Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПРОБЛЕМА ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE LEARNING / CRISIS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TRAINING OF PSYCHOLOGISTS / POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS OF DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аршинова Елена Владимировна, Янко Евгений Владимирович, Браун Ольга Артуровна, Аркузин Михаил Геннадьевич

Введение. Статья посвящена изучению системы отношений к дистанционной форме обучения студентами, переживающими типичный (продуктивный) и атипичный (непродуктивный) кризис профессионального становления. Методология. В основе исследования лежат методологические подходы, сформировавшиеся в рамках изучения проблемы кризиса профессионального становления в отечественной психологии. Было применено анкетирование для диагностики атипичного (непродуктивного) кризиса профессионального становления и групповое онлайн-интервью на выявление отношения студентов к переходу на новую форму обучения. Результаты. Изучено отношение студентов к разным формам обучения (дистанционное, очное), выделены положительные, по мнению студентов, и отрицательные стороны этих форм обучения, выявлена взаимосвязь между выбором дальнейшей профессиональной деятельности и отношением к форме обучения. Заключение. С точки зрения студентов с типичным (продуктивным) кризисом профессионального становления, отсутствует значимая разница в формах проведения занятий, тогда как студенты с атипичным (непродуктивным) кризисом профессионального становления предпочитают учиться дистанционно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аршинова Елена Владимировна, Янко Евгений Владимирович, Браун Ольга Артуровна, Аркузин Михаил Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EXPERIENCING A PROFESSIONAL CRISIS WITH DISTANCE LEARNING STUDENTS IN A COVID-19 PANDEMIC SITUATION

Introduction. The article is devoted to the study of the system of attitudes towards distance learning by students experiencing a typical (productive) and atypical (unproductive) crisis of professional development. Methodology. The research is based on the methodological approaches formed in the study of the problem of professional development in Russian psychology. A questionnaire was used to diagnose an atypical (unproductive) test of professional development. Results. The attitude of students to different forms of education (distance, full-time) was studied, the positive, in the opinion of students, and the negative aspects of these forms of education were highlighted, the relationship between the choice of further professional activity and the attitude to the form of education was revealed. Conclusion. From the point of view of students with a typical (productive) crisis of professional development, there is no significant difference in the forms of teaching. Whereas students with an atypical (unproductive) crisis of professional development prefer distance learning.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ COVID-19»

МАТЕРИАЛЫ V МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО МОЛОДЕЖНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА ^ЛОСТ: ПАТРИОТИЗМ, ОБРАЗОВАНИЕ, СТУДЕНЧЕСТВО»

МATERIALS OF THE FIFTH (V) INTERREGIONAL YOUTH SCIENCE AND EDUCATION FORUM "RE:POST: PATRIOTISM, EDUCATION, STUDENTSHIP"

УДК/UDC 378:004

Е. В. Аршинова, Е. В. Янко, О. А. Браун, М. Г. Аркузин Y. Arshinova, E. Yanko, O. Braun, M. Arkuzin

ПРОБЛЕМА ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ COVID-191

THE PROBLEM OF EXPERIENCING A PROFESSIONAL CRISIS WITH DISTANCE LEARNING STUDENTS IN A COVID-19 PANDEMIC SITUATION

Введение. Статья посвящена изучению системы отношений к дистанционной форме обучения студентами, переживающими типичный (продуктивный) и атипичный (непродуктивный) кризис профессионального становления.

Методология. В основе исследования лежат методологические подходы, сформировавшиеся в рамках изучения проблемы кризиса профессионального становления в отечественной психологии. Было при-

1 Статья написана при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00066 «Система идентичности личности учащейся молодежи: динамика, факторы, угрозы». This article was written with the financial support of the Russian Federal Property Fund in the framework of the scientific project No. 19-013-00066 "The system of personality identity of students: dynamics, factors, threats".

менено анкетирование для диагностики атипичного (непродуктивного) кризиса профессионального становления и групповое онлайн-интервью на выявление отношения студентов к переходу на новую форму обучения.

Результаты. Изучено отношение студентов к разным формам обучения (дистанционное, очное), выделены положительные, по мнению студентов, и отрицательные стороны этих форм обучения, выявлена взаимосвязь между выбором дальнейшей профессиональной деятельности и отношением к форме обучения.

