Научная статья на тему 'Качественная пресса как тип медийного дискурса в лингвориторической парадигме'

Качественная пресса как тип медийного дискурса в лингвориторической парадигме Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1517
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ (ЛР) ПАРАДИГМА / МЕДИЙНЫЙ ДИСКУРС / КАЧЕСТВЕННАЯ ПРЕССА (КП) / ТИПОЛОГИЯ СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попова Маргарита Андреевна

В работе выделяется особый тип печатного СМИ качественная пресса (КП). Характеристика качественной прессы предлагается с позиций лингвориторической (ЛР) парадигмы исследования медийного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качественная пресса как тип медийного дискурса в лингвориторической парадигме»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 81

Попова Маргарита Андреевна

аспирант г. Сочи, РФ E-mail: rita_elets@mail.ru

КАЧЕСТВЕННАЯ ПРЕССА КАК ТИП МЕДИЙНОГО ДИСКУРСА В ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

QUALITY PRESS AS THE TYPE OF MEDIA DISCOURSE IN THE LINGUISTIC AND RHETORICAL

PARADIGM

Сочинский государственный университет Россия, Сочи, Советская 26-а, 354000

Аннотация

В работе выделяется особый тип печатного СМИ - качественная пресса (КП). Характеристика качественной прессы предлагается с позиций лингвориторической (ЛР) парадигмы исследования медийного дискурса.

Ключевые слова

Лингвориторическая (ЛР) парадигма, медийный дискурс, качественная пресса (КП), типология СМИ.

Abstract

The article distinguishes a special type of printed media - the quality press. The characteristics of quality press is offered from a perspective of linguistic and rhetorical (L&R) paradigm of research of media discourse.

Keywords

Linguistic and rhetorical (L&R) paradigm, the media discourse, the quality press, the typology of the media.

В ходе исследования дискурс-ансамбля качественной прессы (КП) как типа медийного дискурса в лингвориторической (ЛР) парадигме (инновационный интегративный подход в филологической науке, см.: [2-4, 9, 10]) перед нами встала проблема установления типологических позиций и сущностных признаков КП как особого дискурсивного пласта. Мы обратились к концепциям, определяющим типоформирующие признаки для текстов СМИ, в частности, к работам [15, 17, 20, 21]. Как показали результаты анализа, единой общепризнанной типологии печатных СМИ в отечественной журналистике не выработано. Дискуссионными являются не только количество и значимость типологических признаков, но и критерии выделения главного из них: одни ученые опираются на «качество аудитории» как характеристику того или иного издания, другие уделяют основное внимание его целевому назначению. Отправным пунктом наших изысканий при обосновании типа дискурса СМИ «качественная пресса» являются определяющие для ЛР парадигмы исходные детерминанты значимых признаков дискурсивного пласта особого типа. Это, во-первых, позиции «коммуникативного круга»: адресант, адресат, референт, код, контакт; сообщение как синергетический продукт указанных пяти факторов, согласно Льежской школе неориторики [16]. Во-вторых, параметры речевого события, его составляющих, которые моделируются вопросами: речевая ситуация (Кто? Кому? Зачем? О чем? Почему? Где? Когда?) и собственно дискурс (Как?) [18]. Установки ЛР парадигмы были успешно реализованы при анализе глянцевого журнального дискурса (см., напр.: [5, 13]). Далее раскроем некоторые из названных позиций применительно к дискурс-ансамблю КП, в рамках которого конкретные издания выступают в качестве текстовой реализации отдельных дискурс-практик.

1. Внешняя типологизация изучаемого дискурсивного пласта, его место среди других типов СМИ. С опорой на общую классификацию СМИ, предложенную О.В. Скулкиным [19], установим следующие типологические характеристики КП: 1. С позиции места среди видов, типов, подтипов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

институционального дискурса: 1.1) дискурс масс-медиа, 1.2) дискурс печатных СМИ (с наличием онлайн версий в сетевых СМИ), 1.3) газетный дискурс; журнальный дискурс; 1.4) дискурс иллюстрированных журналов. 2. По территориальному критерию: федеральные СМИ. 3. По критерию содержательной направленности: информационно-аналитические СМИ. 4. По критерию права собственности: частные СМИ. 5. По критерию объема тиража: средние и малые СМИ. (Тираж большинства изданий КП уступает тиражу популярных массовых СМИ: журнал «Сноб» - 50-70 тысяч, газета «Коммерсант» - 120-130 тысяч экземпляров, научно-популярный журнал «Вокруг света» - в среднем, 300 тысяч. Ср.: самый популярный в России женский журнал «Cosmopolitan» - 1 миллион экземпляров, самая читаемая общероссийская газета «Комсомольская правда» - 600 тысяч, мужской журнал «Максим» - 200 тысяч).

