Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПЕРЕСТРОЙКИ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»'

ПРОБЛЕМА ПЕРЕСТРОЙКИ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основы безопасности жизнедеятельности / постнеклассическая педагогика / гуманитарный подход / содержание образования / самопознающая личность / диалогическая ситуация / fundamentals of life safety / post-non-classical pedagogy / humanitarian approach / content of education / self-knowing personality / dialogic situation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Светлана Владимировна, Михайлов Сергей Васильевич, Эрдниева Оксана Игорьевна

В статье поставлен вопрос о пересмотре содержания школьной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в ракурсе постнеклассической педагогики и гуманитарного подхода. Проведен анализ исследований, посвященных изучению ОБЖ в школе, и выделены основные проблемные моменты. Обоснована необходимость построения содержания образования в области безопасности жизнедеятельности на основе гуманитарного принципа. Выводы сделаны на основании сравнения предметоцентрированного и гуманитарно-ориентированного отношения к содержанию. В статье приведены данные обследования учащихся, студентов и начинающих учителей ОБЖ, касающиеся их отношения к смещению акцента внимания с отчужденной от личности информации на самопознание личности. Сформулированы примерные вопросы, составляющие содержательную основу учебных диалогических ситуаций в исследуемой области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Светлана Владимировна, Михайлов Сергей Васильевич, Эрдниева Оксана Игорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the question of revising the content of the school discipline “Fundamentals of Life Safety” from the perspective of post-non-classical pedagogy and a humanitarian approach. An analysis of studies devoted to the study of life safety in school was carried out, and the main problematic issues were identified. The necessity of constructing the content of education in the field of life safety on the basis of the humanitarian principle is substantiated. Conclusions are drawn based on a comparison of subject-centered and humanitarian-oriented attitudes to content. The article presents data from a survey of pupils, students and beginning life safety teachers regarding their attitude towards shifting the focus of attention from information alienated from the individual to self-knowledge of the individual. Sample questions are formulated that form the substantive basis of educational dialogic situations in the field of education under study.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПЕРЕСТРОЙКИ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

4. Мошнина, Р.Ш. Роль электронных образовательных ресурсов в формировании информационной компетенции младших школьников / Р.Ш. Мошнина, Т.П. Хиленко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2021. - №5 (77). - С. 71-74

5. Муминходжаева, Н.Н. Дидактические возможности использования электронных ресурсов при обучении младших школьников / Н.Н. Муминходжаева, А.Т. Искакова // Academic research in educational sciences. - 2021. -№ 1. - С. 641-646

6. Петрова, Н.П. Готовность будущих педагогов к сетевому взаимодействию с обучающимися в условиях цифровизации образования / Н.П. Петрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-1. -С. 235-237

7. ЧГПУ создаст первую в России сеть Педагогических мастерских // ЧГПУ. - URL: https://clck.ru/35zpsP (дата обращения: 05.04.2023)

8. Чеботарева, О.В. О тенденциях развития современной школы в России / О.В. Чеботарева // Национальная ассоциация ученых. - 2023. - №86-3. - С. 43-45

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Портал "Гарант.ру": [сайт]. -URL https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

Педагогика

УДК 373

доктор педагогических наук, профессор Белова Светлана Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста); магистрант направления «Педагогическое образование» Михайлов Сергей Васильевич Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста); магистрант направления «Педагогическое образование» Эрдниева Оксана Игорьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста)

ПРОБЛЕМА ПЕРЕСТРОЙКИ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация. В статье поставлен вопрос о пересмотре содержания школьной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в ракурсе постнеклассической педагогики и гуманитарного подхода. Проведен анализ исследований, посвященных изучению ОБЖ в школе, и выделены основные проблемные моменты. Обоснована необходимость построения содержания образования в области безопасности жизнедеятельности на основе гуманитарного принципа. Выводы сделаны на основании сравнения предметоцентрированного и гуманитарно-ориентированного отношения к содержанию. В статье приведены данные обследования учащихся, студентов и начинающих учителей ОБЖ, касающиеся их отношения к смещению акцента внимания с отчужденной от личности информации на самопознание личности. Сформулированы примерные вопросы, составляющие содержательную основу учебных диалогических ситуаций в исследуемой области образования.

Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, постнеклассическая педагогика, гуманитарный подход, содержание образования, самопознающая личность, диалогическая ситуация.