Заключение. С точки зрения студентов с типичным (продуктивным) кризисом профессионального становления, отсутствует значимая разница в формах проведения занятий, тогда как студенты с атипичным

(непродуктивным) кризисом профессионального становления предпочитают учиться дистанционно.

Introduction. The article is devoted to the study of the system of attitudes towards distance learning by students experiencing a typical (productive) and atypical (unproductive) crisis of professional development.

Methodology. The research is based on the methodological approaches formed in the study of the problem of professional development in Russian psychology. A questionnaire was used to diagnose an atypical (unproductive) test of professional development.

Results. The attitude of students to different forms of education (distance, full-time) was studied, the positive, in the opinion of students, and the negative aspects of these forms of education were highlighted, the relationship between the choice of further professional activity and the attitude to the form of education was revealed.

Conclusion. From the point of view of students with a typical (productive) crisis of professional development, there is no significant difference in the forms of teaching. Whereas students with an atypical (unproductive) crisis of professional development prefer distance learning.

Ключевые слова: дистанционное обучение, кризис профессионального становления, подготовка психологов, положительные и отрицательные аспекты дистанционной формы обучения.

Keywords: distance learning, crisis of professional development, training of psychologists, positive and negative aspects of distance learning.

Введение

В психолого-педагогической научной литературе сложилось устойчивое представление, что кризисы профессионального становления по своей сути являются нормой: происходит изменение ценностно-смысловых составляющих профессионального сознания, формируется профессиональная идентичность, возникают профессиональные установки и цели профессиональной деятельности [1-4].

Нами выделяются два основных типа переживания кризиса профессионального становления -типичный (продуктивный), в процессе которого формируются позитивные психологические новообразования, и атипичный (непродуктивный), приводящий к стагнации или даже редукции профессионального развития.

Проблема данного исследования заключается в изучении отношения студентов с типичным (продуктивным) и атипичным (непродуктивным) кризи-

сом профессионального становления к дистанционной форме обучения. Проблема выбрана неслучайно: даже в ситуации аудиторной формы обучения студенты, переживающие атипичный (непродуктивный) кризис профессионального становления, испытывают целый ряд трудностей в социальной, социально-психологической, психической адаптации к учебно-профессиональной деятельности, а переход на дистанционное обучение может быть сопряжен с усугублением течения кризиса, появлением и развитием негативных тенденций в плане профессионального становления [3; 4].

Методология

Для диагностики студентов, переживающих атипичный (непродуктивный) кризис профессионального становления, нами была разработана и апробирована анкета [5], по результатам проведения которой было выделено 35 студентов (54,7 %) с типичным (продуктивным) кризисом профессионального становления и 29 студентов (45,3 %) с атипичным (непродуктивным) кризисом профессионального становления. Исследование проводилось в мае 2020 года во время дистанционного обучения. Всего было обследовано 64 студента социально-психологического института Кемеровского государственного университета направления подготовки 37.03.01 «Психология» с 1-го по 4-й курсы, из них 7 юношей, 57 девушек в возрасте от 18 до 23 лет.

Для сбора информации о переживаниях, связанных с переходом на дистанционное обучение, нами было проведено групповое онлайн-интервью, направленное на выявление актуальных переживаний студентов, обучающихся в новых для них условиях. В дальнейшем полученные результаты были обработаны, проанализированы, интерпретированы, а результаты данного группового интервью легли в основу этой статьи.

Результаты

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были выявлены студенты с типичным (продуктивным) и атипичным (непродуктивным) протекающими кризисами профессионального становления. На втором этапе студентам было предложено ответить на вопросы специально разработанного гайда интервью, направленного на выявление отношения студентов к дистанционному обучению и будущей профессии. Ответы на первый вопрос «Как, по вашему мнению, влияет на качество профессиональной подготовки переход на дистанционное обучение?» распределились следующим образом. Среди студентов