К уровню внешних типологических признаков дискурсивного пласта отнесем, помимо тиража, другие технологические характеристики изданий КП: объем, периодичность выхода. Качественные СМИ отличаются, как правило, большим объемом. Чаще всего это газета A3 16 полос (ежедневная общенациональная деловая газета «Коммерсант»), журнал А4 до 300 страниц (журнал сообщества «Сноб»). Объем может меняться от номера к номеру: для КП важнее не внешняя форма и соблюдение условных границ, а содержание материалов. Периодичность журналов КП один номер в месяц или в два месяца. Газеты КП выпускаются еженедельно или ежедневно. Распространение - по подписке (реже) и посредством розничной продажи, ареал распространения - все регионы России и зарубежье.

2. Внутренняя типологизация и жанровые вариации дискурсивного пласта СМИ данного типа. Среди изданий КП выделяется ряд разновидностей по функционально-стилевому критерию: общественно-политические (газеты «Известия», «Ведомости», «Новая газета», «РБК»), деловые (газеты «Коммерсант», «Деловой Петербург», журнал «Эксперт»), элитарные (журналы «Сноб», «Форбс»), научно-популярные (географические журналы «Вокруг света», "National Geographic") и др. В плане жанровой дифференциации приоритет в КП отдается «серьезным материалам», т.е. текстам аналитических жанров: статья, интервью, комментарий. Популярны и художественно-публицистические жанры, постепенно уходящие с авансцены: очерк, фельетон. Предложим следующую внутреннюю типологизации дискурсивного пласта КП: 1) основной подпласт медийного дискурса КП: журналистский дискурс 1.1) информационно-аналитический, 1.2) художественно-публицистический; 2) фоновый, «сопровождающий» подпласт - рекламный дискурс и PR-дискурс как «дань времени». К дискурсивному ядру КП отнесем тексты информационно-аналитических жанров; в качестве периферийных компонентов данного дискурс-ансамбля квалифицируем художественно-публицистический, рекламный и PR виды дискурса.

3. Целевая установка данного типа СМИ. Основной целью «качественного» СМИ является формирование общественного мнения. КП объединяет аудиторию вокруг общественно-значимых проблем, раскрывая наиболее острые социальные темы, предлагает экспертные оценки по данному вопросу, демонстрирует и анализирует полярные точки зрения. Качественные СМИ, предоставляя объективную информацию в полном объеме, подводят читателя к самостоятельному принятию решения.

4. Продуцент дискурса СМИ (профессиональная языковая личность журналиста). В аспекте продуцента дискурс-практик КП в качестве ведущего сутевого признака качественного СМИ выделим «этосно-инвентивную координацию», в рамках которой разграничим следующие более частные характеристики КП:

1) творческая независимость, свобода совести журналиста. Продуцент дискурса КП не ощущает профессионального давления со стороны учредителя, владельца СМИ, главного редактора, спонсора или другого лица, которое могло бы осуществлять непосредственный прямой контроль над содержательной стороной издания. Таким образом, на первый план выдвигаются риторические принципы отечественного речевого идеала - правдивость, искренность (А.К. Михальская), а также прагматическая конвенция «единство слов, убеждений и дел» (Н.Д. Арутюнова);

2) гарантия достоверности информации, разграничение мнений и фактов. В отличие от журналистов из коммерческих проектов, продуцент качественного СМИ не ставит во главу угла извлечение прибыли; для него важно, в первую очередь, донести объективную информацию до читателя, вынести на его суд мнения и оценки разных сторон конфликта, независимых экспертов. Главную ценность для автора

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

представляет аудитория издания, ее сохранение и расширение. Таким образом, во главу угла помещается «Мысль - Истина» как логосная доминанта ЛР идеала.

3) безоговорочное соблюдение принципов журналистской этики, высокий уровень профессиональной ответственности. Продуцент дискурса КП осуждает негативные факты действительности и нарушения моральных норм, освещает и акцентирует положительные явления, события, оказывает воспитательное воздействие на коллективную языковую личность. Как известно, этос ритора -стремление к общественному благу, четкая гражданская позиция; триединый моральный конструкт: этос самого автора, персонажа журналистского материала и его предполагаемого читателя - в совокупности генерирует этически ответственный и социально значимый идиодискурс автора КП («риторский статус» в структуре литературной личности [11, с. 304-307]), обеспечивая высокое качество журналистского продукта. В центре внимания, таким образом, «Благо - Добро» как этосная доминанта ЛР идеала.

Элокутивный аспект языка и стиля материалов КП отличает отсутствие лексических и грамматических операций разговорного стиля речи, сложных синтаксических конструкций, в художественно-публицистических жанрах - широкое употребление изобразительно-выразительных средств. В целом можно констатировать наличие логосно-этосной доминанты при тенденции к минимизации пафосного компонента.