Annotation. The article raises the question of revising the content of the school discipline "Fundamentals of rife Safety" from the perspective of post-non-classical pedagogy and a humanitarian approach. An analysis of studies devoted to the study of life safety in school was carried out, and the main problematic issues were identified. The necessity of constructing the content of education in the field of life safety on the basis of the humanitarian principle is substantiated. Conclusions are drawn based on a comparison of subject-centered and humanitarian-oriented attitudes to content. The article presents data from a survey of pupils, students and beginning life safety teachers regarding their attitude towards shifting the focus of attention from information alienated from the individual to self-knowledge of the individual. Sample questions are formulated that form the substantive basis of educational dialogic situations in the field of education under study.

Key words: fundamentals of life safety, post-non-classical pedagogy, humanitarian approach, content of education, self-knowing personality, dialogic situation.

Введение. В современном обществе с каждым годом все более расширяется и актуализируется проблематика, связанная с безопасностью жизнедеятельности. С внедрением во всех сферах цифровых технологий и нарастанием информационных войн появились новые виды угроз. Надо признать, что сегодня существует целый комплекс причин, приводящих к чрезвычайным ситуациям - как природного, так и техногенного, антропогенного и экологического происхождения [12, С. 116]. В обществе, как нетрудно увидеть по сообщениям в соцсетях, множатся настроения тревожности, страха и паники. Перед человеком возникли экзистенциальные глобальные вызовы [9]. Гсть результаты недавнего опроса более 10 тысяч человек из разных стран, в которых обследуемые утверждают, что мир стал еще более опасным в последние несколько лет и что нынешнее состояние мира они могут описать такими характеристиками, как «ужасный», «страшный», «пугающий», «хаотичный», «пандемический» [9, С. 50].

В связи с этим возникает ряд закономерных вопросов, связанный с пониманием особенностей формирования у растущего человека опыта личной безопасности. Как готовить детей к безопасной жизни в условиях нестабильного и постоянно угрожающего мира? Какова в этом роль учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»? Нужно ли все темы, связанные с существующими сегодня опасностями, «запихивать» в этот предмет? Насколько эффективно традиционное изучение данной дисциплины в школе, связанное с «книжным» освоением ее содержания? Каков ее воспитательный потенциал, позволяющий не просто «знать» о тех или иных угрозах и методах противостояния им, но и предотвращать их, видеть личностный смысл в безопасности, относиться к жизни как ценности?

Кроме того, возникает вопрос мотивации школьников в отношении к ОБЖ. Казалось бы, важность предмета неоспорима, но дети относятся к нему как к второстепенному и незначимому. Нами было проведено обследование школьников 9 классов четырех городских и сельских школ Республики Калмыкия (54 чел.), посвященное выявлению их отношения к изучению основ безопасности жизнедеятельности. Мы использовали опросник Т.Д. Дубовицкой, позволяющий определить уровень мотивации школьников к предмету ОБЖ [4]. Было выявлено, что у 71% школьников данный предмет считается «второстепенным». Интересно заметить, что подобные обследования проводились и другими исследователями, у

которых схожие результаты, свидетельствующие о низкой значимости ОБЖ для детей [10]. Возможно, причину такого отношения к предмету стоит искать не в сравнении с дисциплинами, которые более важны учащимся в плане ЕГЭ, а в сложившейся практике преподавания?

Вопросы, которые мы ставим в нашем исследовании, касаются, в первую очередь, поиска новых методологических основ в построении содержания курса основ безопасности жизнедеятельности, отвечающего современным требованиям к образованию. Следует заметить, что разные авторы по-разному трактуют содержание и объем данного предмета - от упрощения до «охраны труда», до обеспечения безопасности «во вселенских масштабах» [12, С. 119]. Анализ литературы, посвященной школьному курсу основ безопасности жизнедеятельности, позволяет говорить о том, что сегодня отсутствуют единые методические подходы к его преподаванию. Повышение эффективности преподавания данной дисциплины исследователи видят в развитии связей между учебными предметами по естествознанию, обществознанию и другим, а также в интеграции знаний по экологии и основам безопасности жизнедеятельности, активном внедрении проектной деятельности и учебных исследований [11]. Среди недостатков отмечается отсутствие индивидуального подхода к обучающимся, что создает трудности формирования социальной и психологической адаптированности личности к действиям в чрезвычайных ситуациях [1]. Анализ учебных и учебно-методических пособий по основам безопасности жизнедеятельности позволяет констатировать преобладание описательного подхода к теоретическому материалу и ориентированность на трансляцию готовых знаний в форме объяснения тех или иных фактов, явлений, ситуаций.