с типичным (продуктивным) протекающим кризисом профессионального становления большинство -29 чел. (82,8 %) - отмечают, что переход на дистанционное обучение положительно сказывается на качестве обучения. Они отмечают, что работа на различных дистанционных платформах позволяет больше сконцентрироваться на теме занятий, при этом меньше отвлекающих моментов, имеется возможность записи лекций в электронном формате и содержательная сторона лекции не страдает. Отмечается, что преподаватели стали чаще использовать наглядные материалы, презентации, плакаты, схемы. Студенты, которые затруднялись задать вопросы преподавателю в аудитории, при дистанционном обучении чувствуют себя более уверенно. Но отмечается и ряд недостатков. Отрицательно оценили переход на дистанционное обучение 6 человек (17,2 %). Они считают, что отсутствие непосредственного контакта с преподавателем во время занятия, живого общения затрудняет усвоение нового лекционного материала. Отсутствие устного опроса не позволяет преподавателю объективно оценить уровень подготовленности студентов к занятию. В онлайн-режиме в связи с техническими особенностями (выключенные микрофоны у студентов для избегания фонового шума и пр.) невозможно задать вопрос сразу, уточнить непонятные моменты, акцентировать внимание преподавателя на тех или иных аспектах.

Распределение ответов на первый вопрос среди студентов с атипичным (непродуктивным) кризисом профессионального становления выглядит следующим образом. Здесь число студентов, которые положительно оценивают переход на дистанционное обучение, выше - 15 человек (52 %). В целом эта группа студентов отмечает те же трудности и проблемы дистанционного обучения, что и студенты с типичным (продуктивным) кризисом профессионального становления. Однако выявлены проблемы, которых не было ранее. Например, отмечается, что дистанционное обучение «расхолаживает», не хватает живого общения с одногруппниками, сами занятия проходят «скучнее», а многие вопросы остаются непонятными. Хотя в обеих группах отмечается, что учиться стало проще.

В ходе группового интервью студентам была предложена гипотетическая ситуация, когда они могли бы выбрать форму обучения (аудиторная или дистанционная). Студенты с типичным (продуктивным) кризисом профессионального становления в большинстве случаев разницу в формах обучения не видят -26 человек (74,2 %). По их мнению, есть свои плюсы и минусы в обеих формах обучения, качество подго-

товки от формы обучения не зависит. При этом однозначно выбирают аудиторную форму обучения 7 студентов (20 %), 2 студента (5,8 %) предпочли дистанционное обучение.

Среди студентов с атипичным (непродуктивным) кризисом профессионального становления ответы распределились следующим образом. Предпочитают дистанционную форму обучения 24 студента (83 %). Кроме уже описанных положительных сторон, отмечаются достаточно расплывчатые формулировки, такие как «учиться легче», «не надо ездить в университет», «проще писать контрольные работы», «можно одновременно слушать лекции и заниматься другими делами (принимать пищу, ухаживать за руками, и пр.)». Остальные студенты - 5 человек (17 %) - разницы в формах обучения не видят.

Далее студентам было предложено субъективно оценить свой уровень знаний о будущей профессии: «Насколько хорошо вы знаете будущую профессиональную деятельность?». Ответы распределились следующим образом. Среди студентов с типичным (продуктивным) кризисом профессионального становления большинство респондентов считают, что они неплохо знают свою будущую профессиональную деятельность - 30 человек (86 %). Студенты, переживающие атипичный (непродуктивный) кризис, более склонны отмечать недостаток знаний о будущей профессии - 21 человек (72 %). Возможно, низкая мотивация и недостаток целеполагания в отношении выбранной профессии снижают любопытство и любознательность в отношении будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, такой выбор ответа может отражать характерную для студента с атипично (непродуктивно) протекающим кризисом заниженную самооценку и недостаточно позитивный «Я-образ» [6].

В продолжение исследования студентам было предложено высказать свое мнение по содержательным аспектам предметов профессионального профиля: «Насколько вам интересны профессиональные дисциплины?». Студенты с типичным (продуктивным) кризисом профессионального становления в подавляющем большинстве - 33 человека (94 %) - отмечают, что предметы профессионального цикла являются наиболее интересными среди всех предметов учебного плана. Иначе ситуация обстоит среди студентов с атипично (непродуктивно) протекающим кризисом: только 50 % студентов (15 человек) отмечают особый интерес к дисциплинам профессионального профиля.