В аспекте периферийных компонентов дискурс-практик КП следует учитывать, что к корпоративной языковой личности продуцента того или иного периодического издания, помимо авторов журналистских материалов, примыкают рекламодатели (см. [14]). Реклама в КП - высокостатусная, направленная на обеспеченного потребителя, ценящего комфорт. Это качественно и стильно исполненная полиграфическая реклама - жилья, автомобилей, парфюма, марок одежды, курортов - спокойных тонов, не режущая глаз своей яркостью, которая соответствует политике дизайна такого типа СМИ: превалирование текстовых материалов над иллюстрациями.

5. Реципиент дискурса СМИ (социостратная языковая личность, носитель как «фактор адресата»). Исследовав названные выше издания КП на интерактивность, учитывая адресата размещаемой в них рекламы, приходим к выводу: адресат КП - читатель обоих полов, от двадцати лет, преимущественно среднего возраста, образованный, с высоким социальным статусом, заработной платой средней и выше средней, имеющий независимые суждения и собственную точку зрения, стремящийся к саморазвитию, социально активный.

В рамках коллективной «языковой личности россиянина» [12] мы выделяем групповую («аудиторную») языковую личность «реципиент качественных СМИ». На примере отечественных изданий в ней можно условно выделить социостратные подгруппы, которые далее представим с попыткой ранжирования в аспекте влиятельности и представленности: 1) элита, обладающая сверхдостатком и властью, непосредственно участвующая в решении общественных и государственных вопросов; 2) средний класс, имеющий потенциальные ресурсы влияния на властные структуры; 3) творческая интеллигенция, неравнодушная к социальным процессам и стремящаяся принимать участие в общественной жизни страны, региона; 4) студенческо-преподавательская прослойка общества, поднимающая актуальные и остросоциальные темы. Таким образом, на сегодняшний день российская КП занимает свое особое место в рамках «лингвориторико-герменевтического круга» (адресат строит свой рецептивный дискурс-интерпретанту как вторичной дискурс на основе первичного, авторского, см. [1]) в секторе полиэтносоциокультурно-образовательного пространства «СМИ - аудитория».

В современных условиях функцию информирования, развлечения и «воспитания» аудитории все более берут на себя интернет, новые сетевые издания. (В связи с этим актуальна концепция Сочинской ЛР школы - системное использование социальных медиа в процессах научной, образовательной и инновационной сфер [6-8, 22]). Позволим себе прогнозировать, что с неизбежным падением тиражей массовых печатных изданий такой тип дискурса СМИ, как КП, напротив, укрепит свои позиции в формате печатного периодического СМИ на медийном рынке - в качестве прерогативы интеллектуального слоя общества. Это обусловлено тем, что ЛР стратегия и тактики, стиль взаимодействия обобщенного продуцента дискурс-практик КП и ее

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

элитарного реципиента обеспечивают влиятельность и востребованность исследуемых изданий в информационном обществе эпохи глобализации. Список использованной литературы:

1. Ворожбитова А.А. Дискурсивные процессы литературно-художественной коммуникации и тип литературной личности «писатель русского зарубежья»: лингвориторический подход // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2015. № 20. С. 11-16.

2. Ворожбитова А.А. Интегральная лингвориторическая компетенция языковой личности и механизмы ее реализации // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2003. №3. С. 134-142.

3. Ворожбитова А.А. Лингвориторическая парадигма как интегративная исследовательская призма в филологической науке // Европейский исследователь. 2010. №2. С. 183-190.

4. Ворожбитова А.А. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Монография. Сочи: РИО СГУТиКД, 2000. 317 с.

5. Ворожбитова А.А. Лингвориторические основы изучения медийного дискурса и система принципов (на примере глянцевых гламурных журналов) // Филология и журналистика: центробежное притяжение: Сб. науч.тр. Краснодар: КубГУ, 2014. С. 288-294.

6. Ворожбитова А.А. Опыт моделирования Стратегии использования социальных медиа в процессах научно-технической и инновационной сфер: лингвориторический подход // European Researcher, 2014, Vol.(88), № 12-1. P. 2093-2100. 0,47 п.л.

7. Ворожбитова А.А. Опыт проектирования стратегии использования социальных медиа в процессах научно-технической и инновационной сфер // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития '2014. Сборник научных трудов SWorld. Выпуск 3(36). Том 20. Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2014. ЦИТ: 314-743. С 34-39. 0,3 пл.

8. Ворожбитова А.А. Применение социальных медиа для развития научного потенциала России: опыт Сочинского госуниверситета и стратегические перспективы // Известия Сочинского государственного университета. 2015. №3-1 (36). С. 222-228.