По нашему мнению, проблема заключается в необходимости принципиально иного взгляда на преподавание основ безопасности жизнедеятельности. И дело тут не столько в расширении предметного содержания и в новых методах обучения, сколько в поиске некого фундаментального принципа, который связан с переводом акцента внимания от внешних объектов на понимание внутреннего субъекта (самого воспринимающего), осознающего ценность идеи безопасности жизнедеятельности. Речь о новом принципе «сборки» содержания дисциплины и новой позиции ученика в изучении ОБЖ. Что может собой представлять такой принцип? Попытку ответить на этот вопрос мы делаем в данной статье.

Изложение основного материала статьи. Школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» не имеет столь богатой истории развития, как многие другие учебные дисциплины. Он сравнительно молодой, и за несколько десятилетий его существования в педагогическом сообществе не выработалось еще единое мнение по поводу его содержания и методик преподавания. Хотя накоплен немалый исследовательский опыт, разработано много методик и расширились источники получения информации, вопрос о целостности содержания остается открытым. На наш взгляд, дело не только в том, что «на сегодняшний день отсутствует система предметных понятий, отображающих взаимосвязи природной, социальной и техногенной сфер жизнедеятельности» [11], но в том, что принцип построения курса остается предметоцентрированным. Необходимо смещение в сторону новой методологии, ставящей в центр не предметное знание, а познающего человека и осмысление феномена безопасности жизнедеятельности как личностной ценности. Такова методология постнеклассической педагогики (В.Л. Бенин, И.А. Колесникова, B.C. Степин и др.) и гуманитарного подхода (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, В.И. Слободчиков и др.). Это означает, что необходимо идти не по пути наращивания информативной составляющей предмета, а требуется научная рефлексия по поводу ценностей и смыслов образования, изменяющих привычные образовательные стратегии и формы поведения «человека учащегося» [6, С. 3].

Круг тем и проблематики научной области знаний «Безопасность жизнедеятельности» довольно обширен. В него входят вопросы безопасности в городской среде, в быту, на природе, на дорогах и в транспорте, экологической безопасности, поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, здорового образа жизни, профилактики наркозависимости, психологической безопасности в информационной среде и другие. Человечество сегодня выходит на новый этап отношений с природой и той средой, которую он создал, и это этап глобальных угроз безопасности жизнедеятельности - личной, социальной, цивилизационной. Как пишет Ю.Н. Саямов, растущая сложность мира и отставание человека в понимании этой сложности сформировали и поставили в повестку дня проблему, которую стали называть «человеческим пробелом» (human gap), а убыстряющееся усложнение мировых процессов, условий жизни, используемых устройств, средств, способов и продуктов сегодня делает человека неспособным разобраться в их сути и возможных последствиях [9, С. 44]. Школьный курс, о котором идет речь, должен помочь обучающимся разбираться именно в сути этих происходящих жизненных процессах, связанных с угрозами и с заботой о безопасности. Он не может сводиться к простой информированности школьников. Результатом его изучения, с позиции постнеклассического знания и гуманитарного подхода, должно быть развитое самосознание личности, способной принять безопасность как ценность и понимать свою роль в «созидании» безопасной жизненной среды.

Гуманитарный ракурс видения предметного содержания основ безопасности жизнедеятельности заключается не только способах изучения угроз и поведения человека в ситуациях опасности, а, главным образом, в созидательно-субъектной позиции личности, обладающей знанием о себе и способной создавать безопасную среду. Нам могут возразить: зачем школьнику знать о себе и собственной позиции, когда он попадет в чрезвычайную ситуацию? Речь в данном случае идет о более глубинном понимании самого феномена безопасной жизни и о возможности средствами предмета ОБЖ формировать у детей позицию ответственности за собственную безопасность и безопасность других. Нужно развивать у ребенка видение глубинных причин опасного и безопасного поведения человека. И значит, необходима перестройка содержания, включающего опыт самопознания школьников и понимание ими фундаментальных процессов бытия.

