико-методологического характера и практико-ориентированные разработки позволят решать новые задачи в области изучения и формирования оптимальной речемыслительной деятельности сильной русскоговорящей языковой личности, как «первичной», так и «вторичной», а также в сферах филологических исследований, педагогических изысканий, образовательной практики и воспитательного процесса.

- На форуме продолжится разработка проблематики успешно проведенной в СГУ 23-25 мая 2015 г. Международной научно-методической конференции «Творчество русскоязычных писателей, покинувших Россию в 80-90-е годы ХХ века: проблемы системного научного осмысления и популяризации». Ее участники справедливо подчеркивали особую роль данного проекта в обобщении исследовательских работ по детерминантам научного осмысления творчества российских писателей в общемировом контексте. Это продиктовало необходимость проведения такой конференции на регулярной основе (через два года). Основными объектами изучения являются: 1) третья и четвертая волны русской литературной эмиграции, их специфика (тематическое и жанровой своеобразие); 2) творчество писателей-эмигрантов 80-90-х годов ХХ века в общем контексте русского литературного зарубежья постсоветского периода, включая современность; 3) «белые пятна» в изучении литературного процесса русского зарубежья предшествующего периода (в том числе творчества русских и русскоязычных писателей стран СНГ).

Таким образом, гости «летней столицы России» станут участниками специфических и в то же время взаимосвязанных научных конференций, согласно главным отраслям филологической науки: 1) языковедение (включая речеведение) и методика преподавания русского языка; 2) литературоведение и методика преподавания русской литературы. При частично пересекающемся составе филологов первая конференция консолидирует усилия прежде всего лингвистов и методистов, специалистов по теории языка, текста и дискурса, по риторике, по методике преподавания русского языка в трех его лингводидактических ипостасях: родной, государственный, иностранный. Во второй конференции смогут в большей степени принять участие литературоведы, литературные критики, методисты в области преподавания литературы, зарубежные русскоязычные авторы. Материалы сессии и конференций будут опубликованы в выпусках журнала «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты», № 22 (1, 2) за 2017 г.

© А.А. Ворожбитова, 2016

УДК 81

Ворожбитова Александра Анатольевна

д-р филол. наук, д-р пед.наук, профессор СГУ,

г.Сочи, РФ E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ПИСАТЕЛЬСКОЙ ДИСКУРСИВНОЙ СТРАТЕГИИ В ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

THE PROBLEMATICS OF A DISCOURSE STRATEGY OF A WRITER IN THE LINGUISTIC AND

RHETORICAL PARADIGM

Аннотация

Теоретическая проблема научной интерпретации писательской дискурсивной стратегии раскрывается с позиций Сочинской лингвориторической (ЛР) школы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Abstract

The theoretical problematics of scientific interpretation of a writer's discourse strategy is revealed from the point of view of the Sochi Linguistic and Rhetorical (l&R) School.

Ключевые слова

Лингвориторическая (ЛР) парадигма, Сочинская ЛР школа, дискурсивная стратегия, Интегральная ЛР

компетенция.

Keywords

Linguistic and Rhetorical (l&R) Paradigm, Sochi (l&R) School, discourse strategy, Integral linguistic and rhetorical

competence.

В трудах Сочинской лингвориторической (ЛР) школы сформулированы основные принципы ЛР подхода к анализу феноменов литературно-художественной коммуникации, авторского идиодискурса, в свете которых нами исследуется также теоретическая проблема научной интерпретации писательской дискурсивной стратегии.

1. Базовые компоненты коммуникативной ситуации рассматриваются сквозь призму четырех категориальных рядов: 1) идеологические аспекты дискурсивных процессов (Этос, Логос, Пафос, София); 2) уровни структуры языковой личности продуцента и реципиента дискурса (прагматикон, тезаурус, ассоциативно-вербальная сеть, синтез-уровень); 3) этапы универсального идеоречевого цикла «от мысли к слову» (инвенция, диспозиция, элокуция, акцио) и соответствующие основные механизмы реализации ЛР компетенции; 4) обеспечивающие механизмы: преддиспозитивно-ориентировочный, психориторический, мнемонический, редакционно-рефлексивный. Общая типология дискурсивных стратегий строится в ЛР парадигме с учетом различных оснований классификации: типы идеоречецикла литературной личности, регистры речемыслительной деятельности, режимы коммуникации, функционально-смысловые типы речи, функциональные стили речи, институциональные виды дискурса, речевые (литературные) жанры. Этапы универсального идеоречевого цикла «от мысли к слову», актуализирующиеся в рамках работы соответствующих механизмов реализации ЛР компетенции, реализуются в дискурсивно-текстообразующем процессе в форме основных одноименных тактик (обеспечение реализации стратегий): инвентивной, диспозитивной, элокутивной, акциональной.