Мы помним, что студенты с атипично (непродуктивно) протекающим кризисом профессиональ-

ного становления отмечают недостаточность знаний о будущей профессии, что они и не прикладывают особых усилий для изучения профессиональных дисциплин во время учебного процесса. Это указывает либо на отсутствие мотивов профессионального становления, либо на то, что эти мотивы только «знае-мые» и не потенцируют учебно-профессиональную деятельность. Так как атипично (непродуктивно) протекающий кризис профессионального становления является сложным комплексным явлением, такое положение дел может быть связано и с эмоциональным неблагополучием, конфликтами, социально-психологической дезадаптацией [7].

Представляет интерес распределение выбора дистанционной или аудиторной формы обучения среди студентов разной степени заинтересованности в предметах профессионального профиля. Среди студентов, для кого форма обучения является равнозначной, большинство обучающихся высоко оценивают свои знания в области будущей профессиональной деятельности - 25 человек (81 %), также в этой группе большинство студентов - 23 человека (74 %) - считают наиболее интересными и важными дисциплины профессионального профиля.

Кроме того, интересным кажется факт, что 100 % студентов, для кого форма обучения не имеет значения, в дальнейшем собираются работать по профилю подготовки.

Заключение

Таким образом, существуют различия в системе отношений студентов с типичным (продуктивным) и атипичным (непродуктивным) кризисом профессионального становления к предпочитаемой форме обучения. Для большинства студентов с нормативным кризисом профессионального становления являются равнозначными очная и дистанционная формы обучения, тогда как для студентов с атипичным (непродуктивным) кризисом более характерен выбор дистанционной формы обучения. Обе группы выделяют как положительные, так и отрицательные моменты, связанные с дистанционной формой обучения. Кроме того, студенты с атипичным (непродуктивным) кризисом профессионального становления в меньшей степени проявляют интерес к предметам профессионального цикла, ниже оценивают свой уровень знаний о будущей профессии. Соответственно, уровень профессиональной подготовки, по мнению студентов, в большей степени зависит от мотивации, уровня подготовки преподавателя, личной заинтересованности студентов, а не от формы обучения.

Литература

1. Аршинова Е. В., Билан М. А. Ценностно-смысловые аспекты переживания кризисов профессионального становления в процессе обучения в вузе // Психология индивидуальности : материалы V Междунар. науч. конф. М., 2015. С. 219-221.

2. Манукян В. Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 109-117.

3. Валиуллина Е. В. Психологические особенности кризисов профессионального самоопределения в процессе высшего медицинского образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 2. С. 131-134.

4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 6. С. 35-44.

5. Аршинова Е. В., Янко Е. В. Личностные особенности клинических психологов, переживающих кризис профессионального становления в период обучения в вузе // Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и клинической психологии : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 115-летию со дня рождения австрийского психиатра и психолога В. Э. Франкла. Кемерово, 2020. С. 48-55.

6. Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности в профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность. Хабаровск, 2008. С. 147-159.

7. Идентичность как динамическая иерархическая система: социальный и культурный контекст формирования / М. С. Яницкий, А. В. Серый, О. А. Браун, и др. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2. С. 131-140.

References

1. Arshinova Ye. V., Bilan M. A. Cennostno-smyslovye aspekty perezhivaniya krizisov professional'nogo stanovleniya v processe obucheniya v vuze [Value-semantic aspects of experiencing the crises of professional development in the learning process in the university]. Psychology of individuality. Proceedings of the V International Scientific Conference. Moscow, 2015, pp. 219-221. (In Russian).

2. Manukyan V. R. Psihologicheskoe soderzhanie i faktory vozniknoveniya krizisa professional'nogo razvitiya u studentov vuza [Psychological content and genesis factors of professional development crisis among students of higher education institutions]. Psychological Science and Education, 2011, no. 4, pp. 109-117. (In Russian).

3. Valiullina Ye. V. Psihologicheskie osobennosti krizisov professional'nogo samoopredeleniya v processe vysshego medicinskogo obrazovaniya [Psychological features of crises of professional self-determination in the course of the higher medical education]. Bulletin of Kemerovo State University, 2011, no. 2, pp. 131-134. (In Russian).

4. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Krizisy professional'nogo stanovleniya lichnosti [Crisis of professional development of personality]. Psychological Journal, 1997, vol. 18, no. 6, pp. 35-44. (In Russian).