Обратившись к истории жизни человечества и взглянув на ретроспективу философской мысли, мы найдем идею, которая живет столетиями: опасности, трудности, катастрофы, катаклизмы, хаос - это неотъемлемая часть жизни и эволюционного развития человечества. На протяжении веков менялись формы этих опасностей, их характер и особенности. В сегодняшнее время возрастают угрозы, связанные с человеческим фактором, с ноосферой. Человек создал угрожающий мир и сам становится самой главной угрозой для себя и других. И ему нужны не только знание о «мире вещей», но и о собственном внутреннем «ядерном реакторе». Сегодня мы видим, как в разных точках планеты именно человек, его эмоции и поведение нередко оказываются источником серьезных столкновений и катастроф.

Безопасность человека следует воспринимать как интегрированную систему, включающую в себя личное здоровье, воздух, воду, питание, условия жизни, права и обязанности, взаимодействие с окружающим миром и защиту от возможной агрессии и неправомерных действий, и она должна быть неотъемлемым принципом и высшим общественным приоритетом без границ и национальных исключений по политическому, религиозному или иному признаку [9, С. 49]. Такая безопасность должна обеспечиваться не только в контексте проблемы защиты от насилия, но с позиции укрепления социальной, моральной, духовной позиции человека, способного быть носителем идеи ненасилия.

Феномен безопасности волновал умы многих философов с античных времен. У Платона мы находим, что Сократ в своих диалогах предлагает посмотреть на три основных добродетели человека как на ценность - умеренность, храбрость и справедливость [7]. Первое связано со знанием, как обуздывать свои страсти и знать во всем меру. Второе - со знанием, как преодолевать опасности. Третье - со знанием, как соблюдать законы (земные и небесные). Эти качества можно рассматривать как истинную суть поведения человека в экстремальных ситуациях, но им нельзя научить - знание о них

будет действительно знанием только тогда, когда оно нравственно преобразует личность [2, С. 16]. Именно на такое «нравственно-личностное» формирование и нацелено изучение основ безопасности жизнедеятельности в контексте реализации гуманитарной модели образования [3], учитывающую субъективную реальность и внутренний план образовательного процесса.

Содержание школьного курса основ безопасности жизнедеятельности, традиционное выстраиваемое на основе принципов межпредметности и практикоориентированности, требует перестройки с учетом принципа гуманитарности. Данный принцип позволяет рассматривать учебную информацию как текст, а способ взаимодействия с ней как диалог [5, С. 172]. Что это значит в реальной педагогической практике? Это значит, что дети изучают не сами по себе чрезвычайные ситуации и способы их преодоления, а собственное восприятие их, свою способность различать глубинные уроки данных ситуаций для человека, понимание своего отношения к разным угрозам жизни.

Своеобразным «ценностным каркасом» традиционного курса основ безопасности жизнедеятельности выступают следующие понятия: «жизнь», «здоровье», «окружающая среда», «материальные ценности», «духовные ценности», которые красной нитью проходят через все содержание обучения и воспитания [5, С. 172]. С позиции гуманитарного принципа следует в эту ценностную сетку вписать понятие «самопознающий человек». И в этом случае возникает вопрос о построении адекватных данному принципу учебных ситуаций. Таковыми являются ситуации диалога, организуемые системой вопросов, которые обучающиеся «адресуют себе» [3].

Каково мое отношение к происходящим в мире процессам? Что я знаю о себе как носителе угроз для других и как источнике безопасности? Каково может быть мое поведение в чрезвычайной ситуации? Источником угроз или безопасности воспринимают меня другие люди? Что лично я могу внести в среду моей семьи (вуза, города), чтобы она была экологичной? Эти и подобные вопросы могут составлять основу диалогических ситуаций, из которых выстраивается образовательный процесс. В рамках преподавания ОБЖ сама ситуация диалога выступает как основа содержания образования, в которое включаются весь необходимый предметный материал. И с точки зрения гуманитарности, здесь важен не сам по себе учебный материал, а характер его осмысления и контекст отношений, в котором это осмысление происходит.

В рамках данного исследования нами был сформулирован примерный круг рефлексивных вопросов, которые могут составлять основу диалогических ситуаций на уроках, посвященных изучению ОБЖ. Вопросы касаются как знаний о собственном поведении личности в тех или иных опасных ситуациях, так и понимания своей роли в создании безопасной среды жизнедеятельности, философского осмысления себя как носителя социальной безопасности.