2. Разработана категория литературной личности, которая представляет собой сложно организованный феномен, в составе которого мы выделяем языковую личность; риторский статус; художественно-эстетический статус; профессиональную ЛР компетенцию; тип идеоречецикла. Интегральная ЛР компетенция, имеющая у писателя профессиональный уровень сформированности, включает языковую, текстовую, коммуникативную и этнокультурную субкомпетенции. Они организуют дискурсивно-текстообразующий процесс посредством названных выше универсальных механизмов реализации ЛР компетенции, осуществляя его в рамках того или иного типа идеоречецикла, прозаического, поэтического, верлибрического, маргинального. Ядро структуры литературной личности - «языковая личность», а также компоненты «риторский статус», «художественно эстетический статус» функционируют в относительном «статическом» состоянии текущего момента творческой речемыслительной деятельности продуцента дискурса. Остальные компоненты - «профессиональная ЛР компетенция» и «тип идеоречецикла "от мысли к слову"» представляют собой динамическую часть структуры литературной личности, имеют процессуальный характер.

3. Учитывается актуализации двух дискурс-универсумов как ментальных пространств: советского официального и антисоветского - вследствие раскола ЛР картины мира коллективной русской (русскоязычной) языковой личности после Октябрьского переворота 1917 г. Последний принцип выдвигается на первый план при рассмотрении представителями Сочинской ЛР школы (коллегиальная языковая личность) текстов писателей советской эпохи. Так. Произведения А.П. Гайдара, подвергнутые ЛР анализу в работах И.К. Субботиной, и творчество А.И. Солженицына, исследованное в ЛР парадигме Т.В. Киреевой, являют собой альтернативные идиодискурсы, это дискурс-практики оппозиты в дихотомии «советский / антисоветский типы дискурса»: с одной стороны, высокохудожественное романтическое воплощение идеологии Ленина -

Сталина, с другой - резкая оппозиция официальному дискурсу. А.И. Солженицын спроектировал в «Архипелаге ГУЛаг» уникальную дискурсивную стратегию: документально-художественный (ДХ) синтез. Ее правомерно квалифицировать как универсальную коммуникативную стратегию, т.к. она реализуется в ораторский речи, имеющей разные риторические цели, в том числе убеждение, и - шире - в текстах публицистического стиля.

Сущностные признаки ДХ синтеза как дискурсивной стратегии выделены в соответствии с пятью позициями «коммуникативного круга» (Р.О. Якобсон, Б.Н. Головин и др.): в аспекте продуктивно-творческого регистра (адресант); в референциальном аспекте (предмет речи, референт, денотат); в аспекте рецептивно-аналитического регистра (адресат); в языковом и речедеятельностном аспектах (код, контакт). Дискурсивная стратегия ДХ синтеза определяется как генеральная линия подбора и расположения текстового материала на основе органичного взаимодействия двух мыслеречевых стратегий литературной личности по отражению и интерпретации действительности: 1) фактографическая фиксация и 2) создание вымышленного образа - путем выстраивания инвентивно-диспозитивного каркаса произведения и конструирования его элокутивного наполнения в слиянности художественных и документальных текстовых фрагментов, обеспечивающей литературное целое синергетического характера.

На материале текста «Архипелаг ГУЛаг» выделены различные классификационные ипостаси авторской дискурсивной стратегии ДХ синтеза: прозаическая, монологическая, литературно-художественная, документально-художественная. В рамках последнего аспекта установлены сущностные признаки разновидности дискурсивной стратегии автора, представившего в «Архипелаге ГУЛаг» массив документальных материалов в виде высокохудожественного целого. Данная разновидность квалифицирована как оппозиционно-деятельностная дискурсивная стратегия ДХ синтеза. Ее сущностными признаками являются следующие: в аспекте продуктивно-творческого регистра (автор): направленность механизмов реализации ЛР компетенции (инвентивного, диспозитивного, элокутивного и др.) литературной личности в идеоречецикле (= дискурсивных тактик) на создание документально-художественного равновесия; в референциальном аспекте: выход за пределы официального догматизма в Этос, Логос и Пафос теоантропокосмической духовности в дискурсе, оппозиционном тоталитарному; в аспекте рецептивно-аналитического регистра (читатель): стимулирование гражданской ответственности; в языковом аспекте (код): противостояние новоязу; в аспекте контакта двух языковых личностей (автора -читателя): множественность режимов интерпретации текста, в том числе в оценке доминантной стратегии с точки зрения характера образного осмысления действительности (документальной / художественной).Равноправное участие документальной и художественной составляющих возводит «опыт художественного исследования» А.И. Солженицына в ранг уникальных текстов с ярко выраженной дискурсивной стратегией ДХ синтеза равновесного типа.

© А.А. Ворожбитова, 2016

УДК 81'373.47

Гулякова Ирина Геннадьевна

Канд. филол. наук, доцент, СПбГУ Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected]

СРАВНЕНИЕ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭЗИИ Е. БАЧУРИНА)

Аннотация

Сравнение как один из характерных стилистических приёмов играет значительную роль в поэзии Е. Бачурина. В статье выявлены и проанализированы различные типы сравнений в его творчестве. Дана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.