5. Arshinova Ye. V., Yanko E. V. Lichnostnye osobennosti klinicheskih psihologov, perezhivayushchih krizis professional'nogo stanovleniya v period obucheniya v vuze [Personal characteristics of clinical psychologists experiencing the crisis of professional formation during the period of studying at the university]. Topical psychiatry, narcology and clinical psychology. Collection of materials from the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 115th anniversary of the birth

of Austrian psychiatrist and psychologist V. E. Frankl. Kemerovo, 2020, pp. 48-55. (In Russian).

6. Yanitskiy M. S., Seryy A. V. Razvitie sistemy cennostno-smyslovyh orientacij lichnosti v professional'noj deyatel'nosti specialistov deontologicheskogo statusa [Development of the system of value-semantic orientations of the individual in the professional activity of specialists in deontological status]. Personality and professional activity. Khabarovsk, 2008, pp. 147-159. (In Russian).

7. Yanitskiy M. S., Seryy A. V., Braun O. A., Pelekh Yu. V, Maslova O. V., Sokolskaya M. V., Sanzhaeva R. D., Monsonova A. R., Bagbaeva S. B. Neyaskina Yu. Yu, Kadyrov R. V., Kapustina T. V. Identichnost' kak dinamicheskaya ierarhicheskaya sistema: social'nyj i kul'turnyjkontekst formirovaniya [Identity as a dynamic hierarchical system: social and cultural context of formation]. Bulletin of Kemerovo State University, 2018, no. 2, pp. 131-140. (In Russian).

УДК/UDC 378 М. М. Горбатова, М. А. Билан, Е. Н. Ермолаева

M. Gorbatova, M. Bilan, E. Ermolaeva

СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ COVID-19

THE SYSTEM OF STUDENTS' IMAGINATION ABOUT COVID-19 SOCIAL ASPECTS

Введение. Фокус-групповое исследование, проведенное в самом начале вхождения в пандемию коро-навирусной инфекции со студентами КемГУ и двух московских вузов, позволило установить особенности их представлений о некоторых социальных аспектах COVID-19, в частности отношения к соблюдению режима самоизоляции, освещению проблемы в СМИ, мерам профилактики.

Методология. Отношение студенческой молодежи к различным социальным аспектам COVID-19 изучалось посредством следующих методов: фокус-группа, шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан), тест-опросник «Определение уровня самооценки» С. В. Ковалева.

Результаты. Выявлены экзогенные и эндогенные факторы, определяющие причины несоблюдения мер профилактики. Кроме того, было установлено, что ни уровень самооценки испытуемых, ни их показатели тревожности не влияют на отношение к корона-вирусной инфекции.

Заключение. Выделенные особенности реагирования молодежи на угрозу позволяют спрогнозировать изменения в их реальном поведении и готовности к принятию/отвержению мер социального контроля.

Introduction. A focus-group study conducted with students of KemSU and two Moscow Universities at the very beginning of entering the coronavirus pandemic allowed to reveal the specifics of their perception of certain social aspects of COVID-19, in particular, their attitude to self-iso-

lation regime, media coverage of the problem, and prevention measures.

Methodology. The student youth's attitude to various social aspects of COVID-19 was studied using the following methods: focus group, personal anxiety scale (A. M. Prikhozhan), questionnaire test "Determining the self-esteem level" by S. V. Kovalev.

Results. Exogenic and endogenic factors determining the reasons to disregard prevention measures were identified. In addition, the authors found out that neither the level of students' self-esteem, nor their anxiety indicators affected the attitude to the coronavirus infection.

Conclusion. The revealed specifics of the youth's response to the threat make it possible to predict changes in their real behavior and readiness to accept/reject social control measures.

Ключевые слова: студенческая молодежь, корона-вирусная инфекция, самоизоляция, самооценка, уровень тревожности.

Keywords: student youth, coronavirus infection, self-isolation, self-esteem, anxiety level.

Введение

Мировая история насыщена данными о различных пандемиях (черная оспа, чума, холера, испанский грипп, ВИЧ-инфекции и др.). На сегодняшний день пандемия определяется как высший уровень развития процесса распространения инфекционного заболевания среди людей [2]. Особенностью коронавирус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.