Сформулированные вопросы были предложены для обсуждения начинающим и будущим учителям основ безопасности жизнедеятельности. В беседе, в которой приняло участие 6 учителей и 23 студента, фактически все участники признались, что в ходе размышления над вопросами по-новому увидели возможности предмета ОБЖ и отметили повышение интереса к нему, увидев свою роль не в ракурсе функционирования (получения и передачи готового знания), а в ракурсе «исследователя собственной жизни».

Выводы. Традиционный подход к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности, широко описанный в педагогике, не учитывает новые знания о человеке и его сознании. В чем основное противоречие традиционного изучения ОБЖ? В том, что изучаются внешние объекты без понимания «устройства» восприятия этих объектов субъектов. Безусловно, надо знать существующие в мире угрозы, уметь их различать, маркировать, преодолевать. Но необходимо обратить внимание на субъективную составляющую, связанную с личностным отношением к происходящему. Сам человек и его отношение к опасностям (когда «у страха глаза велики») тоже выступает как угроза для себя. Опыт осмысления этого пока еще не включен в содержание основ безопасности жизнедеятельности. Уточнение данного опыта и включение в содержание образования школьников мы видим как одну из важных исследовательских задач.

Современное образование в области безопасности жизнедеятельности, призванное способствовать развитию личностных качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз, формированию потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности, воспитанию ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности [8], требует новых методологических оснований построения его содержания. Эти основания связаны с идеями постнеклассической педагогики и гуманитарного подхода. Перспективным следует признать построение содержания основ безопасности жизнедеятельности на основе принципа гуманитарности. Данный принцип смещает ракурс внимания с информационно-предметной составляющей в сторону самопознающей личности и создания диалогических ситуаций, в которых происходит процесс самопознания через систему вопросов рефлексивного характера. Проведенное в рамках исследования обследование будущих и начинающих учителей ОБЖ показало их заинтересованность в дальнейшем исследовании гуманитарной составляющей содержания предмета.

Обобщая философски, можно сказать, что должно быть не «запугивание» детей и формирование у них установки «в этом мире страшно жить», а более глубокое понимание возможностей своих действий в ситуациях угроз и готовности опираться на внутренние силы духа. Такая готовность вырастает из знаний о себе. Вот почему важно пересматривать содержание дисциплины и введение в него гуманитарной составляющей.

Литература:

1. Абаскалова, Н.П. Проблемы и перспективы программно-методического обеспечения предмета ОБЖ в школе на современном этапе / Н.П. Абаскалова, Э.М. Казин, A.C. Шинкаренко // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №3. -С. 180-185

2. Баишева, М.И Понимание безопасности личности как ценности в трудах античных философов / М.И Баишева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2015. -№2. - С. 15-17

3. Белова, C.B. Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель образования / C.B. Белова // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 19-27

4. Дубовицкая, Т.Д. Психологическая диагностика в контекстном обучении / Т.Д. Дубовицкая. - М.: Альфа, 2003.- 116 с.

5. Картавых, М.А. Воспитательный потенциал школьного курса основ безопасности жизнедеятельности / М.А. Картавых, И.А. Воронина, A.A. Аракелян // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2021. - С. 171-174

6. Колесникова, И.А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования / И.А. Колесникова//Непрерывное образование: XXI век. -2013. -№ 1. - С. 2-18

7. Платон. Государство. Собрание сочинений в 3-х т. /Платон. -М.: 1971. - Т. 1. -С. 548-549

8. Ребко, Э.М. Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности / Э.М. Ребко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 162. - С. 156-162

9. Саямов, Ю.Н. Безопасность человека как глобальная проблема / Ю.Н. Саямов // Международная жизнь. - 2021. -№1.-С. 44-55

10. Усова, П.А. Интерес к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» у сельских школ / П.А. Усова // Гуманитарные научные исследования. - 2019. - № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/ll/26244 (дата обращения: 11.10.2023)

11. Цветкова, И.В. Подходы к обучению школьников и студентов безопасности жизнедеятельности / И.В. Цветкова // Карельский научный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 2 (23). - С. 48-52

12. Чуйкова, Л.Ю. Безопасность жизнедеятельности (лекционный курс) / Л.Ю. Чуйкова, Ю.С. Чуйков // Астраханский вестник экологического образования. - 2016. - № 4 (38). - С. 113-173