9. Ворожбитова А.А. Сочинская лингвориторическая школа: программа и некоторые итоги // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1. С. 77-83.

10. Ворожбитова А.А. Текст как синергетическая структура лингвориторического характера // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2003. №2. С. 25-34.

11. Ворожбитова А.А. Теория текста: Антропоцентрическое направление: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Высшая школа 2005. 367 с.

12. Ворожбитова А.А. «Языковая личность россиянина» как классификационный тип (к постановке проблемы) // Россия и славянский мир в контексте многополярности: Матер. VII Международной научной конференции. Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2010. С. 46-52.

13. Ворожбитова А.А., Скулкин, О.В. Глянцевый журнальный дискурс-ансамбль как актуальный дискурсивный процесс в лингвориторической парадигме: опыт натуралистической интерпретации // Современные направления теоретических и прикладных исследований '2014. Сборник научных трудов SWorld. Выпуск 1. Т. 22. Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2014. №114-763. С. 49-56.

14. Ворожбитова А.А., Скулкин О.В. Журналист как профессиональная языковая личность в лингвориторике современного российского глянцевого дискурса / А.А. Ворожбитова, О.В. Скулкин // Известия Сочинского государственного университета. 2013. №3 (26). С. 185-188.

15. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: учеб. пособие / А.А. Грабельников / / Москва: РИП-холдинг, 2005. 274 с.

16. Дюбуа Ж., Эделин Ф. и др. Общая риторика. М.: Прогресс, 1986. 392 с.

17. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С. Г. Корконосенко / / Москва: Аспект Пресс, 2001. 287 с.

18. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. Учебное пособие / А.К. Михальская. М.: Просвещение, 1996. 416 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

19. Скулкин О.В. Глянцевый журнальный дискурс в России XXI века: лингвориторические параметры функционирования гендер-идеала: автореферат дис. ... канд. филол. наук. 10.02.19 - теория языка. Майкоп: АГУ, 2014. 25 с.

20. Страшнов С.Л. Квалоид как актуальное медиапонятие / С.Л. Страшнов // Журналист. 2011. № 1. С. 82-85.

21. Тулупов В.В. Системный подход к типологии газеты / В.В. Тулупов // Открытая библиотека публикаций по социальным наукам «Social problems» - Теория и практика журналистики http://www.socprob.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=469:2012-02-28-18-53-16&catid=60:2012-02-28-13-11-47

22. Vorozhbitova A. Researchers' strategies of using social media in scientific and innovative spheres from the perspective of Sochi Linguistic & Rhetorical School // European Journal of So-cial and Human Sciences, 2015, Vol.(8), Is. 4. Р. 204-219. 2

© Попова М.А., 2016

УДК 80

Соколова Галина Евгеньевна

кандидат пед. наук, доцент МПГУ г. Москва, РФ E-mail: gesokolova@mail.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ И ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ НЕКОТОРЫХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В

СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация

В статье рассматриваются и анализируются современные устойчивые выражения русского языка, пословицы, поговорки, фразеологизмы и окказионализмы, употребляемые в сфере бизнеса и в политике.

Ключевые слова

Фразеологизмы, пословицы, поговорки, окказионализмы, бизнес, экономика, политика, язык СМИ.

За последние годы значительно увеличилось количество устойчивых выражений русского языка и фразеологизмов, употребляемых в современной деловой речи и публицистике. Общеизвестно, что наиболее быстро и часто реагируют на изменения в политике, бизнесе и социальных процессах газеты, журналы и другие средства массовой информации. Также можно отметить моментальные изменения в специальном компьютерном языке, в своеобразном сленге XXI века.

В современных языковых реалиях новые устойчивые выражения и фразеологизмы часто формируются с помощью метафорического анализа, расчленения и переосмысления их метонимического значения. Также формирование новых фразеологизмов происходит как на основе уже имеющихся пословиц и поговорок, так и на основе отрывков из каких-то актуальных в данный период времени литературных произведений, цитат из выступлений политиков, бизнесменов, спортсменов, артистов, журналистов, телевизионных ведущих и других популярных личностей. Постепенно наиболее яркие и запоминающиеся высказывания трансформируются, приобретают новое устойчивое значение и входят в общеупотребительный словарь, начиная использоваться, как в специфической речи, так и в языке простых людей, постепенно становясь общедоступными, понятными и уже необходимыми для придания речи яркости и эмоциональности.

Целью данной статьи является рассмотрение и анализ некоторых устойчивых речевых выражений и клише, которые стали особо актуальными и популярными за последние несколько лет. Наше современное общество очень политизировано, так как люди активно интересуются событиями, происходящими не только на территории нашей страны, но и во всем мире. Ведь политика управляет нашей жизнью, экономикой страны, а это отражается и на благосостоянии граждан, и на занятости населения, культуре, медицине,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.