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Королева Ольга Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород); студент Лошкарева Мария Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению возрастных особенностей воспитания духовно-нравственных ценностей у подростков. Авторами представлен анализ исследований, которые показывают, что ориентации молодежи на отечественные духовно-нравственные ценности противоречивы. В исследованиях последних десятилетий выявлено, что современные школьники считают моральные установки общества произвольными, а люди свободны поступать так, как они считают нужным. Вместе с тем важно отметить, что просоциальные обязательства, проявляемые в межличностных отношениях, зарождаются именно в подростковом возрасте. Моральные ценности отражают представления подростков о правильном и неправильном и охватывают всю совокупность моральных норм и понятий, включая представления о счастье и несчастье, любви и ненависти, работе и честности. С помощью этих понятий подростки оценивают все, что происходит вокруг них, поступки их и других людей, а также правильность или неправильность их действий. Подростковый возраст - это особое время в жизни человека, характеризующееся многочисленными и важными изменениями как на физическом, так и на психическом и социальном уровнях. Как возрастная стадия, варьирующаяся от наступления половой зрелости до приобретения социальной независимости, подростковый возраст является критическим периодом в развитии личности, переходным процессом от детства к взрослой жизни.

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственные ценности, подросток, подростковый возраст, возрастные особенности.

Annotation. The article is devoted to the consideration of age-related characteristics of the education of spiritual and moral values in adolescents. The authors present an analysis of studies that show that young people's orientations towards native spiritual and moral values are contradictory. In recent decades, research has revealed that modern schoolchildren consider the moral guidelines of society free and people should be free in their actions. At the same time, it is important to note that prosocial obligations manifested in interpersonal relationships arise precisely in adolescence. Moral values reflect adolescents' ideas about the right and the wrong and cover the entire set of moral norms and concepts, including ideas about happiness and unhappiness, love and hate, work and honesty. According to these concepts, adolescents evaluate everything that happens around them, their own behavior and other people's actions, as well as the correct or incorrect course of their actions. Adolescence is a special time in a person's life characterized by numerous and important changes at physical, mental and social levels. As an age stage, ranging from the onset of puberty to the acquisition of social independence, adolescence is a critical period in personality development, a transition process from childhood to adulthood.

Key words: education, spiritual and moral values, teenager, adolescence, age characteristics.

Введение. История развития стран, народов ицивилизаций доказывает, что именно духовность и вера преодолевают сложность мира и лежат в основе его развития. Воспитание духовно-нравственных ценностей тесно связано с формированием и социализацией личности. Семья и образовательные учреждения играют решающую роль в этом процессе. Государство ставит перед школой, перед педагогами задачу воспитания нравственной и активной личности, которая сможет решать многогранные проблемы развития нашей страны.

Изложение основного материала статьи. Анализ современной школьной практики показывает, что образовательный процесс не в полной мере отвечает своим воспитательным целям. Воспитание - это целенаправленный, систематический процесс с целым рядом воспитательных воздействий на человека, который является одновременно объектом и субъектом воспитания и занимает в нем центральное место. Внешняя среда, условия проживания подростков, их семья создают ситуации, в которых они адаптируются и используют различные формы поведения, которые не всегда являются социально приемлемыми. В системе школьного образования еще недостаточно развиты воспитательные механизмы формирования духовно-нравственных ценностей у подростков, поскольку преобладает формализм в школьном образовательном процессе, воспитательный потенциал образовательного пространства школы снижается из-за незавершенности программ формирования духовно-нравственных ценностей у молодежи. Исследования последних десятилетий показывают, что ориентации молодежи на отечественные духовно-нравственные ценности противоречивы. Школьники считают, что моральные установки общества произвольны и что люди должны быть свободны поступать так, как они считают нужным. Вместе с тем важно отметить, что просоциальные обязательства, проявляемые в межличностных отношениях, зарождаются именно в подростковом возрасте. Необходимо также принимать во внимание как эволюционные изменения, так и ситуационные различия в отношении моральных и социальных установок. В педагогической науке имеется целый ряд исследований, посвященных проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у детей и подростков (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Байбародова, Т.Г. Жарковская, Ю.В. Гербеев, Р.В. Овчарова и другие исследователи). Духовно-нравственные ценности - это совокупность этических идеалов, набор исторически и социально обусловленных высших принципов человеческой жизни [5]. Моральные ценности отражают представления подростков о правильном и неправильном и охватывают всю совокупность моральных норм и понятий, включая представления о счастье и несчастье,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.